В Лицее урок математики. Пушкин стоит у доски; Формулы пишет старательно, Роняя мела куски. Четверть часа продолжавшийся Мучительный экзерсис Профессором.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому.
Advertisements

8/25/2012 Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте.
"Гармония - соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В гармонии получают внешнее выявление внутренняя.
Математика и литература Выполнил: Ученик 10 кл Сивожелезов Михаил МОУ СОШ 7 г.Соль Илецк Оренбургской обл.
Подготовил: Ученик 10-А класса Шунько Никита Презентация на тему:
Свежий взгляд на классику. Анна и Елена Бальбуссо Анна и Елена Бальбуссо близнецы из Италии, живут и работают в Милане. Закончили Брерскую Академию изящных.
Золотое сечение Золотое сечение в геометрии Золотое сечение в геометрии Золотое сечение в геометрии Золотое сечение в геометрии Золотое сечение в архитектуре.
Обыкновенные дроби 6 класс уч. год. Обыкновенные дроби Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной.
Ситуативное задание Интерес к изучению темы недостаток знаний для выполнения задания Самоопределение.
Исследование учащихся 6 класса гимназии 1 Практикант Шатохин Эдуард.
Магические квадраты.. Расшифруйте слова. По горизонтали: 1. Каким числом можно заменить дробь ? 2. Как называется нижнее число дроби? 3. часть яблока.
ОРЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, Учитель математики МАОУ СОШ 49 г.Улан-Удэ.
Авторы: Ушаков Саша, Мананникова Олеся, Храмцова Катя, Холявкин Данил, Травникова Оля, Глазнева Олеся, Андросов Андрей © TOIPKRO, Popova, 2004.
Открытый урок в 6 «Д» классе «Решение исторических задач» Подготовила Кислицына Т.Н.
Содержание 1.75:9 2.48: : :185 75=9·8+3 48=17 · =500 · =185 ·2.
Задачи в стихах Автор материала: Маслова Арина Сергеевна, ученица 6 А класса, МБОУ СШ 1, г. Архангельска руководитель: руководитель: Куприянович Марина.
Выполнила : Алешина Катя 5-1 класс, ГБОУ СОШ 139 Учитель: Горелова Ю.И.
Обыкновенные дроби Дробь как результат деления натуральных чисел.
Антуан де Сент-Экзюпери «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ». Авиатор и писатель «Для меня писать и летать – одно и то же»
Все порадуйтесь за нас, Перешли мы в 5-й класс. 5-й класс, 5-й класс, Что готовишь ты для нас?
Транксрипт:

В Лицее урок математики. Пушкин стоит у доски; Формулы пишет старательно, Роняя мела куски. Четверть часа продолжавшийся Мучительный экзерсис Профессором прерывается: Чему же равняется икс? Пушкин, вопросом сконфуженный, Измазавшийся в мелу, Улыбкой обезоруживая, Шепчет чуть слышно: Нулю!?

Смеётся лицейская братия, Профессор стоит, удивлён: У Вас все мои занятия Заканчиваются нулём. Но, впрочем, давно мне известно - Вы к точным наукам глухи! Садитесь, Пушкин, на место, Пишите свои стихи. Сергей Беседа

Буква и цифра, Слово и число, Словесность и математика… - две формы общения человека с миром

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Своё, тогда Солнце останавливали Словом, Словом разрушали города. И орёл не взмахивал крылами, Звёзды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были Числа, Как домашний, подъярёмный скот, Потому, что все оттенки смысла Умное Число передаёт. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил Число… Н. Гумилёв

Слово – Бог… Математика – Королева наук… Так ли они несовместны – Словесность и Математика?

Многие из математиков были поэтами и писателями. «Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком» Карл Вейерштрасс Знаменитые писатели и поэты склонялись перед властью математики: «Перед волей чисел мы все рабы… Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!» – В. Брюсов

Чарльз Л. Доджсон (1832 – 1898) Математик и логик. Его псевдоним Льюис Кэрролл. Он написал сказку «Приключение Алисы в стране чудес». Биографы Английского королевского дома рассказывают, что королева Виктория пришла в восторг от «Алисы» и захотела прочитать всё, написанное Кэрроллом. Трудно представить её разочарование, когда на своём столике она увидела стопку книг по математике.

Есть кадамба-цветок. На один лепесток Пчёлок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету сименгда, И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Её трижды сложи, На кутай этих пчёл посади. Лишь одна не нашла Себе места нигде, Всё летала то взад, то вперёд и везде Ароматом цветов наслаждалась. Назови теперь мне, посчитавши в уме, Сколько пчёлок всего здесь собралось? древнеиндийская задача

Решение

Х - общее число пчелок Х5Х5 Х3Х3 + Х3Х3 _Х5Х5 + ( ) = Х Х = 15

1.Число в литературном произведении В чём особенность символики чисел, использованных в тех или иных литературных произведениях?

Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, И щёлкнул в первый раз курок. Вот порох струйкой сероватой На полку сыплется. Зубчатый Надёжно ввинченный кремень Взведён ещё. За ближний пень Становится Гильо смущённый. Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей развёл на крайний след, И каждый взял свой пистолет. Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, И щёлкнул в первый раз курок. Вот порох струйкой сероватой На полку сыплется. Зубчатый Надёжно ввинченный кремень Взведён ещё. За ближний пень Становится Гильо смущённый. Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей развёл на крайний след, И каждый взял свой пистолет. «Теперь сходитесь». Хладнокровно, Ещё не целя во врага, Походкой твёрдой, тихо, ровно Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени. Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первым тихо подымать. Вот пять шагов ещё ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить – но как раз Онегин выстрелил… Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет… А.С. Пушкин «Евгений Онегин» «Теперь сходитесь». Хладнокровно, Ещё не целя во врага, Походкой твёрдой, тихо, ровно Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени. Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первым тихо подымать. Вот пять шагов ещё ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить – но как раз Онегин выстрелил… Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет… А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Со скольких шагов стрелялись Онегин и Ленский? Задание для всех групп

Решение 32 – (4+4)- (5+5)= 32 – 18 = 14 шагов Л.Тимошенко Дуэль М.В. Добужинский Дуэль Онегина и Ленского

2. Знал ли А.С. Пушкин числа Фибоначчи? В чём смысл этого явления? Если его «следы» в поэтическом творчестве Пушкина, какую роль они там играют?

Задание для всех групп Проанализируйте стихотворение Пушкина «Сапожник» с позиций присутствия в нём чисел Фибоначчи. Как влияет этот факт на смысл стихотворения? Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: "Мне кажется, лицо немного криво: А эта грудь не слишком ли нага?..." Тут Апеллес прервал нетерпеливо: "Суди, дружок, не свыше сапога!" Есть у меня приятель на примете: Не ведаю, в каком бы он предмете Был знатоком, хоть строг он на словах, Но черт его несет судить о свете: Попробуй он судить о сапогах! Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: "Мне кажется, лицо немного криво: А эта грудь не слишком ли нага?..." Тут Апеллес прервал нетерпеливо: "Суди, дружок, не свыше сапога!" Есть у меня приятель на примете: Не ведаю, в каком бы он предмете Был знатоком, хоть строг он на словах, Но черт его несет судить о свете: Попробуй он судить о сапогах! 13 строк, деление на 2 части – 8 и 5, 5-ти стопный ямб

3. Статистические характеристики текста Какую роль статистические характеристики текста могут сыграть в расшифровке и восстановлении текстов?

Задание для всех групп Расшифруйте известную пословицу Условие: Б В Г Д Ж З К Л М Н Щ Ш Ч Ц Х Ф Т С Р П При шифровании буквы, расположенные на одной вертикали, переходят одна в другую, остальные остаются без изменения. «МЫЩАЛ ЧОСОШ ЫЧПИЕК»

4. Фигурные стихи В чём смысл этого явления? Насколько оно разнообразно? Зачем создавались геометрические стихи? Симеон Полоцкий «Звезда» XVII век.

Задание для всех. Перед вами два способа записи стихотворения В. Брюсова (второй – авторский). В чём, на ваш взгляд, разница в восприятии стихотворения между этими формами ? Я еле качая веревки въ синели, не различая синихъ тоновъ и милой головки, летаю въ просторе, крылатый, какъ птица, межъ лиловыхъ кустовъ, но въ заманчивомъ взоре, знаю, блещетъ, алея, зарница! и я счастливъ ею безъ словъ Я еле качая веревки въ синели, не различая синихъ тоновъ и милой головки, летаю въ просторе, крылатый, какъ птица, межъ лиловыхъ кустовъ, но въ заманчивомъ взоре, знаю, блещетъ, алея, зарница! и я счастливъ ею безъ словъ Я еле качая веревки въ синели, не различая синихъ тоновъ и милой головки, летаю въ просторе, крылатый, какъ птица, межъ лиловыхъ кустовъ, но въ заманчивомъ взоре, знаю, блещетъ, алея, зарница! и я счастливъ ею безъ словъ Я еле качая веревки въ синели, не различая синихъ тоновъ и милой головки, летаю въ просторе, крылатый, какъ птица, межъ лиловыхъ кустовъ, но въ заманчивомъ взоре, знаю, блещетъ, алея, зарница! и я счастливъ ею безъ словъ Я, еле качая веревки в синели, не различая синих тонов и милой головки, летаю в просторе, крылатый, как птица, меж лиловых кустов, но в заманчивом взоре, знаю, блещет, алея, зарница! и я счастлив ею без слов. Я, еле качая веревки в синели, не различая синих тонов и милой головки, летаю в просторе, крылатый, как птица, меж лиловых кустов, но в заманчивом взоре, знаю, блещет, алея, зарница! и я счастлив ею без слов.

Слово – Бог… Математика – Королева наук… Так ли они несовместны – Словесность и Математика?

Просто арифметическая задачка… Сейчас её правильно могут решить только 30% старшеклассников, 20% студентов ВУЗов, 10 % работников банков (информация Интернета) Составлена она русским писателем для учеников 2 класса церковно-приходской школы

Просто арифметическая задачка… Мужик продаёт шапку. За шапку хочет 10 рублей. Приходит покупатель, смотрит, меряет и хочет купить. Даёт 25 рублей одной купюрой. У продавца нет сдачи. Он посылает мальчишку – помощника к тёте Клаве разменять деньги. Мальчишка деньги быстренько разменял и вернулся. Мужик отдал покупателю шапку, сдачу, и тот ушёл. Через некоторое время прибегает тётя Клава и заявляет, что деньги, которые принёс на размен мальчишка, фальшивые. Она предлагает мужику не ходить в участок, а прямо сразу вернуть ей деньги. Делать нечего, мужик лезет в карман и отдаёт тёте Клаве свои кровные 25 рублей. На сколько денег «попал» продавец?

… от Льва Толстого Решение автор задачи – Л.Н. Толстой

Решение автор задачи – Л.Н. Толстой 1. Мужик расплачивался дважды – тёте Клаве - 25 рублей, покупателю – 15 рублей сдачи; получил от тёти Клавы – 25 рублей = 40 рублей 40–25=15 рублей ответ: 15 рублей или Мужик оставил себе 10 рублей (за шапку) отдал тёте Клаве 25 рублей (вместо фальшивых) 25 – 10 = 15 рублей ответ: 15 рублей

Что есть Число ? Основа жизни нашей! А Слово делает её уютней, краше! Число расставит, наведёт порядок, А Слово раздаёт награды и наряды. Число направит жизнь в логическое русло – Без Слова в этой жизни будет грустно! Числу присущи нормы и задачи, От Слова ждём добра, успеха и удачи.

Так что важней, что есть первооснова? - Как в жизни нашей каждый день единствен, Великолепен, положителен, таинствен, - Так слово и число едины в мирозданье, Два величайших человеческих созданья!

Математика и литература – Две ветви человеческой культуры, Две книги из одной библиотеки, Две песни из единой фонотеки. Такие разные, как буква и число, Неразделимые, как лодка и весло. Что ж их роднит, объединяет в вечность? Великой мысли дух и бесконечность!

Математика ум в порядок приводит Словесность в душе и уме гармонию поселяет