Психологические аспекты обучения иностранным языкам Доклад на МО учителей ИЯ СОШ 37 учителя английского языка Петровой М.А.
ПЛАН Учет психологического аспекта при постановки задач к уроку ИЯ Психологические особенности предмета ИЯ Психофизиологические особенности возраста учащихся средней школы Психологические особенности личности уч-ся Психологические особенности личности учителя ИЯ
Кто не знает, куда направляется, очень удивится, узнав, что попал не туда. Марк Твен
Т.о., психологический аспект находит свое применение при постановке, прежде всего, задач урока. 1.Воспитательный компонент 2. Образовательный компонент 3. Развивающий компонент: Способствовать развитию... А. –развитие речи- способствовать обогащению словарного запаса, усилению коммуникативных свойств речи, овладению художественными образами, выразительными свойствами языка, развитию языковой догадки,… В. – развитие познавательных процессов- способствовать развитию умения анализировать, выделять главное, умения устанавливать сходство и различие между языками, развитию творческого воображения, долговременной памяти, фонематического слуха, речевых интонаций, тонкой моторики руки, умения соблюдать правила игры
Личностно- деятельностный подход в обучении ИЯ Вся деятельность направлена на развитие личности, с учетом мотивов, целей и неповторимого склада этой личности
Изменение мотивации изучения ИЯ ( по данным, полученным в ходе исследования группой ученых во главе с И.Е. Пассовым) 1 год обучения- стойкий интерес к изучению ИЯ - 97% 4 год обучения- стойкий интерес к изучению ИЯ - 14%
Причины, по которым пропадает желание изучать ИЯ (по результатам анкетирования уч-ся 7а класс а ) Объем материала увеличился Много незнакомых слов Не понял предыдущий материал Не могу справиться с д/з Не успеваю выполнять задания на уроке
Мотивы изучения ИЯ Внешние «5» похвала подарок одноклассники увидят и т.д. Внутренние Смогу применить в общении с иностранцами Смогу читать книги в оригинале Смогу узнать о продукте и т.д.
Мотивационная установка Я ХОЧУ… Я МОГУ… Я БУДУ…
Учет психофизиологических особенностей возраста при обучении ИЯ
Начальный этап- 2-4 класс ( 7-10 лет) Наиболее сенситивный к овладению языком Наиболее восприимчивы к активным формам работы ВВД - учеба Оправдано обучение не от л.е. и г.е. к ситуации, а от ситуаций общения к порождению собственных путем подстановки.
Среднийэтап- 5-9 класс ( лет) Подростковый возраст- формирование рефлексии, развитие самооценки ВВД- общение, отношения со сверстниками При обучении ИЯ общение при решении КЗ должно способствовать формированию ценностных ориентаций
Старший этап- 10, 11 класс (16,17 лет) ВВД- учебно-профессиональная деятельность Ребенок приближен к максимальному раскрытию своих способностей Обучение ИЯ профессионально- ориентированно (резюме, автобиография), совершенствование механизмов РД
Ф., имяФонем слух Особ- ти памяти Особ-ти внима ния Соц.статус в классе Эмоц. сфера 1.Б. Эржена механичпроизв, концентр. прин.Уравн. Мотив + 2.Б. Сергей +механичнепроизв.предп.Неуравн. Мотив- 3.Б. Елена +логич. долговр. произв, концентр Л.Неуравн. Мотив+ 4.Б. Вера логич произв,прин.Уравн. Мотив + 5.Д Эрженамеханичпроизв, концентр прин.Уравн. Мотив - 6.Г. Алена +логичпроизв, концентр прин.Уравн. Мотив +
Преобладающие сферы сенсорного опыта (канал получения информации) Фамилия, имяАудиалВизуалКинестетикСмешанный тип 1.Б. Эржена + 2.Б. Сергей + 3.Б. Елена + 4.Б. Вера Д Эржена + 6.Г. Алена + 7.П. Вика +