1 Ярослав Перевалов Юзабилити-экспертиза как метод оценки качества пользовательского интерфейса. Примеры работ по экспертизе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Юзабилити-экспертиза Ярослав Перевалов. 2 Что такое юзабилити-экспертиза? Юзабилити-экспертиза Юзабилити-экспертиза (эргономичекая экспертиза, ю-экспертиза,
Advertisements

Екатерина Сугак Эргономические аспекты проектирования пользовательского интерфейса диссертация кандидата психологических наук.
Лабораторная работа 1. Целеориентированный подход В данной лабораторной работе рассматривается целеориентированный под- ход к разработке прототипа программного.
СОЗДАНИЕ ПЛАТФОРМЫ для ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНА. Решения План работ Разработка Дизайн Контент Интеграция в социальные сети Стоимость Привлечение Вопросы ОГЛАВЛЕНИЕ.
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Методология проектирования информационных систем МИФИ, Кафедра «Кибернетика»
1 Проектирование пользовательских интерфейсов ИТ МГППУ 2009 г. Учебный курс Московский Городской Психолого-Педагогический университет Факультет «Информационных.
Денис Косарев Менеджер ООО «Медиа-Стиль» Юзабилити сайта Ульяновск, 17 мая 2007 года.
Сообщество аналитиков России Управление качеством требований Уровни зрелости процесса управления требованиями.
Жизненный цикл программного обеспечения Лекция 4.
Организация процесса тестирования в Agile команде с помощью квадрантов тестирования.
Тема: Проектирование сайта. (2 учебных часа) Тип учебного занятия: Урок-путешествие по сети в технологии Web-квест. Цели: сформировать творческий подход,
Тел.: (+7 499) , интернет: © 2009 ООО«Баллистика» Технологический процесс создания сайта Путь успешного внедрения, минимизация.
Рекомендации по применению принципов usability в разработке веб-систем и управлении веб- системами Глеб Скрыпин, «Группа Махаон»
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТКРЫТОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ЭКСПЕРТИЗУ И ЭКСПЕРТНУЮ ОЦЕНКУ.
Составление программной документации
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Процесс, методология, стратегия. Карта содержимого (1)
Жизненный цикл программного обеспечения Подготовил студент 1 курса Лось Павел.
ТЕСТИРОВАНИЕ МЕТОД «ЧЕРНОГО ЯЩИКА» ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГР. ИВТ-51 з БАННИКОВА Н.Р.
Транксрипт:

1 Ярослав Перевалов Юзабилити-экспертиза как метод оценки качества пользовательского интерфейса. Примеры работ по экспертизе.

2 1.Понятие ю-экспертизы и её место в процессе юзабилити- проектирования. 2.Сравнение ю-тестирования и ю-экспертизы. Плюсы и минусы каждого метода. 3.Виды ю-экспертизы. Сравнение видов экспертизы. 4.Примеры из проектов. План

3 Что такое юзабилити-экспертиза? Юзабилити-экспертиза (эргономичекая экспертиза, ю-экспертиза, ю-аудит, экспертная оценка) – один из методов анализа и оценки пользовательского интерфейса. Цели ю-экспертизы: Получение качественной оценки юзабилити-характеристик системы Получение перечня эргономических проблем системы и рекомендаций по их устранению Работы, выполняемые в ходе ю-экспертизы: Экспертная оценка ключевых юзабилити-характеристик продукта Анализ существующего продукта на предмет наличия недостатков и проблем уровня: Информационной архитектуры (ИА) Пользовательского интерфейса и взаимодействия (ПИ) Графического оформления, дизайна и вёрстки (ДВ) Ранжирование недостатков и проблем (по важности, сложности, и т.п.), количественный анализ замечаний.

4 Роль и место ю-экспертизы в процессе ю-проектирования

Сравнение методов ю-экспертизы и ю-тестирования МетодПлюсыМинусы Юзабилити- экспертиза Дёшево, быстро. Описание конкретных проблем и чёткие инструкции по их устранению. Качественная оценка юзабилити-характеристик. Субъективная оценка (следует проводить экспертизу с несколькими экспертами) Нужен эксперт (если нет экспертов, следует пользоваться методами структурной оценки) Юзабилити- тестирование Объективная оценка. Определение количественных критериев юзабилити-характеристик. Дорого, долго. Нужна готовая система или тестовый прототип. Нужен доступ к пользователям. Только фиксирование наличия проблем, без чётких рекомендаций по их разрешению. Нужна профессиональная команда по ю-тестированию. 5

1.Проверочные листы 2.Структурный анализ юзабилити-проблем 3.Экспресс-экспертиза Виды ю-экспертизы 6

Проверочные листы Проверочный лист (check-list) – список контрольных вопросов по тому или иному аспекту взаимодействия пользователя с оцениваемой системой. Руководство по проектированию: список эргономических требований и рекомендаций Степень выполнения рекомендаций и требований Проверка выполнения требований по контрольным вопросам 7

Количественная оценка Методы количественной оценки выполнения массива эргономических требований и рекомендаций: Оценка применимости и соответствия, учёт атрибутивной информации (ключевые юзабилити-характеристики). Пример – методики ISOметодики ISO Оценка применимости и соответствия с учётом весовых коэффициентов. Пример – методика и отчёт по Edu.ruметодикаотчёт по Edu.ru В конечном итоге, метод даёт некоторую количественную оценку: Мощность выполнения массива требований и рекомендаций Профиль соответствия юзабилити-характеристикам: oСоответствие задачам, решаемым пользователем oЛегкость использования oУправляемость oСоответствие ожиданиям пользователя oУстойчивость (терпимость) к ошибкам oПригодность к индивидуализации oЛегкость изучения (обучения) 8

Качественный результат «Подсветка» тех областей, в которых есть провалы по юзабилити- характеристикам: получение данных для последующего анализа этих провалов, и их оперативной фиксации. 9

Анализ производится экспертом в соответствии с некоторой определённой структурой: Структура основных элементов интерфейса Контент (требования к содержимому) Организация информации (информационная архитектура) Навигация Форматирование текста Стилевое оформление Графика Вёрстка Поиск Формы ввода и взаимодействие с пользователем (интерактив) Меню Информационные компоненты Элементы управления Индикация Техники взаимодействия и т.д. Анализ юзабилити-проблем (1) 10

Структура системы (последовательность экранов, диалогов, разделов) Структура сценариев взаимодействия (роле-ориентированный, целе-ориентированный подходы) Эвристики (заведомо работающие аксиомы, правила, требования) Простота Естественность Обеспечение обратной связи Оперирование понятиями пользователя Принцип единообразия (consistency) Принцип распознавания Лёгкость управления Устойчивость (терпимость) к ошибкам Пригодность к индивидуализации Упорядоченность и т.д. Анализ юзабилити-проблем (2) 11

Формат отчёта 12 Как правило, каждая юзабилити-проблема описывается в формате: Что плохо и почему (фиксирование проблемы) Что делать, чтобы стало лучше (рекомендации) Опционально, приводятся эскизы, иллюстрирующие приводимые рекомендации Ранжирование проблемы: По сложности реализации По важности реализации По степени серьёзности проблемы По виду проблемы (ИА, ДВ, БФ) Примеры: Мобильные Яндекс.Карты Юзабилити-экспертиза банкомата Описание бизнес-процессов для IMSG Отчёт по E-CareОтчёт по E-Care Отчёты для Sodis.ru: 2004,

Экспресс-экспертиза (бизнес-линч) 13 Эпиграф: «Системный анализ хорош не тем, что об объектах проектрования начинают думать систематизированно, последовательно и упорядоченно, а тем, что о них вообще начинают думать.» Бизнес-линч – свободная субъективная быстрая дешёвая приятная опасная нецензурная охота эксперта за жаренными юзабилити-недостатками. Примеры: 1.Экспертиза отдельных макетов Яндекс.Расписания 2.Сравнительная экспертиза макетов карточек продукта Яндекс.Маркета 3.Экспертиза ранних макетов Студии новой Яндекс.Почты

Сравнение методов ю-экспертизы 14 МетодПлюсыМинусы Провероч- ные листы Есть чёткая и однозначная методика Не требуется высококвалифицированный эксперт Высокая воспроизводимость метода Количество экспертов может быть большим Количественная оценка применимости/соответствия Фиксация проблем на уровне чек-листа Не гибкий и не универсальный метод: требуется иметь готовую методику на каждый тип интерфейса Сложность получения квалифицированной качественной оценки юзабилити-характеристик Низкий производственный выход: для получения рекомендаций по устранению проблем нужен дополнительный анализ Анализ проблем Качественная оценка юзабилити- характеристик Эффективный производственный выход: не только чёткая фиксация проблем, но и конкретные рекомендации по их устраненению Гибкий метод – не требуется оценка применимости заранее неприменимых требований, не требуется наличия чётких методик оценки Низкая воспроизводимость: отсутствие методики Требуется высококвалифицированный эксперт У каждого эксперта – свой подход, и результаты могут отличаться Бизнес-линч Быстро-Дёшево-Сердито Эффектно Мало букв, много мата Помогает всерьёз задуматься об интерфейсе и людях, его проектирующих Эксперт должен обладать кармой, доверием и полномочиями Можно кого-нибудь хорошего обидеть ненароком Субъективно Может вызвать депрессию

Литература 15 1.Research-Based Web Design & Usability Guidelines / U.S. Department of Health & Human Services MIT IS&T: Usability Guidelines guidelines.htmlhttp://web.mit.edu/ist/usability/usability- guidelines.html 3.Стандарты ISO sort=rel&type=simple&published=true sort=rel&type=simple&published=true 4.Роль и место юзабилити-тестирования в процессе юзабилити- проектирования / Ярослав Перевалов perevalov.htmhttp://usability.ru/Articles/utest- perevalov.htm 5.Контрольный список интерфейса / Владислав Головач, Александр Белышкин 6.Usability checklist 7.Usability checklist

Ярослав Перевалов эксперт по проектированию пользовательских интерфейсов Спасибо за внимание! Есть вопросы?