«Современные системы управления предприятием как инструмент повышения конкурентной устойчивости бизнеса и снижения финансовых рисков в условиях экономического спада». г. Самара, г.
ДОКЛАДЧИК: Митрович Станислав Финансовый директор ЗАО «ТАРКЕТТ», г. Отрадный, Самарская область Докторант Университета в г. Нови Сад, Р Сербия; Специальность: Финансы, бухгалтерия и аудит. ДОКЛАД «Повышение конкурентоспособности и снижение рисков производственных компаний с помощью современных систем управления»
Нынешний бизнес устроен так сложно, что ни один руководитель не в состоянии увидеть и осмыслить все происходящее в нем…* *«Harvard Business Review Россия»,
СТРУКТУРА ДОКЛАДА: 1.Бизнес модель – оценка стратегической позиции и практический пример построения. 2.Система внутреннего контроля и управления рисками. 3.Информационная безопасность. 4.Оценка модели – результаты и заключение. 4
Оценка стратегической позиции компании используя «Анализ пяти сил Портера» 5
Рыночная власть поставщиков Основные особенности сегмента: 1.Большая доля импортного сырья (больше 70%); 2.Ограниченное количество поставщиков; 3.Ограниченное предложение на рынке сырья; 4.Высокая ценовая зависимость сырья от ситуации на глобальном финансовом рынке (в частности - цена на нефть). 5.Высокие требования к качеству сырья (экологическая безопасность). 6
Рыночная власть потребителей Основные особенности сегмента: 1.Потребительский сегмент: строительные материалы; 2.Сезонный характер спроса; 3.Высокие требования к качеству продукции (противопожарные, санитарные и технические); 4.Высокая ценовая зависимость между ценой и спросом. 7
Угроза появления новых конкурентов и продуктов - заменителей Основные особенности сегмента: 1.Увеличения количества игроков на рынке (новые производители – Китай, Азия, Европа); 2.Появление новых - более дешёвых продуктов заменителей; 3.Недобросовестная конкуренция. 8
Возможные пути преодоления проблем….. Практический пример построения бизнес модели для повышения конкурентоспособности и снижения рисков 9
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС МОДЕЛИ 1.Чётко определены приоритеты («5 С») и цели по каждому из них. 2.Использование конкретных ключевых показателей деятельности (KPI) для измерения результатов на ежемесячной основе. 3.Развита функция внутреннего контроля и управления рисками. 4.Применение САП системы в качестве основного инструмента для учёта, анализа и управления бизнес процессами. 5.Основной фокус: запросы потребителей; экология; охрана здоровья и безопасность труда. 6.Кодекс этики. 10
«5 С» 5 Customer (Потребитель) Cash (Денежный поток) Cost (Затраты) Commitment (Приверженность) Creativity (Креативность) 11
«5 С» - Customer (Потребитель) 5 1.Позиционирование компании как поставщика решений (цель - стать более, чем просто изготовителем и продавцом товаров); 2.Новые дизайны и инновационные решения в производстве (цель – ежегодное обновление 30% ассортимента продукции); 3.KPI: Выпуск продукции первого сорта – более чем 99%; Доступность товара – минимум 98%. 4. Ключевой аспект: обеспечить ценность для потребителя. 12
«5 С» -Cash (Денежный поток) & Cost (Затраты) 5 1.Оптимизация оборотного капитала 2.Улучшение структуры затрат: Жёсткий контроль непроизводственных (косвенных) затрат; Инвестирование в прибыльные проекты с коротким сроком окупаемости; Оптимизация потребления материальных ресурсов. 3.KPI: ОЕЕ (Overall Equipment Effectiveness) - общая эффективность оборудования; Постоянный рост производительности – 5% на годовом уровне; WCM (World class manufacturing) – «Производство мирового уровня». 13
«5 С» - Commitment (Приверженность) 5 1.Безопасность – основной принцип в работе (безопасность людей, процессов, продукции …); 2.Социальная ответственность; 3.Забота об окружающей среде; охрана здоровья и безопасность труда. 4.KPI: KPI Environmental (показатели использования ресурсов, образование и использование отходов). Соблюдение международных стандартов ISO-9001, ISO-14001, OHSAS Расширение сертификации «Листок жизни». 14
« 5 С » Commitment (Приверженность) - пример 5 1.Присвоен высший уровень экологической безопасности продукции для здоровья человека на основе добровольной экологической сертификации. 2.Экологическая маркировка для 5 коллекций – «Листок жизни». 15
«5 С» - Creativity (Креативность) 5 1.Постоянное внедрение инновационных решений; 2.Новые продукты, категории и дизайны. 3.KPI: Количество инноваций на одного сотрудника. Обновление дизайнов не менее 30% на годовом уровне. 16
«5 С» - Creativity (Креативность) - пример 5 Внедрение проекта по переработке отходов (scrap recycling), для выполнения целей по: Повышению уровня защиты окружающей среды (минимальные отходы); Снижению сырьевой себестоимости продукции на 15% -20%; Внедрению инновационных производственных технологий. Стоимость проекта ~ 10 миллионов евро; Срок окупаемости ~ 1,5 года. 17
1.Чётко определены требования внутреннего контроля по каждой функции деятельности (закупка, продажа, логистика, финансы, кадры, капитальные вложения..) 2.Ознакомление всех сотрудников с политикой внутреннего контроля. 3.Проведение внутреннего и внешнего аудита. 4.Мониторинг выполнения ключевых контролей в САП системе. 5.Управление рисками через поступок самооценки и определение матрицы риска. 18
19
1.Выпуск готовой продукции ~ 100 млн. кв. м. в год; 2.Более 1000 сотрудников; 3.Высокое качество продукции (первый класс ~99%), экологичность и безопасность, широкая гамма расцветок и стилей, наличие уникальных инновационных продуктов; 4.Более 30 коллекций продукции. 5.Покупатели – более 6 млн. российских семей в год. 6.Стабильное поступление налоговых отчислений в бюджет РФ; 7.Средняя заработная плата ~ 40тыс. рублей; 8.Социальный пакет для сотрудников предприятия (медицинская страховка, страхование от несчастных случаев, бесплатное питание…); 9.Объем инвестиционных вложений в Самарский регион за последние 10 лет – более 160 млн. евро; 10.Производство по международным стандартам ISO-9001, ISO и OHSAS
Нынешний бизнес устроен так сложно, что ни один руководитель не в состоянии увидеть и осмыслить все происходящее в нем. Тем не менее, выход есть!* *«Harvard Business Review Россия»,
РОСТ РЕЗУЛЬТАТ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ БИЗНЕС МОДЕЛЬ 22
РОСТ РЕЗУЛЬТАТ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ БИЗНЕС МОДЕЛЬ 23
СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ! 24