БИЗНЕС И КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 2006 АРЕНДА И ПОКУПКА НЕДВИЖИМОСТИ И ЗЕМЛИ ДЛЯ НУЖД МАЛОГО БИЗНЕСА Москва, 18 октября 2006 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фонд ИНДЕМ Бизнес и коррупция: проблемы противодействия 2006 Аренда и покупка недвижимости и земли для нужд малого бизнеса Москва,
Advertisements

ТЕМА 6 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Москва, 13 октября 2005 г. Юрий Борисенко Руководитель департамента «Недвижимость. Земля. Строительство» Юридической Фирмы «Вегас-Лекс» Московская земля.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность - инициативная и самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от их имени или от имени.
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Основные подходы и проблемы во введении в Москве платы за подключение к системе централизованного теплоснабжения. Разработка Положения о подключении тепловых.
Уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета образовательного учреждения.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
О внесении изменений в земельное законодательство.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
1.Условия соглашения о государственно- частном партнерстве 2.Заключение, изменение, прекращение соглашения о государственно-частном партнерстве.
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Государственная политика в области занятости в России.
Транксрипт:

БИЗНЕС И КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 2006 АРЕНДА И ПОКУПКА НЕДВИЖИМОСТИ И ЗЕМЛИ ДЛЯ НУЖД МАЛОГО БИЗНЕСА Москва, 18 октября 2006 года

Ниже излагаются результаты социологического исследования Это исследование готовилось и осуществлялось силами коллектива Фонда ИНДЕМ. –Инструкции и гид для проведения неформализованных интервью разработал В.Л. Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ. –Неформализованные личные интервью проводили Г.А. Сатаров, президент, В.Л. Римский, заведующий отделом социологии, К.И. Головщинский и С.А. Пархоменко, сотрудники Фонда ИНДЕМ. –Этот же коллектив составил отчёт о проведённом исследовании, на основе которого подготовлено это выступление. Содействие Фонду ИНДЕМ в подборе интервьюируемых и организации интервью оказали: –в Волгограде - Волгоградская Торгово-промышленная палата и региональное отделение ассоциации бизнеса «Опора России»; –в Смоленске – региональное отделение Национального антикоррупционного комитета.

Организация социологического исследования Сбор информации проводился с помощью личных интервью проводился зимой и весной 2006 года в городах: –ВОЛГОГРАД с 26 февраля по 1 марта; –МОСКВА с февраля по апрель включительно; –СМОЛЕНСК 13 и 14 марта. Всего было проведено 56 личных интервью: –8 – в Москве, –25 – в Волгограде, –23 – в Смоленске. В командировках вне Москвы, т.е в Волгограде и в Смоленске каждый интервьюер проводил по 3-4 интервью в день, которые продолжались от 45 минут до 2 часов. В Москве интервьюер проводил по одному интервью в день, и они нередко продолжались в течение 2-3 часов, а одно – примерно 4,5 часа.

В каждом городе проводились интервью с: Представителями малого и среднего бизнеса. Чиновниками городских органов власти и управления, в частности, руководителями, менеджерами и сотрудниками земельных комитетов и департаментов недвижимости.

Метод проведённого исследования: Личные неформализованные интервью с вовлечёнными в отношения с землёй и недвижимостью бизнесменами и чиновниками. Для таких неформализованных интервью был подготовлен примерный набор вопросов, но было более желательно, чтобы сам интервьюируемый на них отвечал в той последовательности, которая для него является наиболее логичной. В проведённых интервью ставилась задача максимально объективно и максимально полно описать реальную ситуацию в областях исследования, а затем совместно с предпринимателями и чиновниками разработать предложения по решению выявленных проблем.

Требования к исследованию: Оно было направлено на анализ реальной ситуации, но не на поиск обвинений тех или иных должностных лиц и бизнесменов, поэтому не являлось и не могло быть прокурорским расследованием. Сведения, получаемые от респондентов, были строго конфиденциальными, в полном объёме с каждым интервью могли знакомиться только сами исследователи. Каждое интервью с разрешения интервьюируемого было записано на диктофон, а потом расшифровано и становилось доступным исследователям в виде транскриптов в электронной форме. Тексты транскриптов анализировались и структурировались, а затем обобщались и интерпретировались исследователями. Отчёт об исследовании составлялся из полученных обобщений и интерпретаций, которые иллюстрировались некоторыми примерами высказываний респондентов.

Представительность данных исследования: Методика проведения исследования не предполагала обеспечения представительности даже основных социальных групп малого бизнеса и чиновников. Для представления различных мнений организаторы исследования подбирали интервьюируемых с разным социальным статусом, разными мотивами, опытом организации и ведения бизнеса, из нескольких регионов России. Такой подход к отбору интервьюируемых позволил выявить и описать различные проблемы малого и среднего бизнеса, способы их решения, которые применяют сами бизнесмены и чиновники, регулирующие их бизнес.

Цели исследования: Углублённый и по возможности подробный анализ проблем современного российского бизнеса, связанных со сферой недвижимости и с наличием теневой деловой активности в российской экономике.

Первая группа изучаемых проблем была связана с использованием недвижимости для деловых и производственных нужд в малом бизнесе Для получения информации по этой группе проблем в исследовании изучались: взаимоотношения власти и бизнеса при решении проблем в сфере недвижимости; взаимоотношения предпринимателей со своими партнёрами и конкурентами в сфере недвижимости; коррупция и её основные признаки во взаимоотношениях власти и бизнеса при решении проблем в сфере недвижимости; возможные методы решений проблем в сфере недвижимости, которые могли бы содействовать развитию бизнеса.

Вторая группа изучаемых проблем относилась к соотношению легальной и теневой сфер в российской деловой активности и их связей с коррупцией Для получения информации по этой группе проблем в исследовании изучались: издержки на коррупционное поведение; издержки на честное поведение; соотношение двух типов издержек и их динамика; активность на белом и теневом рынках; особенности теневого оборота; особенности коррупционных издержек.

Цели проведённого исследования были реализованы с помощью решения следующих основных задач исследования по каждой из двух групп проблем: Выявить понимание интервьюируемым рассматриваемой проблемы. Выявить его оценку состояния и динамики данной проблемы. Побудить респондента описать известную ему практику в связи с данной проблемой. Когда возможно – зафиксировать в интервью описание его собственной практики. Побудить респондента предложить возможные способы решения данной проблемы.

С кем удалось провести интервью: В Москве было больше интервью с представителями высокотехнологичного малого бизнеса, в частности, в сферах компьютерных, сетевых технологий, технологий систем связи и телевидения. Большая часть интервью в Волгограде и в Смоленске была взята с представителями малого бизнеса в сфере торговли массового потребления и продуктами питания. В Волгограде удалось взять два интервью с чиновниками мэрии, занятыми регулированием земельных отношений и отношений в сфере недвижимости. В Волгограде удалось взять интервью с представителями среднего бизнеса в сфере сетевых магазинов, торгующих продуктами питания, одеждой, обувью, бытовой электроникой и другими товарами массового потребления. В Смоленске было взято несколько интервью с представителями охранного бизнеса.

Проблемы взаимоотношений власти и бизнеса Большинство проблем для бизнеса создают чиновники, причём нередко сознательно. Наиболее свободная и благоприятная ситуация для развития частного малого и среднего бизнеса была в период организации кооперативов в годах, а также в начале 1990-х годов. Для современного российского малого и среднего бизнеса необходимостью является участие в нелегальной, теневой деятельности в экономике. Участие малого и среднего бизнеса в нелегальной, теневой экономической деятельности выгодно органам государственной и муниципальной власти ещё и тем, что позволяет им требовать от бизнеса профинансировать те или иные их проекты, мероприятия и т.п.

Нестабильность как проблема взаимоотношений власти и бизнеса Нестабильность во взаимоотношениях бизнеса и органов власти существует в течение всего периода постсоветского развития нашей страны, но в последние годы она существенно усилилась. Нестабильность является сознательной стратегией органов государственной и муниципальной власти, используемой для осуществления контроля бизнеса. Нестабильность правил и норм ведения бизнеса создаёт условия для постоянного расширения практики коррупции во взаимоотношениях между бизнесом и органами власти. В создании нестабильности взаимоотношений бизнеса и органов власти, а не в решении проблем бизнеса и потребителей его товаров и услуг, участвуют различные контролирующие инстанции, если их деятельность оценивать не по нормативным документам, как они должны действовать, а по их реальной практике.

Усложнение норм законов поддерживает нестабильность Поддержанию нестабильности взаимоотношений бизнеса и органов власти способствует и постоянное усложнение норм законодательства и различных ведомств, регулирующих деятельность малого и среднего бизнеса, а также налоговой системы. Тексты законов являются сложными для понимания, разобраться в них могут чаще всего только профессиональных юристы. Нормы законов не исполняются прямо, реально исполняются ведомственные инструкции, разработанные для реализации соответствующих норм этих законов. В некоторых случаях такие инструкции ограничивают права бизнесменов более существенно, чем сами нормы законов. Во многих случаях законы создаются специально для утверждения в них тех или иных коррупционных норм, например, через введение дополнительного контроля бизнеса, дополнительной отчётности, дополнительных обременений и т.п.

Проблемы, связанные с контролирующими инстанциями Интервьюируемыми в качестве таких проверяющих инстанций чаще всего назывались милиция, санэпидемстанции и пожарные службы. Их проверки и контроль деятельности малого и среднего бизнеса направлены не на то, чтобы совместно с ним устранить те или иные недостатки в сферах их компетенции, а на получение взяток за отказы от выставления больших штрафов и временного прекращения деятельности бизнесов. Бизнес оказывается готов платить эти взятки, но не готов платить легально все налоги. Поэтому взятки контролирующим инстанциям позволяют довольно эффективно защищаться от негативных последствий их проверок.

Нестабильность поддерживается работой судов Отсутствует практически возможность эффективной защиты интересов малого и среднего бизнеса в судах. Российские суды являются коррумпированными в высокой степени, они за взятки способны принимать не только спорные решения, но и решения, прямо противоречащие нормам Конституции РФ и российского законодательства. Судьи практически никогда не несут ответственности за получение взяток. Судебное производство по делам, значимым для бизнеса, может продолжаться годами, а проигравшая сторона нередко имеет возможность не исполнять вступившее в силу решение суда из-за слабости службы судебных приставов и возможности обжалования этого решения. В итоге для российского бизнеса нередко становится более эффективным решение различным проблем неправовыми методами.

Проблема конкуренции малого бизнеса с сетевыми магазинами Для городских чиновников удобнее иметь дело с небольшим числом собственников нескольких сетей магазинов, чем с сотнями и тысячами представителей малого бизнеса. Собственники торговых сетей имеют возможность в большем объёме давать взятки и передавать коррумпированным чиновникам неформальные вознаграждения другими способами.

Аренда производственных или торговых помещений Этот рынок разделён на два: рынок коммерческой аренды и и рынок административной аренды. Рынок коммерческой аренды: получить право аренды проще, чем административной, но ставки коммерческой аренды существенно выше. Рынок административной аренды: высокие ставки арендной платы, существенные обременения прав аренды, затруднения с выкупом объекта аренды в собственность.

Проблемы рынка административной аренды Повышением ставок арендной платы администрации городов вынуждают бизнесменов выкупать помещения в свою собственность. Но при продаже на аукционах бывший арендатор в очень редких случаях может эту собственность приобрести, поскольку никаких преимуществ при проведении аукциона он не имеет. Но и оплачивать аренду по повышенной стоимости он нередко тоже не может в силу невысоких финансовых показателей своего бизнеса.

Проблемы рынка административной аренды Для арендаторов из малого и среднего бизнеса существенной проблемой оказалось и продление договоров аренды помещений, зданий и сооружений. В сложившейся практике договора аренды, сроком до одного года, не обязательно регистрировать, а уведомление о желании продолжить их действие нужно предоставлять за месяц до окончания срока их действия. Чаще всего такие нерегистрируемые договоры аренды заключают на срок 11 месяцев, а затем под разными предлогами не принимают у бизнесменов заявлений об их желании продлить срок их действия.

Проблемы рынка административной аренды Бизнесменов нередко заставляют отказаться от продолжения действия договоров аренды под предлогом того, что по генеральному или перспективному плану развития города соответствующая территория должна использоваться иначе. Но при заключении договора аренды такого рода информация бизнесу не сообщается. Органы муниципальной власти не предоставляют бизнесменам компенсаций вложенных финансовых средств в ремонт и оборудование для своей деятельности объектов аренды. Проблемой является и практика применения норм установления так называемой «красной линии».

Получение в собственность объектов недвижимости По нормам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные органы власти должны приватизировать принадлежащие им объекты недвижимости и земельные участки, не относящиеся к исполняемым ими полномочиям. Нормами закона определено, что продажа такой собственности может производиться на аукционах или конкурсах. Большинство органов муниципальной власти выбрали в качестве способа проведения приватизации объектов недвижимости и участков земли аукционы. Условия проведения аукционов существенно препятствуют приобретению в собственность объектов недвижимости.

Землеотвод для строительства зданий и сооружений Отсутствие информации о свободных участках земель под застройку. Отсутствие информации об использовании участков земли в соответствии с генеральным планом развития города. Поздние публикации сведений об участках, выставляемых на аукционы. Бизнес не может прогнозировать, сумеет ли он в ближайшем будущем продолжать арендовать недвижимость, на каких участках он мог бы строить собственные здания и сооружения при развитии своего бизнеса.

Строительство зданий и сооружений Отсутствие информации об использовании участков земли в соответствии с генеральным планом развития города. Процедура получения разрешения и оформления документации на строительство занимает не менее 1-1,5 лет и требует весьма существенных финансовых затрат. Процедура получения разрешения и оформления документации на строительство настолько сложна, что чаще всего бизнесмены для её осуществления прибегают к помощи посредников. Увеличивает срок получения разрешения на строительство разделение соответствующей процедуры на два этапа: предварительный и заключительный. Проблемой является определение городскими администрациями «красной линии». Проблема – выплаты в фонд города доли от сметной стоимости объекта перед началом строительства.

Выводы Принятие тех или иных законодательных норм не является решениями сложных общественных и государственных проблем. В области недвижимости и регулирования земельных отношений законодательными нормами разного уровня определены очень многие методы и процедуры решений проблем. Но реальные их решения производятся практически повсеместно иначе, с применением тех или иных неформальных договорённостей и коррупционных соглашений. Одним из самых значимых административных барьеров для малого и среднего бизнеса является проблема получения помещения, здания, сооружения в аренду или в собственность для ведения малого или среднего бизнеса. В российских городах рыночные отношения в сфере недвижимости и участков земли опосредуются коррупционными практиками. Одной из важнейших причин недостаточного строительства зданий и сооружений в городах является то, что российское налоговое законодательство существенно снижает заинтересованность муниципальных органов власти содействовать развитию офисного и производственного строительства.

Выводы В России тактика и выполнение краткосрочных программ заменили стратегию перехода от социалистической системы владения и распределения недвижимости и участками земли к рыночным отношениям в этих сферах. Фактически, такая стратегия как разработка важнейших направлений деятельности с учётом возможных рисков и действий по их снижению, а также угроз и системы противодействия им, в России отсутствует. Чиновники сознательно создают ситуации нестабильности и отсутствия ясных ориентиров развития городов и рынков недвижимости, а также земельных участков. Используя нестабильность многие муниципальные чиновники осуществляют не рост доходов на подведомственных им территориях, а рост своего собственного благосостояния. Причём это благосостояние им необходимо повышать очень высокими темпами, потому что чиновникам неизвестно, как будет складываться ситуация даже в ближайшие несколько лет. Наиболее доходным для таких чиновников является сбор формальных для отчётности и неформальных для собственного благосостояния денежных выплат с бизнесменов. Общая сумма таких выплат нередко является предельно возможной для того, чтобы бизнес не исчез полностью, но чтобы у него не было достаточных ресурсов для саморазвития.

Рекомендации Расширение объёмов и повышение качества предложения услуг на рынках недвижимости и участков земли, которые можно взять в аренду или приобрести в собственность, существенно снизило бы как цены на этих рынках, так и потребности органов власти в их регулировании. Взаимоотношения бизнеса и органов власти, а также условия развития рынков недвижимости и участков земли стали бы существенно менее коррупционными и больше бы способствовали развитию легального бизнеса в городах, если бы контролирующие инстанции отчитывались не объёмами штрафов, а уровнем соответствия деятельности бизнеса установленным нормам и правилам, если бы они, в первую очередь, давали консультации и занимались совместно с бизнесом решениями его проблем в сфере своей компетенции, а не оформляли штрафные санкции этому бизнесу. Системное проблем недвижимости и земельных отношений вряд ли возможно без разработки долгосрочной стратегии развития отношений и рынков в сферах недвижимости и участков земли. Эта стратегия должна предусматривать реальные процедуры достижения целей развития муниципальных образований, малого и среднего бизнеса, а не только цели формирования рынков объектов недвижимости и участков земли.

Рекомендации Повышают эффективность решений проблем бизнеса коллективные действия, «горизонтальные связи», в частности, постоянный обмен информацией о выигранных делах в судах, о нормах законов, которые позволяют без коррупции решать проблемы и т.п. Коллективные действия бизнеса, возможно, совместно с некоммерческими организациями по лоббированию системных решений проблем. Принятие одного закона, даже с вполне адекватными нормами не приведёт к реальному решению декларируемых проблем, потому что чиновники выстроят такие схемы выполнения процедур по этому закону, что нормы будут обходиться теми или иными коррупционными практиками. Следовательно, желательно не ждать принятия того или иного закона, а добиваться принятия и исполнения стратегий, способствующих развитию бизнеса, экономики и социальной сферы. В частности, нужно добиваться принятия системы законов и рекомендаций по практике применения их норм. Желательно, чтобы социально ответственный бизнес в результате реализации такой стратегии был более конкурентоспособен, чем коррупционный.

Неэффективность стратегии снятия административных барьеров Публично декларируемая и выявляемая в анализе документов и практики государственного управления стратегия снятия административных барьеров, на деле: приводит к появлению новых административных барьеров, которые снова приходится "снимать", постоянно приводит к росту коррупции в этих взаимоотношениях, не решает системных проблем взаимоотношений бизнеса и органов власти. Поэтому стратегия снятия административных барьеров не отвечает интересам бизнеса, развития российской экономики и социальной сферы.

Стратегия развития цивилизованного бизнеса Желательно, чтобы ассоциации бизнеса лоббировали во власти переход к стратегии системного развития в нашей стране цивилизованного и социально ответственного бизнеса. Эта стратегия должна включать разработки и внедрения комплексов законодательных норм и способов их применения. Разработки этих комплексов должны включать описания: процедур реальных решений проблем во взаимоотношениях бизнеса и органов власти; прогнозов развития бизнеса, российской экономики и социальной сферы в результате внедрения и применения этих комплексов, способов противодействия коррупции при внедрении и использовании этих комплексов, возможных рисков и методов снижения вероятности их реализации при внедрении и использовании этих мер, возможных угроз неудач и методов противодействия этим угрозам. Только реализация таких государственных стратегий может позволить постепенно снижать уровень коррупции во взаимоотношениях бизнеса и органов власти.

Благодарю за внимание! Владимир Львович Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Тел./факс: (495) , Тел.: (495) , , , , http: