В Древней Греции В Древнем Риме Греческая система образования включала две ветви: афинскую и спартанскую. Афинская система начала складываться в VI в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система обучения и образования в Древнем Риме имела своей целью вырастить и воспитать достойного гражданина и храброго воина. Но кроме всего прочего древнеримское.
Advertisements

Педагогика древнего мира. Древняя Греция. Афинская школа.
Обучение и образование в Древней Греции Выполнил студент 1 группы 2 курса факультета математики Бушуев Михаил.
«Ученье свет, а не ученье тьма» «Век живи, век учись» «Чтобы много знать, надо мало спать»
РЕБЁНОК В ШКОЛЕ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ ПЕРВОБЫТНЫЕ ШКОЛЫ Ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых,
Древняя Греция. Древняя Греция. Культура. Культура.
Проектная работа на тему: «Школы в Афинах». Цель проекта: Познакомиться с историей школ в Афинах. Познакомиться с историей школ в Афинах. Сравнить школы.
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании.
Искусство и наука Древней Греции. Развитие образования в Греции Образованию в Афинах уделялось огромное значение: Нужны были грамотные люди Всесторонне.
Ý греческие города - государства, назывались полисами, Ý каждый полис был неповторим и своеобразен, Ý граждане каждого полиса им ели свою культуру, обычаи.
п о 2 л 3 и с 4 о 2 а л 3 р и е с 4 о п а г.
Учитель истории и обществознания МБОУ «Горячеключевская СОШ Омского района Омской области» Михеева Светлана Леонидовна.
Воспитательная система Спарты и Афин
Древняя Греция.. Состав класса Учились только мальчики 7-лет 2-ве школы- словесная, гимнастическая 10-11лет- музыкальную Учатся мальчики и девочки 6-7.
РАБЫ - ПЕДАГОГИ ПЕДАГОГ – в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребёнка» Он водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности.
Школы в Средние века. После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы.
Учитель истории МБОУ «СОШ 1» г.Костомукша, Республика Карелия Кодинцева Оксана Фёдоровна.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Воспитание гражданина Греческая наука Олимпийские игры Лица Архитектура.
История школьного обучения Работа Лазарева Филиппа5Б.
Ресурс по истории для 5 класса подготовила Шрейдер Тамара Петровна РАСЦВЕТ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ В V ВЕКЕ ДО Н.Э.
Транксрипт:

В Древней Греции В Древнем Риме

Греческая система образования включала две ветви: афинскую и спартанскую. Афинская система начала складываться в VI в. до н.э. в Афинах, откуда она распространилась по многим другим греческим государствам. Её целью было формирование достойного члена полиса – гражданина и воина – путем его гармоничного духовного, нравственного, патриотического, физического и эстетического развития; она ориентировалась в первую очередь на воспитание мальчиков.афинскую спартанскую

Начальная (элементарная) школа С 7 до 12 лет Гимнастическая школа С 13 до 18 лет Школа эфебов С 18 до 20 лет Высшая школа ритора С 20 до 24 лет

В VI–V веках до н.э. в Греции обучение маленького гражданина полиса начиналось в начальной (элементарной) школе, которую могли посещать дети всех свободных граждан. Там они обучались письму, чтению, счету, музыке, танцам и гимнастике.в начальной (элементарной) школеписьму, чтениюсчетумузыке В соответствие с задачами воспитания мальчикам в Древних Афинах полагалось иметь трех учителей: грамматиста, кифариста и педотриба.

Грамматист - учитель грамоты обучал детей чтению и письму, давая им основные понятия о счете. Кифарист – учитель музыки, сольного и хорового пения. Педотриб - учитель гимнастики на палестре. палестре

В начальной школе мальчика прежде всего учили грамоте. Чтобы обучение шло легче, учитель давал ему глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и ученик постепенно обучался складывать из них слова. Для учеников составлялись особые пьесы, в которых действующими лицами были буквы. Грамоте обучали обычно 3-4 года. Сначала учили писать на восковых табличках, потом и на папирусе, изготовлявшемся из росшего в Египте растения - папируса, на нем писали тушью заостренным тростником.

Аполлон – покровитель обучения и школ. При входе в школу стояла статуя Аполлона покровителя наук и искусств, и статуя одной из девяти муз. Как и Аполлон, музы считались покровительницами наук и искусства.

На уроках грамматист развертывал свиток с рекстами "Илиады" и "Одиссеи". Разместившись вокруг него, мальчики внимательно слушали чтение. Прочитав отрывок, учитель рассказывал грамматист о богах и героях, упомянутых в стихах, о политических учреждениях и битвах.

Произведения Гесиода Читали в школе поэмы древнего поэта Гесиода о происхож- дении богов, сотворе- нии мира и людей, о битве титанов с богами – олимпийца- ми. В поэме Гесиода "Труды и дни" расска- зывалось, как надо вести сельское хозяйство, как строить корабль для плавания, как разбогатеть от торговли.

Арифметика и начала геометрии тоже преподавались в начальных школах, но не слишком подробно. Тогда арифметика была сложным делом. Греки не знали цифр, подобных нашим, и обозначали их буквами алфавита. Это делало очень трудными и громоздкими задачи с многозначными числами, и дальше изучения четырех действий арифметики в школе не шли.

В школе мальчиков учили игре на кифаре, лире и флейте. Каждый афинянин должен был уметь играть и петь. С раннего возраста хоры мальчиков участвовали в музыкальных состязаниях во время игр и празднеств.

Палестра С лет мальчики начинали посещать также палестры - гимнастические школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла в их жизни начальную школу.

Гимнасии В IV в. до н. э. усиливается потребность общества в углубленной интеллектуальной подготовке. В Ионии, Аттике и некоторых других областях появляются средние учебные заведения – гим - насии, целью которых было развить мышление и способность рассуждения. Это были Академия, Ликей и Киносарг. На содер - жание их по предписанию государства давали средства, богатые граждане, называвшиеся гимнасиархами.

Гимнасий представлял собой широкую площадку под открытым небом, окружённую колонами, помещениями для умывания, переодевания и отдыха. Обучение осуществлялось под открытым небом..

Гимнастика Арифметика Риторика Грамматика Теория музыки Основные предметы и науки Астрономия Геометрия Диалектика Дополнительные предметы и науки

Не смотря на спортивный уклон данного типа школ, здесь преподавался цикл «семи свободных наук» – грамматика, риторика, арифметика и теория музыки, к которым в ряде случаев добавлялись диалектика, геометрия и астрономия (астрология). На более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике. Основными дисциплинами были грамматика и риторика «семи свободных наук»

Семь свободных наук Ритори- ка Ариф- метика Астро- номия Геомет- рия Диалек- тика Музыка Грамма- тика

Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они шли на военную службу, становились эфебами. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносили в списки их родного округа. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился впоследствии гражданином, мог участвовать в народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определенного возраста, занять любую государственную должность.

Основная цель физического воспитания - подготовить юношу для военной службе. В IV веке до н.э. военная служба продолжалась 4 года, с 18 лет. Поэтому эфебы собирались со всей Аттики и в течение года под руководством специальных учителей - софронистов обучались различным военным дисциплинам.

Метание копья Одним из самых почитаемых военизированных видов спортивного обучение являлось метание копья.

Ученики гимнасия практиковались в метании диска. Несколько раз в год юноши участвовали в специальных соревнованиях. И хотя никаких особенных призов за победу не существовало, эти соревнования были очень популярны.

Борьба Под руководством наставника ученики осваивали правила и тактику кулачного боя, который являлся основой рукопашной схватки. Известно, что кроме абсолютной наготы, юноши должны были соблюдать определённые правила: не кусаться и не щипать друг друга, не хватать за уши и не сыпать друг другу песок в глаза и т.п.

Космет – военный начальник лагеря эфебии. Педотриб – учитель физических упражнений. Гопломах – учитель фехтования. Аконист – преподаватель по метанию диска. Афет – преподаватель правил обращения с метательными машинами и осадными орудиями. Токсот – учитель стрельбы из лука.

Высшая школа ритора В IV в. до н. в Афинах возникает и высшее образование, предполагавшее получение фундаментального гуманитарного знания. Знаменитый ритор Исократ за плату обучал желающих искусству красноречия, логике и истории философии.

Преподаванием в школе риторики занялся известный афинский философ Платон. Он организовал собственную школу, названную Академией. Важной наукой в Академии была диалектика. При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев. Академия Пифагора была очень популярна в Греции.

Спартанская система обучения Бегуны. Рисунок на аттической чернофигурной амфоре. VI в. до н.э.

Особый вариант образовательной системы существовал в Спарте. Обучение граждан входило в сферу влияния государства, которое имело на здоровых детей даже больше прав, чем их родители. Эта система обучения, обусловленная милитаризированным характером общественного устройства задача воспитания сильного и дисциплинированного воина требовала одностороннего военного образования.

Школа педонома С 7 до 13 лет Обучение в военном лагере С лет Военное обучение при несении военной службы С 18 до 20 лет

Школа педонома До 7 лет ребёнок оставался в доме родителей под надзором женщин. С 7 лет его отдавали на попечение педонома в специальный военный лагерь. Педоном собирал детей в различные группы, объединявшиеся в классы. Во главе каждой группы и класса стояли старшины, которые выбирались из самых старших мальчиков. Эти старшины руководили играми и гимнастическими упражнениями под надзором педонома с его помощниками, вооружёнными розгами.

В течение 5 лет с 13 до 18 лет юноши находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Обычные упражнения состояли в беге, прыганье, борьбе, метании диска и дротика, тренировке владения оружием. Сюда присоединялся военный пиррический танец.

Артемида – покровительница воинов Спарты Кроме повседневных упражнений для приучения мальчиков переносить боль было придумано испытание посредством сечения бичом, ежегодно повторяющееся перед алтарём Артемиды Орфийской. Юноши избивались до крови, но под страхом позора не смели просить пощады. Проявивший наибольшую твёрдость духа провозглашался « победителем при алтаре ». Случались примеры, что жертвы испускали дух под ударами.

По достижении 18 лет юноша в Спарте становился полноправным гражданином и на два года отправлялся на военную службу на границу. Во время несения службы военное обучение продолжалось и состояло в военных играх.

Спартанские идеалы Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность ( Лакония симоним Спарты ) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов - полисов, где царил идеал " калокагатии " красоты и добра, слитых воедино.

Система образования в Древнем Риме Система обучения и образования в Древнем Риме имела своей целью вырастить и воспитать достойного гражданина и храброго воина. Но кроме всего прочего древнеримское образование имело гуманитарную направленность и носило практически всеобщий характер.

Начальная школа грамматиста С 7 до лет Средняя школа грамматика С до 16 лет Школа ритора С 16 до лет

Первое письменное упоминание о школе в Риме От первых двух веков римской истории не осталось никакого свидетельства относительно обучения детей. Первое известие о школе относится к 449 году до н. э.: юная Виргиния каждый день посещала в сопровождении своей кормилицы школу, которая находилась между лавками на форуме.

Катон Старший Наиболее полные сведения о домашнем образовании в Древнем Риме содержаться в описании Плутархом биографии знаменитого римского деятеля Марка Порция Катона Старшего ( гг. до н. э.), который, не доверяя учителям, взял на себя воспитание своего сына и даже составил специальную программу обучения.

Домашнее образование Примерно до 7 лет ребёнок обучался простейшим навыкам в семье. Главным наставником в это время был его отец или другой взрослый мужчина. Если ребёнка не отправляли учиться в школу, то с 7 лет к нему был приставлен специальный раб - litteratus или paedagogus, который обучал ребёнка основным правилам письма, чтения и счёта.

Начальная школа ludus Открыть начальную школу грамматиста в Риме мог открыть каждый желающий образованный человек. В таких первоначальных школах учитель детей обучали писать, читать и считать. Школа размещалась обычно в арендованной у ремесленника лавочке, но нередко уроки проводились на улице.

Читать учились по складам. Дети сперва учились называть отдельные буквы, а затем складывать их в слоги и слова. Заучивали простые тексты и стихи. При обучении письму сначала водили руку ребёнка, или же учитель сам рисовал образцы букв, по которым ученики сами учились писать отдельные буквы и слоги. Позднее ученика обучали копировать целые слова, предложения и даже тексты. Писали на навощенных дощечках, выцарапывая на них текст специальной заостренной палочкой – стилем. Счёту учились заучивая действия и результаты : один да один – два, два да один – три и т. д. Затем упражнялись в умении считать на пальцах и камешках.

Средняя школа грамматика Средний курс обучения проходил с до 16 лет в школе учителя, названного grammatikus. Помещение школы грамматика украшалась бюстами знаменитых писателей, барельефами с главными сценами гомеровских поэм, даже географическими картами. Чаще всего школа размещалась на краю улицы под каким - нибудь портиком или на ступенях храма. грамматика

Учебная программа школы грамматиста Главным предметом в школе грамматика было чтение и толкование поэтов, письменные и устные упражнение на греческом и латинском языках. Особым уважением пользовались « Одиссея » и « Иллиада » Гомера ( на рис.), « Теогония » и « Труды и дни » Гесиода и др.

Изучение литературы Популярностью у учеников пользовались комедии Менандра ( на рис.) и Плавта, басни эзопа, стихи Энния, Гнея Невия и других поэтов, Отрывки из произведений Овидия, Горация и Вергилия. Причем ученики не только читали произведения на оригинальном языке, но сами писали стихи, составляли рассказы на мифологические и поэтические темы.

Эстетическое образование Параллельно с изучением основ грамматики и литературы, немалое место в системе образования играла музыка, пение и танец. Нельзя сказать, что популярность этих наук в Риме была сравнима с распространением их в Древней Греции, но имеются сведения об обучении в школах основам хорового пения и музыкальному такту. Игре на музыкальных инструментах обучал чаще всего частный учитель.

Школа ритора В 16 лет обучение перемещалось в школу ритора. Её посещали юноши с целью получить практические знания по ведению политических диспутов, судебных тяжб и споров. Ученики овладевали мастерством красноречия, учились составлять публичные речи и выступать с ними.

Риторика - первоначально наука об ораторском искусстве, правилах публичного выступления, с целью убеждения. Диалектика – наука о методах и способах ведения спора посредством вопросов и ответов, искусство правильно и логически обсуждать. Грамматика – античная наука языкознания, изучающая основные правила чтения и письма, правила построения предложений и текстов. Арифметика - раздел математики, изучающий простейшие виды чисел ( натуральные, целые ) и простейшие арифметические операции над ними ( сложение, вычитание, умножение, деление ). Музыка включала в себя умение играть на музыкальных инструментах, навыки сольного и хорового пения. Геометрия раздел античной математики, изучающий фигуры на плоскости, правила их построения и свойства этих фигур. Астрономия наука о расположении и движении небесных тел, а также их влияние на происходящее с человеком, предопределяя его судьбу.