Новые тенденции в разработке АБИС в новом десятилетии информационного века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИРБИС 128: опыт внедрения, преимущества и новые решения для библиотек Сергиенко Татьяна Васильевна, вед. специалист Ресурсного центра БИК СФУ.
Advertisements

Использование АБИС «РУСЛАН» в автоматизации библиотеки Угрюмова Елена Борисовна, начальник Отдела технологий Библиотечно-информационного комплекса Управления.
КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА БИБЛИОТЕЧНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ БИТ Национальный центр информационных ресурсов и технологий Национальная академия наук Беларуси Минск,
ИРБИС 64 Интегрированная развивающаяся библиотечно-информационная система.
Миссия компании - совершенствование библиотечного дела в России, сохранение традиций просвещения и образования, повышение общего культурного уровня россиян.
АИБС Автоматизированная интегрированная библиотечная система (АИБС) «МегаПро»: система нового поколения для библиотек.
Современные автоматизированные библиотечно- информационные системы (АБИС): анализ, проблемы внедрения Крупцева Л. 303 гр. Научный руководитель доцент Грибков.
Система управления нормативно-справочной информацией.
АИБС Автоматизированная интегрированная библиотечная система (АИБС) «МегаПро»: новые возможности для библиотек.
Электронный читательский билет. Единая система идентификации читателя.
Слайд 1 из 11 Преимущества торговых решений на платформе 1С: Предприятие 8.2 Заржецкий Александр Руководитель департамента автоматизации непродовольственн.
СИГЛА портал поиска библиографических записей Научная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова ООО Библиотечная компьютерная сеть.
Инструментальная система разработки распределенных приложений «SiTex»
Внедрение АБИС «Руслан» в ЗНБ ВГУ: итоги первого года работы и ближайшие перспективы Воронежский государственный университет Зональная научная библиотека.
Каталогизация заимствованием – развитие технологии в библиотечных системах РУСЛАН и НЕВА Рябев В.С., Сова Д.Н. XI международная конференция и выставка.
Автоматизация библиотек на основе АИБС «МАРК-SQL». Проблемы. Решения. НПО «Информ-система» Левова Л.В.
Автоматизированная система «Электронный Архив» Информационно-справочная система.
Электронный каталог Научной библиотеки ДонНУ в системе библиотечного обслуживания Водолазская В.Н., зав. отделом научной обработки НБ ДонНУ.
VI Международная научно-практическая конференция «Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК» СЕКЦИЯ 3. Развитие информационных технологий.
Организация корпоративной библиотечной системы филиалов БЕН на основе ЕНИП РАН Якшин М.М, БЕН РАН.
Транксрипт:

Новые тенденции в разработке АБИС в новом десятилетии информационного века

Трехзвенная архитектура Платформенная независимость Работа в гетерогенных сетях Единообразие работы с локальными и внешними источниками данных Отказоустойчивость Поддержка работы с полными текстами Корпоративные объединения Каталогизация заимствованием Возможности аутсорсинга

Internet-браузер (MS IE 5+ / FireFox 2.0+ / Opera 9.5+/ Google Chrome 0.2+/Safari 3+). Технологии Web 2.0 Операционная система Windows/Unix/Linux/Mac OS (X) Достаточно модемного канала связи Клиент Web-сервер (Apache/IIS)+PHP Операционная система Windows/Unix/Linux/Mac/NetWare Работа с внешними источниками данных (Web-ИРБИС, сервера Z39.50) Сервер приложений Операционная система Windows Древовидная СУБД СУБД ИРБИС 64

MS Windows 9x/NT/2000/XP/2003/Vista/2008 Семейство операционных систем Unix, Linux Mac OS Mac OS X NetWare

Internet Explorer 5.5+ Maxthon Mozilla Firefox 2+ Opera 9+ Safari 3+ Google Chrome 0.2+

АРМ Каталогизатор АРМ Читатель АРМ Книговыдача АРМ Администратор АРМ Комплектатор АРМ Книгообеспеченность АРМ Стол учета читателей АРМ МБА и ЭДД

Объекты тестирования: Ядро системы ИРБИС-128 АРМ Книговыдача Требования к участникам: Заполнение анкеты (подробнее в конце презентации) Местоположение: г. Омск Возможность быть уверенным, что Ваши технологии поддерживаются ИРБИС-128

Использование протокола HTTP/HTTPS для связи между клиентом и сервером приложений Минимальная пропускная способность сети между клиентом и сервером приложений – 33кбит/с Кеширование ответа на запрос обеспечивает возможность его получения без повтора всего процесса обработки Использование хорошего канала связи между сервером приложений и СУБД ИРБИС 64

Клиент Запрос Ответ Логический модуль обработки Модуль управления объектами Модуль управления базами данных, система аутентифика ции второго уровня Модуль аутентификации и LNS Модуль обработки фоновых и параллельных задач Провайдер данных основного сервера ИРБИС 64 Локальные БД Удаленные БД Провайдеры данных WEB- ИРБИС, Z39.50, ИРБИС- 128 и др. Модули мультиплексирования баз данных

БД ИРБИС 128 Локальные и удаленные БД ИРБИС 64 БД WEB-ИРБИС 32/64 БД Z39.50 RAIDB уровня 0 над БД RAIDB уровня 1 над БД

Логическое сложение 2-х и более баз данных Возможность настройки записи только в одну БД, по очереди в каждую БД, случайный выбор БД для записи (в том числе с неравной вероятностью) или же полного запрета на запись

Зеркалирование 2-х и более БД Отказоустойчивость БД Распределение нагрузки по БД БД типа RAID 1 Сервер ИРБИС 64

Процесс Задача 1 время Задача N Результат … Процесс Задача 1 Задача N Результат …

При потери связи с БД, изменения могут накапливаться на сервере приложений и транслироваться в БД по мере восстановления связи с БД Повышение устойчивости работы на плохих каналах связи Повышение скорости отклика системы при работе на медленных каналах связи внутри корпоративных систем

Уменьшение времени реакции на действие пользователя Распределение задач между всеми запущенными АРМ Устранение дублирования задач между АРМ Чтение записи Изменение и сохранение записи Команда пользователя Готовность к приему следующей команды Актуализация словарей Бездействие АРМ Готовность к приему следующей команды Запуск обработки фоновой задачи

Каждая библиотека имеет свой уникальный идентификатор (на основе GUID). LNS решает задачу определения координат и конфигурации библиотеки в сети по этому GUID Сервер LNS ИРБИС 128 библиотеки 1 GUID б-ки 2 Название б-ки, URL, др. информация ИРБИС 128 библиотеки 2

Размещение до 16 млн. объектов без потери производительности. Отсутствие практически значимых ограничений на количество объектов и их размер Разграничение прав доступа с использованием БД Читателей Автоматическая обработка и постраничное разбиение PDF-файлов Интеграция с электронным каталогом Автоматическая обработка записей аналитики Возможности индексирования поисковыми машинами Google, Yandex, Rambler и т.д.

Распределенный сводный электронный каталог Ведение общих распределенных словарей и справочников Каталогизация inline-заимствованием Автоматический поиск и импорт записей аналитики Единый читательский билет МБА и ЭДД

Библиотека 1 (ИРБИС 128) БД 1БД 2БД 3 Библиотека 2 (ИРБИС 128) Библиотека 3 (Web-ИРБИС 32) Библиотека 4 (сервер z39.50) Библиотека 5 (ИРБИС 64) БД 11БД 12 БД 9 БД 10 БД 6БД 7БД 8 БД 4БД 5 ИНТЕРНЕТ Пользователи Сводный ЭК

Центр обработки данных (ИРБИС 128) БД библиотеки 1БД библиотеки 2БД библиотеки 3 Библиотека 1 только клиентские АРМ, отсутствие серверов и обслуживающего сервера персонала, inline-заимствование участие в сводном ЭК Сводный ЭК Библиотека 2 Сервер ИРБИС 128, локальные БД с автоматической синхронизацией с ЦОД, inline-заимствование, участие в сводном ЭК Библиотека 3 Сервер ИРБИС 64, участие в сводном ЭК посредством представления записей через Web-ИРБИС

Центр обработки данных (ИРБИС 128) БД библиотеки 1БД библиотеки 2БД библиотеки 3 Библиотека 1 Сводный ЭК Библиотека 2Библиотека 3 У нас общие справочники и базы данных авторитетных записей Периодически копируем себе справочники и БД авторитетных записей из ЦОД. Пополнять их не можем

Библиотека 2 Схема процесса регистрации читателя из библиотеки 1 в библиотеке 2 по единому читательскому билету 1. Поиск библиотеки пользователя Сервер LNS Координаты библиотеки 1 в сети Библиотека 1 Логин и пароль читателя Информация о регистрации читателя в библиотеке 2 автоматически вносится в запись читателя в библиотеке 1 Запись читателя (с учетом ограничений) Запись читателя в библиотеке 2 автоматически вносится в БД читателей, используется штрих-код из библиотеки 1, устанавливается новая категория читателя

Заказ читателем библиотеки 1 изданий из библиотеки 2 Читатель библиотеки 1 используя распределенный сводный электронный каталог нашел необходимое издание в библиотеке 2 и нажал кнопку «Заказать» Производится поиск аналогичного издания в библиотеке 1. Если нашлось, то предлагается к заказу издание из библиотеке 1. Если пользователь настаивает именно на издании из библиотеки 2 или таких изданий найдено не было, то формируется заказ на МБА Проводится проверка доступности службы МБА библиотеки 2, возможность электронного заказа указанного издания, наличие необходимых для этого средств на счете пользователя, подсистема пополнения заказа (оплата через кассу библиотеки/SMS/и др.) Возможен электронный заказ Со счета пользователя списывается необходимая сумма, сведения о заказе сохраняются в библиотеке 1 и поступают на обработку в библиотеку 2 Возможна только бумажная технология Пользователю предлагается сохранить и распечатать заполненный бланк заказа. Информация о заказе сохраняется в библиотеке 1, заказу присваивается сгенерированный штрих-код. Заказ после оплаты отправляется в библиотеку 2

Библиотека 2 выполнила заказ (или отказала в его исполнении) В случае отказа читателю высылается уведомление об отказе. С суммой поступаем в зависимости от настроек: возврат на счет всей суммы/фиксированной или в процентах части суммы/не возврат суммы Библиотека 2 выполнила заказ в электронном виде Пользователю высылается электронный документ (требуется согласие пользователя, разрешение библиотеки 1 и библиотеки 2), и предлагается возможность поработать с документом в стенах библиотеки с указанием возможных мест выдачи. Библиотека 2 выполнила заказ в бумажном виде Пользователю предлагается возможность поработать с документом в стенах библиотеки с указанием возможных мест выдачи.

Управление статусом заказа внутри библиотеки может осуществляться по штрих- коду на бланке заказа При выполнении заказа читателю на почтовый ящик высылается уведомление об исполнении и/или смене статуса его заказа Читатель имеет возможность отслеживать состояние всех своих заказов

работа клиентов в ОС Linux, бесплатно распространяемых браузерах Возможность использования бесплатного ПО на рабочих местах Работа по сети Internet Небольшой сетевой трафик Возможности работы для территориально распределенных библиотек и филиалов Возможность использования слабых и неустойчивых каналов связи Все что нужно клиенту для работы с системой– это Internet-браузер Отсутствие необходимости установки и дальнейшей поддержки какого-либо специального клиентского ПО

Все серверные работы могут производиться в едином крупном центре объединения библиотек или даже региона в целом. В малых библиотеках отсутствуют необходимые специалисты для поддержки СУБД, средств хранения, web-серверов, резервного копирования и сервисных работ над большими массивами данных. Нет специалистов по сетевой безопасности. Решение – аутсорсинг: высокая квалификация при низких затратах. Отсутствие необходимости содержать квалифицированный IT- персонал для поддержки системы Все серверные мощности могут находиться в едином центре. Малые (в том числе и школьные) библиотеки не обладают достаточными серверными мощностями и системами хранения данных, а покупка таковых в каждую библиотеку – крайне затратно. Решение – аутсорсинг и централизация. Для комфортной работы клиентского приложения достаточно и модемного канала связи Отсутствие необходимости в серверах и мощных каналах связи Платное программное обеспечение (Например, ОС Windows) часто не по карману малым библиотекам. Решение – возможность работы с использованием бесплатного ПО. Отсутствие необходимости в платных операционных системах Работа в объединении позволяет пользоваться ресурсами друг друга, а так же внешними ресурсами: крупнейшими библиотеками России - ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, РГБ, РНБ, РКП, областными и вузовскими библиотеками, корпоративными проектами АРБИКОН, ЛИБНЕТ, и даже зарубежными библиотеками. В школьных библиотеках очень большой процент пересечения по наименованиям литературы, что приводит к снижению затрат на создание ЭК этих библиотек Заимствование записей библиографического описания

Internet браузер есть на любом пользовательском ПК Возможность поиска одновременно по нескольким библиографическим базам данных в разных уголках мира Экспорт записей в том числе в международных форматах RUSMARC, USMARC, UNIMARC Поддержка ГОСТ Возможность просмотра своего электронного формуляра Возможность оформления заказа литературы Поиск по электронному каталогу из любой точки мира Каталогизация Комплектование (в том числе списание, подписка, ведение КСУ) Электронная книговыдача (в т.ч. заказ, бронирование, массовая книговыдача) Расчет книгообеспеченности Заимствование записей Ведение БД читателей МБА и ЭДД Автоматизация библиотечных процессов Многолетний опыт работы систем семейства ИРБИС Различные поколения системы установлены более чем в 2500 библиотеках России, стран СНГ и зарубежья. Среди пользователей системы крупные публичные и вузовские библиотеки Большой опыт работы

Илья Иванович Михайленко