О промежуточных результатах апробации курса ОРКСЭ в 2010 г. по результатам окружных семинаров – совещаний. Ректор АПК и ППРО д.п.н., профессор Никитин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О промежуточных результатах апробации курса ОРКиСЭ в 2010 г.
Advertisements

Итоги апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в годах Обеспечение условий введения учебного курса.
ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА 2 августа 2009 г. Пр-2009 Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения.
Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» C. Л. Т ЕТЕРИНА, заместитель директора Департамента общего образования.
Нормативно правовое обеспечение внедрения курса ОРКСЭ на муниципальном уровне.
Представление концепции обеспечения координационной деятельности в сфере образования в части третьего этапа сопровождения курса «Основы религиозных культур.
Комплексный курс «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИК и»: проблемы и перспективы 14 мая 2014 г. Министерство образования Нижегородской области Государственное.
Основные направления введения ОРКСЭ Стрельская Н.И., проректор по НМР ГОУ ДПО «МОИПКРОиК»
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Научно-методическое сопровождение ФГОС НОО в Забайкальском крае Л.К. Портнова, проректор по учебной работе Забайкальского краевого института повышения.
Проект Введение курса «ОРКСЭ» в образовательных учреждениях Краснооктябрьского района 2012 г.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
1 Поручение Президента РФ 2 августа 2009 г. Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010г. в 19 субъектах.
1 Департамент общего образования Томской области О реализации эксперимента по апробации комплексного учебного курса для ОУ «Основы религиозных культур.
Итоги апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в годах Никитин Э.М. Президент АПК и ППРО, д.п.н., профессор.
ВЕБИНАР «Создание банка эффективных практик курса «Основы религиозных культур и светской этики» Елена Григорьевна Пригодич, руководитель Центра воспитания.
Организация работы муниципальной базовой площадки и методическое сопровождение внедрения ФГОС основного общего образования в Приозерском районе МОУ ДОД.
Модели организации педагогического сопровождения и повышения квалификации преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Приволжском.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Первые итоги введения комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Сеченовского района. 7 февраля 2013.
Транксрипт:

О промежуточных результатах апробации курса ОРКСЭ в 2010 г. по результатам окружных семинаров – совещаний. Ректор АПК и ППРО д.п.н., профессор Никитин Э.М. 22 сентября 2010 г. Ректор АПК и ППРО д.п.н., профессор Никитин Э.М. 22 сентября 2010 г.

Реализация 1 этапа проекта проходила в сжатые сроки с ноября 2009г. по июль 2010г. и предусматривала необходимость решения ряда ключевых задач. 2

(ноябрь-февраль г.) разработка содержания учебного комплексного курса ОРКСЭ (август-октябрь 2009 г.) подготовка федеральных нормативно-правовых документов, определяющих порядок и этапы реализации проекта (декабрь 2009 г.) инструктаж руководителей органов управления образования 19 субъектов о порядке апробации окончательное согласование с авторскими коллективами содержания 6 модулей ОРКСЭ 3

(январь 2010г.) разработка программ повышения квалификации и учебно- методических материалов (январь-март 2010г.) оргработа руководителей школ и педколлективов с родителями по выбору модуля курса ОРКСЭ для изучения учащимися 4-х классов (январь-февраль 2010г.) организация и проведение повышения квалификации в АПК и ППРО 1000 тьюторов из 19 субъектов РФ (26 февраля 2010 г.) расширенное заседание Межведомственного координационного Совета с участием тренеров - преподавателей 4

(март 2010г.) организация и проведение повышения квалификации в объеме 72 часов учителей непосредственно в 19 регионах страны обеспечение 250 тыс. учащихся 4 кл. учебными пособиями по 6 модулям; 15 тыс. учителей – книгой для учителя и электронными пособиями; родителей учащихся – брошюрой для родителей (апрель – май – сентябрь 2010г.) организация изучения курса ОРКСЭ учащимися 4-5 кл. 5

(июнь-июль 2010г.) итоговые конференции с участием преподавателей ОРСКЭ, представителей органов управления образованием, родителей, представителей религиозных организаций и общественных организаций в 19 регионах чел. участников апробации. проведение заключительных конференций в 7 федеральных округах с участием полномочных представителей Президента РФ, руководителей органов управления образованием 61 субъекта РФ, представителей религиозных организаций и общественности 6

Анализ итогов апробации курса ОРКСЭ на 1 этапе позволяет выявить ряд промежуточных результатов 7

1. Наиболее значимым результатом может являться четкий, устойчивый, согласованный и регламентированный характер взаимодействия всех участников апробации на федеральном, регионально-муниципальном и школьном уровнях. 8 Промежуточные результаты

2. Проведенный мониторинг хода и результатов апробации позволяет сделать ряд выводов по отношению к преподаванию ОРКСЭ различных категорий населения. ПоложительноОтрицательноЗатруднились ответить Родители88,12,69,3 Учителя93,51,05,5 Руководители школ 92,84,52,7 Представители органов исполнительной власти 91,04,5 9

По мнению учащихся тексты пособий : понятны – 81% не совсем понятны – 19 % Целесообразность преподавания курса в школах после окончания апробации: да – 76% нет – 11 % затрудняюсь ответить – 13% С какого класса следует преподавать курс ОРКСЭ: с начальных (1-4) кл. – 43% со средних (5-6) кл. – 43% со средних (7-9) кл. – 5% затруднились с ответом – 2% Учащиеся считают, что уроки ОРКСЭ - очень интересные – 82% - не очень интересные – 13% - не интересные – 5% Учащиеся определили причины, по которым им было неинтересно на уроках ОРКСЭ непонятно, много незнакомых слов – 22,9% на уроках было скучно – 3% я много уже знал(а) – 13,2% не хочу учиться по этому предмету – 1,1% Представители религиозных организаций (83%) выразили готовность активно участвовать в решении вопросов апробации курса. По результатам мониторинга 10

3. В ходе реализации апробации подтверждена эффективность новой интегрированной федерально- региональной модели организации повышения квалификации педкадров. Были обеспечены единые содержательные и организационно-методические подходы к введению апробационного курса ОРКСЭ. 11 Промежуточные результаты

4. В ходе апробации повсеместно сложилось конструктивное сотрудничество с различными слоями населения, органами исполнительной власти, общественными организациями и религиозными конфессиями. 12 Промежуточные результаты Промежуточные результаты

5. Общим положительным результатом апробации следует признать сформированное позитивное отношение к курсу ОРКСЭ в 19 апробируемых территориях. 13 Промежуточные результаты

Наряду с этими результатами анализ итогов 1 этапа апробации выявил ряд различных ПРОБЛЕМ. 14

1) получены множественные замечания по текстам учебных пособий (перегружены терминами, сложными для восприятия младшими подростками, мало литературных примеров, недостаточно иллюстративного материала); по содержанию книги-справочника для учителя (содержит значительный объем обобщенной информации не всегда пригодной для использования в практике подготовки учителя к конкретным урокам по данному курсу), отсутствие необходимой рабочей тетради для учащихся. ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ 15

2) выявлены профессиональные дефициты в работе учителя, особенно это касается педагогов начальной школы: отсутствие необходимых базовых знаний по религиозным культурам, что потребует дополнительного углубленного повышения квалификации педагогов и оказания необходимой консультативной помощи с привлечением представителей научной общественности, вузов и религиозных организаций; ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ 16

3) по оценкам педагогов, в процессе ознакомления с курсом младшие школьники получают эмоциональную перегрузку, потому что не успевают «прожить» в теме одного урока, как через день-два следует «переключаться» на тему другого, с аналогичным уровнем новизны. При двух часах в неделю у учителей (наряду с ОРКСЭ они преподают другие предметы) не хватает времени для качественной подготовки к уроку. Претензии обоснованны, т.к. для большинства учителей при ежедневной смены темы требуется серьезная и длительная по времени подготовка. ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ 17

Все это в комплексе приводит к тому, что на подготовку одного урока учитель тратит около 5 часов, создавая презентации, подбирая иллюстративный и раздаточный материалы, разрабатывая рабочие тетради для учащихся. 18

совершенствование и доработка учебно-методического комплекта по курсу ОРКСЭ; перераспределение нагрузки на школьников и преподавателей в рамках преподавания курса (предлагается в 5 классе продолжить обучение по ранее начатой схеме в течение 2 ч. в неделю 1 четверть, а в 4 классе приступить к обучению с начала 3 четверти по 1 часу в неделю в течение двух учебных четвертей). создание условий для своевременного и качественного повышения квалификации педагогов, участвующих в реализации курса ОРКСЭ, с привлечением необходимой консультативной помощи представителей высшей школы и религиозных организаций; В связи с изложенным, наиболее актуальными задачами апробации курса в этом году являются: 19

20