БЮДЖЕТИРОВАНИЕ Москва 2008 г. Якименко Андрей Александрович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Институт Менеджмента Организация и технология проектирования предприятий.
Advertisements

ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Тема 3. Бюджетирование в производственной сфере Лектор Д.э.н.,профессор Маняева В.А.
А Л Ь В Ф Р Е Д ФИНАНСОВЫЙ КОНСАЛТИНГ. Принятие взвешенных управленческих решений возможно на основе оперативной, точной, достоверной и объективной информации.
Роль финансового планирования в управлении затратами. Михайлов Александр ведущий аналитик Центра корпоративных решений ПАРУС.
Резаева Г.С.Малышева В.В Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит» Дисциплина: «Бухгалтерский учет» Преподаватель: Резаева Галина Степановна,
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Hinnakujundus Ценообразование Euroakadeemia 2013.
Семинар Министерства экономики Республики Бурятия 22 мая 2009 г. Формирование Перечня государственных услуг и разработка финансовых нормативов на их оказание.
Тема 2.4. Статистика издержек производства. материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Тема 1. Понятие бюджета и бюджетирования. Бюджетирование как механизм реализации стратегии организации. Бюджет – финансовый план, охватывающий все стороны.
Выполнила Преподаватель Шевченко Н. С... Себестоимость продукции служит базой формирования и совершенствования цен, дохода, прибыли и других финансовых.
Финансы хозяйствующего отражает процесс управления ограниченными финансовыми ресурсами, возникающими в процессе производственной, инвестиционной и финансовой.
Направления консалтинговой деятельности Направления консалтинговой поддержки 1. Финансовая диагностика 3. Построение системы бюджетирования 2. Построение.
Бюджет доходов и расходов в планировании на предприятии 1.
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
Понятие и виды расходов, затрат, издержек и себестоимости продукции.
Технико – экономическое планирование. Цель технико – экономического планирования это разработка системы планов, обеспечивающих выполнение государственных.
Транксрипт:

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ Москва 2008 г. Якименко Андрей Александрович

ПЛАН СЕМИНАРА Модуль 1. Методические аспекты бюджетирования Основы бюджетирования. Базовые понятия Концепция результативного управления Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) Модуль 2. Организация и функционирование системы бюджетирования в учреждении Организация системы бюджетирования Функционирование системы бюджетирования

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ Модуль 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Бизнес-планирование – планирование производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждения, его технологического и организационного развития. Бюджетирование – компонент бизнес-планирования, охватывающий экономические и финансовые показатели учреждения (финансово- экономическое планирование). Понятие Бюджетирование объединяет сметное планирование, экономическое планирование и финансовое планирование Сметное планирование – процесс формирования калькуляций по видам услуг, смет программных мероприятий и смет структурных подразделений. Является компонентом экономического планирования Экономическое планирование – процесс планирования доходов и расходов учреждения по видам, центрам ответственности и направлениям деятельности Финансовое планирование – процесс планирования платежей и поступлений учреждения Бюджетирование. Основные понятия

Основные направления совершенствования: Повышение скорости моделирования Повышение объективности моделирования Снижение трудоемкости процедур планирования и бюджетирования Повышение методической обоснованности расчетов Снижение количества ошибок (человеческий фактор) Получение экономических обоснований ключевых решений Увеличение разрезов, в которых ведется планирование и бюджетирование Система бюджетов в современном понимании является финансово- экономической частью плана хозяйственного и экономического развития учреждения, поэтому речь идет не о построении системы бюджетирования, а о развитии уже существующей Основные направления совершенствования системы планирования и бюджетирования

Формализация и стандартизация процессов планирования и бюджетирования с целью обеспечения контроля исполнения плановых документов Создание механизма обеспечения руководства предприятия достоверной, объективной и своевременной информацией об обосновании и исполнении бюджета предприятия ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ Обеспечение взаимосвязи целевых показателей, планов деятельности отдельных организационных единиц с планируемыми финансово-экономическими результатами предприятия ИНТЕГРАЦИОННЫЙ Создание системы мотивации руководителей различных уровней управления МОТИВАЦИОННЫЙ Получение реальных планов и прогнозов финансово- хозяйственной деятельности предприятия МЕТОДИЧЕСКИЙ Координация работы структурных подразделений предприятия по планированию и реализации поставленных планов КООРДИНАЦИОННЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РЕШАЕМАЯ ЗАДАЧА АСПЕКТ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ Аспекты бюджетирования

КОНЦЕПЦИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Цикл управления по результатам в системе образования

Основным направлением совершенствования процесса оказания государственных услуг является нацеленность на получение конечного результата. В методическом ракурсе это можно представить в виде замкнутого контура управления оказанием государственных услуг. В долгосрочном горизонте оказание любой государственной услуги производится по циклу, сформулированному в рамках концепции сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard). Каждый комплекс государственных услуг можно представить в виде циклического процесса, проходящего сквозь 4 области управления: Область управления финансово-экономическим потенциалом региона Область управления инновационным потенциалом региона в части формирования новых технологий оказания государственных услуг Область управления процессами оказания государственных услуг Область управления отношениями с потребителями услуг, обратная связь, результаты оказания услуг Применение такой концепции, например, к системе образования позволяет утверждать, что успешное управление и развитие системы оказания образовательных услуг возможно в том случае, если система образования: в достаточной части финансируется; в ней проводятся постоянные улучшения; которые улучшают процессы оказания образовательных услуг и обеспечивающие процессы системы образования (улучшение которых также отражается на улучшении характеристик процессов оказания образовательных услуг); улучшенные процессы обеспечивают более точное и полное удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг: общества, государства, бизнеса. Повышение эффективности удовлетворения запросов потребителей через определенный временной лаг позволяет повысить темпы роста региональной экономики, ВРП и, в конечном счете, выйти на следующий цикл управления системой оказания образовательных услуг Цикл управления по результатам в системе образования

Концепция сбалансированного управления реализацией государственных услуг позволяет сделать прозрачной логику действий: финансирование – планирование и разработка улучшений в оказании государственных услуг – реализация улучшений – результат (отдача, обратная связь, результат в социально-экономическом положении региона, повышении уровня жизни населения и т.д.). Концепция сбалансированного управления применима также и к управлению ходом различных ведомственных программ. Например, программа развития человеческого капитала региона, которая может реализовываться в рамках исполнения стратегии социально-экономического развития, может быть представлена в виде циклического процесса, последовательно реализуемого в 4 перспективах: Финансирование процессов улучшения социально-экономического положения человеческих ресурсов. Управление инновационными процессами развития человеческих ресурсов на уровне субъекта РФ. Улучшение процессов управления человеческим капиталом Прямой эффект от развития человеческих ресурсов Прямой эффект от развития человеческих ресурсов через прогнозируемый временной лаг формирует долгосрочный финансовый эффект от развития человеческих ресурсов. Тем самым происходит замыкание цикла управления по результатам Цикл управления по результатам в системе образования

Цикл управления человеческим капиталом

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ

Экономическое и финансовое бюджетирование Целевое, программное и ресурсное планирование Бюджетирование, ориентированное на результат, на коммерческом предприятии Показа- тель План действий по достижени ю показателя Потребность в ресурсах для выполнения этого плана Оценка стоимости ресурсов Формирование договорных обязательств по приобретению ресурсов и услуг Планирова ние оплат и поступлен ий Нормы и нормативы Технические параметры На основании аналогичных ситуаций в прошлом План выпуска продукции/ оказания услуг Программа мероприятий Тарифы Цены Дефляторы Заключение договоров на приобретение ресурсов и услуг Планирование поступлений и оплат на основании условий договоров и оперативных корректировок от подразделений Оборот 120 т.$ Увеличение продаж номенклатурных позиций на 30% Увеличение плана производства Дополнительная потребность в оборудовании, персонале Покупка рекламных услуг Ресурсы на содержание службы продаж Ресурсы на выполнение плана СМЕТЫ РАСХОДОВ Экономические Бюджеты (БДР) Постатейные лимиты для заключения договоров Договоры/ Дополнительные соглашения/ разовые сделки Графики платежей/ поступлений БДДС/ CF/ Сальдо денежных средств

Экономическое и финансовое бюджетирование Целевое, программное и ресурсное планирование Бюджетирование, ориентированное на результаты, в государственном учреждении Государственное задание на оказание государственных услуг Потребность в ресурсах для выполнения этого задания Оценка стоимости ресурсов Формирование договорных обязательств по приобретению ресурсов и услуг Планирова ние оплат и поступлен ий Нормы и нормативы Технические параметры На основании аналогичных ситуаций в прошлом Наименования услуг Показатели объемов оказания услуг Показатели кач-ва оказания услуг Норм. объемы финансирования Тарифы Цены Дефляторы Заключение договоров на приобретение ресурсов и услуг Планирование поступлений и оплат на основании условий договоров и оперативных корректировок от подразделений Показатели результатив- ности оказания госуслуг Необходимые значения внутренних индикаторов СМЕТА РАСХОДОВ ГУ Договоры с поставщиками, подрядчиками, клиентами Объемы оказания госуслуг Нормативные объемы финансирования госуслуг Планы работ по оказанию услуг Потребность в ресурсах для выполнения работ ПЛАНЫ ПО ДОХОДАМ Бюджет расходов и доходов ГУ Лимиты бюджетных ассигнований в ГРБСиз ГРБС Графики платежей/ поступлений по договорам БДДС/ CF/ Сальдо денежных средств Платежный календарь Платежные поручения в ГРБСиз ГРБС

Бюджетирование государственного учреждения Министерство (ГРБС) ГУ (ПБС) Сметы финансирования и планы по привлечению внебюджетных источников финансирования Сметное планирование расходов Государственные задания на оказание государственных услуг Лимиты бюджетных ассигнований Объемно- календарное планирование деятельности Нормативы подушевого финансирования Объемы внебюджетного финансирования Доходы от аренды Доходы от платного обучения Доходы от повышения квалификации Доходы от совместной деят-ти с профильными предприятиями Доходы от участия в программах Планы оказания образовательных услуг (планы основной деят-ти) Планы работ по обеспечению (Планы обеспечивающей деятельности) Планирование потребности в ресурсах и услугах в разрезе МВЗ Планирование доходов в разрезе МВД

Бюджетирование государственного учреждения С точки зрения: управленческого аспекта технологии построения механизма функционирования бюджетирование государственного учреждения не имеет существенных отличий от бюджетирования коммерческой организации Бюджетный кодекс и введенные в действие инструкции по бюджетному учету и отчетности существенно расширили полномочия учреждений в части построения эффективной системы финансового менеджмента, основным элементом которой является бюджетный процесс ОСНОВНОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ – ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ КОМПАНИЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ Модуль 2

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Организация и управление Методология Нормативно-Справочное Обеспечение КЛАССИФИКАТОР БЮДЖЕТНЫХ ФОРМ РЕГЛАМЕНТ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ПЛАНОВЫХ И ФАКТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАНДАРТ КЛАССИФИКАТОР ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ КЛАССИФИКАТОР ДОХОДОВ И РАСХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ СТАТЕЙ МатериалыПерсоналАмортизацияАренда Услуги стронних организаций организаций Капитальный ремонт Прочие расходы МатериалыПерсоналАмортизацияАренда Услуги стронних организаций организаций Капитальный ремонт Прочие расходы БЮДЖЕТНЫЕ ФОРМЫ ПОЛОЖЕНИЕ О МОТИВАЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ КОНСОЛИДАЦИИ БЮДЖЕТОВ СЕНТЯБРЬ 12 ИСП. 1 ИСП. 2 ИСП. 3 Составные элементы бюджетирования

КЛАССИФИКАЦИИ Большая часть методологии бюджетирования находит свое отражение в различных классификациях, набор которых определяется индивидуально для каждого конкретного предприятия 4 основных области классификаций: Классификация бюджетных показателей Классификация объектов планирования Классификация бюджетных форм Классификация бюджетных функций и процедур Статьи доходов/расходов Финансовые статьи (позиции) Классы затрат По способу расчета МВЗ Центры ответственности Объекты калькуляции Основные/ итоговые Вспомогательные Справочные Аналитические Расчета бюджетных показателей Управления статусами и согласованиями Контроля исполнения бюджетов

КЛАССИФИКАТОР СТАТЕЙ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОД Р А С Х О Д Ы Материальные затраты Сырье Основное сырье без потерь Потери при транспортировке конденсата Технологические потери при переработке конденсата Вспомогательное сырье (МТБЭ) Метилтрэтбутиловый эфир Вспомогательные материалы Материалы Основные материалы Вспомогательные материалы Вспомогательное сырье Спецпитание Вспомогательные материалы КДП(спец.одежда св/норм) Другие сырье и материалы Авторезина Расходы по хранению ПотериОтНедостачи,порчиПриХранении и транспТМЦ нор Спецодежда (не остается в личном пользовании) Средства индивидуальной защиты Форменная одежда,обмундирование в личное пользован

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (ПРЯМЫЕ) – затраты, которые могут быть четко отнесены к тому или иному калькуляционному объекту. ОБЩИЕ (КОСВЕННЫЕ) – затраты по удовлетворению технологических нужд предприятия, затраты на управление и обслуживание производства, т. е. затраты, отнесение которых непосредственно на какие-то определенные изделия или невозможно, или неэкономично в силу трудоемкости специальных учетных процедур. 1 ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕСТВЛЕННОСТИ

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПЕРЕМЕННЫЕ – изменяются в соответствии с изменением объемов производства. ПОСТОЯННЫЕ – не зависят от изменений объемов производства 2 ПО СТЕПЕНИ РЕАГИРОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ИЗМЕНЕНИЕ МАСШТАБОВ ПРОИЗВОДСТВА ПЕРЕМЕННЫЕ сырье, материалы ПКИ, ПФ осн. и доп. зарплата ОПР упаковка технологическая электроэнергия ПОСТОЯННЫЕ общепроизводствен- ные расходы общехозяйственные (управленческие) расходы коммерческие расходы

3 В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЛИЯНИЯ КОНКРЕТНОГО ЛИЦА НА ВЕЛИЧИНУ ЗАТРАТ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО КОНТРОЛИРУЕМЫЕ – затраты, на величину которых ответственным лицом может быть оказано влияние. НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ – затраты, на величину которых ответственным лицом не может быть оказано влияние. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ зарплата затраты на содержание оборудования затраты на исправление брака затраты на услуги сторонних организаций НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ затраты на материалы затраты на отопление, вентиляцию, электроэнергию амортизация затраты на ремонт зданий НАЧАЛЬНИК ЦЕХА

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ БЕСПОЛЕЗНЫЕПОЛЕЗНЫЕ ОБЩИЕ НЕОТСРОЧЕННЫЕ (НЕПРЕРЫВНЫЕ) ОТСРОЧЕННЫЕ (ДИСКРЕТНЫЕ)

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО СПЕЦИАЛЬНЫЕ – постоянные затраты, которые могут быть точно отнесены на какое-то определенное изделие или группу изделий. ОБЩИЕ – постоянные затраты, которые невозможно сопоставить с отдельным изделием или услугой. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОСТОЯННЫХ ЗАТРАТ: 1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ затраты на освоение новой продукции затраты на стандартизацию и сертификацию изделия затраты на амортизацию оборудования, на котором производится только данное изделие затраты на рекламу и продвижение на рынок конкретного изделия

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПОЛЕЗНЫЕ – затраты, характеризующие используемый потенциал предприятия. БЕСПОЛЕЗНЫЕ – затраты, характеризующие неиспользуемый потенциал. Возникают вследствие неполного использования мощностей. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОСТОЯННЫХ ЗАТРАТ: 2 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ затраты на содержание простаивающего оборудо- вания, непригодного для производства данной продукции КАЧЕСТВЕННЫЕ затраты, связанные с недогрузкой оборудования РЕЗЕРВНЫЕ затраты, связанные с резерв- ными производственными мощностями ИЗБЫТОЧНЫЕ затраты, связанные с избы- точными производственны- ми мощностями БЕСПОЛЕЗНЫЕ ЗАТРАТЫ

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ОТСРОЧЕННЫЕ – затраты, отдача от которых будет получена в следующих периодах. НЕОТСРОЧЕННЫЕ – затраты, отдача от которых будет получена в этом же периоде. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОСТОЯННЫХ ЗАТРАТ: 3 ОТСРОЧЕННЫЕ затраты на проведение научно-исследовательских работ, экспертиз Затраты на проведение отдельных видов ремонтов Затраты на рекламу НЕОТСРОЧЕННЫЕ затраты на материалы затраты на оплату труда затраты на отопление, электроэнергию

Формирование структуры центров ответственности Центры ответственности – организационные единицы предприятия, в лице их руководителей, которым делегированы полномочия и установлена ответственность за выполнение финансово-экономических показателей. Центры ответственности Центры ответственности Центры экономической ответственности Центры экономической ответственности Центры финансовой ответственности Центры финансовой ответственности Центры прибыли (ЦП) Центры затрат (ЦЗ) Руководитель-куратор Куратор Инвестиционные центры Центры финансового учета Места возникновения затрат

Руководитель функционального отдела Куратор договоров Руководитель линейного подразделения Бюджет руководителя по направлению Центр финансовой ответственности Центр экономической ответственности Капитальный ремонт филиал А …… Бюджет расходов Транспортного цеха Материальные затраты Топливо 2000 Капитальный ремонт 3900 …… 4000 Прочие 1000 Полностью отвечает за все экономические показатели (статьи) по своему подразделению Полностью отвечает за все финансовые статьи по своему направлению Задача: четко разделить и зафиксировать ответственность руководителей в Стандарте по бюджетированию

Пример: структура центров экономической ответственности ЦП Предприятие Бюджет комм. расходов Бюджет расходов на производство Бюджет доходов и расходов филиала Бюджет ДиР предприятия Бюджет ДиР предприятия Экономические показатели Экономические показатели Служба сбыта Служба директора по производству Филиал в г. N Руководство Предприятия Руководители линейных подразделений План доходов План доходов Начальник цеха 1 Начальник цеха 2 Бюджет расходов цеха

Генеральный директор Генеральный директор Зам. ОГМ ОГЭ РМУ Руководители- кураторы договоров … Отделы – кураторы договоров Код статьи Наименован ие Суммав том числе по кураторам: ОГМОГЭРМУ……резерв Материалы ТО …… ………………… БДДС Бюджет куратора Бюджет куратора Бюджет руководителя Бюджет руководителя БДДС Структура центров финансовой ответственности …

ПРИМЕРЫ КЛАССИФИКАТОРОВ ЦО И МВЗ

Закрепление статей Бюджета движения денежных средств (БДДС) за кураторами Расходы Материальны е затраты Сырье Материалы Энергия Затраты на оплату труда Оплата труда Выплаты соц. характера Отчисления на соц.нужды Фонд социального страхования Пенсионный фонд Фонд медицинского страхования Прочие затраты Статьи выплат и поступлений БДДС (финансовые позиции) Классификатор статей доходов и расходов

СОСТАВ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТЫ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ ПО: Функциональному назначению По составу показателей Бюджеты предприятия Бюджет доходов и расходов Бюджет движения денежных средств Функциональные бюджеты Бюджет продаж Бюджет производства Бюджет коммерческих расходов Бюджеты подразделения Бюджет цеха Бюджет службы сбыта Финансовые Экономические

Код статьи по Статьи доходов и расходов Всего по кварталам классификатору IIIIIIIV Д О Х О Д Ы Выручка от продаж Выручка от оказания услуг по транспортировке газа Внутригрупповые контрагенты Выручка по ТТР от ОАО Выручка по ТТР от ООО …" Выручка по ТТР от ООО …" Внешние независимые контрагенты Выручка по ТТР от независимых контрагентов Прочая реализация по другим видам деятельности Выручка от реализации продуктов переработки Внутригрупповые контрагенты Выручка от дочерних предприятий ОАО …" Внешние независимые контрагенты Выручка от администраций ХМАО и ЯНАО Выручка по собственным договорам Выручка от экспорта Выручка от оказания услуг по переработке конденсата Бюджетные формы

Система показателей – основа технологии консолидации бюджетов Прямые производствен- ные затраты ROI Оборачиваемость капитала Рентабельность оборота Годовой оборот Инвестирован- ный капитал Годовая прибыль Годовой оборот Оборотный капитал Основной капитал Маржинальная прибыль Годовой оборот Переменные затраты Постоянные затраты Запасы на складе Дебиторские задолженности Денежные средства Сбытовые издержки Управленческие расходы Х : : Общепроизвод- ственные затраты

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ/ РАБОТ ДАТА Сентябрь, 2002 ПОДПИСЬ ПРЕДПРИЯТИЕ/ПРОДУКТОВАЯ ГРУППА Бытовая коммутация ПЛАН НА Директор по произ- водству Разработка ноу- хау, рационали- зация производ- ства Создание специ- ального производ- ственного отдела – Руководи- тель отдела маркетинга Привлечение интереса покупателей к продукции Размещение 3 рекламных статей в специальных изданиях / мес – Руководи- тель отдела кадров Обеспечение управления по продукту в рамках цепочки «продажа – производство- снабжение» Приглашение на работу менеджера продуктовой группы 1 Инвес- тиции Персо- нал Улуч- шение резуль- тата СрокиОтветст- венный за выполне- ние Цель работыНаименование мероприятия/ работы

Экономическое бюджетирование на основе нормативов СЛУЖБА СБЫТА Группа дебиторской задолженности/ Иванов С. И. год СМЕТА ЗАТРАТ Подразделение МВЗ/ответственный Период: 5000 счетов клиентов (36) писем (6,74) напоминаний 8000 (1, 8) (180000) (141600) (14400) Заработная плата четырех технических работников с з/пл руб., включая социальные отчисления (проверка платежей, сроков, условий по 5000 клиентов, 3000 * 60 руб./ч, включая соц. отчисл.) (Корреспонденция по счетам, 2360 * 60 руб./ч.) (Напоминания через автоматизированную систему, 240 * 60 руб./ч) проводок (1,26) Заработная плата двух счетных работников с з/пл руб., включая социальные отчисления Проводка счетов-фактур, платежей; кредитовых/дебетовых записей 4200 НОРМАТИВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сумма, руб. ЭЛЕМЕНТ ЗАТРАТ (затраты на персонал) СЧЕТА

СЛУЖБА СБЫТА Группа дебиторской задолженности/ Иванов С. И. год СМЕТА ЗАТРАТ Подразделение МВЗ/ответственный Период: 2400Надбавки к окладам 25% от сверхурочных СУММА ЗАТРАТ НА ПЕРСОНАЛ 9600Оплата сверхурочных ( в связи с болезнями, обучением и другими причинами) 160 ч * 60 руб./ч Заработная плата одного специалиста высокой квалификации (оценка и проверка платежеспособности клиентов, обработка сложных случаев, подготовка юридических документов) 4200 НОРМАТИВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сумма, руб. ЭЛЕМЕНТ ЗАТРАТ (затраты на персонал) СЧЕТА Экономическое бюджетирование на основе нормативов

СЛУЖБА СБЫТА Группа дебиторской задолженности/ Иванов С. И. год СМЕТА ЗАТРАТ Подразделение МВЗ/ответственный Период: Консультационные услуги494, 495 Газеты, журналы Затраты на телефон459 Командировочные расходы Бланки, канцелярские принадлежности Счета, карточки и др. 457 Прочие косвенные затраты456 Содержание оборудования в исправном состоянии 442, 443, 444 НОРМАТИВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сумма, руб. ЭЛЕМЕНТ ЗАТРАТ (материальные затраты) СЧЕТА Экономическое бюджетирование на основе нормативов

СЛУЖБА СБЫТА Группа дебиторской задолженности/ Иванов С. И. год СМЕТА ЗАТРАТ Подразделение МВЗ/ответственный Период: Затраты на помещение 7 раб. мест. * 10 м2 * 2000 руб./м2/раб. мест Справки 500 случаев * 1000 руб./сл Банковское обслуживание Инкассаторское бюро, 2% с оборота 100 млн. руб. 516, 517, Судебные издержки 200 случаев * 5000 руб./сл. 514 Налоги, страхование496, 497 НОРМАТИВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сумма, руб. ЭЛЕМЕНТ ЗАТРАТ (материальные затраты) СЧЕТА Экономическое бюджетирование на основе нормативов

СЛУЖБА СБЫТА Группа дебиторской задолженности/ Иванов С. И. год СМЕТА ЗАТРАТ Подразделение МВЗ/ответственный Период: 0,46% оборота составляют общие затраты группы дебиторской задолженности (оборот 1000 млн. руб.) 60 дней – цель по среднему сроку оплаты счетов клиентами СУММА ЗАТРАТ НА ПЕРСОНАЛ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ СУММА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ писем (6,74) Услуги централизованного машинописного бюро 2360 * 60 руб./ч автомат. напомина- ний (10) Услуги вычислительного центра 8000 авт. Напоминаний * 10 руб./напом. 520 НОРМАТИВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сумма, руб. ЭЛЕМЕНТ ЗАТРАТ (материальные затраты) СЧЕТА Экономическое бюджетирование на основе нормативов

Правила исполнения планов и бюджетов «При ограниченном объеме денежных средств на р/с проводить оплату в следующем порядке: 1.Управляющая компания 2.Внутренние контрагенты холдинга 3.Поставщики основных материалов 4.Поставщики услуг по диагностике 5.…» Важнейшим критерием успешности управления является выработка и четкое следование правилам исполнения (регламенту исполнения): «Использование резерва бюджета по статье «Ремонты» допускается только в следующих случаях: 1.Отказ основного оборудования (Линии 8, 14, 23) 2.Повреждение коммуникаций (эл.сети, водопровод, канализация) 3.…» «Не допускается перераспределение неиспользованных бюджетных сумм со следующих статей: 1.Ремонт основного оборудования 2.Техническое обслуживание основного оборудования 3.…