АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Правовой статус.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институт развития образования ГУ- Высшая школа экономики АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Advertisements

Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
ГУ - ВШЭ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ Проректор Б.Л. Рудник.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Финансовое обеспечения деятельности автономных учреждений Клишина М.А. Первый заместитель генерального директора.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных.
1 Население Государство (и муниципалитеты) Организации бюджетной сферы Функции Услуги как осуществлять контроль? 1.установление прав организаций; 2.установление.
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Наблюдательный совет автономного государственного (муниципального) учреждения 1. Компетенция наблюдательного совета 4.2. Состав и порядок деятельности.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Сравнительная характеристика (по организации бюджетного и налогового учёта) 4-ПОБ-УДО-вз Милиной Ирины МОСКВА 2016.
Правовые, финансовые и экономические вопросы осуществления хозяйственной деятельности казенных образовательных учреждений.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
МИФЫ об АУ К.э.н., доцент Сандакова Н.Ю. Восточно-Сибирский государственный технологический университет.
1 Правовые основы создания автономных учреждений" Владивосток, июля 2007 г. А.Н.Кирейков, ведущий консультант АКГ «РБС» по вопросам государственного.
Транксрипт:

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Правовой статус. Имущественные права. Финансирование. Управление. Создание. Риски и ответственность

КЛАССИФИКАЦИЯ организационно-правовых форм юридических лиц юридические лица = организации НКО (НЕКОММЕРЧЕСКИЕ) Хозяйственные общества товарищества УЧР. АНОФонд Асс. Общ. орг. НП ДР. ПКУП ОДООООЗАООАО ПТ КТ КОММЕРЧЕСКИЕ

АУ- один из типов учреждения Статья 120 Гражданского кодекса РФ: «Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера» Учреждение Государственное или муниципальное БУАУ Частное

ИМУЩЕСТВО, в т.ч. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

Распоряжение имуществом бюджетных и автономных учреждений Статья 296 ГК РФ: Статья 296 ГК РФ: учреждения владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества основная деятельность - реализация соответствующих образовательных программ

Имущество бюджетных учреждений Статья 298 ГК РФ: Статья 298 ГК РФ: Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

ИМУЩЕСТВО АУ закрепленное учредителем или приобретенное на средства учредителя приобретенное за счет доходов АУ недви- жимое особо ценное прочее недви- жимое особо ценное прочее АБ Право распоряжения АУ Все имущество считается собственностью учредителя, находящейся у АУ на праве оперативного управления АУ вправе самостоятельно без разрешения учредителя распоряжаться имуществом, за исключением А и Б Имущество подлежит отдельному учету

Бюджетный кодекс РФ, статья 161 Предыдущая редакция БК Действующая редакция БК Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом Доходы БУ при составлении, утверждении и исполнении бюджета включаются в состав доходов бюджета (должен быть принят ФЗ об особенностях использования БУ этих средств).

Возможности автономных и бюджетных учреждений: денежные средства Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения 1. Использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством. 2. Не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 1. Вправе открывать счета в кредитных организациях. 2. Вправе привлекать заемные средства.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

ФИНАНСИРОВАНИЕ АУ На покрытие расходов АУ в соответствии с финансовым планом На финансовое обеспечение задания учредителя По нормативам На содержание НИ и ОЦДИ и налоги По нормативам Субсидии и субвенции Из бюджета Доходы АУ финансирование программ развития АУ «выравнивающая» субсидия

Задание учредителя (государственное (муниципальное) задание) АУ Учредитель устанавливает задания для АУ в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью (п.2 ст.4 Закона). Выполнение задания обязательно для АУ. Задание должно в т.ч. содержать (ст БК РФ): показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг; порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Бюджетный кодекс РФ, статья 6 государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления); государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления); государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг

Бюджетный кодекс РФ, статья 69.2 Государственное (муниципальное) задание Государственное (муниципальное) задание должно содержать: выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания; выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания; определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг; показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;

Бюджетный кодекс РФ, статья 69.2 Государственное (муниципальное) задание порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам; предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления; порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Финансирование задания Учредитель финансирует задание с учетом расходов на (п.3 ст. 4 Закона): содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества; уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество; финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Состав субсидий Постановлением Правительства РФ от предусмотрено два вида субсидий: а) на возмещение нормативных затрат на оказание АУ услуг физическим и (или) юридическим лицам; б) на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Не предусмотрено финансирование программ развития АУ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОЛГАМ

Автономные и бюджетные учреждения: нормы законодательства об ответственности Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения 1.Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам имеющимися денежными средствами. 2. В случае недостаточности денежных средств к субсидиарной ответственности привлекается собственник имущества. 1. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Взыскание не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные учредителем или приобретенные за счет средств, выделенных учредителем. 2. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

Автономные и бюджетные учреждения: ответственность по своим долгам Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения 1.После взыскания долга за счет имеющихся денежных средств в случае их недостаточности оставшаяся часть долга взыскивается с субсидиарного ответчика. 2.Взыскание долга с бюджетного учреждения существенно затруднено в связи с процедурой обращения взыскания на бюджетные средства 1. После взыскания долга за счет имущества, не забронированного от взыскания, в случае его недостаточности долг в соответствующей части не будет погашен и останется за учреждением. 2. Долги автономного учреждения могут оказаться никак не обеспечены в принципе, что может послужить для контрагентов причиной настаивать на предоплате, расчетах посредством покрытого (депонированного) аккредитива, использовании залога, поручительства, банковской гарантии, страховании возникающих рисков и т.п.

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Пределы правоспособности бюджетных и автономных учреждений Статья 49 ГК РФ: Статья 49 ГК РФ: Некоммерческие юридические лица могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Заключение договоров Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении данного правила контракты (договоры), заключенные учреждением с партнерами, могут быть признаны судом недействительными (пункт 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ). Иск о признании недействительными и применении соответствующих последствий вправе заявить главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств. В соответствии с общими правилами гражданского законодательства о заключении договоров.

Изменение договоров Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения БК РФ распорядителю бюджетных средств предоставлено право уменьшать учреждению ранее доведенные до него лимиты бюджетных обязательств. Если такое уменьшение привело к невозможности исполнения учреждением обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, то учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а по необходимости – и других условий государственных (муниципальных) контрактов и иных договоров (пункт 3 статьи 161 БК РФ). В соответствии с общими правилами гражданского законодательства об изменении договоров.

Ответственность перед контрагентами по договорам Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (пункт 4 статьи 161 БК РФ). В соответствии с общими правилами гражданского законодательства об ответственности юридических лиц по своим обязательствам.

СОЗДАНИЕ ИНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Создание иных юридических лиц Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения Не вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника с согласия своего учредителя.

НАЛОГИ, ЛЬГОТЫ, ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Налоговые и иные льготы Ряд налоговых льгот учреждению, а также льгот сотрудникам образовательных учреждений устанавливаются как льгота для «образовательного учреждения» или для «работника образовательного учреждения». Образовательным учреждением является как автономное, так и бюджетное учреждение. Поэтому все льготы, установленные для образовательных учреждений, автоматически распространяются и на бюджетные учреждения.

Налогообложение Не все нормы налогового законодательства идентично трактуют бюджетные и автономные учреждения. В частности, автономные учреждения будут иметь возможность уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь при условии, если размер выручки в предыдущих четырех кварталах не превышал в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, для бюджетных же учреждений такая возможность предоставлена вне зависимости от размеров дохода (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ). В частности, автономные учреждения будут иметь возможность уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь при условии, если размер выручки в предыдущих четырех кварталах не превышал в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, для бюджетных же учреждений такая возможность предоставлена вне зависимости от размеров дохода (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ). На автономные учреждения не распространяется ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения, установленное для бюджетных учреждений (пп. 17 п. 3 ст Налогового кодекса РФ). На автономные учреждения не распространяется ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения, установленное для бюджетных учреждений (пп. 17 п. 3 ст Налогового кодекса РФ).

Коммунальные платежи Льготные тарифы на оплату коммунальных услуг устанавливаются для бюджетных учреждений, следовательно, со сменой типа на автономное учреждение тариф станет полным. Подобные расходы должен оплачивать учредитель, однако в соответствии с предлагаемыми методиками расчета субсидий расчет финансирования осуществляется с учетом предыдущего уровня расходов, то есть льготных тарифов.

СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

Наблюдательный совет АУ Вопросы, по которым НС вырабатывает рекомендации на основе предложений учредителя или руководителя АУ Для учредителя АУ: 1) внесение изменений в устав АУ 2) создание и ликвидация филиалов и представительств АУ 3) реорганизация АУ 4) изъятие закрепленного за АУ имущества 5) участие АУ в других юридических лицах 6) совершение сделок с имуществом по согласованию с учредителем. Для органов управления АУ согласно их компетенции: 7) проект плана финансово-хозяйственной деятельности АУ 8) выбор банков, в которых АУ может открыть счета

Наблюдательный совет АУ Вопросы, по которым НС принимает решения на основе предложений руководителя АУ 1) совершение крупных сделок; 2) совершение сделок с заинтересованностью; 3) проведение аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждение аудиторской организации. НС утверждает проекты отчетов о деятельности АУ, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность.

РИСКИ ПЕРЕХОДА В АУ

АУ – риски перехода Опасность приватизации АУ, в т.ч. из-за отсутствия субсидиарной ответственности государства Гарантии: имущество АУ находится в государственной (муниципальной) собственности (п.1 ст.3 Закона); АУ имеет только одного учредителя: РФ, субъект РФ или муниципалитет (п.1 ст.2 Закона); АУ не может быть признано банкротом (п.1 ст.65 ГК РФ); ответственность АУ не распространяется на закрепленное за ним недвижимое и особо ценное движимое имущество (п.4 ст. 2 Закона); субсидиарная ответственность важна не для АУ, а для его кредиторов.

АУ – риски перехода Снижение финансирования Гарантии: объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения; законодательство устанавливает одинаковые требования к финансированию учреждений, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, будь то бюджетные или автономные учреждения ; трехлетняя «выравнивающая» субсидия; риск снижения размеров государственного задания (следовательно, его финансирования) от типа учреждения не зависит

«Выравнивающая» субсидия Предоставление в течение 3 лет дополнительных субсидий, размер которых определяется как разность между размером бюджетных ассигнований, предоставленных федеральному БУ на текущий год и плановый период, и размером субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание федеральным АУ услуг и на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (Постановление Правительства РФ от )

АУ – учреждение АУ – риски перехода Утрата гарантий, прав и льгот, предусмотренных законодательством для ОУ Устранение: сделаны поправки к соответствующим законам. В то же время гарантии, права и льготы сформулированы, как правило, применительно к учреждениям.

АУ – риски перехода Банкротство кредитной организации Устранение: тщательная оценка кредитной организации при ее выборе, Выбор наиболее надежных банков для открытия счета автономного учреждения: открытие счета в банках, значительная доля акций которых находится в собственности государства, например, Сбербанк РФ, Внешторгбанк Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета страхование вкладов.

С АУ – риски перехода Снижение качества и доступности услуг Устранение: Предложение о создании АУ путем изменения типа существующего БУ, представленное в Правительство РФ, должно содержать обоснование создания АУ, в т.ч. с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества оказываемых им услуг (пп.1 п.7 ст.5 Закона) Учредитель должен определить критерии перехода в АУ с учетом этого риска.

В каких ситуациях оправдано создание АУ? АУ Имеется или возможна конкуренция между поставщиками образовательных услуг (большинство вузов, ссузов, пту, отдельные школы) возрастает влияние потребителей на поставщиков услуг Учреждение занимает монопольное положение на рынке образовательных услуг (многие сельские учреждения) ключевая роль административных методов БУ

Спасибо за внимание!