Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края Роль государственного жилищного надзора в формировании цивилизованного рынка управления жилищным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Виды проверок и полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора»
Advertisements

1 ДОКЛАД об оценке эффективности деятельности за 2012 год и направлениях деятельности на среднесрочную перспективу Инспекция государственного жилищного.
Основные проблемы в сфере предоставления жилищно- коммунальных услуг с точки зрения взаимоотношений управляющих и ресурсоснабжающих организаций Декабрь,
Полномочия государственной жилищной инспекции Новгородской области.
Установка и эксплуатация приборов учета в многоквартирных домах: требования и варианты реализации.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
«Правовые механизмы взаимодействия с управляющей компанией. Рекомендуемая форма договора с УК. Типовая форма отчета УК о проделанной работе»
Система обязательств по предоставлению коммунальных услуг при способах управления МКД управляющей организацией и ТСЖ Сравнение подходов новой редакции.
О ходе работы рабочей группы по оптимизации платежей населения за жилищно-коммунальные услуги и повышению энергетической эффективности Казань
Обзор статистических данных за квартал 2014 гг. Государственная жилищная инспекция Камчатского края.
Актуальные вопросы текущих изменений жилищного законодательства.
Вступили в силу ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ утвержденные постановлением.
1 Концепция создания фондов капитального ремонта многоквартирных домов Государственная корпорация – Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального.
Обзор жилищного законодательства Российской Федерации.
Обзор статистических данных за гг. Государственная жилищная инспекция Камчатского края.
Правовое регулирование публичного управления в сфере ЖКХ Позднякова Радмила Борисовна к.ю.н., доцент кафедры административного и финансового права РУДН.
Фирма «1С», 2012 г. Стандарт раскрытия информации предприятиями жилищно-коммунального комплекса Иван Никиточкин.
ЗАКОН КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ.
Совет МКД
Обоснование необходимости введения в систему договорных отношений уполномоченных лиц.
Транксрипт:

Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края Роль государственного жилищного надзора в формировании цивилизованного рынка управления жилищным фондом Докладчик: Лаврентьев А.А. 17 сентября 2012 г.

Цель деятельности ИГЖН обеспечение безопасных и комфортных условий проживания в жилищном фонде Пермского края Эксплуатация жилфонда Управление жилфондом Проведение проверок регламентировано Федеральным законом 294-ФЗ 2 Сферы жилищного надзора: Правила предоставления КУ ( Постановление Правительства РФ от ) Подготовка объектов ЖКХ к ОЗП, его начало, прохождение и завершение Требования к энергосбережению и повышению энергетической эффективности Использование, сохранность жилфонда Правомерность: -принятия решения о создании ТСЖ, -избрания правления, -председателя правления, Соответствие устава ТСЖ требованиям законодательства Соблюдение стандарта раскрытия информации УО (УК,ТСЖ, ЖСК) Законность управления УК Порядок определения размера, перерасчета и изменения платы за КУ Порядок заключения договора на предоставление КУ Качество предоставления КУ Порядок приостановления, ограничения КУ Объект Надзора: Соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами в той или иной сфере надзора Субъект Надзора: - органы государственной власти - органы местного самоуправления - юридические лица - индивидуальные предприниматели - граждане Виды проверок: - плановые - внеплановые Субъекты взаимодействия: население, УО, прокуратура, РСО, ОМСу, ИОГВ Переустройство, перепланировка, признание помещений жилыми, признание помещений и МКД непригодными для проживания, аварийными

Проверка законности управления МКД УО (УК, ТСЖ) Основания проверки Обращения собственников, Федеральный закон 123-ФЗ Санкции при выявлении нарушений Обращение в суд с иском о расторжении договора управления (суд.практика не сложилась) Действия по устранению нарушений - взаимодействие с ОМСу Информирование ОМСу о фактах отсутствия выбора способа управления и или его реализации. 3 соблюдение собственниками процедуры выбора УК, установленной ЖК наличие у УК права управления Предмет проверки Результат Законное / Незаконное управление

Проверка соблюдения Стандарта раскрытия информации УО (УК, ТСЖ) общая информа- ция об УО основные показатели финансово-хозяйственной деятельности УО (в части исполнения договоров управления) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД сведения о ценах (тарифах) на коммуналь- ные ресурсы Проверка финансово-хозяйственной деятельности УО по каждому дому Предмет проверки Основания проверки Обращения собственников, плановые проверки, мониторинг Санкции при выявлении нарушений Предписание об устранении нарушений; Штраф на должностных лиц рублей; на юр.л. и ИП рублей; Дисквалификация должн. лиц на срок от 1 года до3 лет при повторном нарушении; Направление материалов в ОВД для возбуждения уголовного дела. Действия по устранению нарушений – взаимодействие с ОМСу Информирование ОМСУ и собственников о нецелевом использовании финансовых средств. соблюдение Стандарта раскрытия информации: Результат Соблюдение / Несоблюдение требований Стандарта Целевое / Нецелевое использование средств собственников 4

Проверка соблюдения установленных требований к эксплуатации МКД УО Предмет проверки Основания проверки Обращения собственников, плановые проверки Санкции при выявлении нарушений Предписание об устранении нарушений; Штраф на должн. лиц руб.; на юр.лиц руб. Обращение в суд о понуждении устранения нарушений в случае неисполнения предписания. Действия по устранению нарушений - взаимодействие с ОМСу Информирование ОМСу и собственников о фактах нарушения условий договора управления. 5 соблюдение УО установленных требований к эксплуатации МКД Результат Соблюдение / Несоблюдение установленных требований к эксплуатации МКД/

Проверка соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг УО Предмет проверки Основания проверки Обращения собственников, плановые проверки Санкции при выявлении нарушений Предписание об устранении нарушений; Штраф на на должн. лиц – руб. или дисквалификацию до 3 лет; на юр. лиц - двукратный размер излишне полученной выручки (через Роспотребнадзор) Обращение в суд о понуждении устранения нарушений в случае неисполнения предписания. Действия по устранению нарушений - взаимодействие с ОМСу Информирование ОМСу и собственников о фактах нарушения Правил предоставления коммунальных услуг 6 Соблюдение порядок заключения договора на предоставление КУ, качество предоставления КУ, порядок приостановления, ограничения КУ, порядок определения размера, перерасчета и изменения платы за КУ Результат Соблюдение / Несоблюдение Правил предоставления коммунальных услуг

Характеристика рынка управления жилищным фондом Количественные показатели 7

Фактическое состояние дел в управлении жилищным фондом УК нецелевое использование УК средств собственников и нанимателей наличие задолженности УК перед РСО клонирование УК (с целью ухода от финансовой ответственности перед РСО) 8 наличие в деятельности УК признаков мошенничества и незаконного обогащения игнорирование решения собственников, шантаж, подкуп собственников сложность появления новых УК (сговор действующих УК) за подавляющим количеством УК, в действиях которых имеются перечисленные выше факты, «стоят» аффилированные лица, в т.ч. представители власти. использование ОМСу административного ресурса в отношении УК при решении вопросов, не относящихся к деятельности УК, в формировании договорных отношений, противоречащих законодательству Качественные показатели

Состояние «законности» рынка управления 9

Количество обращений, поступивших в инспекцию за гг, шт За 2012 год количество обращений увеличится в 2 раза к аналогичному периоду 2011 года мес. 10

Количество выявленных нарушений по видам, шт/год 11

Оценка рынка управления населением Проведено анкетирование 2000 жителей домов, находящиеся в управлении УК. Заключён ли у Вас лично договор с Управляющей компанией? Участвовали ли Вы в выборах Управляющей компании? Проводятся ли среди жителей Вашего дома общие собрания собственников жилья? Доводится ли до собственников помещений Управляющей компанией отчёт о деятельности ? Осуществляет ли управляющая компания информирование собственников жилья об изменении платы за коммунальные услуги? Утверждается ли плата за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании собственников жилья? Поставляет ли Управляющая компания смету своих расходов на проведение каждого вида работ? Осуществляет ли Управляющая компания постоянное и своевременное информирование собственников о необходимых ремонтных работах и требующихся для этого финансовых средствах? Утверждается ли собственниками помещений (общим собранием собственников помещений) планы текущего ремонта и работы по содержанию? Существует ли порядок контроля собственниками помещений в Вашем доме за выполнением Управляющей компанией работ по содержанию и ремонту? 12

Позиция собственников в сфере управления МКД Есть ли в Вашем доме Совет многоквартирного дома? Хотели бы Вы состоять в совете многоквартирного дома и участвовать в решении вопросов по жилищно-коммунальному обслуживанию Вашего дома? Как Вы оцениваете деятельность Вашей Управляющей компании? Хотели бы Вы сменить Управляющую компанию? 13

Результат функционирования действующего рынка Неудовлетворенность населения качеством управления и жилищно- коммунальным обслуживанием; Наличие социальной напряженности и дискредитация власти и концепции реформирования ЖКХ; Ускоренное ветшание жилищного фонда и инженерной инфраструктуры Вывод В крае системный кризис в управлении жилищным фондом cформировался «неуправляемый» рынок деятельности ЮЛ по управлению жилищным фондом; - в ряде муниципальных образований края, по некоторым УК, он носит откровенно криминальный характер (гг. Пермь, Чайковский, Краснокамск, Кунгур).

Отсутствие региональной и муниципальной жилищной политики: - не определены приоритеты в способах управления; - не определены критерии оценки деятельности УК ; - отсутствие регулирования процессов управления; - отсутствие единого подхода к формированию договорных отношений между УО и собственниками; - отсутствует методологическое сопровождение деятельности УО; Самоустранение ОМСу от решения проблем в сфере управления. Их позиция: - «рынок сам решит все проблемы»; - «собственники сами выбирают УК и должны сами решать все проблемы во взаимоотношениях с ней»; - проблемы между УК и РСО «это спор двух хозяйствующих субъектов»; Отсутствие конструктивного взаимодействия надзорных органов с муниципалитетами по решению проблем управления жилфондом в связи с обозначенной выше их позицией; Низкая правовая культура и иждивенческий подход собственников: - «Государство мне должно»; - «А что мы можем»; - «А из кого выбирать, все УК частные, все воруют, менять шило на мыло»; - нежелание и неготовность их принимать решения и нести за них ответственность; Низкая эффективность мер по привлечению УК к ответственности за нарушения действующего законодательства Основные причины сложившейся ситуации на рынке управления следующие: 15

Предложения по формированию цивилизованного рынка управления Определение параметров цивилизованного рынка, в т.ч.утвердить критерии оценки деятельности УО (УК и ТСЖ). - Наличие договоров управления, соответствующих требованиям ЖК - Наличие договоров с РСО на поставку КУ; - Работа в Краевом расчетно-кассовом центре по начислению, сбору и расщеплению платежей за ЖКУ; - Отсутствие задолженности перед РСО в объеме собранных средств; - Доля сбора платежей населения и работа с неплательщиками; - Наличие Соглашений с муниципалитетами о раскрытии информации по платежам населения и взаиморасчетах с поставщиками ЖКУ; - Соблюдение Стандарта раскрытия информации, в том числе и достоверности раскрытой информации; -Наличие сертификата о соответствии организации установленным требованиям в рамках добровольной сертификации и т.д. - Доля МКД находящихся в управлении УК, где созданы Советы МКД; утверждены планы ТР и система контроля собственниками за выполнением работ по содержанию и ремонту дома; 2 этап ОМСу в соответствии с критериями ранжирует все УК, окрашивая их в цвет светофора: красные - не соответствуют желтые – соответствуют не в полной мере зеленые –соответствуют 3 этап ОМСу направляет в инспекцию перечень «красных» УК и совместно с инспекцией принимает меры по прекращению их деятельности на территории, с «желтыми» работает сам, методически оказывая помощь по достижению недостающих положительных критериев оценки деятельности УК. 4 этап 16 Формирование региональной и муниципальной политики в сфере управления жилищным фондом 1 этап

Перечень организационных мероприятий, которые необходимо выполнить ОМСу для эффективного взаимодействия с инспекцией Создание «муниципаль- ной» УК (далее – МУК) Разработка и утверждение Порядка передачи МКД во временное управление МУК Утверждение форм документов, которые в соответствии с требованиями ЖК РФ должны формироваться собственниками при организации и проведении собраний по выбору способа управления. 17

Действия ОМСу Инициирует собрания по выбору УК как собственник МУК временно управляет МКД, обеспечивая безопасные и комфортные условия проживания граждан Передает дома в МУК Инспекция информирует ОМСу о фактах отсутствия выбора способа управления и или его реализации Алгоритм взаимодействия и механизм действий ОМСУ при отсутствии у УК права управления МКД Алгоритм согласован с прокуратурой края, УФАС. Организует конкурс по отбору УК в соответствии с ПП РФ 75, где собственники не реализовали обязанность по выбору способа управления 18

ОМСу как собственник помещений в МКД обращается в Инспекцию о проверке УК по конкретным домам 19 Алгоритм взаимодействия и механизм действий ОМСу по результатам надзорных мероприятий в отношении «красных» УК Соблюдения Стандарта раскрытия информации Соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг Соблюдения установленных требований к эксплуатации МКД Нецелевое использова- ние денежных средств Нарушение правил содержания МКД Незаконное начисление платы Инспекция проводит проверку на предмет: Результат: Информация направляется в ОМСу Наличие у ОМСу оснований для: - инициирования собрания по переизбранию «красной» УК; - оказания методологической помощи собственникам по переизбранию УК Прекращение деятельности УК, не соответствующей установленным требованиям Информация о признаках мошенничества направляется в ОВД

Инспекция проводит проверку всех УК, выставляющих квитанции. 20 Алгоритм взаимодействия и механизм действий ОМСу по результатам надзорных мероприятий по «двойным квитанциям» РСО ОМСу Выявляем законную Информация о признаках мошенничества направляется в ОВД Информируем Для контроля ситуации Собственников Заключает договор ресурсоснабжения с правомочной УО Оплачивают ЖКУ законной УО При поступлении в инспекцию информации о выставлении квитанций незаконной УК Ни одна не подтверждает права управления Информируем ОМСу Механизм действий ОМСУ при отсутствии у УК права управления МКД

Решение о выборе УК 2 и заключении договора управления РСО – поставщики тепла, воды, электроэнергии, специализированные организации по обслуживанию ВДГО, вывозу мусора и т.д. Алгоритм действий собственников при смене способа управления или выборе новой управляющей компании (2 квитанции на 1 мкд) УК 1 Заключается договор управления Уведомление о расторжении договора управления ГИВК Документы о выборе УК 2 проверка Заключение Направляется пакет документов: 1. Заключение 2. Уведомление о расторжении договора управления 3. Документы, предусмотренные ПП 124 РСО УК 2 Договор на поставку ресурсов Заключен договор управления 1 этап 2 этап 3 этап ОМСу оказывает помощь в реализации указанных этапов 21

Система договорных отношений в рамках Правил 354 Управление МКД УК, ТСЖ, ЖСК РСО (поставщик) РСО (поставщик) Собственники в МКД (потребители) РСО (исполнитель) Собственники в МКД (потребители) Собственники в МКД (потребители) УК, ТСЖ, ЖСК (исполнитель) Договор поставки КР Договор о предоставлении КУ Договор о предоставлении КУ Непосредственное управление МКД 22

Внесение платы за коммунальные услуги Управление МКД УК, ТСЖ, ЖСК Непосредственное управление МКД Собственники в МКД (потребители) УК, ТСЖ, ЖСК (исполнитель) Краевой РКЦ РСО Собственники в МКД (потребители) Собственники в МКД (потребители) РСО (исполнитель) РСО (исполнитель) Договор на оказание услуг по расчету, сбору и перечислению Договор о предоставлении КУ Договор о предоставлении КУ Договор на оказание услуг по расчету, сбору и перечислению 23