Методология как конструктивная философия Розин В.М. д.ф.н., проф., в.н.с. Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смысл в контексте деятельности и мышления: особенности методологической реконструкции Вадим Розин Институт философии РАН.
Advertisements

Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Институционализация методологического мышления (ММ) Вадим Розин Институт философии РАН Институционализация ММ – это вопрос о дальнейшем развитии и судьбе.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Презентация по статье Розова М.А. ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Автор: Тропин Никита, гр
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Трансцендентальный конструктивизм Канта. Трансцендентальный метод Вот как Кант определяет в общем свой трансцендентальный метод: Вот как Кант определяет.
Знание как представление, «episteme», концепт и реконструкция Розин В.М. Институт философии РАН.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
ИНОПЛАНЕТНЫЙ РАЗУМ КАК НЕПАРАДИГМАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА «Вероятность самого явления несущественна, важна его структура» С.Лем, «Сумма технологии»
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Транксрипт:

Методология как конструктивная философия Розин В.М. д.ф.н., проф., в.н.с. Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН Москва 12 апреля 2011

Методология как конструктивистская концепция в философии. Платон и Аристотель 2 Уже Платон может считаться конструктивистом и первым методологом. «Так давайте же займемся мысленно построением государства с самого начала. Как видно его создают наши потребности». [Платон. Государство] Платоновское представление о схемах: 1.предварительная, не совсем точная идея (эскиз идеи) и 2.схватывание (конструктивное задание) реальности. Аристотель имел дело с нормированием способов получения знания, образцы которых уже отчасти сложились, и нужно было построить модели и схемы правильных способов.

Новое время: Френсис Бекон 3 В новое время мышление концептуализируется не только в рамках «логического подхода», но и методологического. Бекон ищет схемы, позволяющие создавать новые способы получения знаний для наук о природе. Главная его идея в отношении мышления следующая: прежде чем мыслить, нужно подумать, мышление предполагает управление, само это управление есть тоже мышление, но понимаемое как искусство. «Здание этого нашего Мира и его строй представляют собой некий лабиринт для созерцающего его человеческого разума, который встречает здесь повсюду столько запутанных дорог, столь обманчивые подобия вещей и знаков, столь извилистые и сложные петли и узлы природы Надо направить наши шаги путеводной нитью и по определенному правилу обезопасить всю дорогу, начиная от первых восприятий чувств но, прежде чем удастся причалить к более удаленному и сокровенному в природе, необходимо ввести лучшее и более совершенное употребление человеческого духа и разума... путь к этому нам открыло не какое-либо иное средство, как только справедливое и законное принижение человеческого духа». Каким образом мышление может направлять мышление? Бекон отвечает, следуя в той же самой логике «природы, как естественного, стесненного искусством техники»: ибо говорит он, «природа Вещей сказывается более в стесненности посредством искусства, чем в собственной свободе. Уже как средство мышления такое управление Бэкон называет методом: «Знание же передается другим, подобно ткани, которую нужно выткать до конца, и его следует вкладывать в чужие умы таким же точно методом (если это возможно), каким оно первоначально найдено».

Кант как конструктивист и методолог 4 1. Человек имеет «возможность как бы а priori предписывать природе законы и даже делать ее возможной». «Но свет открылся тому, кто первый доказал теорему о равнобедренном треугольнике (безразлично, был ли это Фалес или кто-то другой); он понял, что его задача состоит не в исследовании того, что он усматривал в фигуре или в одном лишь ее понятии, как бы прочитывая в ней ее свойства, а в том, чтобы создать фигуру посредством того, что он сам а priori, сообразно понятиям мысленно вложил в нее и показал (путем построения). Он понял, что иметь о чем-то верное априорное знание он может лишь в том случае, если приписывает вещи только то, что необходимо следует из вложенного в нее им самим сообразно его понятию». 2. Кант трактует разум двояко: как направляющую инстанцию мышления (канон) и как составляющую самого мышления. Реформируя метафизику, Кант явно осуществляет «методологический поворот» (то есть от рассмотрения бытия переходит к анализу мышления, опыта, знаний, понятий, категорий и пр.).

Концептуализация мышления у Г.П.Щедровицкого 5 Г.П.Щедровицкий концептуализирует мышление, реализуя тот же подход, что и у Бэкона и Канта, но управление мышлением он задает иначе. Управлять мышлением, утверждает Щедровицкий, можно только на основе технологии, прежде всего, схематизации и проектирования, причем эти технологии должны опираться на собственный опыт мышления и рефлексию. В начале 80-х годов, обсуждая особенности методологической работы, Щедровицкий пишет, что «продукты и результаты методологической работы в своей основной массе это не знания, проверяемые на истинность, а проекты, проектные схемы и предписания. И это неизбежный вывод, как только мы отказываемся от слишком узкой, чисто познавательной установки, принимаем тезис К.Маркса о революционно-критическом, преобразующем характере человеческой деятельности». «Итак, методолог (в отличие от ученого) это человек, который работает над собственной деятельностью и собственным мышлением, меняя их, трансформируя, создавая новые формы – сначала в мысли, а потом в реализации. На мой взгляд, в этом суть дела». «Осуществляется полный отказ от описания внешнего объекта. На передний план выходит рефлексия, а смысл идеи состоит в том, чтобы деятельно творить новый мыследеятельный мир и вовремя его фиксировать, и это для того, чтобы снова творить и снова отражать, и чтобы снова более точно творить. Поэтому фактически идет не изучение внешнего объекта, а непрерывный анализ и осознание опыта своей работы». Не отрицает Щедровицкий и роль исследования, иначе бы он не писал «теория мышления», «теория мыследеятельности», но понимает он исследование как принципиально подчиненное методологии.

Диалектика «искусственного-естественного». Модельный пример исследование «Две жизни А.С.Пушкина» 6 Моя экзистенциальная ситуация: «Письмо это тебе вручит милая и добрая девушка, которую один из твоих друзей неосторожно обрюхатил. Полагаюсь на твое человеколюбие и дружбу. Приюти ее в Москве и дай денег, сколько ей понадобиться - а потом отправь в Болдино... При сем с отеческой нежностью прошу тебя позаботиться о будущем малютке, если только то будет мальчик. Отсылать его в Воспитательный дом мне не хочется - а нельзя ли его покаместь отдать в какую-нибудь деревню, - хоть в Остафьево. Милый мой, мне совестно ей богу - но тут уж не до совести» [Из письма Пушкина Вяземскому, курсив наш – В.Р.]. По словам Н.М.Карамзина, «Пушкин, если он только не исправится, сделается чертом еще до того, как попадет в ад».

Действия исследователя в модальности «естественное» и «искусственное» 7 1.Действия в модальности «искусственное»: решение выяснить отношения с Пушкиным посредством исследования; трактовка этого исследования как гуманитарного, культурологического и методологического; конституирование Пушкина как идеального объекта (приписывание ему определенных характеристик: Пушкин романтик, а следовательно, игра в карты в его времена имела совершенно другой смысл, Пушкин помещик, а следовательно, его отношение с крепостными девушками такое-то, на Пушкина оказывали большое влияние Чаадаев со товарищи, а следовательно, он вынужден был пересматривать свою жизнь, любовные похождения Пушкина опустошали его душу и т.п.). 2.Действия в модальности «естественное»: собственно исследование (опора на факты, следование логике, рассуждение и др.), «действие научных авторитетов» (Бахтин, Лотман, Щедровицкий), попытка ответить на «вызовы времени» (понять, что такое гуманитарное мышление, спасти для себя Пушкина и др,), прислушивание к критике (включенность в коммуникацию), осмысление результатов исследования (гуманитарное исследование это особый тип социального действия, позиционирующий меня как личность и читателей). Нельзя сказать, что я мыслю отдельно в модальности «искусственное» и отдельно в модальности «естественное». Нет, мой дискурс подчиняется логике и диалектике «искусственное – естественное». Я постоянно перехожу от одной модальности к другой. В частности потому, что мыслю анализируемый феномен и как деятельность, и как реальность, возникающую не только в связи с деятельностью.

Новое понимание деятельности, реальности и схем как условие конструктивной философии. Иллюстрация: «Пир» Платона 8 Одной из первых удачных попыток формирования научного предмета можно считать «Пир» Платона. В этой работе Платон конструирует любовь как идеальный объект, приписывая любви за счет определений такие свойства как «поиск своей половины», «стремление к целостности», «разумное поведение», «вынашивание духовных плодов» (стремление к прекрасному, благу, бессмертию). Платон решает три задачи: создает новое понимание любви для становящейся античной личности, строит о любви непротиворечивое знание, реализует в отношении любви ряд собственных идеалов. Но вот что интересно, характеристики идеального объекта Платон сначала получает на схемах, лишь затем на их основе он строит определения любви. В «Пире» мы находим несколько схем, например, схему «андрогина». Один из участников диалога Аристофан рассказывает историю, в соответствие с которой каждый мужчина и женщина ищут свою половину, поскольку они произошли от единого андрогинного существа, рассеченного Зевсом в доисторические времена на две половины.

Схемы в «Пире» Платона (1) 9 ПРОБЛЕМНАЯСХЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯЛЮБОВЬ СИТУАЦИЯ ЛЮБВИ КАК ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ Необходимость мыслить непротиворечиво, любить для личности, преодолеть мифологическое понимание любви, реализовать себя

Схемы в «Пире» Платона (2) 10 ПРОБЛЕМНАЯ НАРРАТИВЫ СИТУАЦИЯ СХЕМЫ ИДЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ (практика) (научное познание)

Схемы в «Пире» Платона (3) 11 СХЕМЫ ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ (реальность) Схема, взятая по отношению к проблемной ситуации, может мыслится в модальности «естественное». Как результат изобретения Платона, её необходимо мыслить в модальности «искусственное». Как задающая новую реальность (объект) – это опять естественное. Но как средство деятельности, схема снова искусственное.