Антимонопольный контроль на рынках электрической энергии. (Всероссийское совещание «Об итогах прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Республиканское совещание «Итоги государственного регулирования в Республике Бурятия на 2008 год и основные задачи на годы» «Об изменениях в.
Advertisements

Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Отдел по контролю за применением цен (тарифов). Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) Федеральный закон от
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Порядок и особенности технологического присоединения потребителей к электрическим сетям.
Р ЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ Р ЕСПУБЛИКИ Б УРЯТИЯ 1 Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных.
Е.В. Цышевская ФАС России Актуальные вопросы антимонопольного регулирования на рынках электрической энергии (мощности)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
О результатах контроля ФАС России за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии В.Г. Королев Начальник.
Манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности Заместитель начальника отдела Управления контроля электроэнергетики ФАС России.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Орел, 2014 год Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации об электроэнергетике и отраслевых норм, отнесенных к ведению ФАС.
Владимир Владимирович Гришанов председатель РЭК Свердловской области Москва, апреля 2014 г. О контрольной деятельности РЭК Свердловской области.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области О регулировании тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2015.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Формирование балансов электрической энергии и мощности территориальных сетевых организаций Формирование балансов электрической энергии и мощности ТСО на.
Транксрипт:

Антимонопольный контроль на рынках электрической энергии. (Всероссийское совещание «Об итогах прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода годов и задачах на предстоящий осенне-зимний период годов)

Федеральный закон от ФЗ «О защите конкуренции» Федеральный закон от ФЗ «Об электроэнергетике» Федеральный закон от ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…» Постановление Правительства Российской Федерации от Постановление Правительства Российской Федерации от Постановление Правительства Российской Федерации от Постановление Правительства Российской Федерации 24 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Основные нормативные правовые акты

Полномочия ФАС России на рынках электрической энергии можно условно подразделить на: 1. «Традиционные», характерные также для контроля на иных рынках: контроль экономической концентрации (согласование сделок по распоряжению акциями, долями и имуществом); согласование сделок в соответствии с ФЗ «О естественных монополиях»; установление признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в части злоупотребления доминирующим положением.

Полномочия ФАС России на рынках электрической энергии 2. Специальные полномочия, характерные для рынков электрической энергии (установлены статьей 25 ФЗ «Об электроэнергетике»), по контролю за действиями, влекущими: создание препятствий доступу к услугам совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры; возможность манипулировать ценами и манипулирование ценами на оптовом и розничных рынках, в том числе с использованием своего доминирующего и (или) исключительного положения; злоупотребление доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

5 Нарушение антимонопольного законодательства В 2009 году возбуждено 1265 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынках электро- и теплоэнергии, принято 747 решений о наличии нарушений и выдано 624 предписания. Из них принято 129 решений выдано 95 предписаний по фактам нарушения антимонопольного законодательства в сфере технологического присоединения. Значительную долю составляют дела о создании препятствий доступу на оптовый рынок электроэнергии и иные нарушения на розничных рынках, такие как уклонение от заключения договора лицом, для которого это является обязательным, навязывание невыгодных условий договора, нарушение установленного порядка ценообразования и ряд других. Кроме того, в 2009 году территориальными органами ФАС России принято 20 решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики.

1. В 2009 году ФАС России рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства НП «Совет рынка» и ОАО «АТС». Группа лиц в составе НП «Совет рынка» и ОАО «АТС» признана нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в создании препятствий доступу хозяйствующим субъектам на оптовый рынок электроэнергии и мощности посредством установления вступительного членского взноса в размере рублей, а также НП «Совет рынка» было признано нарушившим часть 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, приводящей к созданию препятствий доступу на оптовый рынок электроэнергии и мощности, а также установлению условий членства в НП «Совет рынка» в виде вступительного (единовременного) членского взноса в размере рублей, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Одновременно с решением по вышеуказанному делу. ФАС России было выдано предписание группе лиц в составе НП «Совет рынка» и ОАО «АТС» о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции. 30 ноября 2009 года Наблюдательным Советом НП «Совет рынка» снижен вступительный взнос до рублей. Нарушение антимонопольного законодательства (2)

2. В 2009 году ФАС России рассмотрены три дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Концерн Росэнергоатом», ООО «Бийскэнерго» и ОАО «ТГК-11». ООО «Бийскэнерго» и ОАО «ТГК-11» были признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в манипулировании ООО «Бийскэнерго» и ОАО «ТГК-11» ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности), а именно: 1 декабря 2009 года ФАС России признала ООО «Бийскэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем совершения действий, выразившихся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) путем подачи экономически и технологически необоснованно завышенных ценовых заявок на продажу электрической энергии в период с 23 мая по 01 июля 2007 года, а также в период с 08 мая по 18 ноября 2008 года, имеющих своим результатом значительное изменение цены на электрическую энергию. Также ООО «Бийскэнерго» выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере ,68 рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в период с 23 мая по 01 июля 2007 года, а также в период с 08 мая по 18 ноября 2008 года. Нарушение антимонопольного законодательства (3)

12 февраля 2010 года ФАС России признала ОАО «ТГК-11» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем совершения действий, выразившихся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) путем подачи экономически и технологически необоснованно завышенных ценовых заявок на продажу электрической энергии в период с 5 июня по 11 октября 2008 года, имеющих своим результатом значительное изменение цены на электрическую энергию. Также ОАО «ТГК-11» выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства. В настоящее время на стадии рассмотрения находится дело, возбужденное в отношении группы лиц в составе ОАО «Татэнерго» и ОАО «Генерирующая компания» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности). На стадии возбуждения находится дело в отношении группы лиц в составе ОАО «РУСАЛ Красноярск», ОАО «РУСАЛ Саяногорск», ОАО «РУСАЛ Братск», ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» и ОАО «СУАЛ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности). Нарушение антимонопольного законодательства (4)

Основные задачи ФАС России Создание условий развития конкуренции и защита конкуренции Обеспечение недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры Устранение барьеров входа на рынки Защита потребителя от злоупотреблений доминирующим положением на рынке

10 Новое в правовом регулировании (1) Федеральный закон от ФЗ - изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции», из которых следует: Правительство Российской Федерации вправе устанавливать существенные условия и типовые формы договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии, а также договоров об осуществлении технологического присоединения (ч. 3 ст. 10). В настоящее время ФАС России разрабатывает типовые формы договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии и договоров об осуществлении технологического присоединения.

11 Федеральный закон от ФЗ - изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции», из которых следует: Плановые проверки в отношении одной организации проводятся антимонопольным органом не чаще чем 1 раз в 3 года и не ранее чем через 3 года с момента создания организации (статья ФЗ); Внеплановые проверки проводятся в случае поступления материалов о нарушениях, в том числе из заявлений физических и юридических лиц, сообщений СМИ, а также по истечении срока исполнения предписания антимонопольного органа; При проведении проверки сотрудники антимонопольных органов могут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, снимать копии с документов (ст ФЗ) Новое в правовом регулировании (2)

12 Федеральный закон от ФЗ - изменения в КоАП: изменены административные санкции за нарушение антимонопольного законодательства (ст , КоАП): к должностным лицам применяется штраф в размере от 20 до 50 тыс.руб. либо дисквалификация на срок до 3 лет к юридическим лицам применяется штраф в размере от 1 до 15% размера суммы выручки правонарушителя на рынке, на котором совершено нарушение, но не более 2% совокупной выручки нарушителя, но не менее 100 тыс.руб. Новое в правовом регулировании (3)

13 если сумма выручки нарушителя на рынке, на котором совершено нарушение, превышает 75% совокупного размера выручки от осуществления иных видов деятельности, - штраф устанавливается в размере от 0,3% до 3% размера выручки правонарушителя на рынке, на котором совершено нарушение, но не более 2% совокупной выручки и не менее 100 тыс.руб. если у нарушителя 0% выручки на рынке, на котором совершено нарушение, штраф на юридическое лицо накладывается в размере не менее 100 тыс.руб. Новое в правовом регулировании (4)

14 Федеральный закон от ФЗ изменения в УК РФ: ужесточена уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. 178 УК РФ): неоднократное злоупотребление доминирующим положением, повлекшее причинение крупного ущерба (1 млн.руб.) или извлечение дохода в крупном размере (5 млн.руб.) может повлечь санкцию в виде лишения свободы сроком до 3 лет Новое в правовом регулировании (5)

15 Контроль за деятельностью субъектов естественной монополии (1) 1.Упрощение и удешевление процедуры технологического присоединения В феврале и в апреле 2009 года Правительством РФ при активном участии ФАС России приняты постановления Правительства 118, 119, 334, которыми установлено, что размер платы за технологическое присоединение объектов мощностью до 15 кВт включительно, независимо от того, кому они принадлежат, должна составлять не более 550 рублей. Кроме того, для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена возможность беспроцентной рассрочки по внесению платы за технологическое присоединение, на 3 года с даты фактического присоединения, с внесением авансового платежа в размере 5%.

16 Контроль за деятельностью субъектов естественной монополии (2) 2. Дальнейшее совершенствование порядка технологического присоединения к электрическим сетям. ФАС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям» : В Проекте прямо закреплено, что: 1)сетевая организация обязана направить потребителю проект договора вместе с техническими условиями, которые являются неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения 2) размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (который, как правило, заключается при присоединении крупных потребителей и генераторов) утверждается регулирующим тарифным органом в разбивке по стоимости мероприятий по технологическому присоединению; установлены сроки, в течение которых регулирующий орган должен утвердить размер платы,

17 Контроль за деятельностью субъектов естественной монополии (3) 3) потребитель вправе выбрать, какие мероприятия по технологическому присоединению он выполнит самостоятельно. При этом размер платы за технологическое присоединение должен быть снижен для такого потребителя в соответствии со стоимостью осуществляемых им самостоятельно мероприятий, которая утверждена регулирующим тарифным органом; 4) четко разграничены обязательства потребителей и сетевых компаний по выполнению мероприятий по технологическому присоединению 5) предусмотрены особенности технологического присоединения объектов крупных генераторов: вводится схема выдачи мощности, которая должна быть представлена в составе заявки на технологическое присоединение, что существенно сокращает сроки технологического присоединения и упрощает процедуру, как для крупных потребителей, так и для сетевых компаний, т.к. сетевая компания получает необходимый объем информации о планируемом присоединении и имеет возможность своевременно обратиться в тарифный орган для утверждения платы и подготовить договор и технические условия для осуществления технологического присоединения объектов генерации.

18 Контроль за деятельностью субъектов естественной монополии (4) 3. Контроль за соблюдением порядка технологического присоединения - усилен антимонопольный контроль за действиями сетевых организаций. ФАС России направляет рекомендации в территориальные органы по вопросам правоприменительной практики - в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации ФАС России направлены письма о необходимости приведения актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с постановлениями Правительства Российской Федерации от , от , от

19 Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики Внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП): 1)установлена административная ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации не только субъектами естественных монополий, как было установлено ранее, но и другими субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (статья 9.15 КоАП) 2) увеличен срок давности привлечения к административной ответственности до 1 года, а также прямо установлено, что дела о привлечении к административной ответственности за подобные нарушения возбуждают и рассматривают антимонопольные органы. ФАС России усиливает контроль в данной сфере. В рамках данной работы направлены запросы во все МРСК о представлении ими документов о соблюдении Стандартов раскрытия информации.

20 Контроль за созданием возможности манипулирования и манипулированием ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности). В связи с либерализацией рынка электроэнергии, которая должна завершиться в 2011 году и особенностями модели российского оптового рынка электроэнергии, а также высокой концентрации генерирующих компаний существуют значительные риски манипулирования ценами. Манипулирование ценами на рынке электроэнергии может привести к существенным негативным социально-экономическим последствиям и оказать негативное влияние на инфляцию. В настоящее время разработан проект постановления об особенностях антимонопольного регулирования и контроля на рынках электроэнергии. Данный проект доработан с учетом запуска долгосрочного рынка мощности.

21 Контроль за созданием возможности манипулирования и манипулированием ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (2) В апреле 2010 года ФАС России разработаны проекты Методических рекомендаций ФАС России по выявлению фактов манипулирования ценами на электроэнергию на оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также проект концепции проведения анализа экономической концентрации поставщиков по зонам свободного перетока (группам зон). Данные проекты были рассмотрены 15 апреля 2010 года на заседании Экспертного совета по электроэнергетики при ФАС России и в целом были поддержаны Членами Экспертного совета.

В заключение необходимо отметить, что в ситуации, когда отношения на рынках электроэнергии находятся и вероятно еще некоторое время будут находиться в состоянии формирования целевой модели их функционирования, недостаточной нормативной урегулированности целых блоков значимых правоотношений, антимонопольный контроль за действиями их участников в данной сфере остается одним из важнейших инструментов приведения отношений субъектов рынков в соответствие с законом, привлечения к ответственности нарушителей и формирования практики недискриминационного доступа потребителей к услугам доминирующих субъектов и субъектов естественных монополий в электроэнергетике, а также обеспечения стабильности ценовой ситуации на соответствующих рынках.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!