ПРЕЗЕТАЦИЯ НА ПРОИЗВОЛЬНУЮ ТЕМУ основные положения РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ (по результатам мониторинга экономики образования) Я. И. Кузьминов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование в г. Москве Высшая школа экономики В презентации использованы данные Росстата, результаты Мониторинга экономики образования (ВШЭ), обследования.
Advertisements

Статистические индикаторы и показатели мониторинга системы образования.
«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
1 Руководитель Федеральной службы государственной статистики А.Е.Суринов УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
Концепция модернизации российской системы образования Государственный университет- Высшая школа экономики.
28 июня 2012 года О состоянии трудовых ресурсов Кировской области и обеспечении экономики области квалифицированными кадрами Мачехин Георгий Николаевич,
Дифференциация доходов и образование в России Я.Рощина Саратов, 2004 Информация к размышлению.
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной.
Итоговая аттестация учебный год. Результаты итоговой аттестации за курс основной школы 114 учащихся успешно прошли итоговую аттестацию за курс.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, в январе-декабре 2009.
Отчет за 2010 год Управление культуры АМР «Сысольский»
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в январе-июне 2009.
1 11 Итоги 2009 года: комплексная модернизация начального профессионального образования Алтайского края – неизбежная стратегия развития образования региона.
0 Мониторинг потребностей экономики Санкт-Петербурга в трудовых ресурсах Санкт-Петербург 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, в январе-июне 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Тазетдинова Клара Алексеевна Заместитель министра Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Т атарстан.
Инвалиды на рынке труда Синявская О.В. (доклад подготовлен в рамках проекта НИСП «Адресная социальная политика в отношении инвалидов: перспективы и направления.
Транксрипт:

ПРЕЗЕТАЦИЯ НА ПРОИЗВОЛЬНУЮ ТЕМУ основные положения РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ (по результатам мониторинга экономики образования) Я. И. Кузьминов

Содержание презентации Ресурсные потоки в сфере образования: –Немонетарные –Финансовые Оценка затрат бюджета, работодателей и семей на образование в России Мотивации, поведение и стратегии экономических агентов на рынках образовательных услуг Зарплата преподавателей

Основные обследования Мониторинга экономики образования: Государственная статистика. Опрос домохозяйств - более 9000 интервью по общероссийской выборке (в т. ч. в Москве) и дополнительно 3000 интервью – по московской выборке. Опрос руководителей образовательных учреждений - более 1200 учреждений ВПО, СПО, НПО. Опросы учащихся и преподавателей - почти 3300 преподавателей и более 7330 учащихся (или их родителей). Опрос работодателей - выборочный опрос 1000 руководителей предприятий шести секторов экономики России – промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля и деловые услуги. 3

Потенциал образованности общества – Доля грамотных – 99.8% (перепись) – Доля занятых с профессиональным образованием – 71% – Доля занятых с высшим образованием – 25% Результат – быстрая адаптация, экономические инновации даже в условиях неэффективных правовых и экономических институтов Невостребованность собственно профессионального и научного потенциала (нехватка ресурсов в сфере технологических инноваций) Накопленный потенциал 4

Динамика численности обучающихся в учреждения профессионального образования 5

Продолжение тенденции 2009: –Доля первокурсников – «платников» упала с 55% до 35-40% –В Санкт-Петербурге прием платных студентов на 1 курс снизился с 30 тыс. до 12 тыс.человек. 6

Охват молодежи начальным, средним, высшим и послевузовским профессиональным образованием, % (отношение численности обучающихся к численности населения в возрасте от 15 до 34 лет) 7

Структура потоков поступающих, 2008 (млн. человек) 8 Полная школа 11 класс НПО СПО ВПО Рынок труда (1,36) Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 классы Дошкольники охвачены дошкольным образованием Не ходят в детские сады Дополнительное образование детей 0,24 0,22 0,06 0,23 0,86 0,000,090,230,510,380,191,100,54 0,82 0,04 0,03 0,26 1,32 1,20 0,58 0,61 1,37 0,60 0,05

Выводы Высшее образование стало социальным императивом Начальное и среднее профессиональное образование более чем на 50% не работают на рынок труда Демографические факторы ведут к снижению доли платного образования 9

Оценка финансовых потоков в отрасли «Образование», 2008 (млрд. руб.) Бюджеты ( ) Обучение на рабочем месте (668) Дополнительное образование (82) Детское дошкольное образование (286) Общее образование (775) Начальное профессиональное образование (79) Высшее профессиональное образование (516) Среднее профессиональное образование (135) Средства предприятий (57) Средства семей ( 7 64 ) 10 Частные лица Сопутствующие расходы

Оценка финансовых потоков в отрасли «Образование», 2008 (% к ВВП) Бюджеты ( 4,3% ) 0,7% 1,9% 0,2% 0,9% 0,3% 0,1% Обучение на рабочем месте (1,7%) Дополнительное образование (0,2%) Детское дошкольное образование (0,9%) Общее образование (2,0%) Начальное профессиональное образование (0,2%) Высшее профессиональное образование (1,3%) Среднее профессиональное образование (0,3%) Средства предприятий (0,1%) 0,1% 0,5% 0,4% 0,5% Средства семей ( 1,2% ) 11 Частные лица Сопутствующие расходы

* Источник данных по странам ОЭСР: Organisation for Economic Co-operation and Development. По странам ОЭСР в государственные расходы включены прямые расходы из международных источников, а также субсидии домохозяйствам (кроме Австрии, Греции, Дании, Исландии, Польши, Португалии, Словакии и Турции, где субсидии домохозяйствам входят в состав частных платежей). По России показаны расходы на образование из средств консолидированного бюджета. ** За 1999 г. Государственные расходы на образование в России, странах ОЭСР, Китае и Индии в процентах к валовому внутреннему продукту: 2001 г.* 12

Бюджетные расходы на образование (% от ВВП) в России (2006 и 2008) и странах ОЭСР (2004) 13

Ресурсные условия модернизации образования в значительной степени выполнены Бюджетное финансирование отрасли выросло за 8 лет с 3,1 до 4,3% ВВП – в реальном выражении в 2,3 раза. Разрыв со странами ОЭСР сократился с 2 до 1 процентного пункта ВВП. А как ведут себя семьи? 14

Готовность платить за образование (сколько максимально семья готова платить за обучение ребенка в соответствующих учреждениях),

Готовность к материальной поддержке детей, получающих образование, 2008 При получении какого образования родители готовы материально поддерживать своих детей? 16

Официальные затраты: Плата за обучение Взносы на ремонт, охрану Плата учреждению за подготовку к поступлению Платные вступительные экзамены, оформление документов Взносы в фонд учебного заведения Оплата общежития Сопутствующие затраты: Покупка учебников, канцелярских товаров Транспортные расходы Оплата частного жилья Оплата экскурсий, походов, туристических поездок Неофициальные затраты: Плата частным лицам за подготовку Взятки, подарки за повышение оценки, зачисление в учебное заведение Плата другим людям за подготовку курсовых и дипломных работ Поступающие в систему образования Не поступающие в систему образования Белые Серые Затраты семей на цели образования 17

Общие расходы на образование в расчете на 1 учащегося по возрастным группам населения до введения ЕГЭ (2003г.) 18

Сегодня платят не столько те, кто может платить, сколько те, кто вынужден Бюджеты семей, дети которых получают профессиональное образование, перенапряжены за исключением верхних 10% населения. Рост возможен только с темпом роста доходов Семьи могли бы увеличить вклад в общее образование в 2-3 раза при условии прозрачности и подконтрольности использования средств Потенциал роста расходов семей на образование 19

Платежеспособный спрос на услуги профессионального образования (% руководителей учреждений, отметивших высокий платежеспособный спрос со стороны населения или предприятий) 20

Затраты семей, связанные подготовкой и поступлением в техникумы и вузы (руб. в год) 21

Затраты семей, связанные с обучением в учреждениях профессионального образования на бюджетных местах (руб. в год) 22

Затраты семей, связанные с обучением в учреждениях профессионального образования на местах с полным возмещением затрат (руб. в год) 23

Основная производительная сила Зарплата учителей и преподавателей значительно выросла. Но отрыв от средней по экономике сохраняется. Качественных перемен не происходит. Продолжается неблагоприятный отбор преподавателей: в школы идут слабые студенты (средний балл ЕГЭ ниже 55) 24

Среднемесячная начисленная заработная плата работников (руб.) Рост реальной зарплаты в гг. примерно в 2 раза 25

Уровень оплаты труда преподавателей (доля руководителей образовательных учреждений, которые считают, что заработная плата их преподавателей конкурентоспособна, %) 26

Оценки руководителями образовательных учреждений размера конкурентоспособной (эффективной) зарплаты преподавателей (тыс. руб.) 27

Отсутствие инноваций Коррупционный потенциал Преподаватель-ученый, преподаватель-воспитатель замещается преподавателем с психологией почасовика или даже хуже: коррупционером Преподаватели: последствия негативного отбора 28

Постоянно растущий спрос на высшее образование не обеспечен ресурсами, но тем не менее «удовлетворяется» образовательной системой Удельное финансирование образовательных программ обеспечивает их воспроизводство, но не развитие Оплата преподавателей отстает от альтернатив в 2-3 раза и ведет к негативному отбору. Начиная с 90-х гг. система образования выталкивает людей с высоким потенциалом и квалификацией. Ресурсные причины деформации 29

До трети ресурсов образовательной системы направляется на реализацию тех элементов программ, цели которых не достигаются –Менее 20% выпускников школ, изучавших иностранный язык с 5-го класса, осваивает его на разговорном уровне –Более 60% учащихся классов практически игнорируют предметы, не связанные в выбранным ими профилем профессиональной подготовки Структурные деформации и потери 30

До трети ресурсов образовательной системы направляется на реализацию тех элементов программ, цели которых не достигаются –Обязательное полное среднее общее образование в ПТУ и техникумах в 50-60% случаях сводится к профанации –До половины выпускников ПТУ не получает минимально необходимой на рынке профессиональной квалификации –Из 610 тыс. выпускников техникумов 260 тыс. немедленно поступают в вузы (еще на 4-5 лет обучения) –Свыше 50% студентов инженерных вузов имеют по результатам ЕГЭ ниже 55 по математике и физике –Более половины выпускников ВУЗов не использует в работе профессиональные компетенции (фактически они получили общее высшее образование за 5 лет вместо необходимых для этого 2-3-х) Структурные деформации и потери 31