Подготовка кадров в учреждения СПО для развития инновационной экономики России Директор Красногорского государственного колледжа, Президент Союза директоров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональное образование : состояние, проблемы, перспективы Т.М. Давыденко Директор Департамента профессионального образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

М ежрегиональный отраслевой ресурсный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере наноиндустрии на базе ФГОУ СПО «Красногорский.
Профессиональное образование России: проблемы, направления модернизации и эффективные модели взаимодействия в рамках объединений учреждений профессионального.
2 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Несоответствие требованиям рынка труда Несоответствие требованиям рынка трудаПРИЧИНЫ: – Система образования – сама заказчик и исполнитель.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: Президент Союза директоров ССУЗ России Демин В.М год Доступность Качество Эффективность.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на годы и.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Проблемы и перспективы развития профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Ректор ГОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Фёдоров М.В. Образование через всю жизнь – как способ реализации принципа преемственности поколений.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Модернизация системы педагогического образования Министерство образования и науки Российской Федерации Директор департамента государственной политики в.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
Транксрипт:

Подготовка кадров в учреждения СПО для развития инновационной экономики России Директор Красногорского государственного колледжа, Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России д.п.н., к.э.н., профессор В.М. Демин г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации 1

Президент РФ Медведев Д.А. : «… Человеческий капитал- ресурс для модернизации экономики страны никак не меньший, чем капитал финансовый.» 2 »

Премьер-министр Путин В.В. «…стратегия инновационного развития страны - опора на реализацию человеческого потенциала,эффективное применение знаний и умений людей… ". «3»

- качество рабочей силы; - - качество ПО; - - определение роли и места уровней ПО в развитии производительных сил; - Общество основанное на знаниях - - «Стратегия 2020» и вопросы развития человеческих ресурсов. Точки роста инновационной экономики 4 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Современные вызовы развитию человеческого капитала - профессиональному образованию Диверсификация экономики. Демографическая ситуация. Конкуренция на рынке труда Конкуренция между уровнями ПО. 5 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Образование для инновационной экономики Развитие экономики Развитие экономики Общественное развитие Общественное развитие Интересы граждан Интересы граждан Четкие понятия и принципы Международный опыт Модель образования Международные тенденции Международные тенденции 6 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

В современной экономике В современной экономике возрастает роль учебных заведений НПО и СПО В структуре кадрового потенциала отраслей экономики от 60 до 80 %. В структуре кадрового потенциала отраслей экономики от 60 до 80 %. 77 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Динамика соотношения квалификаций работников и классов профессиональных задач в высокотехнологичном производстве Традиционное соотношение квалификаций и классов задач Специалисты (ИТР) Эвристиче- ские задачи Диагностические задачи Рабочие ВПОСПОНПО Стереотипные задачи Современное соотношение квалификаций и классов задач Специалисты (ИТР) Эвристические задачи Диагностические задачи Рабочие ВПОСПОНПО Стереотипные задачи 8 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

9 Существенным ограничением развития российской экономики является качество рабочей силы, для которой характерен: Ключевые элементы управления человеческим капиталом. Качество рабочей силы а. низкий уровень профессиональной подготовки; б. недостаточный уровень трудовой и производственной дисциплины. а. низкий уровень профессиональной подготовки Уровень профессионализма работников требует коренных изменений в системе квалификаций и профессиональном образовании. В стране отсутствует современная национальная система квалификаций. В России согласно действующему «Единому тарифно-квалификационному справочнику насчитывается более 7 тысяч рабочих профессий, а в странах ОЭСР сборники рабочих профессий насчитывают от 600 до 800 профессий. Например, профессии «miner» (шахтер), в России соответствует 6 профессий (горнорабочий очистного забоя, забойщик, крепильщик и др.). В России отсутствует механизм формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности. Профессиональные учебные заведения часто используют устаревшие методические материалы, списанную технику для обучения и т.д. В системе подготовки и квалификации существенно нарушен баланс по объему и качеству высшего среднего и начального профессионального образования. Необходимо перейти от массового высшего образования к получению высокой квалификации в сфере начального, среднего и высшего образования в пропорциях, необходимых для инновационной экономики. 99 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Качество, эффективность ПО –основа развития экономики Качество ПО (результат) –доступность и соответствие компетенций, квалификаций выпускников: Требованиям (ожиданиям) общества, личности, российского рынка труда; Международным критериям; Условиям роста производительности туда; Мобильности выпускников на рынке труда. 10 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Качество, эффективность ПО –основа развития экономики Эффективность УЗ - соответствие потребностям рынка труда: Объемов, направлений подготовки; Востребованность выпускников на рынке труда; Образование в течение всей жизни; Неформальное образование; Работа выпускников по профилю подготовки. Эффективность затрат на ПО 11 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

12 Общие сведения в целом по России На 1 октября 2010 г. система высшего профессионального образования – образовательных учреждения система среднего профессионального образования – учреждений система начального профессионального образования образовательных учреждений более 7 млн. чел. более 2 млн. чел. 1 млн. чел. 0, 154 млн. чел. система дополнительного профессионального образования – 1547 учреждений ВПО и ДПО На 1 октября 2010 г. система начального профессионального образования образовательных учреждений г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Распределение средних специальных учебных заведений по формам собственности 2010 г. 13 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

14 Внутрисистемные проблемы 1.Возможности современной системы профессионального образования не опережают потребности развивающейся экономики. 2.Сложившаяся сеть учреждений профобразования и структура оказываемых ими услуг не успевает реагировать на негативные демографические изменения. 3.Недостаточные темпы интеграции российского профессионального образования в мировую систему образования. 4.«Массовизация» высшего профессионального образования. 5.Отсутствие комплексной программы модернизации инженерного образования и стратегии его развития. г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

15 Приоритетные направления 1.Обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров; 2.Качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса; 3.Развитие кадрового потенциала системы профессионального образования; 4.Создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования; 5.Развитие сети учреждений профессионального образования и создание основы взаимодействия различных уровней управления профессиональным образованием г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

16 Рождаемость и выпуск школ в Российской Федерации г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Оптимизация профессионально – квалификационной структуры подготовки Мировые тенденции реструктуризации экономики: Рабочие 50гг.19в. 50гг.20в Промышл. До10% 52% 15-20% 10-15% с/хоз-во.68% 30% 5-8% 3-5% Структура подготовки в расчете на чел. населения НПО : СПО : ВПО 107 : 175 : 480 Задача - «борьба» не с высшим образованием, а за качественное профессиональное образование 17 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Численность обучающихся в государственных учреждениях профессионального образования на 10 тыс. человек населения 18 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Соотношение выпуска и потребностей без учета конкретной квалификации в 2010 (инерционный прогноз) Выпуск системы образования 60% - ВПО 13% - СПО 18% - НПО 9% - без определений квалификаций Потребность рынка труда 35% - ВПО 32% - СПО 27% - НПО 6% - неквалифицированные работники 19 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

20 Особенности модернизации современного профессионального образования 1. Изменение структуры и порядка приема в учреждения высшего профессионального образования Проблема Решение изменение механизмов формирования и распределения государственного задания на подготовку кадров с ориентацией на подготовку кадров по инженерным специальностям (Федеральный закон 83-ФЗ) изменение механизмов формирования и распределения государственного задания на подготовку кадров с ориентацией на подготовку кадров по инженерным специальностям (Федеральный закон 83-ФЗ) дисбаланс структуры приема и выпуска по отношению к структуре спроса на рынке труда пока не преодолен, процедура формирования контрольных цифр приема не опирается в достаточной степени на перспективные потребности инновационной экономики г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

21 2. Принятие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех уровней профессионального образования Утверждено более 900 стандартов: 295 стандартов начального профессионального образования, 234 стандарта среднего профессионального образования, 425 стандартов высшего профессионального образования Компетентностный подход Участие ведущих работодателей в разработке и обновлении стандартов (разработка профессиональных стандартов) Обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной траектории Одобрено 70 профессиональных стандартов: около 100 проф.стандартов – в разработке Особенности модернизации современного профессионального образования г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

22 3. Реилазация итогов Национального проекта «Образование», Экспериментальная апробация программ прикладного бакалавриата, формирование РЦ (7) Количество : Ресурсных центров 310; МОРЦ 7; участников эксперимента – 49 образовательных учреждений: 33 учреждения СПО, 16 учреждений ВПО 34 субъекта Российской Федерации: 18 – в Центральном федеральном округе, 11 – в Приволжском федеральном округе, 6 – в Северо-Западном федеральном округе, 5 – в Уральском федеральном округе, 4 – в Южном федеральном округе, 2 – в Сибирском федеральном округе, 2 – в Дальневосточном федеральном округе. «Металлургия, машиностроение и материалообработка» - 10 программ «Нанотехнологии» 19 программ «Информатика и вычислительная техника» - 9 программ «Экономика и управление» - 8 программ «Образование и педагогика» - 6 программ «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» - 5 программ Особенности модернизации современного профессионального образования г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

23 4. Развитие системы непрерывного профессионального образования К 2013 году количество студентов уменьшится с 7,5 млн. чел. до 5,5–4,5 млн. чел. Экспертная оценка: в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, 80% работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад Рост требований к качеству трудовых ресурсов, обусловленный обострением международной конкуренции, стремительными темпами развития технологий Необходимость непрерывного обновления знаний, умений и навыков 1 2 Особенности модернизации современного профессионального образования г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Доля квалифицированных рабочих в промышленности, прошедших через обучение, переобучение на производстве: Россия – менее 5% Китай – 45% Бразилия – 53% Выводы: Особое значение для России имеет обучение и неквалифицированных мигрантов, в противном случае целые сектора услуг не смогут повысить производительность Для работодателей существенна эффективная система сертификации квалификаций мигрантов, основанная на практической оценке их навыков Обучение на производстве г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Прогноз роста потребности в переподготовке кадров ВПОСПО НПО приемобучаетсяприемобучаетсяприемобучается 1 641, безработных 5,3% - 288,2 тыс. 5,3% - 288,2 тыс. Факт 2010г. Прогноз с 2010г ,6 тыс. чел. Итого прием на подготовку 2 885,7 тыс. чел. Всего обучается 5,3% 6,9% занятых в экономике 6,9% ,0 тыс. 6,9% ,0 тыс тыс. чел ,2 тыс. чел. Всего переподготовлено тыс. чел ,2 5,3% - 288,2 тыс. безработных 6,9% ,0 тыс. занятых в экономике 6,9% ,0 тыс. занятых в экономике 5 049,2 - тыс. чел. Всего переподготовлено 5 049,2 - тыс. чел. Всего переподготовлено 2 885,7 тыс. чел. итого прием на подготовку 2 885,7 тыс. чел. итого прием на подготовку тыс. чел. всего обучается тыс. чел. всего обучается 6 887,0 тыс. занятых в экономике 6 887,0 тыс. занятых в экономике 545,0 тыс. безработных 545,0 тыс. безработных 1 522,0 тыс. служба занятости 1 522,0 тыс. служба занятости 281,6 тыс. международных мигрантов 281,6 тыс. международных мигрантов 1 907,0 тыс. внутренних мигрантов 1 907,0 тыс. внутренних мигрантов тыс. чел. 25 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

26 4. Развитие системы непрерывного профессионального образования разработка и внедрение эффективных моделей непрерывного профессионального образования 1.Создание гибкой и диверсифицированной инфраструктуры непрерывного образования (образовательные учреждения профессионального образования различных уровней, учебные центры профессиональных квалификаций, центры обучения организаций, региональные институты развития образования, научные и исследовательские организации). 2.Внедрение принципов многоканальности финансирования образовательных программ (финансовые сертификаты, чеки, ваучеры). 3.Внедрение новых технологий, форм и методов обучения. 4.Улучшение кадровой ситуации. МЕРОПРИЯТИЯ Особенности модернизации современного профессионального образования г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

27 5. Формирование внешней независимой системы оценки качества профессионального образования МЕРОПРИЯТИЯ Создание Общественно-государственного совета системы независимой оценки качества профессионального образования Формирование системы сертификации профессиональных квалификаций выпускников Формирование моделей аккредитации образовательных программ и экспертизы результатов профессионального образования Особенности модернизации современного профессионального образования г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

28 6. Развитие сети учреждений профессионального образования и создание основы взаимодействия различных уровней управления профессиональным образованием МЕРОПРИЯТИЯ НПО и СПОВПО 1.Регионализация и диверсификация системы НПО и СПО 2.Оптимизация сети образовательных учреждений федерального подчинения (отраслевые кластеры, многопрофильные территориальные колледжи) 1.Развитие сети ведущих вузов: -Национальные университеты (МГУ и СПбГУ) -Федеральные университеты (8 вузов) -Национальные исследовательские университеты (29 вузов) Государственная поддержка разработки и реализации комплексных региональных программ развития профессионального образования Особенности модернизации современного профессионального образования г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

29 Развитие сети ведущих вузов Российской Федерации МЕХАНИЗМЫ 1.Возможность преобразования учреждений профессионального образования в автономные (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ). 2.Дополнительная поддержка ведущих вузов (постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. 218, 219, 220) 3.Возможность создания малых инновационных предприятий (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. 217-ФЗ) Особенности модернизации современного профессионального образования г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

30 Перспективы дальнейшей модернизации системы профессионального образования выделение и поддержка среди учреждений профобразования группы лидеров, которые обеспечат ускорение модернизации всей системы; развитие устойчивых связей системы образования с лидерами модернизации экономики; усиление участия регионов в комплексной модернизации профессионального образования г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

31 ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" 2007 – 2009 гг – ресурсных центра – точки роста. Комплексная поддержка инновационных образовательных программ НПО/СПО –приобретено оборудование свыше 33 тыс.ед. –отремонтировано помещений свыше 500 тыс. м2. –создано около 40 тыс. новых ученических мест –создано 1616 интерактивных классов - 11% инновационных программ непосредственно направлены на совершенствование подготовки по ИТ и связи инструмент модернизации системы образования г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Использование информационных технологий, подготовка, переподготовка кадров. Увеличение объемов подготовки кадров в областях: - нанотехнологий, - для работы по обеспечению деятельности инновационных направлений науки и техники, ( в структуре кадрового потенциала до 35%) - ИТ, защите информации, - подготовка кадров (СПО) для научных организаций и инновационных подразделений (от 30до 35%) - СОЗДАНИЕ ФИОР (Федерального информационного образовательного ресурса) 32 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

ПКЭВМ и т.п.Локальные сетиИнтернет % предприятий93,714,559,374,7 Веб-сайты в Интернете 22,8 Электронные средства обучения на 100 обучающихся годышколанпосповпо 20056,05,47,48, ,16,19,09,1 33 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Новые требования к содержанию подготовки специалистов Личностные качества специалистов Знания в области экономики и управления права Владение информационными технологиями Учет специфики работы Новые производственные процессы Мобильность в ПО Требования к содержанию Готовность к постоянному самосовершенствованию 34 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

МОДЕЛИ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Семинар-совещание директоров средне-специальных учебных заведений России 35 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Комплексный подход к новому качеству подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов на основе новых профессиональных компетенций Ресурсный центр непрерывного профессионально образования Международный центр «ЗЕНИТ-РЕСУРС» Общ. Лич. Гос. Международный центр обучения, сертификации и оценки качества ПО Ресурсный центр развития инноваций системы СПО 36 Семинар-совещание директоров средне-специальных учебных заведений России 36 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Структурная схема МЦ «Зенит – Ресурс» технологические участки механики, оптики, электроники, электромонтажа, сварки и т.д. учебные фирмы подготовки мастеров, менеджеров, юристов: ППБ, БТЗ, юридическая служба и т.д. Информационный центр: ВТ, плоттеры, принтеры и т.д. Вспомогательные подразделения: библиотеки, транспорт и т.д. гостиница ресторан (рестораторы) фитнес-центр салон красоты бюро перевода фотостудия мини-типография и ксерокопия студия звукозаписи дизайн - проект Оптика Электроника Металло-обработка Сварочное производство Механика Экономика Юриспруденция Социальная сфера Туризм Развлечения Сфера услуг Реклама Ресторанный бизнес Охранные услуги Гостиничный бизнес Центр 37 Семинар-совещание директоров средне-специальных учебных заведений России 37 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

38 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

39 Региональное распределение Межрегиональный отраслевой Ресурсный центр на карте России (на базе Красногорского государственного колледжа) 39 Семинар-совещание директоров средне-специальных учебных заведений России 39 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

МОРЦ 1 1. Разработка и реализация инновационных образовательных ресурсов по заказу и с участием работодателей: сетевых образовательных программ, ФГОС нового поколения, учебно-методических комплектов и дидактических материалов, современных образовательных технологий для развития компетенций обучаемых. 2. Создание и предоставление в коллективное пользование инновационной учебно-материальной базы обучения по востребованным отраслью специальностям 3. Создание консультативно-методической, организационной, информационной и экспертной службы поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений на базе МОРЦ. 4. Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров образовательных учреждений, входящих в партнерскую сеть на базе МОРЦ. 5. Развитие социального партнерства и создание современной базы практического обучения в ведущих компаниях отрасли Межрегиональный отраслевой ресурсный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов в области наноиндустрии (МОРЦ) 40 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 41 г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации

Адрес: , г.Красногорск, Московская обл. ул.Речная, д.7а тел. 8(495) факс 8(495) Сайт г. Москва, , ТПП РФ- Кадры для модернизации