Методическая разработка по химии (9 класс) по теме: химия

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А м ф о т е р н о с т ь х и м и ч е с к и х с о е д и н е н и й. у ч и т е л ь х и м и и М О Б У С О Ш Л Г О с. П а н т е л е й м о н о в к а Г. П. Я ц.
Advertisements

Амфотерность. Амфотерные соединения. Свойства амфотерных оксидов. Свойства амфотерных гидроксидов. МБОУ СОШ 99 г.о. Самара Предмет: Химия Класс: 8 Учебник:
Цели урока: продолжить формирование умения давать характеристику элемента на примере переходного элемента. Дать понятие об амфотерных веществах. Повторить.
Неорганические и органические основания. МБОУ «СОШ с.Озерки» учитель химии Добренькая Т.М.
Амфотерные органические и неорганические соединения Составитель: И.Н. Пиялкина, учитель химии МБОУ СОШ 37 города Белово.
Классы неорганических соединений Подготовка к ЕГЭ.
« Я слушаю - и забываю Я вижу - и запоминаю Я делаю - и понимаю »
Основания Ефремова С.А. Учитель химии ГБОУ СОШ 661 Санкт-Петербург.
Урок химии в 11 классе по программе Габриеляна (базовый уровень) Учитель: Коротышева Юлия Николаевна, ГОУ СОШ год.
Химические свойства опорные конспекты Оксиды, основания, кислоты и соли.
Дать понятие об амфотерности, амфотерных оксидах и гидроксидах. Повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов и о генетической.
Основания Основания - это… Основания (основные гидроксиды) вещества, молекулы которых состоят из ионов металлов или иона аммония и одной (или нескольких)
Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена Тесты.
Амфотерные неорганические и органические соединения МОУ «Гатчинская СОШ 2» Учитель химии: Г.Г.Павлова Учитель информатики: Д.П.Панасюк Тренажёр для подготовки.
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Теория электролитической диссоциации. Ионные уравнения.»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ КИСЛОТЫ. Кислоты - электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотных остатков HCL H + +CL - H 2.
Тема урока: «Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации».
Химические свойства Способы получения. Химические свойства Гидроксид – ионы (ОН - ), образующиеся при диссоциации оснований, обуславливают их химические.
Амфотерные оксиды и гидроксиды. Их свойства. Вещества - « хамелеоны ». При добавлении к таким веществам кислоты, они проявляют основные свойства, а при.
Внимание !!! Эксперимент на распознавание веществ и химических процессов, происходящих в пробирках. *** Опыт *** В пробирку 1 добавляем по каплям вещество.
Транксрипт:

Презентация Ипатовой А.Н. Лицей 344

Амфотерными называются вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотно- основную двойственность. Рассмотрим взаимодействие хлорида цинка с гидроксидом натрия. Произойдет реакция ионного обмена и образуется белый осадок гидроксида цинка.(Выпадение осадка – условие и признак этой реакции). ZnCl 2 + 2NaOH = Zn(OH) 2 + 2NaCl Раств. Осадок Zn 2+ +2Cl - +2Na + + 2OH - = Zn(OH) 2 + 2Na + +2Cl - Zn OH - = Zn(OH) 2

Хлорид цинка Гидроксид натрия Гидроксид цинка + Признаки химической реакции

Прильем к взвеси гидроксида цинка (основанию) раствор серной кислоты.Произойдет реакция нейтрализации.Чтобы лучше наблюдать признак этой реакции, подкрасим р-р кислоты индикатором-лакмусом. Zn(OH) 2 + Н 2 SO 4 = ZnSO 4 + 2H 2 O Раств. Осадок Слабый эл-т Zn(OH) 2 + 2H + +SO 4 2- = Zn 2+ +SO H 2 O Zn(OH) 2 + 2H + = Zn 2+ +2H 2 O

Гидроксид цинка Серная к-та +лакмус + Сульфат цинка+вода+ лакмус Приливаем кислоту по каплям.Изменение цвета лакмуса говорит о том, что кислота прореагировала, а вместо нее - раствор соли и воды.

А теперь прильем к взвеси гидроксида цинка избыток раствора щелочи, также подкрашенный лакмусом. Осадок растворится, а индикатор поменяет цвет. Идет реакция: Zn(OH) 2 + 2NaOH = Na 2 ZnO 2 + 2H 2 O ОсадокРаств. Слабый эл-т Zn(OH) 2 +2Na + +2OH - =2Na + +ZnO H 2 O Zn(OH) 2 +2OH - =ZnO H 2 O

Гидроксид цинка Гидроксид натрия+лакмус + Цинкат натрия+вода+ лакмус Приливаем щелочь тоже по каплям.Изменение цвета лакмуса говорит о том, что щелочь прореагировала, а вместо нее - раствор соли и воды.

Гидроксид цинка ведет себя двояко: с кислотой- как основание, а со щелочью- как кислота. В результате обеих реакций получается соль и вода.В 1 случае (Zn) в составе катиона, а во 2 случае (Zn) в составе аниона.

Основнаякислотная Zn(OH) 2 H 2 ZnO 2 Гидроксид цинка Цинковая кислота

Амфотерные соединения образуют металлы. Те Ме, которым соответствуют амфотерные гидроксиды, называются переходными.Это металлы главных подгрупп с постоянной степенью окисления или металлы побочных подгрупп со средними значениями степеней окисления. Бериллий (главная подгруппа 2 группы) гидроксид Ве(ОН) 2 Н 2 ВеО 2 (соль - бериллат )

Алюминий (главная подгруппа 3 группы) гидроксид Al(ОН) 3 Н 3 AlО 3 (соль - алюминат ) Хром (побочная подгруппа 6 группы) гидроксид Cr (ОН) 3 Н 3 СrО 3 (соль - хромит ) При записи кислотной формы этих гидроксидов просто «раскрываются скобки» и водороды переносятся в начало формулы.

С кислотами с образованием соли и воды Cr 2 O 3 +2H 3 PO 4 = 2CrPO 4 +3H 2 O Оксид хрома (III) Ортофосфор ная кислота Фосфат хрома (III)

Со щелочами с образованием соли и воды Cr 2 O 3 +6NaOH = 2Na 3 CrO 3 +3H 2 O Оксид хрома (III) Хромит натрия

С кислотами с образованием соли и воды Ве(ОН) 2 + 2НСl = ВеСl 2 + 2Н 2 О Гидроксид бериллия Хлорид бериллия Внимание: переходный металл в составе катиона

Со щелочами с образованием соли и воды Ве(ОН) 2 + 2NaOH = Na 2 ВеO 2 + 2Н 2 О Гидроксид бериллия Бериллат натрия Внимание: переходный металл в составе аниона

Ме Амфотерный оксид Растворимая соль Амфотерный гидроксид Соль (Ме – катион) Соль (Ме в анионе) +О 2 +щелочь +кислота

Согласно теории С.Аррениуса, амфотерное соединение при диссоциации образует как протоны Н +, так и гидроксид-анионы ОН - Вода - слабый электролит амфотерного характера

Н2ОН2ОН + +ОН - Бренстед Согласно протолитической теории Бренстеда - Лоури, кислота – донор протона, а основание – акцептор протона.

Н 2 SO 4 2H + +SO 4 2- Это доноры протонов это кислоты(серная и уксусная) СН 3 СOОН H + +СН 3 СОО - NН 3 +H + NH 4 + CH 3 NН 2 +H + CH 3 NН 3 + Аммиак и метиламин акцепторы протонов это основания(образуются катионы аммония и метиламмония)

Рассмотрим поведение в растворе аминоуксусной кислоты(глицина) H 2 N-CH 2 -COOH В этом веществе имеется и донор протона(карбоксильная группа), и акцептор протона(аминогруппа) глицин амфотерное вещество. H 3 N + -CH 2 -COO - Диполь(цвиттер-ион)

Напоминаем, что многие амфотерные соединения металлам побочных подгрупп с промежуточной степенью окисления. ЭО(BeO, ZnO, GeO, SnO, PbO) Н 2 ЭО 2 Э(ОН) 2

ЭО 2 (GeO 2, VO 2, TiO 2 ) Э 2 О 3 (Al 2 O 3, Ga 2 O 3, In 2 O 3 Cr 2 O 3 ) Н 3 ЭО 3 (орто-форма) НЭО 2 (мета-форма) Э(ОН) 3 Э 2 О 3 *nH 2 O Н 4 ЭО 4 (орто-форма) Н 2 ЭО 3 (мета-форма) Э(ОН) 4 ЭО 2 *nH 2 O

Вот они какие, амфотерные вещества. Они двуличные, но симпатичные.