Июль – 2011 г.. Определение требований к институтам развития Отсутствие законодательно установленного определения «института развития» Отнесение к институтам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самара, 17 ноября 2011 г. О развитии территориальных кластеров Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития.
Advertisements

«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
«МГУ имени М.В. Ломоносова, конференция «Ломоносов – 2010»
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
1 Роль банков в реализации проекта Инновационного центра «Сколково» А.Г.Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков России 18 января 2011 г.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Санкт-Петербург 2011 год «ГЧП в сфере инфраструктуры и строительства»
1 1 ОАО «Российский банк развития» Москва, январь 2011 Результаты реализации Программы финансовой поддержки МСП в России в 2010 году С.П. Крюков, Председатель.
1 Возможности участия Внешэкономбанка в развитии особых экономических зон 16 октября 2007, Москва ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯБАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
Привлечение некоммерческих организаций к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ) и совершенствование институционально- правовых условий.
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Инновационное развитие Сарова: базовые условия Группа 11 «Экономика инновационного развития»
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
ГУЭР Заставка о Программе ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Вызовы современных условий глобальной экономики Государственно-частное партнерство и государственная политика Сыктывкар, 1 3 н оября 2008 г.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Транксрипт:

Июль – 2011 г.

Определение требований к институтам развития Отсутствие законодательно установленного определения «института развития» Отнесение к институтам развития в гражданских отраслях экономики более 30 организаций Предлагаемые критерии отнесения организаций к институтам развития Критерии государственных институтов развития Участие государства в капитале организаций Значимость организаций для конкретных направлений экономики Периодическая бюджетная поддержка организаций для последующей инвестиционной деятельности (взносы в уставный капитал, субсидии и т.д.) Возможность для государства контролировать деятельность получателя бюджетных ассигнований В большинстве случаев сопровождается наличием отдельного нормативного регулирования деятельности институтов развития (государственные корпорации, особые экономические зоны, государственные фонды) Финансовые критерииНефинансовый критерий

Классификация государственных институтов развития ИнновационныеФинансовыеУправленческиеРегиональные Управление инновационной инфраструктурой, оказание специализированных услуг Управление государственным имуществом в приоритетных секторах экономики Предоставление кредитных ресурсов для реализации частных инвестиционных инициатив Отбор перспективных инновационных проектов и оказание прямой поддержки инновационного процесса Роснано РВК Росинфокоминвест ГК Ростехнологии Инновационный центр «Сколково» Фонд Бортника РФФИ Фонды содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно- технической сфере Внешэкономбанк и его «дочки» Россельхозбанк Росагролизинг Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства Фонд содействия реформированию ЖКХ ОСК ОАК ОЭЗ ТВТ (на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и Дубны) технопарки (более 70 технопарков в 25 регионах страны) бизнес-инкубаторы (более 120) наукограды (более 10, в т.ч. Пущино, Королев, Троицк, Протвино, Обнинск, Бийск и др.) центры трансфера технологий (около 100) и др.

Взаимодействие институтов развития с бюджетом Институт развитияФорма поддержкиОбъем финансирования в гг (млрд руб) Роснано имущественный взнос1,0 ГК Ростехнологии имущественный взнос126,8 Инновационный центр «Сколково» реализация мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования инновационного центра «Сколково» 10,3 Фонд Бортника выполнение НИОКР6,3 поддержка малых инновационных компаний 1,2 РФФИ гранты19,1 обеспечение деятельности фонда0,6 Внешэкономбанк имущественный взнос196,0 ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» взнос в уставный капитал80,3 ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» субсидии 0,33 (только для дочерних и зависимых обществ ОАК) взнос в уставный капитал48,6 ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» взнос в уставный капитал 12,9 ОАО «Особые экономические зоны» субсидии0,006 взнос в уставный капитал44,4

Институты развития как способ снятия ограничений бюджетного характера Вид ограниченияОсобенность использования института развития Отсутствие гибкости в принятии решений о направлении расходования бюджетных средств Целевое закрепление ассигнований за видами расходов института развития отсутствует Синдром «конца бюджетного года» Институты развития полностью сохраняют выделенное им финансирование. У них отсутствуют стимулы по неэффективному расходованию выделенных им бюджетных ассигнований в конце года. Ограниченность круга лиц, имеющих право на получение субсидий (п.1.ст.78 БК РФ) Институты развития могут субсидировать неограниченный круг лиц, в т.ч. физических лиц и научные коллективы (без образования ЮЛ) Невозможность быстрого принятия и выполнения решений о субсидировании проектов из бюджета Институты развития могут оперативно принимать решение о субсидировании Невозможность предоставить бюджетный кредит частным лицам Институты развития имеют все возможности для предоставления финансирования на возвратной и платной основе Необходимость отражения в законе о бюджете взносов в УК Институты развития могут оперативно принимать решения о взносе в уставный капитал организаций Не подпадают под действие ФЗ-94 Институты развития руководствуются внутренними положениями о закупках Высокая значимость «цены» научных исследований в системе критериев оценки конкурсной заявки Институты развития имеют возможность ориентироваться, в первую очередь, на качество приобретаемых услуг

Проблемы функционирования институтов развития в России Отсутствие сфер деятельности, за развитие которых ответственен отдельно взятый институт развития Разная степень охвата заявленных направлений поддержки В условиях дефицита качественных проектов возникновение между институтами развития «Размывание» ответственности вследствие закрепления за ИР слишком широкой специализации и полномочий Недостаточная поддержка проектов на ранних стадиях ввиду требований со стороны институтов по наличию сформированного плана коммерциализации продукции Концентрация на стадии с низким риском инвестиций из-за ограничений по объектам инвестирования Нескоординированность действий ИР между собой по обеспечению поддержки проектов на протяжении всей инновационной цепочки Неконтролируемый рост административных расходов Низкое освоение бюджетных ресурсов на установленные цели Непрозрачность принципов функционирования и результатов деятельности институтов развития Недостаточный и формальный контроль со стороны властей и общественности (внешний аудит) за эффективностью расходования бюджетных средств Преимущественно финансовая поддержка и ограниченное использование нефинансовых инструментов стимулирования инноваций (административная, правовая, информационная, кадровая, научно-исследовательская поддержка) Ограниченность использования форм и инструментов стимулирования исследований и формирования старт-апов Отсутствие единой стратегии и правовой базы для развития технопарков в масштабах страны Отсутствие юридической самостоятельности у созданных технопарков, в результате чего они ограничены в управлении имущественным комплексом и распределении финансовых потоков Ограниченность использования (низкий уровень взаимодействия) потенциала образовательно- научной и инновационной инфраструктуры

Оптимизация инновационных ИР 2 группы в зависимости от объема полномочий ИР - осуществление возвратного финансирования инновационных проектов (Роснано, РВК, Ростехнологии) ориентированы на обеспечение определенной доходности вложений; контроль за качеством работы осуществляется через оценку конечных результатов их деятельности; финансирование институтов развития целесообразно осуществлять, в первую очередь, на основании бюджетных кредитов, вкладов в уставный капитал ИР - администраторы государственных программ/проектов по поддержке инноваций (РФФИ, Фонд Бортника, Инновационный центр «Сколково») отбор получателей бюджетной поддержки; безвозмездная поддержка научных исследований на самых ранних стадиях – от фундаментальных исследований до старт-апов; -отсутствие возможности перераспределять ассигнования, выделенные на поддержку инноваций, в пользу собственных административных расходов; «защищенность» бюджета институтов развития путем финансирования через специализированные статьи федерального бюджета, остатки по которым переходят на следующий год

Реформа неинновационных ИР Основная логика - повышение координации между ними (четкое определение сфер деятельности, исключение пересечения и дублирования функций, их перепрофилирование) ИРПредлагаемые изменения Внешэкономбанк изменение статуса на статус обычных кредитных организаций (в форме ОАО) Внешэкономбанк, Россельхозбанк переподчинение ЦБ РФ при прекращении вливаний в их уставные капиталы Российский фонд технологического развития перевод из автономного учреждения в форму бюджетного учреждения, выполняющего функции отбора проектов, получающих бюджетную поддержку, на основании государственного задания Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства замена Фонда отдельной бюджетной целевой программой (подпрограммой), содержащей критерии отбора регионов - получателей субсидий

Управление инновационной инфраструктурой ЦЕЛЬ: повышение согласованности в применении двух инструментов – проектного финансирования и развитие инновационной инфраструктуры Единая управляющая компания на федеральном уровне управление строительством и развитием всех объектов инновационной инфраструктуры (например, Фонд «Сколково» или ОАО «ОЭЗ») Профильный институт развития федерального уровня управление инновационной инфраструктурой по конкретному направлению (например, Роснано)