Москва, 2006 г. ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитический обзор по обследованию фармацевтического рынка за 2004-2005 годы Управление контроля и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Управление контроля социальной.
Advertisements

I. Результаты мониторинга ценовой и ассортиментной доступности лекарственных препаратов за 2011(январь к декабрю) год и 2010 (февраль к декабрю) год. II.
I. Результаты мониторинга ценовой и ассортиментной доступности лекарственных препаратов за г.г. II. Результаты контрольно-надзорной деятельности.
Докладчик: министр здравоохранения Ставропольского края, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор С.Л.Вардосанидзе Организацияпредоставления.
© Информационно-аналитический центр при газете "Фармацевтический вестник" 1 Методика расчета объема российского рынка ЛС в денежном выражении.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Муниципальное унитарное предприятие «Центральная районная аптека 29» г. Спасск-Дальний Практическая реализация Федерального закона от г. 223-ФЗ.
Поучительные уроки программы дополнительного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь М.А.Гетьман Советник.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
О результатах контроля ФАС России за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии В.Г. Королев Начальник.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
Основные контролирующие органы, наделённые правами государственного контроля и надзора фармацевтической деятельности.
Проект областного закона «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области» Первый заместитель председателя комитета Грибова Наталья Сергеевна.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений Региональный Фонд софинансирования социальных расходов.
МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Транксрипт:

Москва, 2006 г. ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитический обзор по обследованию фармацевтического рынка за годы Управление контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства

2 В 2005 г. по данным экспертов объем российского фармацевтического рынка составил порядка 9 млрд. долл. США, что превысило объем 2004 г. на 35%. Более половины этого роста было достигнуто за счет финансирования государством Программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Наибольшую долю в объеме фармацевтического рынка занимает аптечный сегмент готовых лекарственных средств (ГЛС). В 2005 г. его доля составляла более 69% от общего объема рынка. В 2005 г. темп роста этого сегмента составил 13%, а с учетом внедрения Программы ДЛО – 38%. Таким образом, значительное влияние на объем и темпы роста фармацевтического рынка в 2005 г. оказала Программа ДЛО. Согласно данным Минздравсоцразвития России, в 2005 г. по Программе ДЛО дистрибьюторами было завезено лекарственных средств на сумму 44,81 млрд. руб. (1,58 млрд. долл. США). В 2005 г. в Программе ДЛО участвовало 11 федеральных, около 130 региональных дистрибьюторов и около 300 фирм-производителей.

3 О развитии конкуренции среди оптовых предприятий В настоящее время на фармацевтическом рынке отчетливо проявилась тенденция сокращения количества предприятий оптовой торговли. Если в 2004 г. их было более 2100, то в 2005 г. их стало менее По-прежнему в большинстве регионов значительные позиции удерживают крупные национальные дистрибьюторы: ЗАО ЦВ «Протек» ЗАО «СИА Интернейшнл Лтд.» ЗАО «Шрея Корпорейшнл» ЗАО НПК «Катрен» ЗАО «Аптека-Холдинг» ЗАО «Роста» ЗАО «Биотек» В настоящее время семь крупнейших российских дистрибьюторов (ЗАО ЦВ «Протек», ЗАО «СИА Интернейшнл», ЗАО «Шрея Корпорейшнл», ЗАО «Аптека Холдинг», ЗАО «Катрен», ЗАО «Роста», ЗАО «Биотек») осуществляют примерно 43-45% оборота фармацевтического рынка России.

4 Москва Присутствие крупных национальных дистрибьторов на территории России Количество регионов Доля на рынке присутствия ЗАО ЦВ "Протек"5322,8% ЗАО "СИА Интернейшнл Лтд."4221,0% ЗАО "Шрея Корпорейшн"227,4% ЗАО "Аптека-Холдинг"1511,7% ЗАО "Роста"1216,6% ЗАО "Биотэк"611,3% ЗАО НПК "Катрен"1510,5% ГУП "Фармация"4418,6%

5 На олигопольных фармацевтических рынках сами участники конкурируют между собой, а также с другими участниками рынка, о чем свидетельствует постоянное изменение их доли на рынке и соотношение участников рынка. В тех регионах, где широко развита аптечная сеть ГУП «Фармация», доля его на фармацевтическом рынке, как правило, достаточно высокая и положение более или менее устойчиво.

6 Характерной тенденцией для фармацевтического рынка является развитие рынка по олигопольному признаку, то есть в регионах основное место в реализации лекарственных средств занимают 3-4 фирмы, на долю которых приходится более 50% продаж. В целом конкуренция на рынке услуг по оптовой продаже лекарственных средств развивается в основном среди крупных национальных дистрибьюторов, которые стремятся завоевать наибольшую рыночную власть на данном рынке.

7 О развитии конкуренции среди аптечных учреждений Географическими границами рынка по оптовой продаже лекарственных средств являются административные границы субъектов Российской Федерации, то географическими границами рынка услуг по розничной продаже лекарственных средств являются границы районов в масштабе города, области, то есть данная сфера фармацевтического рынка составляет совокупность локальных рынков. Обострение конкурентной борьбы в гг. наблюдалось и среди аптечных учреждений, в результате предприятия государственной и муниципальной форм собственности по сравнению с частными стали более активно покидать рынок. За годы количество аптечных учреждений государственной и муниципальной форм собственности уменьшилось в 66% регионов примерно на 15%, в то время как в гг. это сокращение составляло порядка 7%. Среди негосударственных аптечных учреждений продолжается тенденция увеличения их численности. В то же время количество регионов, где отмечалась данная тенденция, постепенно сокращается. Так, если в гг. увеличение численности аптечных учреждений упомянутой формы собственности имело место в 85% регионов, в 2002 г. в 70% регионов, то в 2005 году - в 57% регионов России.

8 В результате усиления конкурентной борьбы на фармацевтическом рынке имеет тенденция сокращения количества аптечных учреждений и усиление позиций крупных предприятий, в том числе имеющих сети. При этом доля субъектов негосударственной формы собственности в общем количестве аптечных учреждений постоянно увеличивается.

9 В последнее время в ряде регионов и крупных городах России усилилась тенденция создания крупных аптечных сетей, которые вытесняют государственные, муниципальные и частные одиночные аптеки. Если в 2004 г. количество аптечных сетей в субъектах Российской Федерации составляло порядка 500 и более, то в 2005 г. – порядка 800 и более.

10 Увеличение количества аптечных сетей свидетельствует о стремлении аптечных учреждений объединиться с тем, чтобы выжить в жесткой конкурентной борьбе, одновременно приводит к обострению конкуренции между самими сетями, в результате которой одни сети поглощаются другими. Наибольшее развитие конкуренции среди аптечных сетей имеет место в тех регионах, где этих сетей наибольшее количество.

11 О деятельности субъектов фармацевтического рынка в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) Количество аптечных учреждений в Российской Федерации составляет порядка 35 тыс., из них примерно 23% задействовано в программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в рамках реализации Федерального закона 122-ФЗ. Основное место среди аптечных учреждений, выполняющих функции по ДЛО, занимают государственные и муниципальные учреждения.

12 Отсутствие единообразия в подходах к выбору аптечных учреждений для реализации программы по ДЛО (а выбор этих организаций осуществляют, как правило, сами фармацевтические организации на федеральном или региональном уровне), отсутствие какой-либо нормативной базы, обеспечивающей объективный выбор эти учреждений создает предпосылки субъективной оценки при выборе аптечных учреждений, выполняющих соответствующую социальную функцию, тем самым способствует ограничению конкуренции в данной сфере. Отбор поставщиков для поставки лекарственных средств по ДЛО в регионы на 2005 г. осуществлялся на безконкурсной основе, то есть с нарушением антимонопольного законодательства. В дальнейшем при отборе фармацевтических компаний для участия в программе по ДЛО стали проводиться конкурсы. Основные проблемы по реализации рассматриваемой программы – это в ряде случаев несвоевременное поступление в аптечные учреждения лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи; постоянное внесение изменений в этот перечень, рост цен на препараты, входящие в упомянутый перечень, что влечет за собой перерасход бюджетных средств. Важной проблемой является также то, что аптечные учреждения тратят на закупку соответствующих лекарственных препаратов собственные или заемные средства, а возвращаются они с большой задержкой, что отрицательным образом сказывается на финансовом состоянии аптечного учреждения.

13 О финансовом состоянии предприятий-участников рынка Недостаток собственных оборотных средств на фоне обострения конкуренции среди предприятий на фармацевтическом рынке постепенно приводит к уходу их с рынка. Примерно одна треть предприятий оптовой торговли и более половины аптечных учреждений покинули рынок из-за нехватки оборотных средств и низкой рентабельности. В тех регионах, где рентабельность оптовых предприятий также как и величина оптовых надбавок не высокие отмечается значительное уменьшение количества фармацевтических предприятий на соответствующем рынке. В связи с тем, что регулирование цен осуществляется в основном на все лекарственные средства, снижение надбавок к ценам приводит к уменьшению уровня рентабельности оптовых и розничных торговых организаций, и как следствие – ухудшение финансового состояния участников фармацевтического рынка. В этих условиях идет обострение конкурентной борьбы между оптовыми предприятиями, между одиночными аптечными учреждениями и аптечными сетями, между самими аптечными сетями. В результате намечается процесс укрупнения предприятия, усиления рыночной власти аптечных сетей и концентрации капитала в аптечном бизнесе.

14 Торговая надбавка к регистрируемым ценам производства лекарственных препаратов, входящих в упомянутый Перечень по ДЛО, устанавливается Росздравнадзором в целом по региону. Основную часть надбавки оставляют у себя федеральные и региональные дистрибьюторы и оптовые организации. Аптечные учреждения, отпускающие лекарственные средства по бесплатным рецептам по программе ДЛО, получают розничную надбавку или процент вознаграждения за оказание услуг по отпуску лекарственных средств по льготным рецептам, который устанавливает уполномоченная фармацевтическая организация (национальный дистрибьютор). Существенным недостатком в процессе организации работы по рассматриваемой программе, на наш взгляд, является отсутствие методики по оценке затрат на выполнение работ в рамках этой программы и порядка распределения торговой надбавки между участниками рассматриваемой сферы фармацевтического рынка. Это, в свою очередь, влечет за собой субъективизм в оценке значимости каждого участника в выполнении программы и определении его доли прибыли, получаемой от оказания соответствующих услуг. Кроме того, торговые надбавки, устанавливаемые Росздравнадзором для регионов, должны иметь четкое обоснование и оно должно быть прозрачным для всех участников Программы по ДЛО. По оценкам УФАС России, в 41% регионов финансовое состояние аптечных учреждений не изменилось, в 33% регионов финансовое состояние ухудшилось главным образом в результате оказания услуг по ДЛО, в 26% регионов отмечается улучшение финансового состояния в основном за счет увеличения объема отпуска лекарственных средств и стабильности финансирования по соответствующей программе.

15 О росте цен на лекарственные средства Продолжается тенденция дальнейшего роста цен на лекарственные средства. Если за г.г. цены выросли на 11%, то за г.г.- на 13%. Через аптечную сеть реализуется порядка 80% всех производимых и импортируемых в Россию лекарств, потому рост аптечной сети и развитие конкуренции среди аптечных учреждений более чем актуально. Это оказывает сдерживающее влияние на рост цен. Наибольший рост цен имеет место в тех регионах, где дистрибьюторы занимают олигопольное положение и сетевые аптеки (в том числе дистрибьюторские) имеют среди аптечных учреждений значительную долю (более 40%). Вытеснение одиночных аптек сетевыми может сопровождаться повышением цен на лекарственные средства в том случае, если между сетями будет ценовое соглашение. Недостаточное развитие аптечной сети способствует росту цен у одиночных аптечных учреждений в том случае, если имеющиеся в наличии аптеки не полностью обеспечивают потребности населения в лекарственных средствах.

16 Темпы роста цен в частных аптечных учреждениях несколько выше, чем в муниципальных, что обусловлено составом ассортимента лекарственных средств - наличием в аптечных учреждениях государственной и муниципальной форм собственности большего количества лекарственных средств, цены на которые сдерживаются предельным уровнем надбавок, а также наиболее дорогих импортных препаратов.

17 О нарушениях антимонопольного законодательства О нарушениях антимонопольного законодательства за г.г. проинформировали 20,5% УФАС России. В основном это касается нарушений статей 7 и 9 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Нарушения статьи 7 Закона связаны, как правило, с изданием органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления нормативных актов, в которых содержатся положения, ущемляющие интересы хозяйствующих субъектов и ставящих одних хозяйствующих субъектов в преимущественное положение по отношению к другим. В числе нарушений статьи 9 Закона наиболее распространенным являлось необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе. Оно выражалось, в частности, в объединении лекарственных препаратов в лоты по несколько десятков наименований лекарств, в результате чего от участия в конкурсе сразу отсекались фармацевтические организации, не имеющие возможности поставить все перечисленные в лотах лекарства. Другим достаточно распространенным нарушением статьи 9 являлось установление в конкурсной документации условий, которые ограничивают состав участников, например определенный стаж работы на фармацевтическом рынке, наличие положительного отзыва заказчика о работе поставщика-конкурсанта и т.д. Таким образом, практически все нарушения антимонопольного законодательства на фармацевтическом рынке касаются предоставления льгот и преимуществ государственным и муниципальным оптовым и розничным предприятиям по сравнению с частными либо преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в поставке лекарственных средств за счет бюджетных средств.

18 Выводы и предложения I Фармацевтический рынок состоит из двух сегментов – рынок услуг по оптовой продаже лекарственных средств, территориальными границами которого являются административные границы субъектов Российской Федерации, а субъектами выступают предприятия оптовой торговли и рынок услуг по розничной продаже лекарственных средств, территориальные границы которого находятся в пределах муниципальных образований, а субъектами выступают аптечные учреждения. В первом сегменте фармацевтический рынок можно характеризовать в целом как умеренно концентрированным, хотя в ряде регионов он является конкурентным, в других регионах – монополизированным. Во втором сегменте фармацевтический рынок является достаточно конкурентным, хотя в ряде имеет тенденцию к концентрации. Сегмент фармацевтического рынка, связанный с оптовой продажей лекарственных средств, характеризуется, прежде всего, острой конкурентной борьбой между дистрибьюторами за рынки сбыта. В некоторых регионах крупные дистрибьюторы полностью захватили рынок, то есть их совокупная доля на рынке составила 100%. Формирование олигопольного рынка может привести к антиконкурентным действиям со стороны крупных дистрибьюторов (соглашениям, разделу рынка и т.д.). В связи с этим необходимо усиление антимонопольного контроля деятельности хозяйствующих субъектов на данном сегменте фармацевтического рынка.

19 II Усиливается тенденция формирования крупных аптечных сетей, которые создают серьезную конкуренцию одиночным аптечным учреждениям особенно государственной и муниципальной форм собственности. Увеличение количества аптечных сетей приводит к усилению конкуренции между самими сетями. Лидирующее положение среди создания аптечных сетей занимает ГУП «Фармация». Это объясняется, прежде всего, стремлением сохранения на рынке аптечных учреждений государственной и муниципальной форм собственности, поскольку в основном только эти аптечные учреждения имеют производственные отделы, выполняют социальные функции, отпускают наркотические и психотропные препараты, организуют свою сеть в отдаленных и труднодоступных районах. Представляется целесообразным вызвать заинтересованность частных аптек в выполнении социальных функций, в охвате своими сетями сельских и отдаленных районов, предусмотреть возможность продажи наркотических и психотропных веществ при наличии соответствующих лицензий частными аптеками.

20 III В большинстве регионов отмечается недостаточная величина розничных надбавок (% вознаграждения) к ценам на лекарственные средства, входящих в перечень по ДЛО в аптечных учреждениях, большинство из которых являются государственными и муниципальными, что еще больше ухудшает их финансовое положение. Выбор аптечных учреждений для выполнения программы по ДЛО осуществляется фармацевтическими организациями без какой-либо нормативной базы, обеспечивающей его объективность. Деление установленной для региона общей величины надбавки на оптовую и розничную происходит в каждом регионе по-разному. В данном процессе в значительной степени присутствует субъективизм в оценке каждого участника по выполнению программы ДЛО. Процесс распределения надбавок между участниками программы ДЛО должен быть прозрачным для участников рынка, как и то, что торговые надбавки, устанавливаемые регионам в рамках программы, должны иметь четкое обоснование. Необходима разработка нормативных документов по порядку разработки и внесения изменений в Перечень, установлению сроков его публикации, разработка единой базы нормативно-справочной информации по Перечню. Целесообразным является также разработка на федеральном уровне порядка расчетов между участниками программы по ДЛО.

21 IV Рост цен имеет место в тех регионах, где дистрибьюторы занимают олигопольное положение, а сетевые аптеки занимают значительное место среди аптечных учреждений региона, либо в тех регионах, в которых сетевая торговля лекарственными средствами практически отсутствует. Развитие сетевой торговли может сопровождаться повышением цен, если существуют горизонтальные и вертикальные соглашения. На это следует обратить особое внимание соответствующие УФАС России в Хабаровском крае, Амурской, Тюменской, Саратовской областях. Для усиления стимула продажи относительно дешевых лекарственных средств, в том числе отечественного производства представляется целесообразным ввести повсеместно установление оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства дифференцированно для различных ценовых групп лекарственных средств (чем выше цена, тем ниже надбавка). Со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходим контроль за ценами на лекарства, дифференциация оптовых и розничных надбавок в зависимости от номенклатуры поступающих в обращение лекарственных средств, местных условий их реализации, контроль за уровнем обеспеченности аптечных учреждений важнейшими препаратами в соответствии с Перечнем необходимых и жизненно важных лекарственных средств для принятия необходимых мер по улучшению обеспеченности населения лекарствами.