ГОУ средняя общеобразовательная школа 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт - Петербурга ГОУ средняя общеобразовательная школа 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт - Петербурга Тема: Организация педагогических условий формирования информационной культуры учащихся в образовательной деятельности
Цель деятельности РЦ обобщение и распространение имеющегося у ОУ положительного опыта по формированию информационной культуры учащихся.
Направление работы РЦ Научно - методическая деятельность по проблеме формирования информационной культуры учащихся Научно - методическое направление работы обусловлено отсутствием единых теоретических подходов к формированию информационной культуры личности учащихся в образовательной деятельности и недостаточной разработанностью практических ее путей решения, отсутствием доступных для учителей методических рекомендаций.
Продукт инновационной деятельности ресурсного центра Методические рекомендации в помощь учителю ( из опыта работы ): Информатизация образовательного процесса школы. Руководство реферативной работой учащихся. – СПб., – 59 с.
Цель создания пособия Обобщение и распространение опыта работы ОУ по использованию ИКТ в образовательном процессе и организации реферативно - исследовательской деятельности учащихся. Обеспечение педагогов методическими рекомендациями по данным направлениям.
Этапы разработки и внедрения продукта в образовательный процесс учебный год - изучение теоретических материалов и обобщение опыта педагогов ОУ учебный год – подготовка рукописи к печати : написание текста, редактирование, печать в кол - ве 100 экз. Декабрь 2008 года – презентация пособия на районных семинарах зам. директоров по УВР, учителей начальной школы, учителей физики ; публикация на сайте РЦ. Режим доступа : год – презентация пособия на педагогическом совете и обеспечение пособием всех педагогов - руководителей реферативных работ. Консультационная работа методистов РЦ с использованием пособия.
Основные положения пособия При новой парадигме образования педагог выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Принцип доступности обучения включает : доступность для обучаемого всей полноты информации по изучаемому объекту ; доступность разнообразных современных средств обучения ; доступность педагога в качестве консультанта ( тьютера ) по организации процесса самообучени я. Педагог должен иметь достаточную подборку учебно - методических материалов, которая позволит ему грамотно и эффективно использовать информационные ресурсы в учебной или профессиональной деятельности.
Первая часть Т. Ю. Мартемьянова. Информатизация образовательного процесса школы. Содержанием информатизации должна быть высококачественная и высокотехнологичная информационно - образовательная среда. учитель физики и информатики, методист к.п.н.
Основные разделы первой части Что такое информатизация образовательного процесса Информатизация стихийная и плановая : каковы результаты ? Задачи, решаемые в процессе информатизации Основное содержание и направления программы по информатизации образовательного процесса Перспективы развития информационной среды школы Отрицательные стороны информатизации Перспективы Приложение : Оценка качества электронных изданий Использование ИКТ в преподавании отдельных предметов и внеклассной работе ( по предметам школьной программы )
Основные положения первой части Под информатизацией мы понимаем построение информационного образовательного пространства, направленного на формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса : сотрудников, учеников, их родителей.
Результаты использования материалов первой части пособия в образовательном процессе: Повышение ИКТ - компетенции педагогов : увеличение количество педагогов, использующих ИКТ на уроках на 20%. увеличилось количество открытых уроков с использованием ИКТ на 40%. Повышение количество выдач электронных образовательных ресурсов педагогам из фонда медиатеки на 35%. Разработаны дальнейшие перспективы развития информационной среды образовательного учреждения.
Внедрение в городскую и районную систему образования Проведение занятий для слушателей городских и районных курсов повышения квалификации ( педагоги и школьные библиотекари ): Информационные технологии в управлении образованием От ИКТ-компетентности к информационной культуре педагога Использование информационных технологий в работе школьной библиотеки Школьная медиатека – ресурсный центр обеспечения качества образования Проведение районного семинара для учителей физики с использованием материалов пособия. Проведение ежемесячных консультаций для педагогов района по темам : Использование информационных ресурсов в учебной деятельности Использование ИКТ в профессиональной деятельности педагога
Оценка результатов районного семинара «Использование ИКТ на уроках физики»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ © Мартемьянова Т.Ю. к.п.н. учитель физики и информатики
Вторая часть Т. М. Кашурникова, И. З. Захваткина. Методические рекомендации для педагогов по руководству реферативной работой учащихся. Задача общеобразовательной школы подготовить личность, умеющую творчески мыслить ориентироваться в современном информационном обществе. Обучение умениям и навыкам самостоятельной работы с дополнительными источниками информации в процессе обучения происходит поэтапно. Написание реферата завершает работу по выработке системы учебных навыков в школе. Э тот вид работы является самым сложным, но необходимым для дальнейшего образования. В высших учебных заведениях реферат занимает промежуточное место между контрольными ( репродукция выученного материала ) и курсовыми работами ( первый вид исследовательской работы ). зав. медиатекой, преподаватель ОИБГ, к.п.н. учитель истории, методист, учитель высшей категории
Основные разделы второй части Что такое ученический реферат ? Какую цель преследует система реферативной работы в школе ? Можно ли считать ученический реферат исследованием ? Может ли быть реферативная работа успешной, если ученик выполняет ее самостоятельно ? Как помочь ученику выбрать тему ? Как подобрать источники по теме ? Как составить план реферата ? Как работать с источниками ? В чем особенности текста реферата ? Как оформить реферативную работу ? Как помочь ученику подготовиться к устной защите реферата ? Как оценивать ученическую реферативную работу ? Как написать рецензию на реферативную работу ?
Приложения ко второй части Примерное Положение об ученическом реферате Библиографическое описание документов. Правила оформления. Правила оформление библиографических ссылок на источники.
Основные положения второй части Школьный реферат - краткое письменное изложение имеющейся в научной литературе информации по заданной теме на основе нескольких источников. Работа должна быть успешной, а для этого необходимо взаимодействие учащихся, учителя, библиотекаря, сотрудников медиатеки. Учитель – предметник непосредственно осуществляет руководство реферативной работой ученика. Его руководство заключается в оказании помощи ученику на каждом этапе работы. Если преподаватель не отрабатывает с каждым учеником индивидуально выбор темы, отбор источников и т. д. то работа сведется к чтению « трудов » из Интернета. Такую работу нельзя назвать « успешной ».
Основные положения второй части Структура, оформление реферата должны соответствовать правилам, предусмотренных последними ГОСТами. Учащихся необходимо обучать специальным информационно – библиографические умениям для осуществления поиска, отбора источников информации, грамотного структурирования информации и оформления конечного результата.
Основные положения второй части В ходе работы над ученическим рефератом продолжается : развитие мышления ( умение анализировать, сопоставлять и обобщать различные токи зрения и конкретный материал, умение делать выводы ); расширение общего кругозора и углубление знаний в выбранной предметной области ; формирование базисных умений научной работы ( самостоятельное нахождение научного материала в библиографических источниках, с помощью справочников и т. п.; составление списка использованной литературы, оформление ссылок и т. д.) ; расширение его личного информационного пространства.
Результаты использования методических рекомендаций в образовательном процессе В 2009/20010 уч. году на 15% увеличилось количество учителей - предметников руководителей реферативных работ. В 50% реферативных работ за прошлый учебный год присутствовал элемент исследования. Качество оформления всех (100%) ученических рефератов соответствует требованиям.
Результаты реферативно - исследовательской деятельности учащихся за уч. год 26 участников школьных Ученических чтений ; 14 реферативных работ допущены в качестве выпускных экзаменационных за 9 класс по истории, истории и культуре СПб, биологии III РАЙОННЫЕ ЛИХАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 4 призера (1- первое, 2 - вторых, 1- третье место ) Районные по олимпиады по истории и истории и культуре СПб – 4 призера (2 – первых, 2 – вторых места ) Городской тур олимпиады по истории – I место.
Призеры
Отзывы выпускников «Когда я поступила в колледж, то мои рефераты были самыми лучшими, а учителя спрашивали, где меня так грамотно научили составлять библиографический список. Я с гордостью говорила: в школе! Приносила свои записи и даже преподаватели списывали и удивлялись как все систематизировано! … море благодарности и низкий поклон!». «В институте ни у кого рефераты не принимают из-за того, что они неправильно оформлены, а у меня сразу все приняли! Теперь я всему потоку рассказываю, как хорошо нас в школе научили! Спасибо большое!» «Как только нужно сдать приличную работу в кратчайшие сроки, и ты не думаешь про то, как оформить работу, как грамотно все систематизировать и как подать и где расположить, понимаешь, что то, что Вы для нас делали - это выше всех похвал!»
Отзывы выпускников «Хочу выразить огромную благодарность за то, что, учась в университете, мне было не стыдно за оформление своих курсовых и, в итоге, своего диплома. Да и вообще в целом всех своих работ! Да и не только за оформление! Именно вы научили нас пользоваться имеющимися в наличии ресурсами, грамотно пользоваться библиотекой, правильно оценивать литературу, не только с точки зрения ее внутреннего содержания, но и глядя на оглавление, рецензию и другие данные…» «В моей группе никто лучше и грамотнее просто не научен подбирать и оформлять информацию. Огромное вам за это спасибо!»
Внедрение продукта в районную и городскую систему образования Проведение занятий для слушателей городских и районных курсов повышения квалификации по темам: Организация самостоятельной информационной деятельностью учащихся старших классов ( гг.) Организация реферативной работы учащихся ( гг.) Консультации по темам: Методика проведение занятий по основам информационной культуры Технология подготовки ученического реферата Организация реферативно-исследовательской деятельности учащихся
Оценка качества проведения занятий для слушателей курсов с использованием второй части пособия
Проведение консультаций
Отзывы на вторую часть пособия « Вопросы подготовки, написания и оформления реферата раскрыты авторами обстоятельно. Особый интерес для учителей представляют по своей разработанности разделы, связанные с рассмотрением вопросов взаимодействия педагогов, учеников и специалистов ( библиотекаря / медиаспециалиста ) в процессе работы над рефератом, в выборе тем для рефератов. По свей новизне для учителя стоит выделить раздел « В чем особенности текста реферата ?» А. А. Чухман, кандидат исторических наук, учитель истории
Отзывы на вторую часть пособия « Рассматриваемое пособие представляет собой законченную, самостоятельную разработку, имеющую важное учебно - методическое значение, успешно апробированную в практике учебно - воспитательной работы в школы. Все это позволяет рекомендовать ее к публикации и использованию не только в организации реферативной работы учащихся, но в целом самостоятельной работы с дополнительными источниками информации по различным предметам школьной программы ». Л. К. Ермолаева, кандидат исторических наук, доцент СПбАППО
Публикация пособия на сайте РЦ Сайт Ресурсного центра В разделе Научно-методическая копилка «Учителям»
Посещаемость сайта Количество посещений данного раздела сайта растет. Это можно проследить на графике роста Рост кол-ва посетителей за месяц и за 7 дней Рост кол-ва посетителей за всё время существования.
Спасибо за внимание!