Тема 2 Наука управления персоналом и её соотношение с работой учреждений социальной сферы Теоретические основы. Теория и практика управления персоналом. Школы.
Что же составляет сущность управленческой дея тельности? Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни; людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом.
Управление это функция биологических, социальных, технических, организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности. управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальных затратах ре сурсов, усилий и времени. То есть управление это упорядочение соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы.
Управление в технических системах это управление производственно- техническими процессами, механизмами, системами машин изучается главным образом техническими науками.
Управление человеческими ресурсами, характеризуется: 1. переходом от подбора и расстановки кадров к участию в формировании стратегии бизнеса и организационных изменений 2. оказанием наряду с выполнением традиционных функций помощи линейному руководству 3. профессионализация сферы управления персоналом и сокращением в ней роли технических исполнителей, призванных просто фиксировать состояние кадров 4. участием в формировании и реализации политики социального партнёрства
К главным задачам си-мы управления сегодня относят: 1. обеспечение организации квалифицированными кадрами 2. создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работника 3. совершенствование системы оплаты труда и мотивации 4. повышение удовлетворённости трудом всех категорий персонала 5. предоставление работникам возможностей для развития 6. сохранение благоприятного морально- психологического климата в коллективе 7. участие в разработке стратегических планов
Принципами построения современной системы управления персоналом считаются: 1. эффективность подбора и расстановки сотрудников; 2. справедливость оплаты труда и мотивации, вознаграждение не только за коллективные, но и за индивидуальные достижения; 3. быстрое и эффективное решение личных проблем.
человек рассматривается: В США как ресурс, к которому нужно бережно относится и вложенные в него денежные средства должны всегда окупаться. В Японии Человек – не только ресурс, но и самостоятельная ценность, здесь значительно выше роль корпоративной культуры и организационных ценностей В России «ещё не дошли руки», но принцип остался - относиться к человеку, как к второстепенному объекту.
Фредерик Тейлор ( ) «Система кусочных расценок» г., «Цеховое управление» г., «Основы научного менеджмента» -1911г.,
Основы си-мы Тейлора: умение анализировать работу, изучать последовательность её выполнения; подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида работы; обучение и тренировка рабочих; сотрудничество администрации и рабочих; Важная характеристика системы – её практическая реализация с помощью определённых средств, или техника системы.
Генри Форд ( ) Его работы: «Моя жизнь, мой труд» -1922г «Сегодня, завтра» – 1926г « Движение вперёд» – 1930г «Эдисон, каким я его знал» -1933г
Основные принципы Форда 1) массовое изготовление стандартной продукции на основе конвейера; 2) непрерывность и подвижность процесса пр-ва 3) максимальный темп работы; 4) новая технология на основе поточного пр-ва; 5) точность как стандарт и качество продукции; 6) определяющая роль технико-технической си- мы; 7) экономический эффект си-мы; 8) не быть зависимым от человека, его слабостей.
Школа «кибернетическая» или «школа системного подхода» Основоположник этой школы – американский профессор Н. Винер (1894 – 1964). Свои идеи он изложил в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» г. Название, выбранное им для новой науки, происходит от греческого слова, которое в буквальном переводе означает «кормчий». Платон использовал это слово, чтобы определить название искусства управления кораблём, а франц. Физик Андре ампер в 1834 году именовал кибернетикой науку управления человеческим обществом. Основой любого вида управления является информация и связанные с ней процессы сбора, обработки, передачи и др. Управленческий труд – это труд, в основе которого лежит информация. Кто владеет информацией – тот и правит миром. Системный подход – это анализ, моделирование и решение разных сторон, которые определённым образом взаимосвязаны: организационная, психологическая, экономическая и т.д. Школа социальных систем использует понятия – система, подсистема, элемент, системный подход, системный анализ и др.
Анри Файоль ( ) Он создал «теорию администрации» в книге – «Общее и промышленное управление» -1916г
Файоль считал, что на предприятии выполняется 6 групп операций: 1) технические – производство, выделка, обработка; 2) коммерческие – покупка, продажа, обмен; 3) финансовые – привлечение средств и распоряжение ими; 4) страховые – страхование и охрана имущества и лиц; 5) учётные – бухгалтерия, калькуляция, учёт и статистика; 6) административные – предвидение; 7) организация, распорядительство и контроль.
Файоль впервые определил установки и качества, которыми должен обладать персонал предприятия: физические качества – здоровье, сила, ловкость; умственные качества – понятливость, лёгкость усвоения, сила, гибкость ума; нравственные качества – энергия, стойкость, инициатива; общее развитие – запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемых функций; специальные занятия - тренировка; опыт – знания, вытекающие из практики.
«Школа социальных систем» Джоан Вудворд из Имперского колледжа при Лондонском университете провела исследование связи между технологией производства в фирме, организационной структурой фирмы и процессом управления.
Системы контроля (Вудворд) личностныйобезличенный Контро ль Единая интегрированная система контроля Единичное пли мелкосерийное производство Непрерывное производство Многокомпонентная система контроля Крупносерийное или массовое производство Крупносерийное и массовое производство