СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опыт практической реализации ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Проблемные вопросы и пути их решения. Груздь Сергей Иванович,
Advertisements

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА , г. Москва, ул. Ключевая, д. 24, корп.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Совершенствование контрольно - надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере промышленной безопасности.
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации О ходе работ в сфере технического регулирования 24 марта 2006 года.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ФГБОУ «Учебно-методический кабинет» Ростехнадзора Москва, 2013 Директор: Бацюн.
ОРГАНИЗАЦИЯ производственного контроля в вертикально-интегрированных Компаниях.
Доклад Директора Вологодского филиала НИИ ВДПО ОПБ Белых Александра Вячеславовича на конференции «Новые подходы к обеспечению пожарной безопасности в строительстве»
«Актуальные вопросы законодательства в сфере пожарной безопасности». Семинар-совещание Санкт-Петербург 17 мая 2012 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
Котельников Владимир Семенович Председатель Совета Национального Союза Саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности Некоторые проблемы.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Презентация подготовлена преподавателем-организатором ОБЖ Дягилевым Александром.
«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник Управления МЧС России ЛУКАШЕВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
1 1 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: внедрение на региональном уровне.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Транксрипт:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Стр. 2 ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО ВОПРОСАМ МОДЕРНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ, А ТАКЖЕ ПО ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ Доклад И.И.Сечина на Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России г. Цитаты из доклада: проектирование и эксплуатация объектов нефтегазопереработки и нефтегазохимии осуществляются в соответствии с нормами и правилами безопасности, сформированными в 30-е годы прошлого века ; существующая нормативная база регулирования безопасности содержит избыточные требования; идея оптимизации заключается в отказе от избыточных предписывающих требований при обеспечении достаточного уровня безопасности ИНИЦИАТИВА Поручения о необходимости совершенствования нормативной правовой базы, регулирующие вопросы организации промышленной безопасности предприятий ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.А. МЕДВЕДЕВА ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.А. МЕДВЕДЕВА пункт 2.б представить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов топливно- энергетического комплекса, в первую очередь нефте- и газоперерабатывающих производств, в части, касающейся изменения существующих требований безопасности (с учетом зарубежного опыта и современного развития техники и технологий), установленных строительными нормами и правилами и другими документами, имея в виду обеспечение необходимого уровня промышленной безопасности. пункт 2.в обеспечить принятие нормативных правовых актов, регламентирующих требования к нефтеперерабатывающим производствам, основные требования к техническим условиям по проектированию объектов нефтепереработки и нефтехимии, а также порядок проведения анализа риска на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов нефтепереработки и нефтехимии. Пр-839 от 29 марта 2010 г. ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ В.В. ПУТИНА ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ В.В. ПУТИНА Проанализировать с участием бизнес- сообщества ситуацию в сфере экологической и промышленной безопасности и принять необходимые меры для обеспечения устранения избыточных требований, препятствующих модернизации металлургической промышленности, предусмотрев развитие механизмов независимой экспертизы, декларирования и оценки риска в качестве основных инструментов обеспечения безопасности. пункт 9.б Пр-2029 от 01 августа 2012 г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 3 ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОГРЕССИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Норма, утв. действующими НПА Альтернативное решение ПРОТИВОРЕЧИЕ Общие показатели безопасности, утв. действующими НПА Альтернативное решение СОГЛАСОВАНИЕ ЗАПРЕТ НА ПРИМЕНЕНИЕПРИМЕНЕНИЕ Предписывающий характер норм тормозит модернизацию производственных процессов. Для преломления сложившейся тупиковой ситуации необходима разработка механизма повышения гибкости процесса регулирования в области ПБ. РоссияСтраны ЕС ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 4 Концепция тотального контроля приводит к задержкам с вводом объектов в эксплуатацию, потере конкурентоспособности ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПРИЕМКА ОПО В ЭКСПЛУАТАЦИЮ Уведомление: o о начале строительства; o о характеристиках предприятия; o в случае изменений в производстве. o положительное заключение Экспертизы промбезопасности (утверждается надзором); o недопущение отклонений проверяется надзором; o все изменения подлежат новой экспертизе ПБ; o оценка соответствия ОПО проектной документации (осуществляется надзором); o оценка готовности к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий (осуществляется надзором); o разработка декларации ПБ. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ o предпринимать все меры, необходимые для предотвращения крупных аварий; o доказывать, что все меры предприняты. o 22 обязанности организации; o 5 обязанностей работников; o Разработка декларации ПБ, в т.ч. ее экспертиза. СРАВНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕС И РФ ПО ОТЧЕТНОСТИ ОПЕРАТОРА ДЛЯ ВВОДА ОПО В ЭКСПЛУАТАЦИЮ Страны ЕСРоссия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 5 СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ ТРЕБУЕТ РЕФОРМЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СИТУАЦИИ сосредоточенность правовых и технических норм в ведомственных НПА; тотальный охват практически всех обязательных технических норм, правил и норм регистрации, лицензирования, экспертизы и сертификации. Регулирование промышленной безопасности базируется на 407 нормативно-правовых документах Сложность системыУстарелость системы Около половины нормативной базы ПБ приходится на нормы, установленные до 2000 г. образование разрыва между федеральным законом 116-ФЗ и всей совокупностью ведомственных подзаконных актов; де-факто установление верховенства ведомственных актов над законом. Для целей ускоренной модернизации необходимы: ликвидация отставаний нормативной базы от велений времени; установление верховенства закона над ведомственным нормотворчеством.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 6 ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ к организации производства: толщина стенки расстояние высота … к показателям безопасности: смертность травматизм аварийность … ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТЬ ! ? УСТАНАВЛИВАЕТ ТРЕБОВАНИЯ Удельная производительность количество перерабатываемой сырой нефти (млн.т/кв. км. в год) Удельные трудозатраты количество персонала, требующегося для переработки сырой нефти (чел./млн.т. в год) Глубина переработки выход нефтепродуктов в расчете на нефть (%) ,034, ЭКОНОМИКА Удельный травматизм количество случаев вследствие аварий (чел/200 тыс. чел.-час. работы) Смертность количество случаев вследствие аварий (чел/100 млн. чел.-час. работы) Удельная аварийность количество случаев при переработке сырой нефти (ед./млн.т. в год) БЕЗОПАСНОСТЬ 9,72,3 1,30,4 >2109,6 РФСША СРАВНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БИЗНЕС ОРИЕНТИРОВАН СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА, НЕФТЕХИМИИ И ГАЗОХИМИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 7 ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТРЕБУЕТСЯ ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…. 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Сформировано нормативно-правовое поле в области безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Сформированы ключевые направления совершенствования государственной политики в области промышленной безопасности до 2020 года КОНЦЕПЦИЯ совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года РОСТЕХНАДЗОР ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ…. УСТАНОВКА ИЗОМЕРИЗАЦИИ, ОАО «Газпромнефть - МНПЗ» УСТАНОВКА ФТОРИСТОВОДОРОДНОГО АЛКИЛИРОВАНИЯ, ООО «ЛУКОЙЛ- НИЖЕГОРОДНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» УСТАНОВКА ПОЛИПРОПИЛЕНА, ООО «Тобольск-Полимер» не обеспечивает безопасность производств на уровне мировых стандартов экономическая и энергетическая эффективность производств уступает зарубежным показателям увеличивает площади застройки более чем в 1,5 раза по сравнению западными аналогами увеличивает стоимость строительства по сравнению с западными аналогами – до 30% СОБЛЮДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: S = м 2 S = м 2 S = м 2 S = м 2 S = м 2 S = м 2 - фактические размеры установки по нормам Российской Федерации - площадь установки по западным нормам (по данным UOP)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 8 РАЗВИТИЕ СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ ИДЕИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА Новая возможность: ЦЕЛЕУСТАНАВЛИВАЮЩЕЕ регулирование на основе риск ориентированного подхода добровольный характер выбора для бизнеса альтернатив организации процесса промышленной безопасности установление значений допустимого риска установление требований к методике оценки риска установление требования по реализации всех практически целесообразных мер, направленных на предупреждение аварии и смягчение ее последствий от ПРЕДПИСАНИЙ от ПРЕДПИСАНИЙ сокращение капитальных вложений до 30% (до 0,5 трлн. руб.) обеспечение требуемого уровня безопасности сокращение площадей застройки повышение энергоэффективности производства ПРЕДЛАГАЕМОЕ РЕШЕНИЕ (крупнейшими компаниями ТЭК) ЭФФЕКТЫ СУЩНОСТЬ НОВОГО ПОДХОДА: НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА к ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ к ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ эволюционный переход МАШИНОСТРОЕНИЕ И ПРИБОРОСТРОЕНИЕ ЭЛЕКТРОННАЯ И РАДИО- ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ФИНАНСЫ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФОРМАТ: ИЗМЕНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 116-ФЗ Регулирование безопасности на основании предписаний, указанных в нормативно-правовых актах, устанавливающих конкретные типовые требования к организации производства (толщина стенки, тип металла, расстояние, высота…). Установление цели – сделать производство безопасным, а не способа ее достижения; регулирование методов и обязательных показателей для оценки безопасности.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 9 СУЩНОСТЬ НОВОГО ПОДХОДА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПРОМИССА МЕЖДУ СОБСТВЕННИКОМ И НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ НАДЗОРНЫЙ ОРГАН o ЗАЩИТА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА ОТ АВАРИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ o ЭКОНОМИЧЕСКИ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ ВАРИАНТ o НАДЛЕЖАЩИЙ УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ o ПРИНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИОРИТЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРИОРИТЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН ОБОСНОВАНИЕ ПРИЕМЛЕМОСТИ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ (допустимого риска) НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИЗ РИСКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ДОСТАТОЧНОСТИ МЕР ПО СМЯГЧЕНИЮ ОПАСНОСТЕЙ В ПРОЕКТЕ (СНИЖЕНИЮ РИСКА) И ДОСТИЖЕНИЮ В СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИЕМЛЕМОСТИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ СОБСТВЕННИК

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 10 ХРОНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ПЕРЕХОД НА ЦЕЛЕУСТАТАВЛИВАЮЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КОНФЕРЕНЦИИ, ДОКЛАДЫ, СОВЕЩАНИЯ СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ РАЗРАБОТАННЫЕ ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ 2010 год: Компании «Газпром нефть», «Сибур», «Лукойл» выступили с инициативой по совершенствованию нормативной правовой базы в области проектирования, строительства и эксплуатации нефтеперерабатывающих, газоперерабатывающих и нефтехимических производств в части, касающейся изменения существующих требований безопасности (с учетом зарубежного опыта и современного развития техники и технологий), для обеспечения надлежащего уровня производственной безопасности. Совещание у Председателя Правительства РФ, различных ФОИВ, Государственной Думе РФ, доклады на конференциях и совещаниях, публикации в СМИ: обсуждение предложений компаний на 29 различных конференциях и в 11 публикациях. Принято решение сформулировать предложения в формате ФНП. Рассмотрение первой редакции проекта ФНП на Научно техническом совете Ростехнадзора год: Проведение обсуждения, дискуссий, совещаний с экспертным сообществом – свыше 100 замечаний от экспертов. Подготовка 2й редакции ФНП год: Рассмотрение второй редакции ФНП на НТС Ростехнадзора. Текст ФНП вывешен на сайте РТН для публичного обсуждения. Отработка замечаний экспертов, подготовка 3й редакции ФНП. Апробация предложенного подхода на практике – проведение МЦАИ РАН пилотной количественной оценки риска действующей установки Московского НПЗ. Действенность и корректность риск-ориентированного подхода подтверждена. Совместные инициативы представителей металлургической и нефтегазовой промышленности в рамках РСПП по внесению риск-ориентированного подхода в 116-ФЗ. Совещания на уровне руководства РТН, у министра РФ Абызова, с экспертами Открытого правительства. Поддержка инициатив промышленности. Предложения по включению альтернативного риск-ориентированного подхода в 116-ФЗ подготовлены и направлены РСПП в Ростехнадзор. Рассмотрение 3й редакции ФНП на Научно-техническом совете Ростехнадзора 12 сентября 2012 г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 11 ПОРУЧЕНИЕ НТС РОСТЕХНАДЗОРА ПРОСЧИТАТЬ РИСКИ НА ПРИМЕРЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВКИ Для объективной и независимой оценки методики КОР и ФНП исполнителем работы был определен Межведомственный центр аналитических исследований в области физики, химии и биологии при Президиуме Российской академии наук (далее – МЦАИ РАН). По результатам обсуждения на заседании секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса научно-технического Совета Ростехнадзора 2-ой редакции проекта ФНП ОАО «Газпром нефть» было дано поручение выполнить работу по проведению количественной оценки риска (далее - КОР) установки АТ-ВБ на Московском НПЗ с использованием подходов, предлагаемых в ФНП. Главной задачей работы : апробирование методики КОР с целью определения ее практической пригодности на конкретном примере действующей установки. Результаты проведенной МЦАИ РАН работы показали применимость предлагаемых в ФНП подходов на практике, их соответствие существующим современным методам и подходам к оценке и анализу риска, подтвердили наличие компетентных ресурсов для проведения КОР согласно методики предлагаемой ФНП в установленные сроки.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 12 СУЩЕСТВУЮЩАЯ РЕДАКЦИЯ 116-ФЗ «О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ» - ПРАВОВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕУСТАНАВЛИВАЮЩЕГО ПОДХОДА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАТЬЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий СТАТЬЯ 3. ТРЕБОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Если имеется проект / эксплуатируемое производство, на котором: используются прогрессивные (передовые) решения и предусмотрены мероприятия, обеспечивающие приемлемый уровень риска (безопасность), то есть выполнено требование 1 статьи 116-ФЗ но, при этом допущено отступление хотя бы от одного предписывающего требования промышленной безопасности, то в соответствии с 3 статьей 116-ФЗ промышленная безопасность для такого проекта / эксплуатируемого производства НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ 116-ФЗ «О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ» ПРАВОВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ Выводы: Целеустанавливающее регулирование ПБ сегодня не может быть использовано; 116-ФЗ создает для использование целеустанавливающего регулирования правовое препятствие; Для возможности реализации ФНП необходимо внесение изменений в 116-ФЗ.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 13 ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ЭФФЕКТИВНОСТИ, НА МОДЕРНИЗАЦИЮ НЕОБХОДИМО ОПЕРАТИВНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Федеральный закон 116-ФЗ: Ввести понятия «риск» и «допустимый риск»; Установить способы обеспечения промышленной безопасности: Выполнение предписаний в отношении организационно – технических параметров производств; Выполнение мероприятий в целях поддержания риска на ОПО на уровне допустимого; Установить возможность самостоятельного выбора владельцем ОПО способа обеспечения промышленной безопасности; Внести изменения, в соответствии с которыми промышленная безопасность опасного производственного объекта считается обеспеченной при соблюдении требований промышленной безопасности, содержащихся в проектной документации на опасный производственный объект. Устранить правовое препятствие для реализации инициативы бизнес-сообщества по Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности ОСНОВНАЯ ИДЕЯ Внести изменения, устанавливающих правовой режим проектирования, строительства, эксплуатации, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации или ликвидации объектов в случаях, когда хозяйствующему субъекту требуется отступление от предписывающих требований безопасности Внесение изменений: Градостроительный кодекс РФ:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 14 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА: o установление минимально необходимых требований к различным видам продукции; o комплексное обеспечение пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества; o внедрение гибкого нормирования (оценка риска, добровольное противопожарное страхование). ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА: o введение механизма декларирования факта обеспечения пожарной безопасности операторам объектов; o обязательный характер и уведомительный порядок декларирования; o возможность приведения расчетных величин пожарных рисков в декларации пожарной безопасности. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - 21% - 17% * По данным МЧС России Эффективность применения альтернативного подхода к регулированию промышленной безопасности подтверждается практикой регулирования в смежных областях ФЗ 123 от 22 ИЮЛЯ 2008 г. «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стр. 15 Поддержать предложения ОАО «Газпром нефть» по реализации альтернативного способа обеспечения промышленной безопасности через риск-ориентированный подход. Рекомендовать Ростехнадзору принять в 3м чтении Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила обеспечения промышленной безопасности нефтеперерабатывающих, нефтегазохимических и газоперерабатывающих производств». Инициировать соответствующие изменения в 116-ФЗ, способствующие применению Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила обеспечения промышленной безопасности нефтеперерабатывающих, нефтегазохимических и газоперерабатывающих производств». ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ