Всероссийский Конкурс мультимедиа презентаций «Мозаика презентаций» 1 Выполнила Ирина Леонидовна Старикова, сурдопедагог бюджетного образовательного учреждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков «Журавушка» г. Пыть-Ях.
Advertisements

Помощь слепоглухим людям : средства общения слепоглухих людей, изучение дактилологии. Занятие 2. Саломатина Ирина Владимировна, Институт коррекционной.
Письменность – величайшее достижение человека. История возникновения письма уходит своими корнями в древность. У разных народов – разное количество букв.
Р АБОТА НАД СЛОВОМ Задача направления: учить правильно воспроизводить слова: слитное, с соблюдением звуко-слогового состава, ударе­ния, орфоэпических норм.
Лекция для классов Выполнила: Григорьева Е.Ю. МОУ «СОШ 82» г.Саратов.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Язык как способ представления информации Естественные и формальные языки.
Смирнова Татьяна Борисовна, координатор РЦДО Дистанционное обучение детей с нарушением слуха (неслышащие и глухие) БОУ ВО «Грязовецкая.
Информация и знания 8 класс. Что такое информация? Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Информацию.
Аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его особенности в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Информация 2 Термин Информация происходит от латинского слова informatio – пояснение, разъяснение.
Современные подходы к обучению грамоте первоклассников.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Посконина Мария Владимировна МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей 6 «Перспектива»
Р у с с к и й я з ы к в системе учебников «Начальная школа XXI века» Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального.
ИНФОРМАЦИЯ Информация и информационные процессы. 2 Что такое информация? Общепринятого определения информации не существует. Слово «информация» происходит.
Методика проведения речевых зарядок Алёшина Эльвира Викторовна, учитель – дефектолог слухового кабинета ГОУ Большемурашкинская школа – интернат II вида,
Белоярская средняя общеобразовательная школа 1. Тема урока: История русского письма Цель урока: познакомиться с историей русского алфавита.
(собрание для родителей будущих первоклассников) 26 сентября 2013 года «Готовимся к школе»
Транксрипт:

Всероссийский Конкурс мультимедиа презентаций «Мозаика презентаций» 1 Выполнила Ирина Леонидовна Старикова, сурдопедагог бюджетного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Вологодской области«Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида»

2/16 Содержание презентации 1. Происхождение термина «дактилология». 2. Что такое дактилология? Определение. 3. Историческая справка. 4. Классификация дактилем И. Ф. Гейльмана (1981 г.). 5. Современные дактильные алфавиты: русский и британский. 6. Характеристика дактильных алфавитов. 7. Правила дактилирования. 8. Упражнение в дактилировании. 9. Задания для самостоятельной работы. 10. Источники информации.

Происхождение термина «дактилология» Термин «дактилология» происходит от греческих слов: dactilos – палец, logos – слово. ДАКТИЛОЛОГИЯ греч. dactilos греч. logos 3/16 – палец– слово

Задание: познакомьтесь с краткой исторической справкой и подумайте, к чему стремились создатели первых дактильных (пальцевых) азбук. Что такое дактилология? Дактилология – 1) алфавит, воспроизведенный пальцами руки (рук); 2) общение при помощи ручной азбуки, т.е. дактильная речь. 4/16 Что такое дактилология? Дактилология используется в общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих, слабослышащих, а также в межличностной коммуникации глухих и слабослышащих. Термин «дактилология» используется в двух основных значениях. Основные термины по теме «Дактилология»: «дактильная речь», «дактильный алфавит (азбука)», «дактильная буква, или дактилема», «дактилировать (продактилировать)».

Некоторыми ручными знаками, в том числе и буквами, пользовались уже в древности. Беда Достопочтенный ( ) в книге De Computo vel Loquela Digitorum привёл рисунки римских монет, на которых номинал указан на пальцах. Там же Беда пишет, что пальцевые знаки могут представлять буквы и использоваться как секретный язык. Ранние ватиканские манускрипты были проиллюстрированы ручными обозначениями цифр от единицы до миллиона. Развитие дактильных систем в средние века многие увязывают с монашескими орденами, практиковавшими обет молчания. Римские монеты 5/16 Историческая справка

6/16 Историческая справка Джованни Баттиста делла Порта (1535 – 1610?) в своей книге, изданной в 1563 г. в Неаполе, предложил примитивный ручной алфавит: начальные буквы слов обозначались указанием на соответствующие части тела (ухо – для «У» и т.д.). В 1579 г. в Венеции была издана книга францисканского монаха Косьмы Росцелиуса «Искусство запоминания». В книге были представлены три образца одноручных алфавитов и 52 конфигурации пальцев. В комбинированной ручной азбуке одни буквы обозначались указаниями на части тела, другие – движениями пальцев, в одноручной отдельные конфигурации пальцев близки современным дактилемам (D, F, Z, O, P). Азбука Росцелиуса 1579 г.

В 1593 г. была посмертно опубликована небольшая книжка испанского монаха Мельхиора де Вебра Refugium Informorum, в которой 6 страниц иллюстрируют позиции рук, причём в дактильном алфавите многие дактилемы схожи с современными. Примерно тогда же его соотечественник монах Педро Понсе де Леон начал применять дактильную речь в обучении глухих. В 1629 г. Хуан Пабло Бонет издал книгу «О природе звуков и исскустве научить глухого говорить», в которой представлено описание испанской дактильной азбуки (Abecedario Demonstrativo). 7/16 Историческая справка Испанский дактильный алфавит де Вебра (S. Carmel, 1982) Испанский дактильный алфавит Бонета (S. Carmel, 1982) Титульный лист книги Бонет

8/16 Историческая справка В XVIII в. Якоб Родригес Перейра приспособил испанскую пальцевую азбуку к французской орфографии. Эта же азбука была положена в основу американского дактильного алфавита, разработанного в начале XIX в. Т.Х.Галлодетом и французом Л.Клерком. Т. Галлодет Л. Клерк Американский дактильный алфавит

Как и американский, русский дактильный алфавит имеет французское происхождение. Сильное влияние этой азбуки обнаруживается и в русском дактильном алфавите – благодаря французам, которые работали в России. В 1821 г. в российском «Журнале Императорского человеколюбивого общества» была опубликована «Ручная азбука глухонемых» (автор литографического изображения – глухой художник Николай Ивашенцов). Русский дактильный алфавит, наряду с французским, был приведён также в книге В.И. Флери «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их сознанию и к способам образования, самым свойственным их природе» (1835). Историческая справка В.И. Флери Вывод: создатели первых дактильных (пальцевых) алфавитов и их преемники стремились изобрести такие конфигурации пальцев и рук, чтобы дактилемы напоминали письменные буквы. Титульный лист книги В.И. Флери 9/16

Задание: сравните современные дактильные алфавиты: русский и британский; охарактеризуйте их согласно классификации дактилем И. Ф. Гейльмана. 10/16 Классификация дактилем И. Ф. Гейльмана (1981 г.) Критерии классификации (3) Разновидности дактилем 1. Состав одноручные двуручные комбинированные 2. Способ образования копирующие вариантные другие 3. Принцип обозначения буквенные слоговые совмещенные Иосиф Флорианович Гейльман

русский 11/16 британский Современные дактильные алфавиты:

Китайский дактильный алфавит в классификации И.Ф. Гейльмана определяется как комбинированный, вариантный и совмещенный. Современный китайский дактильный алфавит представляет собой два набора дактилем: первый набор для согласных начального слога, второй набор – пальцевые обозначения конечных слогов. При дактильном воспроизведении слова одновременно движутся две руки – левая воспроизводит начальный слог, правая – конечный. Китайская, а также японская и некоторые другие дактильные системы построены не на основе сходства дактилем с буквами, а на принципах, отражающих специфику национальной письменности. Британская дактильная азбука Двуручная Копирующая Буквенная Русская дактильная азбука Одноручная Копирующая Буквенная 12/16 Характеристика дактильных алфавитов Всего 33 дактильных знака Всего 26 дактильных знаков

Дактилология ручная (пальцевая) азбука является специфическим средством общения: по функции дактильная речь однозначна устной, по основе письменной речи. В русской дактилологии 33 дактильных знака, каждый из которых соответствует начертанию буквы. Так же как письмо, чтение и произношение, дактилирование требует соблюдения норм словесной речи и ведется по следующим правилам: дактилируют правой рукой; предплечье поднято и находится в вертикальном положении; кисть не закрывает лицо; ладонная сторона повернута от себя*; дактилирующая рука чуть сдвигается влево**; глаза обращены на собеседника; воспроизведение дактильных знаков должно быть точным; дактилирование ведется плавно и слитно; разделение слов обозначается паузой; в конце фразы (сегмента) делается остановка; дактилирование сопровождается артикуляцией; дактилируют так, как пишут, соблюдая нормы правописания (орфографии). *Кроме тактильных знаков Г, Л, М, П, Т. ** Чтобы избежать зеркального письма. 13/16 Правила дактилирования

14 Упражнение Продактилируйте слова: «молоко», «лестница» Проверьте себя ПУСК Дактильная речь обращена, как правило, к глухому собеседнику, который воспринимает зрительно дактилирование и зрительно (или слухо-зрительно) устную речь говорящего. Это необходимо учитывать. Запомните! Дактилирование сопровождается артикуляцией; дактилируют так, как пишут, соблюдая нормы правописания (орфографии), при этом произношение соответствует нормам орфоэпии. [малако][л, эсница]

15/16 Задания для самостоятельной работы 1. Каково значение термина «дактилология» в высказывании? а) «В русской дактилологии 33 дактильных знака». б) «Ученик овладел дактилологией и использует ее на уроке». в) «Русская дактилология – одноручная». 2. Сравните британский дактильный алфавит и американский дактильный алфавит; охарактеризуйте их по классификации дактилем И.Ф. Гейльмана. 3. Понаблюдайте, как часто прибегают к дактилологии глухие люди, беседуя друг с другом. Важное примечание! В современной отечественной сурдопедагогике дактилология как форма общения является вспомогательным средством учебно-воспитательного процесса.

16/16 Источники информации Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. – М.: ИКЦ «Академкнига», Гейльман И. Ф. Специфические средства общения глухих: Дактилология и мимика: В 5 ч. – Л., 1975–1979. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, Спасибо за внимание. Всего доброго!!!