Развитие образования в Москве как ресурс развития города Я.И.Кузьминов И.Д.Фрумин С.Г.Косарецкий Г.В.Андрущак
Что такое глобальный мегаполис? Комфортная и благожелательная среда Интернациональный характер Национальный характер Отсутствие опасных и депрессивных районов Высокая доля сервисной и креативной экономики Включение инновационных центров Эффективная интеграция мигрантов
Образование – важнейшее условие глобальной конкурентоспособности мегаполиса Молодежь – двигатель креативной экономики Институты образования – двигатели инноваций Комфорт детей – важнейший критерий комфортности города Образование – основа социальных и культурных «лифтов» Образование формирует поликультурную компетентность города
Как система образования может внести вклад в развитие Москвы как глобальной столицы? «Семьи хотят, чтобы им нравился город, в котором они живут. Они должны чувствовать там себя как дома, хотеть остаться там. Особенно это важно для людей, которые приезжают из других стран на несколько лет в какой-нибудь город. Им нужно, чтобы были школы и многое другое", - Йозеф Аккерман, глава Deutsche Bank 4
Глобальная конкуренция мегаполисов – программы модернизации образования Образование как инструмент консолидации городского населения, снижения социального неравенства (Чикаго, Лондон, Париж) Образование как инструмент повышения привлекательности (Сингапур, Гонконг, Сеул, Берлин) Образование как средство развития креативной и инновационной экономики (Роттердам, Хайфа, Токио, Шанхай)
6 Система образования столицы – крупнейшая в РФ по масштабу и объемам финансирования В образовательных учреждениях города постоянно обучается не менее 1,1 млн. человек 2009 млрд. руб. Москва – регион- лидер по объему расходов на образование из бюджета города (180,4 млрд. руб.) На образование направляется около 15% расходов бюджета города 2008/09 учебный год
Финансирование московского образования в сравнении с зарубежными странами, 2007
Масштаб системы ВПО Москвы: число вузов
Масштаб системы ВПО Москвы: число студентов В 2009/2010 в Москве на очной форме обучались около 750 тыс. студентов, т.е. 7% от общего населения города
10 Демографическая ситуация формирует запрос на увеличение объема услуг Возрастная структура детей и молодежи Прогноз численности детей и молодежи В Москве выше рождаемость, чем в среднем по России Образовательная миграция в Москву
Население столицы: высокий уровень образования и образовательных запросов Уровень образования населения, 2010 Удовлетворенность качеством образования, 2009
Москва - город неравных возможностей
Место Москвы по обеспеченности детским дошкольным образованием Место Москвы в рейтингах российских регионов, 2008 На 1000 детей в возрасте 1-6 лет в 2008 году приходилось 542 места в детских дошкольных учреждениях
Высокое качество образования сконцентрировано в ограниченном сегменте системы, что снижает его доступность Доля учреждения повышенного уровня от общего числа общеобразовательных учреждений – 27% (в ЦФО – 16%) Доля обучающихся в учреждениях повышенного уровня - 20% (в ЦФО – 22%) 12% школ предлагают учащимся несколько профилей на выбор 55% школ имеют один профиль В 33% учреждений организовано обучение по 2 профилям Москва – лидер в РФ по числу победителей олимпиад Ученики трети школ не занимают призовых мест в олимпиадах 20% школ вообще не проводят школьные туры олимпиад
Дифференциация московских школ: баллы ЕГЭ 2010, ЦАО В 2/3 школ ЦАО не менее половины выпускников – троечники по математике Подавляющее большинство хорошо сдавших математику среди учащихся ЦАО учатся всего в школ
Для семей с невысокими доходами в первую очередь важен критерий месторасположения Мониторинг экономики образования, 2008 Среднедушевой доход семьи
Факторы выбора школы и уровень образования в семье, 2007 Мониторинг экономики образования
Существуют территориальные барьеры доступности Учреждения повышенного уровня неравномерно распределены по территории города В 33 районах города не созданы учреждения дополнительного образования детей
Дифференциация по уровню доходов проявляется в выборе школ (среднедушевые доходы семей и вид общеобразовательного учреждения, 2008) Мониторинг экономики образования
Возможности выбора качественных образовательных услуг ограничены уровнем доходов (из скольких школ выбиралось учебное заведение для ребенка, 2008) Низкие доходы сужают множество образовательных траекторий: около 40% беднейших москвичей не выбирают образовательных учреждений % московских семей в 2010 г 11,8% 18,4% 47,4% 16,6% 5,4% 22%
Существуют непосредственные барьеры доступности, связанные с финансовыми возможностями семей ( Взносы на нужды школы (класса) или детского сада, 2010)
«Цена – качество» Москва – регион-лидер по объему расходов на образование из бюджета города, но объем финансирования не гарантирует высокого качества: 47,8% обучающихся в течение года занимались с репетиторами (27,5% в РФ) 29,6% назвали в качестве причины занятий с репетитором низкое качество преподавания отдельных предметов. ни один из участников ЕГЭ по английскому языку в Москве не набрал 100 баллов (при самом высоком уровне оплаты труда учителей английского языка).
Различия в распределении баллов ЕГЭ в Москве и в среднем по России минимальны Результаты обучения в московских школах: баллы ЕГЭ по русскому языку и математике, 2009
Наличие «зон» слабого качества образования В 13% школ более 40% учащихся имеют неудовлетворительный уровень подготовки доля таких школ составляет по результатам в 35 школах г. Москвы на протяжении 3-х лет при проведении независимой аттестации учащиеся 9- х классов показывают стабильно низкий результат обученности
Школы не готовы обеспечить адаптацию детей-мигрантов Численность детей из семей трудовых мигрантов превысила 70 тысяч В семи школах Западного округа доля детей с «неродным русским» превышает 25% Формируются школы с высокой концентрацией учащихся одной национальности
Негативные следствия диспропорций в доступности и качестве Сложившаяся структура закрепляет дифференциацию учащихся, не выполняет функцию «социального лифта». Растет социальная напряженность между учащимися подростками и молодежью из различных социальных групп. Возрастают масштабы «поборов» в процессе обучения. Ресурсы бюджета используются недостаточно справедливо: государство выделяет больше ресурсов «престижным» школам, «слабые» школы, особо нуждающиеся в ресурсах, не получают необходимой поддержки. Дифференциация школ по качеству образования усиливается. Московские семьи, неудовлетворенные образованием в школах по месту жительства, устраивают детей в школы в других районах и даже округах, усиливая транспортные трудности Москвы. Формируется огромный сегмент «теневого» образования.
Проблемы образования становятся проблемами города рост асоциального поведения и молодежного радикализма снижает привлекательность Москвы нерациональная сеть порождает дополнительную транспортную нагрузку в «спальных» районах сочетание «слабых» школ и отсутствия культурообразующего ядра влечет маргинализацию подростков и молодежи, рост преступности, экстремизма, асоциального поведения, усилению риска образования районов типа «городских гетто»
Москва - город неиспользованных возможностей
Образование слабо вовлечено в решение задач развития города Москва обладает одним из лучших в мире образовательных потенциалов (ресурсы ведущих российских вузов, учреждений общего и дополнительного образования, креативный потенциал молодежи). При этом сфера образования до сих пор рассматривается как социальное обязательство, а не как ресурс культурного, социального и экономического развития города.
Концентрация студентов в городе самая высокая в России
Вузы Москвы – важная часть территории города Площадь государственных вузов Москвы больше, чем площадь ВВЦ, Москва-Сити и Кремля вместе взятых
Московские вузы дифференцированы, но основная часть – лучшие в России В Топ-20 лучших российских вузов по баллам ЕГЭ – 10 московских вузов, однако в целом они серьезно дифференцированы. Можно выделить 4 группы: (1) лидеры, ориентированные на лучших российских абитуриентов (42%) (2) вузы второго эшелона, ориентированные преимущественно на лучших абитуриентов ЦФО (29%) (3) вузы среднего уровня, ориентированные на платежеспособный спрос (18%) (4) вузы-аутсайдеры (11%) Город может использовать вузы как значимый ресурс своего развития
Что дает взаимодействие вузов и города? (опыт OECD) ГОРОДУ: Увеличение налоговых и других отчислений Кадровый ресурс для экономики города Новые предприятия, формируемые выпускниками и сотрудниками вузов Экспертно-аналитическая, проектная поддержка Прирост социального капитала за счет непрерывного образования Содержание и аудитория для местных культурных программ Регенерация городских территорий Интеграция мигрантов ВУЗАМ: Повышение качества приема за счет местного населения Улучшенные условия финансирования и партнерских возможностей как для исследований, так и для преподавания Дополнительный доход за услуги, оказываемые местному бизнесу - консультирование и обучение Возможности совместного использования ресурсов (инфраструктура и рабочая сила)
Как должны измениться вузы Москвы? Необходимы глобально конкурентоспособные лидеры, привлекающие таланты (качество образования и жизни) Необходимы гарантии базового уровня качества профессионального образования Активная интернационализация Подключение к реальным проектам городского и экономического развития Вклад в развитие общего образования
Иные формы использование ресурсов образования в развитии города Поддержка проектов и исследований школьников и студентов по актуальным проблемам городского развития. Развитие ученического и студенческого предпринимательства. Студенческие и школьные волонтерские проекты, ориентированные на социально- незащищенные слои населения, работу с детьми и подростками, находящимися в трудной ситуации, развитие социальной среды города.
Использование ресурсов образования в развитии города Организация услуг дополнительного образования взрослых в образовательных учреждениях Привлечение пожилого населения для работы в школах, детских садах. Продвижение лучших практик и инноваций московского образования, экспорт образовательных услуг лучших школ
Как изменится город? Образовательные организации станут центрами культурной и социальной активности горожан Частью глобального имиджа Москвы станет ее молодежность и инновационность Население города будет вовлечено в непрерывное образование в течение всей жизни Качество образования сделает город привлекательным для высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики