Семинар «Европейские требования к квалификациям в автомобильном секторе и их адаптация в России. Рамочные подходы к управлению квалификациями: лучшие практики,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Advertisements

Всероссийский семинар: ««Социокультурная модернизация образования: современные системы оценки качества образования и научно- инновационной инфраструктуры.
5 марта Красноярск, 28 февраля Москва, 2011 Сибирский федеральный университет Институт управления бизнес-процессами и экономики Проблемы.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
0 Мониторинг потребностей экономики Санкт-Петербурга в трудовых ресурсах Санкт-Петербург 2009.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Актуальные вопросы подготовки специалистов по охране труда в образовательных организациях Д.Н. Платыгин Генеральный директор ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
5 апреля 2012 года, II Межрегиональный форум «INNOMED» , г. Пенза МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Стратегии развития.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Транксрипт:

Семинар «Европейские требования к квалификациям в автомобильном секторе и их адаптация в России. Рамочные подходы к управлению квалификациями: лучшие практики, управление персоналом на основе компетенций, возможности и вызовы для российских компаний в автомобильном секторе» февраля 2011 г.

Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения профессиональной структуры отрасли и разработка методики для создания отраслевых профессиональных стандартов - высокотехнологичные отрасли промышленности; - атомная отрасль; - металлургическая промышленность. I.

Участие в подготовке решений в области регулирования и нормативных документов Участие в Межведомственной рабочей группе по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики при Минздравсоцразвития РФ II. Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы

Создание отраслевых научно-методических центров в рамках отраслевой системы сертификации III. Создание сети отраслевых центров по сертификации в кооперации с заинтересованными участниками IV. Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы

Разработка корпоративных профессиональных стандартов и систем профессиональной аттестации и сертификации V. Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Создание ИТ инструментов для оценки квалификации и сертификации VI. Описание и оценка квалификационной структуры компании и уровня квалификации компании и организации VII.

1.Согласно целевым ориентирам принятой стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 года, объем выпуска машин в России должен будет вырасти с нынешних (прогноз 2010) до штук в год. 2.Доля затрат на технологии в области автомобильной электроники и защиты окружающей среду при производстве автомобилей будет расти на 8,8 % + Х в год (с 20 до 50 % к 2020 году). 3.Минпромторг России подал заявку на формирование технологической платформы «Инновационный транспорт/Экологический чистый транспорт». 4.Численность трудоспособного населения в России, в возрасте от 20 до 64 лет будет снижаться (к 2025 году сократится на 12.59%). 5.В программе развития АвтоВАЗа до 2020 года указано повышение производительности на 39 % в 2020 году по сравнению с 2010 годом до уровня производительности текущих международных автопроизводителей и увеличение квалификации рабочего и административного персонала. 6.В качестве целей 2011 года Совет директоров ОАО «КАМАЗ» поставил повышение производительности труда на 17,8%. 7.Ориентирами развития 2011 года в группе «ГАЗ» видят увеличение выработки на одного рабочего на 47%. Ситуация в автомобильном секторе

Основные индикаторы для мониторинга реализации Стратегии автопрома до 2020г. Наименование индикатора Ед. изм Число занятых в автомобильной промышленности от общей численности населения, занятого в экономике%0,70,6 2. Объем производства ЛА млн. шт.1,4690,5970,6350,7250,8911,1591,5672,0012,3972,692,9073,0483,15 3. Объем производства ЛКА млн. шт.0,1970,0750,0780,0850,0990,120,1530,1880,220,2430,2610,2720,28 4. Объем производства ГА млн. шт.0,1030,040,0440,0520,0680,0930,1310,1720,2090,2370,2570,270,28 5. Объем производства А млн. шт.0,0240,012 0,0130,0150,0170,0210,0250,0280,0310,0330,0340, Общий объем производства млн. шт1,7930,7240,7690,8751,0731,3891,8722,3862,8543,2013,4583,6243, Количество новых моделей, поставленных на производствошт Министерство промышленности и торговли РФ оценивает общую емкость автомобильного рынка в РФ в 2010 году в 1,7 млн. автомобилей и $60 млрд.

Данные по объему выпущенных машин и количестве занятых в секторе: Источник 1: Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года СтранаМашин всегоЗанятость Авто на одного человка Japan ,94 China ,59 Russia ,11 Germany ,74 France ,74 Spain ,58 USA ,98 UK ,12 Italy ,30 Russia ,03 Источник 2: Международная ассоциация предприятий автомобильной промышленности OICA (2009) Увеличение производительности труда в 5-8 раз!

Мировой рынок, спрос на автомобильную микроэлектронику в 2008 и 2013 годах (млд. долл.). В 2007 году при производстве легковых автомобилей в Германии на долю электроники приходилось от 20 до 30% затрат. К 2010 году эта доля вырастет до 40%, а к 2020 году ожидается до 50%.

Что происходит… Американские автопроизводители General Motors и Chrysler объявили о наборе 2000 сотрудников для своих инженерных центров. Концерн General Motors привлечет для работы в своих инженерных центрах 1000 новых сотрудников, столько же специалистов планирует нанять и Chrysler. Инженеры займутся разработками в области электротехнологий и компактных автомобилей - руководство компаний ранее анонсировало расширение модельного ряда в этом направлении.

Динамика доли работы работоспособного населения (в возрасте от 20 до 64 лет) в общей численности населения гг.

Из доклада Deloitte: «Ускорение на встречу 2020 году – перемены в автомобильной промышленности».

Какие задачи стоят перед Российским автомобильным сектором? 1.Сформировать квалификационную структуру автомобильного сектора с учетом потребностей обеспечения квалификациями новых автомобильных технологий, планируемых к внедрению до 2020 года и стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288(Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем), ИСО/ТУ-16949(стандарт менеджмента качества для автомобильной промышленности). 2.Определить список новых профессий, которые будут появляться с внедрением новых технологий и новых способов организации производства. 3.Определить, как изменится содержание существующих профессий и квалификаций. 4.Определить количественную оценку в квалификациях для отечественного автопрома в перспективе до 2020 года. 5.Описать содержание наиболее востребованных для автомобильного сектора профессий с построением их оптимальных карьерных траекторий и максимальной капитализации профессиональных знаний, умений и компетенций. 6.Сформировать концепцию развития человеческих ресурсов для автомобильного сектора на период до 2020 года.

Задачи обеспечения квалифицированным персоналом российского автомобилестроения. Все эти задачи должна решать в тесном сотрудничестве с международными институтами и Европейскими партнерами в секторе автомобилестроения.

Структура проектов в Европе по формированию системы поставки и обращения квалификаций 1.Создание рамки квалификаций в автомобильном секторе на общеевропейском уровне. Задачи проекта: 1.Организация взаимодействия производства, исследовательских организаций и университетов. 2.Создание и совершенствование образовательных программ для автомобильного сектора; 3.Совместное определение квалификаций, навыков и компетенций; 4.Разработка общих баз данных; 5.Разработка рекомендаций по формированию национальных рамок квалификаций; 6.Создание в автомобильном секторе условий для применения Европейской рамки квалификаций (EQF);

Структура проектов в Европе по формированию системы поставки и обращения квалификаций 2. Создание кредитно-бальной системы оценки квалификаций в автомобильном секторе. Задачи проекта: 1.Разделение производственного процесса на стадии, начисление определенного количества баллов по мере освоения стадий производственного процесса. 2.Определение стадий производственного процесса: описание процесса, определение ключевых компетенций.

Структура проектов в Европе по формированию системы поставки и обращения квалификаций 3. Создание сети стейхолдеров новой квалификационной системы автомобильного сектора. Задачи проекта: 1.Создание сети исследователей и производителей. 2.Повышение качества обучения. 3.Сохранение баланс спроса и предложения. 4.Обновление квалификаций в автомобильном секторе, в ответ на их изменение на национальном и отраслевом уровнях.

ОСНОВНОЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ: Достичь стратегические ЦЕЛИ развития российского автопрома имеющимся на сегодня кадровым потенциалом и существующей системой профессионального образования НЕВОЗМОЖНО. Нужно СОЗДАВАТЬ новую система формирования и оценки квалификаций, согласованную с лучшими практиками мирового автопрома, привязанную к современным моделям организации производства, технологиям, которая позволит уже сейчас формировать необходимые профессиональные образовательные программы под потребности автомобильных компаний.

Квалификационная занятость EU-25 Уровень квалификации Изменение Низкая Средняя Высокая Итого: «Результаты проведенного исследования показывают где будут происходить основные изменения на рынке труда Европы в срок до 2020 года. Спрос на использование низко квалифицированной рабочей силы будет снижаться, а спрос на средних и высоко квалифицированных работников будет повышаться. В будущем ожидается высокий спрос на обучение рабочей силы низкой квалификации» (Источник: Cedefop 2008)

Требования к результатам работ и процедуры приемки: Применение компаниями профессиональных стандартов КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ КОМПАНИИ Набор компетенций, необходимых для успешного достижения стратегических целей компании, включающий: блоки компетенций название компетенций описание компетенций Карта компетенций ТИПОВОГО РАБОЧЕГО МЕСТА - Набор требований к профессиональным качествам работника, необходимым для успешного выполнения функционала на типовом рабочем месте Шкала и матрица оценки компетенций работника качественно- количественные показатели развития компетенций, применяемые для оценки работников

Фрагмент профессионального стандарта (пример) Процесс - Трудовая функция 1.1. Эксплуатация агрегата подземного ремонта скважин до и после проведения ремонта скважины Основные трудовые действия: управлять узлами, обеспечивающими транспортное перемещение подъемного агрегата; вести наблюдение за техническим состоянием подъемного агрегата ; контролировать параметры системы подъемного агрегата в период транспортного перемещения Средства труда и предметы труда Комплект контрольных приборов и приспособлений в зависимости от базового шасси агрегата ПРС. Агрегат ПРС, узлы и системы агрегата ПРС. Компетенции (Необходимые знания и умения) Подъемники: классификация, назначение, область применения, технические характеристики, кинематика, устройство, техническая эксплуатация, управление и техника вождения. Правила дорожного движения. Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской федерации… Водить автомобиль, на базе которого смонтирован агрегат. Анализировать транспортную обстановку с учетом дорожных и погодных условий. Осуществлять своевременную заправку агрегата топливом. Контролировать уровень масла двигателя. Контролировать показания приборов…

Использование профессиональных стандартов (ПС) в целях совершенствования профессионального образования и обучения. 1.Разработка на основе ПС модульных программ. 2.Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки образовательных достижений и оценки соответствия требованиям профессиональной деятельности. 3.Разработка предложений по направлениям и профилям подготовки ВПО, профессиям НПО и специальностям СПО. 4.Разработка предложений по совершенствованию ФГОС профессионального образования. 5.Проведение семинаров для представителей корпоративного обучения и профессионального образования по возможностям использования ПС в целях развития содержания образовательных программ.

Соотношение отраслевых и межотраслевых профессий Основные профессии отрасли Отраслевые центры сертификации Межотраслевые центры сертификации Межотраслевые профессии

Применение модели полного жизненного цикла продукта/услуги для формирования профессиональной структуры отрасли. Вывод из эксплуатации (утилизация) Эксплуатация (послепродажное обслуживание) Реализация (сбыт) Исследование спроса и планирование Сертификация Проектирование и разработка Производство Инверсия рассмотрения цикла жизни продукта

Включенность профессий в большие организации и системы Крупная организация /СРО/ассоциация/ Структурная единица 2 Профессиональная группа 1 Структурная единица 1 ……. Структурная единица 3 ……. Структурная единица N Профессиональная группа 2

Участие представителей профессии в процессах организации Носители профессии 1 Носители профессии 2 Организация Процессы

Описание набора функций для каждого квалификационного уровня Уровень 2 fff Уровень 3 fff Уровень 7 fff Уровень N fff ……….. ………… 1 N 25 Процессы в организации

Систематизация перечня функций, знаний, компетенций Уровень 2 Уровень 3 Уровень N Уровень 7 Уровень 8 Систематизированный перечень функций Систематизированный тип знаний Систематизированный перечень компетенций

Неравномерность распределения функциональной нагрузки по квалификационным уровням Процессы, шт. Кв. уровни, N

Центр сертификации Оценка качества подготовки Профессиональный стандарт – основа для оценки работодателем качества подготовки выпускников и сотрудников, прошедших профессиональную подготовку. Оценка выпускников Оценка сотрудников прошедших профессиональную подготовку Оценка учебных программ (ВУЗы) Профессиональный стандарт

Contact: Leadership «Expert club» - Georg Afanasyev Postal address: Russia, Moscow, Lubyansky travel, house 15 / 2, building 4 Phone : +7 (495) E. mail: