Закон «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге: уроки взаимодействия НКО и представителей власти - Анна Скворцова,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е.
Advertisements

«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Привлечение некоммерческих организаций к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ) и совершенствование институционально- правовых условий.
О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям А.Е. Шадрин - директор Департамента стратегического (управления) программ.
Региональная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Красноярского края на 2011 год»
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Новосибирск, 12 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Красноярск, 7 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
«Добрый город» современный фандрайзинг для решения социальных проблем территории.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора Департамента инновационного развития Москва, 1 февраля 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ.
«Общественные советы и общественный контроль» 1. Механизмы вовлечения общественности в процессы взаимодействия с органами власти (особенно активизировались.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Долгосрочная целевая программа «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском.
Семинар-конференция «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 24 сентября 2012, РАНХ и ГС, Москва.
«Деятельность социально- ориентированных некоммерческих организаций. Реализация 40 ФЗ».
Семинар для социально ориентированных некоммерческих организаций Москва, 13 марта 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конкурсный.
Точки развития СОНКО. Самый низкий уровень по занятым в негосударственном некоммерческом секторе и участию граждан в добровольческой деятельности по сравнению.
Будущее – в твоих руках! партнерство бизнеса и общественных организаций в формировании нового поколения.
О внесении изменений в республиканскую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных.
Транксрипт:

Закон «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге: уроки взаимодействия НКО и представителей власти - Анна Скворцова, исполнительный директор ЦРНО 22 апреля 2011 г.

Центр РНО Центр развития некоммерческих организаций - – некоммерческая негосударственная организация, которая с 1994 года работает на развитие гражданского общества В своей работе мы выделяем два направления: Ресурсный центр для НКО: - информационно-аналитическая работа - консультационно-обучающие и - партнерские проекты и мероприятия Эффективная благотворительность и корпоративная социальная ответственность (КСО): - продвижение идей частной благотворительности - разработка, реализация и оценка благотворительной деятельности бизнеса - администрирование грантовых программ

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НКО Регулярная деятельность Центра - проведение обучающих мероприятий и индивидуальных консультаций для: - представителей НКО - представителей инициативных групп - фандрайзеров - PR-специалистов - социальных работников Проведение стажировок, Организация и проведение профильных тематических конференций Издание учебных пособий Подготовка тренеров Работа со студентами Тренинги и семинары: Фандрайзинг (привлечение ресурсов) Управление и оргразвитие Проектный менеджмент Коммерческая деятельность НКО PR и внешние связи Право, налогообложение и бухучет в НКО Развитие личных навыков Обучение тренеров

Мероприятия направленные на партнерство Форум «Социальный Петербург: новые решения» Ярмарка «Петербуржцы Петербургу» Проекты сетевого сотрудничества между НКО в сфере здорового образа жизни, инициативных групп граждан и правозащитных НКО и др.

РЕКОМЕНДУЕМ НКО Рассылки Центра РНО «Новости НКО» (более 2000 подписчиков в СПб) – новости третьего сектора, объявления о семинарах, тренингах и конференциях, проводимых в Петербурге и области, вакансиях в НКО и т.д.; Бюллетень «Фонды и Гранты» (более 3500 подписчиков из России и СНГ) содержит информацию об актуальных конкурсах грантов, стипендиях и стажировках; Информационно-аналитическая рассылка Центра РНО (более 2000 подписчиков). Информационные семинары (час фонда, час госслужащего и др.)

Развитие благотворительности и КСО Фестиваль «Добрый Питер» Клуб благотворителей Администрирование грантовых программ бизнеса (Intel, БАТ) Реализация благотворительных программ бизнеса (ФМ) Проведение проектов по корпоративному волонтерству (Диаджо)

Услуги Центра РНО БУХГАЛТЕРСКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Экспертиза и подготовка устава, а также полного пакета документов для государственной регистрации НКО Подготовка документов для внесения изменений в госреестр. Правовой аудит деятельности организации, юридическая экспертиза, составление договоров Консультации по ведению бухгалтерского учета в НКО «Школа начинающего руководителя»

СО НКО Понятие «социально ориентированные НКО» было введено в практику ФЗ 40 от 5 апреля 2010 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", который предусматривает разработку и принятие соответствующих законодательных актов о поддержке СО НКО в субъектах РФ. Кроме введения нового понятия, в ФЗ прописан широкий спектр форм и методов государственной поддержки СО НКО, заложена основа для системного изменения отношений НКО с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предлагаемые законом решения позволят в дальнейшем формировать благоприятный налоговый климат для благотворительной и другой некоммерческой деятельности, направленной на стимулирование социального развития в каждом конкретном регионе.

СО НКО (2) Федеральный закон от ФЗ является частью административной и бюджетной реформы, которая стартовала в х годах и призвана урегулировать полномочия органов государственной власти, в том числе, в сфере взаимодействия с НКО и их поддержки. Сейчас эти полномочия относятся к совместному ведению регионов и федерального центра. Отсутствие четко прописанных полномочий (а значит, и обязательств) у региональных органов власти по взаимодействию с НКО препятствует системному развитию инфраструктурной и финансовой поддержки организаций «третьего» сектора. В результате, основанием для предоставления финансовой поддержки НКО напр. в СПб являются распоряжения и постановления исполнительных органов власти - документы, срок действия которых зависит полностью от политической воли чиновников. Идея нового законодательного регулирования деятельности социально ориентированных НКО состоит в том, чтобы придать системный характер процессу законодательного закрепления полномочий и принципов поддержки НКО Для реализации ФЗ от ФЗ необходимо принятие региональных законов о поддержке СО НКО. Региональные законы должны отражать логику, заложенную федеральным законодателем.

Федеральная программа поддержки СО НКО На ее реализацию в бюджете РФ на заложены средства в сумме: на 2011 г. – 900 млн. руб., 2012 г. – руб., 2012 г. – руб. В 2011 году из этой суммы: 600 млн. руб. будут выделены на со-финансирование[1] региональных программ поддержки СО НКО по аналогии с программами поддержки малого бизнеса и программами модернизации образования. Предполагается в 2011 г. профинансировать около 10 пилотных регионов, в 2012 – 20, в Получить эти средства удастся только тем регионам, в которых программа в 2011 году будет успешно реализована. Для оценки ее эффективности планируется следить за ростом разных показателей:[1] - уровень социальной адаптации инвалидов и пенсионеров, а также мигрантов - занятость лиц, освобождаемых из мест заключения - число ТОСов и ТСЖ - количество добровольных доноров крови, а также молодых людей, занятых спортом, научно-техническим и художественным творчеством Результатом реализации программ в пилотных регионах может стать сокращение уровня социального сиротства; снижение доли алкоголе- и наркозависимых; сокращение числа правонарушений за счет реализации мер профилактики. 300 млн. руб. будет выделено на конкурсной основе организациям, которые будут выполнять на федеральном уровне функции осуществления обучающей и консультационной поддержки СО НКО по внедрению инновационных технологий в социальной сфере в регионах. [1][1] Для Петербурга со-финансирование должно быть: 50% - регион, 50% - РФ

Федеральная программа поддержки СО НКО (2) Для финансирования участия НКО в развитии институтов гражданского общества и решении социальных проблем на федеральном, региональ- ном и муниципальном уровне можно использовать 3 механизма: Предоставлять НКО на конкурсной основе субсидии (гранты). Привлекать НКО для закупок для государственных и муниципальных нужд на основе ФЗ N94. Предоставлять целевые потребительские субсидии (ваучеры, сертификаты) потенциальным получателям социальных услуг с тем, чтобы они сами выбирали организацию (из числа аккредитованных гос. и некоммерческих), в которую можно обратиться за помощью. Чтобы два последних механизма стало выгодно использовать уже в следующем году, на федеральном уровне ведется разработка совре- менной нормативной правовой базы, направленной на обеспечение эффективной деятельности НКО и общественных объединений, меха- низмов взаимодействия с ними органов государственной власти и местного самоуправления. Меры по расширению масштабов деятель- ности НКО и повышению их эффективности в конечном счете следует рассматривать не столько как поддержку третьего сектора, а как создание условий для социального партнерства и межсекторного взаимодействия в решении социальных проблем и задач. Об этом заявил зам. министра экономического развития РФ Олег Фомичев.

Региональные закон и программа поддержки СО НКО Региональный закон должен определять критерии, по которым НКО можно причислить к категории социально ориентированных, задать спектр возможных видов деятельности таких организаций и механизмы предоставления поддержки. Главная цель региональной программы: обеспечить устойчивость и возрастание объемов предоставления социальных услуг социально-ориентированными НКО для обеспечения следующих целевых показателей реализации программы: 1. Сокращение показателей социального сиротства 2. Обеспечение социальной адаптации инвалидов и пенсионеров 3. Обеспечение профилактики правонарушений, содействие занятости лиц, освобождаемых из мест заключения 4. Снижение доли алкоголе и наркозависимых 5. Обеспечение социальной адаптации мигрантов 6. Развитие институтов самоуправления – ТОС, ТСЖ, ЖСК 7. Увеличение числа добровольных доноров крови 8. Поддержка занятий молодежи спортом, научно-техническим и художественным творчеством 9. Предоставление правовых консультаций населению

Структура региональной программы поддержки СО НКО Региональные программы должны содержать две части: 1. Действия, направленные на улучшение условий для деятельности СО НКО: налоговые льготы льготы на предоставление помещений усиление инфраструктурной поддержки в плане информирования, обучения и консультирования, особенно в сфере привлечения добровольцев и массового сбора частных пожертвований снятие административных барьеров для сотрудничества НКО с государственными учреждениями усиление влияния НКО на принятие решений и т.д. 2. Действия, направленные на прямую финансовую поддержку оказания услуг СО НКО на среднесрочную перспективу (2-3 года).

Региональная программа поддержки СО НКО – критерии оценки Предлагаемые критерии оценки региональных программ поддержки СО НКО: Создание «рамочных» благоприятных условий для деятельности НКО: Переход к конкурентным механизмам бюджетного финансирования социальных услуг (напр. через предоставление целевых потребительских субсидий (ваучеров, сертификатов), через конкурсное распределение субсидий и др.) Налоговые льготы Предоставление имущества на льготной основе Информационная, консультационная, образовательная поддержка Развитие механизмов общественного участия (слушания, общественные советы, привлечение НКО к разработке социальных программ) Предоставление прямой поддержки деятельности СО НКО по приоритетным направлениям: Развитие благотворительности и добровольчества Решение наиболее острых социальных проблем (см. список целевых показателей 1-9 выше) Реализация инновационных социальных проектов

Со-финансирование проектов НКО на региональном уровне 1. Через субсидии (гранты) НКО 2. Через субсидии муниципалитетам, в целях предоставления ими грантов НКО Важно: Наличие в программе средств, выделенных на оценку ее эффективности Наличие у региона опыта реализации поддержки НКО

Взаимодействие органов исполнительной власти и НКО при разработке регионального законодательства по СО НКО в СПб Сотрудничество НКО и органов власти в рамках Координационного совета по взаимодействию с общественными организациями при правительстве СПб способствовало принятию «Концепции взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на гг.». Во второй половине 2010 г. прошло широкое общественное обсуждение НКО Петербурга нескольких городских законопроектов в сфере поддержки СО НКО (законопроекта «О взаимодействии НКО организаций и органов исполнительной власти СПб», разработанного Гуманитарно-политологическим центром «Стратегия», и законопроекта «Об основах политики по поддержке СО НКО», разработанного юридическим комитетом СПб). Представители НКО сектора подготовили ряд существенных поправок, которые повысили качество данных региональных законопроектов и привели их в соответствие с духом и буквой ФЗ (расширен перечень видов деятельности НКО, которым оказывается поддержка как СО НКО, расширен список мер поддержки, особенно в части разработки целевой городской программы поддержки СО НКО).

Взаимодействие органов исполнительной власти и НКО при разработке регионального законодательства по СО НКО в СПб (2) 23 марта 2011 года ЗакС СПб принял закон «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге». Фракция «Единая Россия» внесла в Законодательное собрание актуальный для НКО законопроект без предварительного общественного обсуждения, без учета результатов предшествующего обсуждения в органах исполнительной власти. Сроки внесения поправок в данный законопроект были сведены до минимума (10 февраля – 23 марта). Петербургские законодатели сузили возможности для гос. поддержки НКО, заданные федеральным законом. Мнение НКО: принятый закон не позволит решить поставленные задачи - заложить основные принципы и механизмы государственной поддержки организаций, работающих с социально незащищенными группами населения.

Взаимодействие органов исполнительной власти и НКО при разработке регионального законодательства по СО НКО в СПб (3) Региональный закон должен определять критерии, по которым НКО можно причислить к категории социально ориентированных и задать спектр возможных видов деятельности таких организаций. Одним из первых ограничений принятого в Санкт-Петербурге закона является размытость формулировок и отсутствие четких критериев. В законе нет определения СО НКО; недостаточно четко прописаны виды деятельности, которые могут осуществлять СО НКО:«социальная поддержка и защита граждан», «деятельность в области образования, просвещения, науки и культуры, искусства, здравоохранения, продвижения здорового образа жизни и т.д.». Задавая такие размытые рамки, законодатель ставит под вопрос орга- низации, которые ориентированы на защиту семьи, детства, материн- ства и отцовства; развитие детского и молодежного движения, укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональ- ных отношений, профилактику экстремизма и ксенофобии и т.д. Такие организации уже сейчас видят сложности в том, чтобы «вписать» осуществляемые виды деятельности в существующие правовые нормы. Отсутствие четких формулировок создает риск возникновения сложностей при включении в реестр СО НКО.

Что сделано в Санкт-Петербурге: После неудавшихся попыток вступить в диалог с депутатами ЗакС, создана Коалиция «За гражданское участие в принятии решений и системную поддержку социально ориентированных НКО», в которую входит 30 представителей опытных НКО СПб. 29 марта на сайте Центра РНО было опубликовано Обращение Коалиции, в котором НКО Санкт-Петербурга выражают категорическое несогласие с такой практикой и требуют принятия поправок к Закону о поддержке СО НКО в Санкт-Петербурге: Включить весь спектр мер поддержки СО НКО, предусмотренный ФЗ, особенно в части разработки городской программы поддержки СО НКО и инфраструктурной поддержки НКО Законодательно закрепить обязательность участия НКО в обсуждении нормативно-правовых актов, касающихся их деятельности На 22 апреля Обращение подписало 204 человека из 131 организации 1 апреля – пресс-конференция 7 апреля – встреча представителей Коалиции с вице-губернатором СПб Л.А. Косткиной и руководителями 4 отраслевых комитетов администрации СПб

Что сделано в Санкт-Петербурге: решения - Коалиция выступила за скорейшее подписание законопроекта «О поддержке СО НКО», чтобы город мог выполнить бюджетные обязательства по выделению НКО субсидий на оказание социальных услуг населению. - Решено создать межведомственную группу с участием представителей отраслевых комитетов администрации СПб и НКО по дальнейшему развитию нормативно-правового регулирования поддержки НКО в Санкт- Петербурге (май). Задачи рабочей группы: - Сформулировать предложения по усовершенствованию действующего законодательства по НКО в СПб, направленного на дальнейшее развитие системы мер по поддержке НКО сектора, включая разработку предложений - для законопроекта «Об основах политики СПб в сфере взаимодействия органов государственной власти СПб с негосударственными некоммерческими организациями» - для городской программы поддержки СО НКО в СПб - по формированию реестра СО НКО – получателей поддержки. Сроки: август (программа), сентябрь (законопроект) и декабрь (реестр). -Апрель – встреча Координационного совета по взаимодействию с общественными организациями при Правительстве СПб. - Ответственный – Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями

Зоны развития / взаимодействия: 1) В ходе взаимодействия представителей НКО и органов власти стала очевидной проблема нехватки фактических данных о финансово- экономической деятельности НКО в СПб, их вкладе в социально- экономическое развитие города. Такая информация необходима для обоснования предложений для Программы поддержки СО НКО. В связи с этим, ЦРНО и Коалиция разработали анкету для руководителей НКО, результаты которой помогут подготовить финансово-экономическое обоснование Программы поддержки СО НКО в СПб, определить приоритетные формы и меры поддержки организаций в рамках Программы. 2) К 26 апреля НП «Юристы за гражданское общество» проведет анализ существующего СПб законодательства по поддержке НКО (формы и виды поддержки, целевые группы, механизмы). 3) В Коалицию будут приглашены представители крупнейших организаций, традиционно получающих субсидии (ВОГ, ВОС, ВОИ, ветеранские организации, Диабетическое общество), чтобы совместно разрабатывать предложения по развитию сектора и не допустить раскол сектора.

Выводы 1.Обязательно участие НКО в обсуждении нормативно-правовых актов, касающихся их деятельности. Привлечение широкой общественности к обсуждению законопроекта и учет мнения экспертов из числа НКО позволит избежать ошибок и ограничений. 2.Отслеживать, чтобы региональные закон и программа не противоречили духу и букве федерального законодательства о поддержке СО НКО. 3.Системно развивать законодательство, касающееся организаций граждан- ского общества. Это важно для формирования социального партнерства и межсекторного взаимодействия в решении социальных проблем 4.Создание межсекторной рабочей группы на ранней стадии разработки регионального законодательства о поддержке СО НКО позволит избежать ошибок и сэкономить силы и время для конструктивного обсуждения, а также определить приоритетные задачи и разделить ответственность. 5.Необходимо разработать стратегию развития НКО сектора и составить план увеличения в т.ч. финансовой поддержки НКО – не только перераспреде- лять существующие (небольшие) ресурсы. Если третий сектор нужен, надо его развивать, а не просто перешивать старую одежду на новый лад.

За всеми новостями, мероприятиями и изменениями следите на сайте Центра РНО: Пишите нам: Записывайтесь на мероприятия: Звоните нам: +7 (812) Приходите к нам: Лиговский пр., 87, офис 300 Спасибо за внимание!