CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Михаил Дмитриев Президент Центра стратегических разработок Москва 21 мая 2010 года Состояние российской экономики на выходе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Михаил Дмитриев Президент Центра стратегических разработок Татьяна Хомякова Заместитель директора ЦСР-АНХ Москва 13 апреля.
Advertisements

1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ МИРОВОГО ОПЫТА Михаил Дмитриев Президент Центра стратегических разработок Москва 31 марта 2008 Совместный семинар.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Стратегический план города Княгинин В. Н. научный руководитель ЦСР «Северо-Запад» Конференция «Березники: стратегический план развития города» 7 апреля.
1 Макроэкономика и фармрынок в штормовой период Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Институт кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Банки СНГ на пороге перемен Михаил Матовников, Генеральный директор Интерфакс-ЦЭА, Директор по корпоративному развитию группы «Интерфакс»
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Прирост денежной массы М2 (в % к предыдущему году)
Анализ влияния повышения ставки ндс на экономику страны
Транксрипт:

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Михаил Дмитриев Президент Центра стратегических разработок Москва 21 мая 2010 года Состояние российской экономики на выходе из кризиса и перспективы развития системы стратегического планирования

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH 1. Состояние российской экономики на выходе из кризиса: возможен ли возврат на прежнюю траекторию развития? 2

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Исторически рост реального ВВП после кризиса в период делевереджинга значительно снижается в первые 2-3 года 3

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Восстановление реального курса рубля произошло значительно быстрее, чем в ходе предыдущего кризиса. 4

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Изменение отраслевой структуры роста – рост промышленности отстает от роста ВВП. Драйвером роста становится сектор услуг. 5 Кризис 2008 Кризис 1998

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Ускоренное удорожание рубля в сочетании с бюджетным дефицитом задают совершенно иные ограничения для макроэкономической политики 6 После 1998После 2008 Счет капиталаОтрицателенПоложителен Счет текущих операций Быстрый ростРезкое снижение Федеральный бюджет Сокращение дефицитаРост дефицита Фактически все три канала работают в сторону дополнительной накачки денежной массы в экономику. Ситуация усугубляется продолжающейся дедолларизацией активов населения вследствие укрепления курса рубля. У Центрального банка нет действенных инструментов стерилизации – перспектива дальнейшего удорожания рубля и роста инфляции.

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Темпы роста денежной массы М2 превысили докризисный уровень - риск ускорения инфляции. 7

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Изменяется роль иностранного капитала - основным источником инвестиций становятся собственные, а не земные средства. 8

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Российский банковский сектор существенно оздоровился… 9 Благодаря взвешенной монетарной политике властей впервые за последние 7 лет реальные краткосрочные межбанковские процентные ставки вышли из негативной зоны, а клиентские депозиты показали хотя и незначительную, но положительную доходность.

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH …что способствовало росту доверия вкладчиков к российскому финансовому сектору. 10 Динамика роста депозитов населения (на конец месяца, декабрь=100%) Самым быстрорастущим стал сегмент ОПС, который удвоился за 2009г. (увеличение в 30 раз за последние 4 года). Рынок корпоративных облигаций вырос с 2,0% до 6,5% ВВП и продолжает показывать энергичные темпы роста.

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Сырьевая рента вряд ли будет иметь столь значительное влияние, как на предыдущем этапе. 11 Себестоимость производства СПГ

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH 12 Уровень безработицы в городах, сельской местности и в целом Вследствие снижения численности трудоспособного населения при неизменной занятости безработица примерно за 2 года может сократиться до докризисного уровня. Изменения в структуре экономического роста после кризиса помогут избежать обострения структурных диспропорций на рынке труда. Основной вызов – территориальное обособление процессов разрушения (сельская местность) и создания (крупные города) рабочих мест. Рост без занятости – проблема или преимущество?

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH До кризиса создание и ликвидация рабочих мест не были синхронизированы При растущей численности трудоспособного населения это не препятствовало созданию рабочих мест Но при снижающейся численности занятых созданию новых высокопроизводительных рабочих мест должно предшествовать высвобождение непроизводительных рабочих мест в других сферах Вывод: Для продолжения роста производительности труда необходимо, чтобы создание рабочих мест в производительных секторах услуг опиралось на сокращение занятости в непроизводительных отраслях промышленности и бюджетной сферы Синхронизация нужна и в пространстве: сокращение занятости будет в средних городах, а ее рост – в больших городах и агломерациях 34 Необходимость синхронизации создания и ликвидации рабочих мест

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH 2. Рост после кризиса: отраслевой аспект 23

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Производительность в сфере услуг развитых стран выше, чем в промышленности и сельском хозяйстве Источник: Unleashing Prosperity. World Bank p.15 СНГ (низкий) СНГ (средний) Регион ЦВЕ ТурцияЕС-10 сельское хозяйство промыш- ленность услуги производительность труда, постоянные цены 2000, $, тыс. 19

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH В России доля сферы услуг – ниже, чем в развитых странах и будет расти Источник: How to Compete and Grow: a Sector Guide to Policy. McKinsey Global Institute (2010), стр.20 услуги товары ВВП на чел, 2005; $, ППС Добавленная стоимость низкий доходвысокий доход 20 Структура добавленной стоимости 2005 год, %, млрд. $

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Более высокая производительность в сфере услуг поддерживает экономический рост Сфера услуг: Быстрый рост занятости с более высокой производительностью Сравнительно медленный рост производительности труда Быстрый рост выпуска Эта тенденция может проявиться в России следующим образом: Промышленность: Снижение занятости Быстрый рост производительности труда Медленный рост выпуска темпы экономического роста в целом по экономике могут быть высокими 21

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH 22 Вклад промышленности и сектора услуг в рост производительности занятости, и выпуска ( тенденции стран со средним уровнем дохода) Источник: How to Compete and Grow: a Sector Guide to Policy. McKinsey Global Institute (2010), стр.20

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH 3. Рост после кризиса: пространственный аспект 23

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH В среднем на предприятиях в пределах агломерации производительность труда на 46% выше, чем в поселениях за их пределами. 90% фирм в промышленности работало на региональном рынке, с долей продаж внутри региона около 30% Чем больше региональный рынок, тем выше производительность благодаря эффектам масштаба Вывод: Чем меньше населенный пункт в России, тем ниже в среднем производительность предприятий Производительность и размеры городов в России 24 Источник: Предприятия и рынки в годах. ГУ-ВШЭ стр. 35

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Производительность труда в российских городах с разной численностью населения Источник: Предприятия и рынки в годах. ГУ-ВШЭ стр

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Низкая плотность экономической активности Плотность экономической активности в разрезе размерных групп городов, в которых размещены обследованные предприятия: число зарегистрированных предприятий на 1000 человек Источник: Предприятия и рынки в годах. ГУ-ВШЭ стр

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Отклонение выработки на одного занятого на предприятиях, размещенных в моногородах, от выработки на предприятиях остальной выборки в разрезе ОКВЭД Источник: Предприятия и рынки в годах. ГУ-ВШЭ стр

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Доля населения в городах- миллионниках в России в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах В России избыточно население малых и средних городов (избыток – не менее 5 млн. чел.) Существует дефицит небольших городов – центров современных услуг для агробизнеса, которые получили развитие в США и Канаде Выводы: Неизбежна массовая миграция из средних городов в крупные агломерации Неизбежен переток занятости из непроизводительной промышленности в малых и средних городах в производительные сектора услуг в крупных агломерациях Необходимо содействовать формированию центров услуг в малых городах для высокопроизводительного агробизнеса Все эти изменения ускорят рост производительности Перспективы пространственного развития 28

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Доля населения в городах - миллионниках в общей численности населения Источник: Всемирный Банк 29

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Распределение 2266 городов и ПГТ России по правилу ранг-размер на 01 января Источник: Расчеты ЦСР Дефицит населения в городах- миллионниках Избыток населения в средних городах Дефицит населения в центрах услуг агробизнесу

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Роль стратегического планирования

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH 13 Стратегии моногородов Вопросы конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов Повышение инфраструктурной связности: пригородный транспорт региональная авиация Интеграция в рамках крупных агломераций Развитие рынков доступного жилья в местах переселения Разработка долгосрочных прогнозов

29 Проблемы разработки стратегий федеральных округов (уроки опыта разработки стратегий Южного федерального округаСибири, Дальнего Востока и Приволжья) 15

Схемы территориального планирования и генеральные планы Схемы территориального планирования и генеральные планы Федеральные стратегии и ФЦП Федеральные стратегии и ФЦП Стратегии федеральных институтов развития Стратегии федеральных институтов развития Отраслевые стратегии и приоритеты Отраслевые стратегии и приоритеты Региональные стратегии Региональные стратегии СТРАТЕГИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ Основа для согласования всех элементов стратегического планирования на территории округа ИНВЕСТПРОЕКТЫ

БЛОК-СХЕМА разработки стратегии федерального округа Дополнительные проверки на сбалансированност ь Согласование кластерных и отраслевых приоритетов Разработка отраслевых сценариев Корректировка сбалансированног о прогноза с учетом отраслевых и кластерных приоритетов Анализ кластерных приоритетов Анализ отраслевых приоритетов Согласование методологии и исходных данных Сбалансированны й прогноз по инерционному сценарию Развитие транспортных коридоров и пунктов пропуска через границу Прогноз структуры и географии внешней торговли Прогноз диверсификации экспорта Корректировка прогноза структуры и географии внешней торговли

Предпосылки разработки стратегий федеральных округов Рассолгасованнос ть документов СП Лакуны в стратегическом планировании Потенциал федеральных округов как «рамки» стратегического управления 16

Стратегии федеральных округов в системе стратегического планирования РФ КДР 2020 Отраслевые стратегии Стратегии крупного бизнеса Стратегии регионов СТП регионов Стратегии МО СТП МО Генпланы поселений Синхронизация по ресурсам и срокам Функциональное зонирование Конкуренция за инвестиции Конкуренция за инвестиции Конкуренция за территорию Конкуренция за территорию Стратегии округов 17

Стратегическое планирование развития реального сектора Бизнес 1.Определение тенденций на рынках 2. Формирование перечня инвестиционных проектов ОИВ регионов 1. Локализация инвестиционных проектов 2. Их увязка их с другими проектами ФОИВ 1. Формулирование отраслевых приоритетов развития округа 2. Разработка и согласование организационных, фискальных, информационных и прочих механизмов, содействующих развитию бизнеса Эксперты 1. Балансировка приоритетов по срокам и ресурсам 2. Заполнение «лакун» в стратегических планах других акторов 18

Инфраструктурный акцент стратегий федеральных округов Прогноз спроса на перевозки Оценка резерва (дефицита) пропускной способности Определение необходимых проектов по модернизации и развитию транспортной инфраструктуры международного, федерального и межрегионального уровня Прогнозный энергобаланс в разрезе ОС и регионов Определение необходимых проектов по развитию генерирующих мощностей, наращиванию пропускной способности распределительных мощностей Прогноз спроса на услуги связи. Определение необходимых проектов по модернизации сетей передачи данных и наращиванию их пропускной способности, развитию прочей информационно- телекоммуникационной инфраструктуры федерального значения 19

Стратегическое планирование развития социальной сферы Планирование развития социальной сферы «Преломление» стратегических приоритетов, обозначенных ФОИВ с поправкой на тип системы расселения и социально-экономические особенности региона. Индикаторы развития социальной сферы Обобщение удачного опыта стратегического планирования отраслей социальной сферы (особенно, ЖКХ) в отдельных регионах и распространение его на все субъекты округа Вписывание крупных инвестиционных проектов в социальной сфере в общий контекст развития округа 20

Стратегическое планирование развития инновационной экономики Задача стратегии – создать условия для максимально полной реализации инновационного потенциала федерального округа: Развитие инновационных отраслей экономики, в том числе НИОКР Внедрение инноваций в «традиционных» отраслях экономики Внедрение инноваций в инфраструктурных отраслях для содействия формированию комфортной среды обитания и созданию благоприятной среды для ведения бизнеса 21

Прогноз социально- экономического развития округов Сценарные условия КДР Прогнозные индикаторы транспортных и энергетических стратегий Социально-экономические прогнозы в региональных стратегиях Прогнозные межотраслевые балансы Прогнозные балансы топливно- энергетических ресурсов Прогнозные балансы внешней торговли Сбалансированный прогноз с учетом отраслевых и кластерных приоритетов Инвестиционные проекты Макроэкономическое моделирование 22

Основные проблемы разработки стратегий развития федеральных округов 1.Сверхсжатые сроки разработки 2.Несогласование отраслевыми министерствами и бизнесом предложений, которые не находят отражения в существующих краткосрочных программных документов 3.Неприятие регионами принципа поляризованного развития и резкое отношение региональных властей к межрегиональным сравнениям 4.Попытки регионов включить необоснованные инвестиционные проекты и объекты социальной сферы субфедерального уровня 5.Недостаточная степень вовлечения бизнеса и институтов гражданского общества на этапе разработки стратегии 23

40 Определение предметной области функционирования ФКС 4 Бюджетирование Размещение заказа Реализация контракта Основной предмет регулирования Основной предмет регулирования Смежные области Смежные области Формирование обязательств государства и выбор форм их реализации Формирование обязательств государства и выбор форм их реализации Определение потребности в ресурсах Управление созданными активами Управление созданными активами

Система управления развитием Элементы системы управления развитием: Инвестиционная политика Кластерная политика Антикризисные механизмы Меры по содействию повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ Организационные формы управления развитием: комплексная инвестиционная программа, проектирование институтов развития Федеральные целевые программы развития федеральных округов – подходящий инструмент для реализации межрегиональных проектов? 24

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH Спасибо за внимание

CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH 13 В отличие от предыдущего периода у российского правительства сохраняются стимулы для продолжения реформ. Стимулы для реформ Вопросы конкурентоспособности (дебюрократизация, дерегулирование, пересмотр избыточных функций, повышение качества публичных услуг). Финансовое состояние пенсионной системы. Реформа бюджетной сети (Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2011г.) Реформы в сфере естественных монополий, в частности – железнодорожного транспорта.