Перспективы развития начального и среднего профессионального образования Зам. директора Департамента развития профессионального образования Минобрнауки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Advertisements

Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
LOGO О результатах Коллегии Минобрнауки 25 января 2011 г. Т.М. Давыденко, директор Департамента профессионального образования 11 февраля 2011 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
1 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт дополнительного профессионального образования О ходе.
28 июня 2012 года О состоянии трудовых ресурсов Кировской области и обеспечении экономики области квалифицированными кадрами Мачехин Георгий Николаевич,
Проблемы и перспективы развития профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Проект «Развитие социального партнерства» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Государственный доклад об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики в 2011 году Дата: 13 июня 2012 г. Место: Дом правительства, Президентский.
Об итогах Всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям СПО в 2014 году Черноскутова И.А., начальник отдела.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
Транксрипт:

Перспективы развития начального и среднего профессионального образования Зам. директора Департамента развития профессионального образования Минобрнауки России, д.э.н., профессор ГРИНЬКО В.С. ГРИНЬКО В.С. г. Йошкар-Ола 6 июня 2012

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности» Вызовы для системы профессионального образования в условиях модернизации структуры экономики : Вызовы для системы профессионального образования в условиях модернизации структуры экономики : Динамичный характер технологических изменений при новом экономическом укладе затрудняет формирование четкого заказа к системе образования. Динамичный характер технологических изменений при новом экономическом укладе затрудняет формирование четкого заказа к системе образования. Актуализируется задача выстраивания, в том числе при активном участии самих образовательных учреждений, системы перспективного прогнозирования подготовки кадров, отвечающей планируемым структурным изменениям экономики и технологий Актуализируется задача выстраивания, в том числе при активном участии самих образовательных учреждений, системы перспективного прогнозирования подготовки кадров, отвечающей планируемым структурным изменениям экономики и технологий Нехватка рабочих кадров и специалистов повсеместно становится фактором, сдерживающим экономический рост. Нехватка рабочих кадров и специалистов повсеместно становится фактором, сдерживающим экономический рост. Неэффективность сложившейся системы подготовки кадров делает необходимой «доводку» подготовленных специалистов до уровня профессиональной квалификации, требующегося работодателям. Неэффективность сложившейся системы подготовки кадров делает необходимой «доводку» подготовленных специалистов до уровня профессиональной квалификации, требующегося работодателям.

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности» Дефицит высококвалифицированной рабочей силы объективно усиливается демографическими провалами вследствие снижения рождаемости, и как следствие, общим старением населения. Дефицит высококвалифицированной рабочей силы объективно усиливается демографическими провалами вследствие снижения рождаемости, и как следствие, общим старением населения. Усиление интеграции в международное экономическое пространство: усиление перетока рабочей силы; повышение международной конкуренции за кадры. Усиление интеграции в международное экономическое пространство: усиление перетока рабочей силы; повышение международной конкуренции за кадры. Демографическая ситуация сделала неизбежным более активное включение всех стран в международные миграционные потоки и, в частности, привлечение в Россию мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья. По отношению к этим группам трудящихся, наряду с необходимой квалификационной подготовкой в рамках развития системы непрерывного образования, требуются адаптационные и социализирующие программы. Демографическая ситуация сделала неизбежным более активное включение всех стран в международные миграционные потоки и, в частности, привлечение в Россию мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья. По отношению к этим группам трудящихся, наряду с необходимой квалификационной подготовкой в рамках развития системы непрерывного образования, требуются адаптационные и социализирующие программы. Модификация традиционной модели учреждений профессионального образования в результате развития конкурентной среды в профессиональном образовании Модификация традиционной модели учреждений профессионального образования в результате развития конкурентной среды в профессиональном образовании

4 Демографические показатели Выпуск 11 классов (тыс.чел.) Выпуск 9 классов (тыс.чел.)

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности»Всероссийское совещание Вывод: Возрастание роли подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в социально- экономическом развитии российского общества Возрастание роли подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в социально- экономическом развитии российского общества

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности»Всероссийское совещание III Международный конгресс по профессиональному и техническому образованию и обучению (Шанхай, Китай в мае 2012 г.), в котором приняли участие около 800 представителей из 117 стран-членов ЮНЕСКО и 72-х неправительственных организаций: III Международный конгресс по профессиональному и техническому образованию и обучению (Шанхай, Китай в мае 2012 г.), в котором приняли участие около 800 представителей из 117 стран-членов ЮНЕСКО и 72-х неправительственных организаций: роль ПТО, как одного из ключевых факторов развития конкурентоспособной экономики роль ПТО, как одного из ключевых факторов развития конкурентоспособной экономики

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности» высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена в структуре производительных сил составляют около 40 процентов, а в сфере услуг до 70 процентов; высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена в структуре производительных сил составляют около 40 процентов, а в сфере услуг до 70 процентов; возрастают требования рынка труда к качеству рабочей силы; возрастают требования рынка труда к качеству рабочей силы; в условиях сложной демографической ситуации потребность в рабочих кадрах и специалистах среднего звена разной квалификации превышает предложение не менее чем на 50 процентов. в условиях сложной демографической ситуации потребность в рабочих кадрах и специалистах среднего звена разной квалификации превышает предложение не менее чем на 50 процентов.

Характеристика системы НПО и СПО: основные количественные показатели НПО: СПО: НПО: СПО: ОУ контингент , ,8 прием 542,5 671,8 выпуск 537,6 535,7 МТБ: замены или кап. ремонта 25% 22% обеспеченность общежитиями 54% 65,3%

9 Учреждения начального профессионального образования ГодыПоказатель Количество учреждений (ед.) Численность обучающихся (тыс.чел)

10 Показатели системы СПО Число ОУ СПО Число студентов СПО (тыс.чел.) Прием Выпуск

Характеристика состояния начального и среднего профессионального образования Финансирование (консолидированный бюджет): Финансирование (консолидированный бюджет): в целом на образование - в 1,5 раза или 55,5% (2006 г.); в целом на образование - в 1,5 раза или 55,5% (2006 г.); на НПО – на 26%; на НПО – на 26%; на СПО – в 2 раза. на СПО – в 2 раза. Кадровый потенциал: НПО СПО Кадровый потенциал: НПО СПО занято всего (тыс. чел.) 185,5 342,3 занято всего (тыс. чел.) 185,5 342,3 педагогические кадры 128,6 (9,4%) 148,0 (10%) педагогические кадры 128,6 (9,4%) 148,0 (10%) уровень образования (ВПО) 87,7%; 36% практически все с ВПО уровень образования (ВПО) 87,7%; 36% практически все с ВПО возрастной состав – возрастной состав – до 30 лет 13,8 до 30 лет 13, лет 65% 49, лет 65% 49,2 свыше 60 лет 11,5% 7% свыше 60 лет 11,5% 7% Соотношение преподаватель/обучающийся Соотношение преподаватель/обучающийся 1/10 1/12 1/10 1/12

В 2010 году среднемесячная заработная плата работников от заработной платы в экономике в целом составляла : - в среднем в НПО 65,1 %; - в среднем в СПО – 84,3 % 12 Характеристика состояния начального и среднего профессионального образования

13 Трудоустройство НПО (%) продолжили обучение 12,9716,0514,8 призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации 19,0420,7921,6 начали трудовую деятельность 56,9554,3552,6 ушли в отпуск по уходу за ребенком -2,692,4 обеспечена занятость 88,9693,8891,4 не трудоустроены 11,046,128,6

14 Трудоустройство СПО (%) продолжили обучение 20,6423,8722,8 призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации 15,9818,0717,7 начали трудовую деятельность 55,2449,2348,9 ушли в отпуск по уходу за ребенком -2,041,5 обеспечена занятость 91,8693,2190,9 не трудоустроены 8,146,799,1

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности» Перспективные направления развития НПО и СПО в контексте государственной образовательной политики: Перспективные направления развития НПО и СПО в контексте государственной образовательной политики: 1. Законодательное обеспечение системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. 2. Оптимизация сети. 3. Обновление содержания профессионального образования. 4. Формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров. 5. Адресная поддержка обучающихся. 6. Формирование нормативного правового обеспечения деятельности образовательных учреждений. 7. Направления международной деятельности

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности» 1.Законодательное обеспечение системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Законопроект «Об образовании», устанавливает новую систему уровней профессионального образования: лицам, успешно освоившим образовательную программу СПО, присваиваются следующие квалификации: лицам, успешно освоившим образовательную программу СПО, присваиваются следующие квалификации: - по результатам освоения программы подготовки квалифицированного рабочего – квалификация по соответствующей профессии рабочего или должности служащего; - по результатам освоения программы подготовки квалифицированного рабочего – квалификация по соответствующей профессии рабочего или должности служащего; - по результатам освоения программы подготовки специалиста среднего звена – квалификации соответствующего специалиста среднего звена. - по результатам освоения программы подготовки специалиста среднего звена – квалификации соответствующего специалиста среднего звена.

1. Законодательное обеспечение системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Образовательные программы НПО - преобразуются в программы подготовки квалифицированных рабочих; - преобразуются в программы подготовки квалифицированных рабочих; - НПО отнесено к первому уровню среднего профессионального образования. - НПО отнесено к первому уровню среднего профессионального образования.

1. Законодательное обеспечение системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программам переподготовки рабочих и служащих будет осуществляться на базе учебных центров профессиональных квалификаций. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программам переподготовки рабочих и служащих будет осуществляться на базе учебных центров профессиональных квалификаций. Их цель – обеспечение отраслей экономики в рабочих кадрах с учетом потребностей регионального (местного) рынка труда. Их цель – обеспечение отраслей экономики в рабочих кадрах с учетом потребностей регионального (местного) рынка труда.

2. Оптимизация сети

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности» 2. Оптимизация сети. 2. Оптимизация сети. Выделение по формам учредительства и источникам финансирования образовательных учреждений двух видов: Выделение по формам учредительства и источникам финансирования образовательных учреждений двух видов: входящих в отраслевые кластеры и обеспечивающих подготовку кадров для предприятий атомной, авиационной, транспортной и других отраслей (40% от обучающихся по программам СПО); входящих в отраслевые кластеры и обеспечивающих подготовку кадров для предприятий атомной, авиационной, транспортной и других отраслей (40% от обучающихся по программам СПО); обеспечивающих функционирование и развитие региональных рынков труда, готовящих кадры для малого и среднего бизнеса, муниципальных предприятий и т.д. (60% от обучающихся по программам СПО). обеспечивающих функционирование и развитие региональных рынков труда, готовящих кадры для малого и среднего бизнеса, муниципальных предприятий и т.д. (60% от обучающихся по программам СПО).

2. Оптимизация сети. В рамках ФЦП расширить сеть ресурсных центров, в том числе для ОПК,приоритетных отраслей экономики (сегодня их 11). Перераспределение полномочий: Минздравсоцразвития России - 14 Минздравсоцразвития России - 14 МИД России - 1 МИД России - 1 Минкультуры России - 17 Минкультуры России - 17 Минтранс России: Минтранс России: воздушного транспорта - 13 воздушного транспорта - 13 жел/дорожного транспорта - 47 жел/дорожного транспорта - 47 морского и речного - 22 морского и речного - 22 Росрыболовство - 10 Росрыболовство - 10 Росохрана - 1 Росохрана - 1 Россвязь - 6 Россвязь - 6 Росрезерв - 1 Росрезерв

Оптимизация сети в проектах ФЦПРО

Развитие системы: ФЦПРО

Источники и объемы финансирования региональных программ модернизации системы профессионального образования 2011 год 2012 год Всего более 4,5 млрд. руб. Всего более 6,5 млрд. руб. Увеличение на 29 %

25 Приоритеты региональных программ - обновление структуры и содержания профессионального образования - развитие кадрового потенциала - развитие инфраструктуры системы профессионального образования - социальная поддержка выпускников

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности» 3. Обновление содержания профессионального образования 3. Обновление содержания профессионального образования переход на ФГОСы: переход на ФГОСы: 327 для НПО, 237 для СПО 327 для НПО, 237 для СПО В них: акцент на описание результатов образовательной деятельности. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки рабочих и специалистов различных категорий устанавливаются в компетентностной форме; акцент на описание результатов образовательной деятельности. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки рабочих и специалистов различных категорий устанавливаются в компетентностной форме; существенное расширение академических свобод образовательных учреждений, что позволяет образовательным учреждениям профессионального образования реализовывать инновационные образовательные программы, обеспечивать прикладную, практическую направленность образовательного процесса, оперативно реагировать на запросы работодателей. существенное расширение академических свобод образовательных учреждений, что позволяет образовательным учреждениям профессионального образования реализовывать инновационные образовательные программы, обеспечивать прикладную, практическую направленность образовательного процесса, оперативно реагировать на запросы работодателей.

3. Обновление содержания профессионального образования эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в ВПО и СПО: эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в ВПО и СПО: разработка механизма внедрения результатов разработка механизма внедрения результатов федерального эксперимента по созданию прикладного федерального эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в общую практику. бакалавриата в общую практику.

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности» 4. Формирование профессионально- квалификационной структуры подготовки кадров. Характеристика текущего состояния структуры подготовки кадров: Характеристика текущего состояния структуры подготовки кадров:

4. Формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров. Технической направленности обучалось т.чел. : в НПО по 210 профессиям 478,0 (46,2%); в НПО по 210 профессиям 478,0 (46,2%); в СПО по 138 спец-тям 689,6 (34%) по 13 УГС: в СПО по 138 спец-тям 689,6 (34%) по 13 УГС: информационная безопасность, информационная безопасность, геодезия и землеустройство; геодезия и землеустройство; геология, разведка и разработка полезных ископаемых, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, металлургия, машиностроение и металлообработка, металлургия, машиностроение и металлообработка, авиационная и ракетно-космическая техника, авиационная и ракетно-космическая техника, морская техника, морская техника, транспортные средства транспортные средства

4. Формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров. Наиболее массовая подготовка в разрезе УГС: Наиболее массовая подготовка в разрезе УГС: транспортные средства (29,2%), транспортные средства (29,2%), информатика и вычислительная техника (17,2%), информатика и вычислительная техника (17,2%), металлургия, машиностроение и металлообработка (14,9%). металлургия, машиностроение и металлообработка (14,9%). В разрезе субъектов РФ наибольшие объемы подготовки кадров технической направленности: В разрезе субъектов РФ наибольшие объемы подготовки кадров технической направленности: Ростовская, Свердловская, Челябинская области; Республики Башкортостан, Татарстан; г. Москва

34 экономика и управление 16,0% здравоохранение10,3% транспортные средства 9,8% образование и педагогика 8,5% строительство и архитектура 7,2%

4. Формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров. формирование системы прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров; ежегодное проведение мониторинга трудоустройства выпускников; совершенствование системы госзаказа (включая новые подходы к установлению КЦП (конкурсы), переход на дифференцированное нормативное финансирование по направлениям подготовки или УГС); совершенствование системы целевой контрактной подготовки (не выполняется план по оборонзаказу (низкая престижность работы). Проработать введение механизмов целевой контрактной подготовки. Рассмотреть возможность вместо введения отсрочки от призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации – обязательное завершение СПО); (не выполняется план по оборонзаказу (низкая престижность работы). Проработать введение механизмов целевой контрактной подготовки. Рассмотреть возможность вместо введения отсрочки от призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации – обязательное завершение СПО); профессиональная ориентация старшеклассников и обучающихся ОУ профобразования

4. Формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров. Планируемые институциональные изменения позволят: скорректировать диспропорции в подготовке кадров, увеличить объемы подготовки по программам профессиональной подготовки и начального и среднего профессионального образования (ориентировочно до 35% от числа выпускников общеобразовательных учреждений).

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности»Всероссийское совещание Адресная поддержка обучающихся Адресная поддержка обучающихся 5. Разработка региональной программы формирования Разработка региональной программы формирования общежитий в целях обеспечения доступности общежитий в целях обеспечения доступности профессионального образования для жителей села и профессионального образования для жителей села и малых городов малых городов Приведение уровня стипендиального обеспечения Приведение уровня стипендиального обеспечения обучающихся в соответствие с уровнем обучающихся в соответствие с уровнем стипендиального обеспечения в федеральных стипендиального обеспечения в федеральных учреждениях учреждениях

Виды стипендий устанавливаемые на федеральном уровне: социальная стипендия – постановление от социальная стипендия – постановление от полуторакратный размер от гос. академической - полуторакратный размер от гос. академической стипендии стипендии %=600 руб %=600 руб. академическая стипендия – постановление тоже академическая стипендия – постановление тоже - размер не менее 400 с учетом 9%, - размер не менее 400 с учетом 9%, т.е. не менее 436 руб. т.е. не менее 436 руб.

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности»Всероссийское совещание специальная гос стипендия Правительства РФ для студентов СПО - постановление от специальная гос стипендия Правительства РФ для студентов СПО - постановление от руб. при квоте 500 чел.; 840 руб. при квоте 500 чел.; стипендия Правительства РФ для обучающихся по стипендия Правительства РФ для обучающихся по соответствующим приоритетным направлениям модернизации и соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики – технологического развития экономики – постановления от , постановления от , от от НПО – 2000 руб. при квоте 1500 чел., НПО – 2000 руб. при квоте 1500 чел., СПО – 4000 руб. при квоте 3500 чел СПО – 4000 руб. при квоте 3500 чел

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности»Всероссийское совещание 6.Формирование нормативного правового обеспечения деятельности образовательных учреждений: 6.Формирование нормативного правового обеспечения деятельности образовательных учреждений: уставы, уставы, базовый перечень государственных базовый перечень государственных образовательных услуг, образовательных услуг, переход на финансирование госзадания в СПО, переход на финансирование госзадания в СПО, конкурсное распределение КЦП для учреждений конкурсное распределение КЦП для учреждений СПО СПО

Межрегиональный форум Приволжского федерального округа «Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности»Всероссийское совещание 7. Международная деятельность 7. Международная деятельность Ближайшие задачи в области развития НПО и СПО: Ближайшие задачи в области развития НПО и СПО: развитие стратегии интернационализации, используя механизмы проектной деятельности, конференций, семинаров, тематических сетевых организаций (структур); развитие стратегии интернационализации, используя механизмы проектной деятельности, конференций, семинаров, тематических сетевых организаций (структур); проведение международных конференций по актуальным проблемам в мире; проведение международных конференций по актуальным проблемам в мире; реализация проектов, направленных на изучение и формирование концепции, стратегии и пилотной апробации новых умений и компетенций в области «зеленой» экономики; реализация проектов, направленных на изучение и формирование концепции, стратегии и пилотной апробации новых умений и компетенций в области «зеленой» экономики; активизация сотрудничества со странами СНГ, мониторинг развития мировых систем, проведение симпозиумов на основе сравнительного анализа. активизация сотрудничества со странами СНГ, мониторинг развития мировых систем, проведение симпозиумов на основе сравнительного анализа.

Проблемы НПО СПО Подготовить новые стандарты, обеспечить условия проживания и обучения для инвалидов. Подготовить новые стандарты, обеспечить условия проживания и обучения для инвалидов. Распространить практику создания малых предприятий при учреждениях СПО по аналогии с ВПО (217 ФЗ). Распространить практику создания малых предприятий при учреждениях СПО по аналогии с ВПО (217 ФЗ). Низкий уровень заработной платы. Низкий уровень заработной платы.

Благодарю за внимание