«Становление квалификационных структур в автомобилестроительной отрасли» 30 марта 2012 года Руководитель проекта «Инженерная академия СОЛЛЕРС» доктор экономических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Advertisements

Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
Совместное заседании Правления Союза работодателей Ростовской области и Совета директоров г. Шахты по вопросу «Развитие региональной экономики в условиях.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Модернизация системы педагогического образования Министерство образования и науки Российской Федерации Директор департамента государственной политики в.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Основные направления развития профессионального образования в Тверской области Потапова Оксана Анатольевна, Начальник отдела профессионального образования.
«Развитие социального партнерства учреждения начального профессионального образования на селе»
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Проект Министерства образования и науки Калужской области Управленческая модель «Центры подготовки кадров - эффективная модель частно-государственного.
Материалы к совещанию по вопросам обеспечения отечественной промышленности квалифицированными инженерно-техническими кадрами Докладчик: Генеральный директор.
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
Транксрипт:

«Становление квалификационных структур в автомобилестроительной отрасли» 30 марта 2012 года Руководитель проекта «Инженерная академия СОЛЛЕРС» доктор экономических наук, профессор Гумерова Гюзель

Дефицит высококвалифицированного производственного персонала и инженерных кадров, обеспечивающих конструкторско-технологические разработки и сопровождение производственных процессов на предприятиях; Несоответствие региональной структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также уровня компетентности выпускников потребностям автопроизводителей; Сложная процедура привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, востребованных по причине низкого уровня либо полного отсутствия в России подготовки по необходимым направлениям; Недостаточное кадровое обеспечение проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) по созданию качественно новых автотранспортных средств и автомобильных компонентов; Неравномерное распределение трудового ресурса в регионах присутствия автопроизводителей и отсутствие механизмов регулирования рынка труда (программы целевой подготовки, релокации персонала и т.д.) при значительном изменении объемов производства. 2 Текущие кадровые проблемы автопроизводителей

Данные по образованию сотрудников автомобильной отрасли

4 Несоответствие содержания образовательных программ современным требованиям автомобилестроения и недостаточная результативность методов обучения с точки зрения качества подготовки выпускников; Отсутствие механизма перевода современных требований к профессиональной квалификации специалиста в образовательные стандарты и программы; Несоответствие номенклатуры специальностей подготавливаемых специалистов современной профессионально-квалификационной структуре отрасли; Дефицит профессорско-преподавательского состава необходимой квалификации, использующего практикоориентированные методы обучения; Недостаточное развитие межвузовской, в том числе международной, кооперации и консолидации, усилий в направлении модернизации программ подготовки и прикладных исследований. Необходимость разработки отраслевых профессиональных стандартов

Распределение выпускников ВПО специальностей автомобильной отрасли между автомобильной и другими отраслями за 5 лет

Распределение выпускников СПО и НПО специальностей автомобильной отрасли между автомобильной и другими отраслями за 5 лет

Проект разработки профессиональных стандартов Департаментом автомобильной промышленности и Департамент стратегического развития Министерства промышленности и торговли России и рабочей группой по вопросам разработки отраслевых профессиональных стандартов и концепции кадрового развития автомобилестроения (представители крупнейших российских автомобилестроительных компаний АВТОВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, СОЛЛЕРС и ФОЛЬКСВАГЕН) были проработаны предложения от 6 независимых экспертов: Международной ассоциации корпоративного образования и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ PricewaterhouseCoopers в России Экспертного клуба промышленности и энергетики Национального агентства развития квалификаций ЭКОПСИ Консалтинг Центра развития профессиональных квалификаций ГУ-Высшей школы экономики. 7

Участники и исполнители проекта 2011 года Участники проекта по 2011 годуИсполнители проекта Департамент стратегического развития Министерства промышленности и торговли России ГОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Некоммерческое партнерство «Объединение автомобилестроителей России» Центр развития профессиональных квалификаций НИУ «Высшая школа экономики» ОАО «АвтоВАЗ»Международная ассоциация корпоративного образования ООО "УК «Группа ГАЗ» ОАО «КАМАЗ» ОАО «СОЛЛЕРС» ООО «ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС» 8

Организационная поддержка по ПКС и ПС от пяти автопроизводителей по проекту 2011 года Участники по проектуКоличество 1Всего участников НИР от пяти автопроизводителей548 2Участники по разработке профессионально- квалификационной структуры (ПКС): респонденты (первичное анкетирование) респонденты (повторное анкетирование) (получены результаты анкетирования с – 29.09) Участники по разработке профессиональных стандартов (ПС): эксперты респонденты (анкетирование по 12 профессиям) респонденты (апробация первой версии 12 ПС) (получены результаты анкетирования с – 22.09)

Результаты работы по проекту 2011 г. Впервые в России разработана профессионально- квалификационная структура отрасли по жизненному циклу продукта, которая позволит совершенствовать систему развития персонала предприятий автомобильной отрасли. Разработаны двенадцать отраслевых профессиональных стандартов. Этот результат является абсолютным рекордом среди всех отраслей народного хозяйства. Впервые в России сформирован форсайт автомобильной отрасли до 2020 года; Проведена адаптированная международная экспертиза профстандартов и концепции программы развития кадрового потенциала автомобильной отрасли; Выведена схема проведения сопряжения требований профессиональных стандартов с образовательными программами всех уровней.

Основные блоки работ по Проекту 11 *Работы блока 3 велись параллельно с блоками 1 и 2 1. Анализ лучших российских и зарубежных практик 2.Исследование текущего состояния кадровых ресурсов предприятий автомобилестроительной отрасли 3.Формирование структуры Концепции на основе потребностей в кадровом развитии предприятий отрасли 4.Создание ключевых элементов Концепции и альтернативных решений их реализации 5.Выбор альтернатив реализации ключевых элементов Концепции на фокус-группах с экспертами 6.Разработка мероприятий по реализации Концепции и согласование Концепции на совещании с экспертами 1.Разработка и согласование методологии определения профессиональной структуры автомобилестроительной отрасли 2.Описания цепочки процессов и функций на всех этапах производства продукции с помощью проведения фокус-групп, интервью, опросов экспертов предприятий 3.Создание профессиональных специализаций в рамках элементов работ по инженерно-техническим специальностям 4.Формирование профессиональной структуры отрасли на основе полученных данных 1.Сбор информации о функциональных обязанностях и профессиональных компетенциях по профессиям с помощью фокус- групп, интервью, опроса участников рабочих групп предприятий- автомобилестроителей 2.Создание и согласование ПС отрасли с предприятиями и РСПП 3.Экспертиза соответствия ПС российским и международным стандартам 4.Сопоставление ПС с ЕТКС и образовательными стандартами 5.Подготовка предложений по модернизации образовательных стандартов и ЕТКС 1. Разработка концепции кадрового развития автомобилестроительной отрасли 2. Разработка профессиональной структуры отрасли 3*. Разработка профессиональных стандартов (ПС) и соотнесение с ЕТКС

Результаты обследований по ПКС 342 должности, включенные в типовую структуру жизненного цикла изделия с учетом результатов обследований по профессионально- квалификационной структуры и требований ПС сформировались в 21 профессиональный стандарт; Сформирована типовая структура жизненного цикла изделия с учетом замечаний и предложений организаций; Обработана база данных и разработана профессионально- квалификационной структуры с учетом жизненного цикла изделия, результатов проведенного обследования и требований ПС; Профессионально-квалификационная структура отражает структуру распределения профессий по квалификационным уровням и на этой основе дает возможность для оптимизации структуры организации, формирования прогноза потребностей в трудовых ресурсах и др. 12

Основные направления применения ПКС формирование и совершенствование структуры подразделений и организации; трансляция концепции построения организационной структуры на филиалы организации с целью совершенствования взаимодействия; определение потребности в трудовых ресурсах; перераспределение трудовых ресурсов внутри организации; совершенствование системы развития персонала организации; совершенствование системы мотивации персонала; совершенствование нормативной базы. 13

Основные направления по применению ПС Формирование компетентностной модели выпускника образовательных учреждений на основе требований профессиональных стандартов; Формирование образовательной программы в соответствии с требованиями профессионального стандарта; Механизм формирования сертификационно-измерительных материалов на основе профессиональных стандартов; Применение требований профессиональных стандартов для системы сертификации персонала/выпускников образовательных учреждений. 14

Регистрация ПС в отраслевом объединении НП «ОАР» Наименование профстандартаРегистрационный номер Диапазон квалификацион ных уровней Дизайнер автомобилестроенияСтОАР Конструктор по автомобилямСтОАР Логист автомобилестроенияСтОАР Специалист металлообрабатывающего производства СтОАР Специалист по окраскеСтОАР Специалист по инструментальной оснасткеСтОАР Специалист по металлоконструкциямСтОАР Специалист по мехатроникеСтОАР Специалист по мехатронным системам автомобиля СтОАР Специалист по сборке агрегатов и автомобиляСтОАР Специалист промышленного инжинирингаСтОАР Технолог машиностроительного производства по металлообработке СтОАР

Ожидания от системы образования Переложение требований, заложенных в профессиональных стандартах в требования к содержанию образовательных программ по соответствующим направлениям; Развитие механизмов влияния работодателей на деятельность образовательных учреждений, включая общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ, в соответствие с профессионально-квалификационной структурой отрасли, в том числе в целях управления региональной структурой профессиональной подготовки; Повышение качества подготовки инженерно-конструкторских кадров, реализующих инновационные проекты, с учетом необходимости развития инжиниринговых центров; Разработка совместных образовательных программ с участием международных образовательных учреждений, соответствующих лучшим мировым практикам в области автомобилестроения; Развитие системы грантовой и стипендиальной поддержки студентов и аспирантов инженерных специальностей на обучение в лучших научных и образовательных центрах, в том числе за рубежом; Расширение практики стажировок профессорско-преподавательского состава и студентов учебных заведений в ведущих учебных центрах и на предприятиях мировых лидеров автомобильной отрасли, в том числе за рубежом, а также стажировок иностранных студентов и специалистов на российских предприятиях. 16

Спасибо за внимание! 17