Проблемы привлечения инвестиций в модернизацию жилищного фонда Проект IFC по стимулированию инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе в России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансирование проектов повышения энергоэффективности в России Общероссийская конференция «Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение.
Advertisements

Екатеринбург, Россия октября 2012 Всероссийское Совещание: «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных.
Международная практика финансирования ремонта и повышения энергоэффективности в жилищном секторе с участием банков Семинар «Роль банков в финансировании.
Программа IFC по стимулированию инвестиций в ремонт и повышение энергоэффективности в жилищном секторе Семинар «Роль банков в финансировании капитальных.
Кредитование капитальных ремонтов и энергоэффективной модернизации жилищного фонда: новые возможности для банков в партнерстве с IFC Семинар «Роль банков.
МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ Сиваев Сергей Борисович Институт Экономики города Подготовлено.
Необходимость и возможность привлечения внебюджетного финансирования региональной программы капитального ремонта (практические шаги на примере Новосибирской.
Рыночные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов Фонд «Институт экономики города»
Международная практика ремонта и энергоэффективной модернизации многоквартирных домов: основные выводы и рекомендации Парламентские слушания: «Создание.
Роль банков в финансировании капитальных ремонтов и энергоэффективной модернизации жилищного фонда России Санкт-Петербург 7 июня 2013 г.
Москва, 13 апреля 2011 Круглый стол «Повышение энергоэффективности зданий жилищного и бюджетного секторов» Финансовая и техническая поддержка муниципальных.
ПРОГНОЗНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ Сиваев Сергей Борисович.
Финансирование капитального ремонта и энергоэффективной модернизации многоквартирных домов: новые возможности для российских банков в сегменте МСП Х Международный.
Москва Декабрь 2011 года Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ Предложения по основным направлениям деятельности Фонда на период.
Индивидуальное накопление средств на капитальный ремонт общего имущества Фонд содействия градостроительным и жилищно-коммунальным реформам «Территория»
Организационные основы проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в МКД. Участие органов местного самоуправления, организаций,
Роль региональных банков в системе финансирования капитального ремонта и энергоэффективной модернизации многоквартирных домов Москва 22 ноября 2012 г.
Международная конференция «Модернизация российской экономики: роль институтов развития» Ключевые задачи модернизации и повышения энергоэффективности многоквартирных.
Финансирование капитального ремонта и энергоэффективной модернизации жилищного фонда: потребность в кредитных ресурсах и потенциал рынка Москва 22 ноября.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Транксрипт:

Проблемы привлечения инвестиций в модернизацию жилищного фонда Проект IFC по стимулированию инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе в России 29 марта 2012 года Томск, Россия

Международная финансовая корпорация (IFC), Член Группы Всемирного банка Россия - акционер и член IFC с 1993 года, Инвестиционный портфель IFC в России - $2,3 млрд. 2 Инвестиции Инвестиционный портфель в России - $2,3 млрд. Основные отрасли: банковский сектор, промышленность, инфраструктура Более $300 млн. инвестиций в энергоэффективность Консультирование Энергоэффективность (ЖКХ, промышленность, общественные здания) Экологически чистое производство (реальный сектор) Возобновляемые источники энергии

Потребность в финансировании капитального ремонта и энергоэффективной модернизации МКД 1.93,4 млрд. руб. = финансирование Фондом ЖКХ в 2009 г. Начиная с 2013 г. необходимо будет ежегодно «добирать» эту сумму, индексированную с учетом роста цен, населения, из средств региональных и местных бюджетов 2.Задача - сокращение потребления энергоресурсов в жилищном фонде на 40% 3.Решение проблемы недофинансирования КР и улучшения показателей энергоэффективности МКД потребует кратного увеличения ежегодного финансирования 4.Экономия после проведения КР с ЭЭ модернизацией может составить от 11-18% до 39-65% от стоимости ремонтных работ 5.Бюджетное финансирование ремонтов возможно только при повышении энергоэффективности 6.Банковская система - альтернативный источник финансирования КР 7.Привлечение необходимых финансовых средств возможно только при проведении последовательной государственной политики формирования собственников и стимулирования частных инвестиций г. – Потребность в КР = 9% от общего числа МКД Комплексный КР проведен в 0,7% МКД, Выборочный – в 1,8% МКД Общая стоимость = 143,7 млрд.руб

Возможные источники финансирования 1.Средства собственников жилых помещений МКД 2.Средства собственников нежилых помещений МКД – 100% оплата за комплексный КР, без права на любые субсидии и меры государственной поддержки 3.Средства муниципалитетов/государства как собственника жилых и нежилых помещений МКД - 100% оплата за комплексный КР 4.Средства региональных и муниципальных бюджетов на софинансирование недостатка средств у граждан – собственников МКД 5.Средства федерального бюджета на софинансирование недостатка средств у граждан – собственников МКД 6.Заемные средства государственного банка развития 7.Заемные средства коммерческих банков. 4

Существующие барьеры по привлечению финансирования (1) 1.Граждане – собственники жилых помещений: Ограниченная платежеспособность Отсутствие механизмов применения ипотеки и возможности требования взыскания за собственность 2.Органы государственной власти и ОМУ - собственники жилых и нежилых помещений в МКД: Недостаточное наполнение региональных и местных бюджетов для полного исполнения обязательств по содержанию собственной доли в МКД Отсутствие представительского органа управления общим имуществом МКД (при отсутствии ТСЖ) Незащищенность бюджетных статей, предусматривающих финансирование КР 3.Органы государственной власти и ОМУ на софинансирование недостатка средств у граждан – собственников МКД: Отсутствие законодательно закрепленной обязанности предоставлять такое финансирование в каком бы то ни было объеме Недостаточное наполнение региональных и местных бюджетов для софинансирования в полной мере планируемых объемов КР на соответствующей территории Нерегулярность поступления средств на оплату доли расходов по КР Отсутствие представительского органа управления общим имуществом МКД (при отсутствии ТСЖ) Незащищенность бюджетных статей, предусматривающих финансирование КР. 5

Существующие барьеры по привлечению финансирования (2) 4.Средства федерального бюджета на софинансирование недостатка средств у граждан – собственников МКД: Отсутствие законодательно закрепленной обязанности предоставлять такое финансирование в каком бы то ни было объеме Недостаточное наполнение федерального бюджета для покрытия дефицита финансирования из региональных и местных бюджетов 5.Заемные средства государственного банка развития Большой минимальный размер кредитной операции Отсутствие надлежащего заемщика Отсутствие гарантированных источников погашения кредита Отсутствие законодательно установленной обязанности оказывать поддержку системе финансирования КР на уровне субъектов федерации в рамках единой системы государственного стимулирования восстановления и модернизации МКД 6.Заемные средства коммерческих банков Отсутствие надлежащего заемщика Отсутствие гарантированных источников погашения кредита Отсутствие системы государственного стимулирования восстановления и модернизации МКД. 6

Причины, по которым гражданам выгодно инвестировать в собственное жилье и по которым они не заинтересованы в инвестициях 1.Снижение затрат на коммунальные услуги 2.Снижение затрат на текущий ремонт дома и его эксплуатацию 3.Продление сроков безаварийной эксплуатации дома 4.Повышения уровня комфорта проживания в доме 5.Повышение рыночной стоимости квартир. 7 1.Отсутствие информации и механизмов актуализации рыночной стоимости жилья в зависимости от состояния МКД и уровня его энергоэффективности 2.Недостаточное понимание возможностей и положительных последствий применения современных технологий и материалов при ремонте 3.Отсутствие прямой связи между уровнем платы за ремонт и состоянием дома 4.Отсутствие понимания гражданами - собственниками целевого назначения и гарантий адресного использования своих денежных средств 5.Высокая стоимость заемных средств банка 6.Слабый институт объединения собственников в лице ТСЖ.

Причины, по которым государство должно быть заинтересовано в поддержке инвестиций граждан 8 Социальная стабильность – выполнение конституционной обязанности (ст. 40 Конституции РФ) Уменьшение потребности дотаций Возможность связать повышение энергоэффективности МКД с ПКР городов Высвобождение объектов коммунальной инфраструктуры и их оптимизация для развития территории и снижения стоимости коммунальных услуг

Рекомендации 9 Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в России является первоочередным приоритетом Энергетическая эффективность является приоритетом при предоставлении финансовой поддержки для проведения капитального ремонта. Понятие энергоэффективной модернизации должно быть включено в состав понятия капитального ремонта с точки зрения организации и финансирования соответствующих работ

Рекомендации (1) 1.Анализ и международный опыт показывает, что наиболее эффективная модель, поддерживающая устойчивое финансирование капитального ремонта МКД, должна состоять как минимум из трех элементов: Обязательные платежи владельцев квартир Кредитование коммерческих банков Поддержка из средств государственного бюджета. 10

Рекомендации (2) 2.В случае передачи полномочий и ресурсов на капитальный ремонт МКД регионам должны быть учтены следующие принципы: Наиболее приемлемым уровнем для принятия решений по срокам и объемам промедления капитального ремонта МКД являются собственники жилья в лице их объединения (ТСЖ, ЖСК), либо орган/лицо, уполномоченное таким объединением собственников Наиболее приемлемым органом для управления и контроля использования средств, накопленных для проведения капитального ремонта МКД, должно быть объединение собственников МКД (ТСЖ, ЖСК), либо орган/лицо, уполномоченное таким объединением собственников Наиболее приемлемым органом для управления и контроля использования средств, выделяемых государством для проведения капитального ремонта МКД, должно быть объединение собственников МКД (ТСЖ, ЖСК), либо орган/лицо, уполномоченное таким объединением собственников. 11

Рекомендации (3) 3.Наибольшая эффективность использования средств государственной поддержки достигается при: Предоставлении инвестиционных грантов (субсидий) объединениям собственников МКД для снижения их затрат на капитальный ремонт и модернизацию Предусмотрении индивидуальных дотаций малообеспеченным и социально незащищенным группам населения для оплаты расходов на капитальные ремонты Использовании механизмов предоставления гарантий в качестве обеспечения по кредитам организациям собственников МКД на цели капитального ремонта и энергоэффективной модернизации для снижения рисков кредитования коммерческими банками Отказе от субсидирования процентной ставки по банковским кредитам. 12

IFDI Коммерческие банки Кредитные линии Частичные гарантии Консультационные услуги Кредиты Новые возможности кредитования в партнерстве с международными финансовыми институтами развития (IFDI) Консультационные услуги ТСЖ и жилищные кооперативы Управляющие компании ЭСКО Подрядчики 9 Субъекты федерации Муниципалитеты Консультационные услуги Техническая поддержка

Спасибо! Проект IFC по стимулированию инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе в России Консультационные программы IFC в Европе и Центральной Азии 14 Левитанская Е.Ю. Руководитель Проекта Тел.: Факс: Миняев И.Е. Советник по правовой политике Тел.: Факс: