Правовые основы противодействия коррупции. План 1. Международные договоры и национальное законодательство в сфере противодействия коррупции 2. Федеральный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
Advertisements

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
1 Коррупция 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо.
ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
1 Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Главном управлении Минюста России по Ставропольского края. Внедрение антикоррупционных.
Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум»
О привлечении к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления (Статья КоАП Незаконное.
«О мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в министерстве финансов Ставропольского края в 2010 году» Пиценко Галина Викторовна 25 марта.
Заседание Совета руководителей ОУ города Тулы «Соблюдение антикоррупционного законодательства в образовательных организациях»
ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДАРЕНИЮ ПОДАРКОВ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ В СВЯЗИ С ИХ ДОЛЖНОСТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ИЛИ В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ИМИ СЛУЖЕБНЫХ.
О выполнении мероприятий, предусмотренных Планом противодействия коррупции в Алтайкрайстате на гг.
Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование.
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему об основах антикоррупционного поведения ПАМЯТКА.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Лицу, замещающему должность государственной гражданской службы Республики Коми ПАМЯТКА По противодействию.
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
ПАМЯТКА ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ СЛУЖАЩЕМУ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РК ОБ ОСНОВАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Организация работы подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике.
Сегодня, по данным международных организаций, Россия входит в группу стран с наиболее развитой коррупцией. В борьбе с этим злом необходимо использовать.
Транксрипт:

Правовые основы противодействия коррупции

План 1. Международные договоры и национальное законодательство в сфере противодействия коррупции 2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» 3. Нормативные правовые акты о государственной и муниципальной службе 4. Иное национальное законодательство, содержащее меры противодействия коррупции 5. Российское законодательство, устанавливающее меры юридической ответственности за коррупционные правонарушения 6. Проблемы совершенствования российского законодательства о противодействии коррупции

1. Федеральный закон от ФЗ (ред. от ) «О противодействии коррупции» (ст. 2) Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.ч. 4 ст. 15 К специально посвященным противодействию коррупции относится и целый ряд международных правовых актов с участием России: Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40- ФЗ с заявлениями, вступила в силу для России 8 июня 2006 г.); Конвенция ООН против коррупции Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (ратифицирована с заявлениями Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ, вступила в силу для России 25 июня 2004 г.); Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности законом Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ, вступила в силу для России 1 февраля 2007 г.);об уголовной ответственности Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (ратифицирована с оговорками и заявлением Федеральным законом от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ, вступила в силу для России 1 декабря 2001 г.).об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности

Цели настоящей Конвенции заключаются в следующем: a) содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; b) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов; c) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

Цель настоящей Конвенции заключается в содействии сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. Каждое государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых коррупционные деяния, в том числе: a) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; b) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

Конвенция закрепляет перечень коррупционных преступлений: и др., Конвенция закрепляет перечень коррупционных преступлений: Активный подкуп национальных публичных должностных лиц; Пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц; Подкуп членов национальных публичных собраний; Подкуп иностранных публичных должностных лиц; Подкуп членов иностранных публичных собраний; Активный подкуп в частном секторе; Пассивный подкуп в частном секторе и др., устанавливает правила сотрудничества государств-участников в вопросах уголовного преследования за коррупционные правонарушения. устанавливает правила сотрудничества государств-участников в вопросах уголовного преследования за коррупционные правонарушения.

Конвенция в ст. 6 предусматривает перечень деяний, которые должны преследоваться в уголовно-правовом порядке в государствах - участниках Конвенции. К таким деяниям Конвенция относит: конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать правовых последствий своих деяний; утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения или движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем; приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступным путем; участие или соучастие в любом из перечисленных правонарушений или в покушении на его совершение, а также помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления.

Существует и ряд важных конвенций в рассматриваемой сфере, к которым Россия не присоединилась: Конвенция Совета Европы от 4 ноября 1999 г. о гражданско-правовой ответственности за коррупцию;о гражданско-правовой ответственности за коррупцию Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития от 21 ноября 1997 г. по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций. по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций

Целью Конвенции является « Целью Конвенции является «предусмотреть во внутреннем праве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность получения компенсации за ущерб» (ст. 1). Конвенция определяет понятие «коррупция» через его признаки (ст. 2). Устанавливает меры гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения – возмещение ущерба (ст.ст. 3 и 4), а также недействительность сделок, предусматривающих совершение акта коррупции или являющихся результатом акта коррупции. Закрепляет меры, направленные на предупреждение коррупционных деяний – отчеты и аудит (ст. 10). Предусматривает меры защиты свидетелей, сообщивших о фактах коррупции (ст. 9).

Присоединение к международным актам означает необходимость приведения национального законодательства в соответствие с ними. Это необходимо для устранения нормативных коллизий.

В вышеназванных документах центральное место занимает термин "коррупция". При детальном анализе их правовых положений можно заметить, что ни в одном из них кроме Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию не сформулировано основного понятия. Ст. 2 Конвенции гласит: "для целей настоящей Конвенции "коррупция" означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового". Как видно, это определение распространяет свою юридическую силу лишь на данный документ.

В ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности не дается определение коррупции, а устанавливаются ее формы - "обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого- либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей". В ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности не дается определение коррупции, а устанавливаются ее формы - "обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого- либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей". В Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, учитывая сложность определения такого противоправного деяния, как коррупция, используется термин "коррупционные преступления», а общее понятие «коррупция» также определяется через ее формы. В Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, учитывая сложность определения такого противоправного деяния, как коррупция, используется термин "коррупционные преступления», а общее понятие «коррупция» также определяется через ее формы.

Модельный закон о борьбе с коррупцией Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Принят в г. Санкт-Петербурге 3 апреля 1999 г. Постановлением N 13-4 на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) дает более развернутое определение: коррупция (коррупционное правонарушение) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ним возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими или юридическими лицами указанных благ и преимуществ. коррупция (коррупционное правонарушение) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ним возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими или юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

2. 2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» занимает центральное место в системе антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Им вводится система мер противодействия коррупции, даются ключевые определения в данной сфере: понятие коррупции как социально-юридического явления; понятие противодействия коррупции как особого вида государственной деятельности. В целом Закон имеет рамочный характер и содержит множество отсылочных норм, норм-принципов, норм-деклараций.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона N 273-ФЗ коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а равно совершение вышеуказанных действий от имени или в интересах юридического лица. Анализ международных актов, зарубежного законодательства, научных публикаций по вопросам противодействия коррупции, а также проведенные социологические исследования, в том числе в форме анкетирования, позволяют сделать вывод о том, что в данном Законе применен узкий подход к раскрытию явления коррупции.

Согласно п.2 ст.1 Федерального закона N 273- ФЗ под противодействием коррупции подразумевается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению ее причин (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основными принципами реализации противодействия коррупции ст.3 Федерального закона N 273-ФЗ названы: 1.признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2.законность; 3.публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4.неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5.комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6.приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7.сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Принципы реализации противодействия коррупции

Принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина является конституционным и универсальным. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 18 Конституции РФ закрепляет: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". В Федеральном законе «О противодействии коррупции» данный принцип приобретает особый смысл, поскольку коррупция как негативное социальное явление приводит к нарушению прав граждан, к несоблюдению условий нормальной конкуренции между субъектами экономической деятельности, к дискредитации института публичной гражданской службы в государстве.

Принцип законности также является конституционным и общеотраслевым принципом российского права. Законность - это состояние постоянного и точного выполнения качественного и справедливого законодательства, обеспечиваемое неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений. Режим законности - определенное состояние реального уровня соответствия действующих общественных отношений законам и другим нормативным актам. Контекст рассматриваемого закона позволяет выделить следующие направления его реализации: точное исполнение закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления; точное исполнение закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения; точное соблюдение и исполнение закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции. В итоге деятельность по противодействию коррупции имеет целью восстановление состояния законности.

Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к сожалению, пока не занял достойного места в нашем законодательстве. Причиной тому - и отсутствие основополагающих законов о государственных органах и их деятельности. Чаще всего этот принцип замещается гораздо более узким по сфере своего применения принципом гласности. Например, принципом гласности руководствуется в своей деятельности Правительство РФ (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации». Мы можем обнаружить этот принцип в некоторых отраслевых законах: открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (Федеральный закон от N 8-ФЗ (ред. от ) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"), освещение их деятельности в СМИ (Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"), открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации").

Принцип неотвратимости ответственности из российских нормативных правовых актов исчез. Тем не менее Конституционный Суд РФ продолжает оперировать понятием неотвратимости ответственности и даже назвал его по-прежнему принципом неотвратимости юридической ответственности, причем не только в сфере уголовного, но и налогового права. Например, его содержание раскрывается в Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа. В современной России это понятие используется также в заявлениях по ратификации международных конвенций ("Российская Федерация исходит из того понимания, что положения... Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции"). То, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» называет в качестве одного из принципов именно неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения, имеет цель подчеркнуть серьезность антикоррупционной политики и ориентированность на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. Данный принцип означает, что за каждый факт коррупционного нарушения (при условии доказательства вины, разумеется) должно назначаться адекватное наказание. Этот принцип раскрывается далее в ст. ст. 13 и 14 Федерального закона, где раскрываются особенности ответственности физических и юридических лиц за коррупционные нарушения.

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер отражает специфику коррупции как явления, требующего адекватного и системного реагирования. Комплексность использования мер противодействия коррупции ориентирована как на профилактическую работу, так и на непосредственную борьбу с коррупционными проявлениями и ликвидацию их последствий. Противодействие коррупции должно стать одним из компонентов государственного управления. Коррупция выражается в незаконном перераспределении материальных благ с использованием своего служебного положения. Решение данной проблемы в значительной степени лежит в русле создания такой системы распределения материальных благ, которая в глазах общества выглядит экономически эффективной и социально оправданной. Решение данной задачи требует включения всех мер социального воздействия - от правовых до информационно-пропагандистских. В первую очередь это формирование рынка, основанного на конкуренции и нацеленного на максимальное удовлетворение запросов потребителей. Одним из первых законов является Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Антикоррупционные законы экономического характера не могут работать сами по себе, они должны обеспечиваться эффективно работающей системой контрольно-надзорных органов, наличием профессиональных кадров, способных применять "экономическое" законодательство, широким обсуждением в прессе, в электронных средствах массовой информации решаемой задачи.

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих. Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов, которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и подталкивать их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа должно сыграть само общество.

Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами подчеркивает общесоциальный характер проблемы коррупции. Сотрудничество предполагает: высокий уровень развития демократических институтов, политическую и гражданскую активность населения, подлинный плюрализм мнений, свободу и независимость прессы, реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества. К сожалению, данный принцип наиболее слабо реализован как в тексте Федерального закона «О противодействии коррупции», так и в действующем российском законодательстве. Опора на гражданское общество в борьбе с преступностью в целом и коррупцией в частности является важным направлением деятельности правоохранительных органов в демократических странах. В ст. 22 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию говорится о защите лиц, сотрудничающих с правосудием, и свидетелей и предлагается обеспечение эффективной и надлежащей защитой тех, кто сообщает о коррупционных преступлениях, сотрудничает с органами, осуществляющими расследования и разбирательства.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» впервые восполнил законодательный пробел, урегулировав такое направление общественной жизни, как борьба с коррупцией. Вообще, для системного устранения противоречий, возникающих в связи с заполнением названного пробела, был разработан и принят целый пакет законов. В этот пакет помимо указанного Федерального закона вошли Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".

Содержащиеся в названных законах нормативные новшества можно распределить на следующие крупные группы: антикоррупционная коррекция правового статуса: - судей, депутатов, членов Совета Федерации; - лиц, выполняющих особую публичную деятельность (служащих Банка России, председателя, заместителей и аудиторов Счетной палаты России, членов избирательных комиссий), - служащих правоохранительных и иных силовых органов (милиции, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, таможенной службы, судебных приставов, военнослужащих, сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); изменения в Гражданский кодекс РФ касательно запрета дарения в связи с должностным положением; изменения в Уголовный кодекс РФ, связанные с усилением мер наказания за ряд коррупционных правонарушений (в рамках существующих уголовно-правовых составов); изменения в ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ, облегчающие возбуждение уголовного дела в отношении ряда высших должностных лиц; изменения в КоАП РФ, вводящие два новых состава административных правонарушений, связанных с коррупцией;КоАП изменения в Трудовой кодекс РФ касательно поступления на работу бывших государственных и муниципальных служащих; приведение в соответствие с Федеральным законом "О противодействии коррупции" законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе.

Для реализации рамочного закона всегда важно иметь целый пакет нормативных актов, принятых в его исполнение и содержащих предписывающие и дозволяющие нормы. В целях борьбы с коррупцией Президентом РФ был утвержден Национальный план противодействия коррупции на гг., впоследствии скорректированный Указом Президента РФ от N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на годы"

3. Нормативные правовые акты о государственной и муниципальной службе Они имеют собственную историю, начатую Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Поскольку в то время закон о государственной службе отсутствовал, названный Указ концентрировался не столько на борьбе с коррупцией, сколько на необходимости обеспечения социальной защищенности государственных служащих и на запрещении им совершать определенные действия.Указом Впоследствии в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", эти запреты стали именоваться ограничениями в связи с государственной службой. Государственным служащим было запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др.законе

Ныне действующие Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", регулируя правовой статус служащих, закладывают также и антикоррупционные требования (в частности, требования к служебному поведению государственных гражданских служащих, требование о представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера).закон

В мировой практике принято закреплять морально-этические требования к государственным служащим в особом Кодексе поведения служащих. Такой Кодекс устанавливает стандарты поведения служащего, отвечающие принципам справедливости, честности, лояльности, прозрачности, ответственности и отчетности. В качестве примера можно привести Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят 12 декабря 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), Модельный кодекс поведения для государственных служащих (принят Комитетом министров Совета Европы 11 мая 2000 г.).

Но российская практика не восприняла опыт поведенческих кодексов, внедряя ряд морально-этических правил поведения непосредственно в законодательство о государственной службе. Единственной попыткой специального регулирования поведения можно считать Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Указ принят с целью установить «основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей». Однако большая часть данного указа содержательно вошла в федеральные законы о государственной гражданской и муниципальной службе. Очевидно, что от правильного и детального урегулирования статуса государственных служащих зависит львиная доля успеха антикоррупционных мероприятий. Заранее донеся до будущего чиновника условия его деятельности, наделив его полномочиями, за выполнение которых он будет нести ответственность, законодательство выполняет превентивную функцию и создает условия для реализации (при необходимости) репрессивных мер.

УказУказ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", 2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа; н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; 3. Государственные служащие, наделенные организационно- распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны: а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов; б) принимать меры по предупреждению коррупции.

4. Национальное законодательство, содержащее меры противодействия коррупции Известно, что существуют области, где потенциальная возможность распространения коррупции гораздо выше, чем в остальных сферах, связанные с распоряжением бюджетными средствами, государственным имуществом, размещением госзаказа, предоставлением государственных льгот и пр. На такое отраслевое законодательство ложится дополнительная функция - антикоррупционная. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции»; Гражданский кодекс; Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94- ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Его антикоррупционная направленность выражается в допущении широкого круга возможных поставщиков на конкурентной основе, а также в установлении четкой процедуры совершения действий государственным заказчиком.

Превентивной антикоррупционной нормой можно считать правовую установку из ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции":ст. 15 "Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".законом

Это же значение имеет и ст ГК РФ (имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления). К специальным мерам противодействия коррупции в гражданском законодательстве следует отнести ст. 575 ГК РФ "Запрещение дарения". Редакция ст. 575 ГК РФ в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ допускает дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Кроме того, статья по-прежнему распространяет запрет дарения на субъектов так называемой бытовой коррупции - работников образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. законом Кроме того, ст. 575 ГК РФ дополнена пунктом 2 следующего содержания: "Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями».

В Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» профилактическая задача недопущения коррупционных отношений выполняется путем регламентации контрольной деятельности органов власти. Нормы Закона, которые устанавливают периодичность плановых проверок, ограничения при проведении проверки, недопустимость взимания платы с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, а также условия недействительности результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований закона, предупреждают коррупционные нарушения и выводят их в сферу действия уголовного законодательства.

5. Российское законодательство, устанавливающее меры юридической ответственности за коррупционные правонарушения Уголовный кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Уголовный кодекс РФ В Российской Федерации уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс РФ, который основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права.кодекса Федеральный закон «О противодействии коррупции» в подп. "а" и "б" п. 1 ст. 1 содержит перечень противоправных деяний коррупционного характера, которые в силу своей особой угрозы для нормального развития общественных отношений должны быть включены в уголовное законодательство. Анализ действующего Уголовного кодекса РФ показывает, что перечисленные в комментируемом Законе составы уже получили отражение в уголовном законодательстве: ст. 201 "Злоупотребление полномочиями"; ст. 204 "Коммерческий подкуп"; ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями";ст. 285 ст. 290 "Получение взятки"; ст. 291 "Дача взятки". Эти составы содержатся в главах УК РФ, объединяющих преступления против интересов службы: гл. 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях"; гл. 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Таким образом, в Российской Федерации коррупция рассматривается в первую очередь как преступление против интересов различных видов служб.

Кодекс РФ об административных правонарушениях Особенностью отечественного законодательства в сфере борьбы с коррупцией является то, что коррупционное поведение закрепляется в качестве не только уголовных правонарушений (преступлений), но и административных, хотя международные акты относят коррупцию к уголовно наказуемым деяниям как правонарушения с высокой степенью общественной опасности. Вместе с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ), который был дополнен ст "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица". Объективной стороной указанного состава выступает незаконная передача от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, … имущества, незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением. Субъектом данного административного правонарушения выступает юридическое лицо, в интересах или от имени которого осуществляется незаконное вознаграждение должностных лиц либо лиц, осуществляющих управленческие функции. Данный состав направлен на наказание тех юридических лиц, в интересах которых совершаются преступления коррупционного характера. Социальное назначение этого правила в том, чтобы сделать экономически невыгодным и затратным использование коррупционных способов достижения корпоративных целей.

6. Проблемы совершенствования российского законодательства о противодействии коррупции Принятие Федерального закона "О противодействии коррупции" имеет именно такое систематизирующее значение в отношении действующего антикоррупционного законодательства. Закон направлен на решение следующих проблем, в целом нашедших отражение в Национальном плане противодействия коррупции: устранение пробелов в правовом регулировании антикоррупционной деятельности, преодоление противоречий в правовом регулировании и унификация законодательства в данной сфере (прежде всего, посредством разработки терминологического инструментария и внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты); приведение российского антикоррупционного законодательства в соответствие с международными правовыми стандартами.

Отмечая то обстоятельство, что Закон создает законодательную базу антикоррупционного правопорядка в нашей стране, тем не менее следует обратить особое внимание на неполное решение проблем, стоявших перед данным актом.Закон ключевое концептуальное значение имеет положение о роли общественности в борьбе с коррупцией (п. 7 ст. 3, п. п. 1, 6 ст. 6, п. п ст. 7). Однако из Закона неясно, какие правовые механизмы могут сделать данное положение не просто работающим, но превратить его в институционально устойчивую форму в качестве основы правовой политики в данной сфере, во многом обеспечивающей профилактический вектор документа. В силу этого, учитывая увеличившийся объем правоохранительных механизмов, прежде всего уголовно- правового характера, очевидно нивелирование профилактического компонента.

положение о субъекте антикоррупционной политики как органе, ответственном за ее формирование и проведение, создание которого предусмотрено Конвенцией ООН 2003 года. Статья 5 Закона предусматривает создание органов координации деятельности по противодействию коррупции с правом разработки проектов указов Президента РФ, постановлений, распоряжений Правительства РФ и др., в состав которых должны входить представители федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Однако данные коллегиальные органы не могут рассматриваться в качестве субъекта антикоррупционной политики, обладающего всей полнотой полномочий для осуществления своих функций. Орган, отвечающий за разработку и проведение антикоррупционной политики, может рассматриваться лишь как орган исполнительной власти, обладающий правом законодательной инициативы, что не предусмотрено документом. Неясность положений об антикоррупционном органе как субъекте антикоррупционной политики свидетельствует о том, что Закон не формирует основного механизма противодействия коррупции.Закон

Некоторые положения Закона не вполне ясны либо противоречат нормам иных законодательных актов:Закона не вполне ясно, что подразумевается под нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в качестве одной из правовых основ противодействия коррупции (ст. 2);(ст. 2) существенно отличается терминология Закона о противодействии коррупции от терминологии Федерального закона от N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что может рассматриваться как коллизия по совпадающему предмету регулирования;Законазакона не вполне понятно введение норм о конфликте интересов (ст. ст. 10, 11). Очевидно, они могут иметь смысл лишь в процессуальном контексте;ст не ясна позиция законодателя в отношении муниципальных служащих и мер улучшения ситуации в данной сфере. Так, в качестве одного из направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции названо сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов (п. 19 ст. 7). Такая негативная оценка государственных и муниципальных служащих вызывает недоумение. (п. 19 ст. 7)

Одной из рекомендаций ГРЕКО является обеспечение должной защиты информаторов, сообщающих о случаях коррупции. Принцип защиты информаторов заложен в основу борьбы с коррупцией многих зарубежных государств (например, Сингапур, США, Южная Корея, Китай и др.). Вместе с тем в России до настоящего времени на федеральном уровне не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности государственного и муниципального служащего, уведомившего представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о проявлениях коррупции. Одной из рекомендаций ГРЕКО является обеспечение должной защиты информаторов, сообщающих о случаях коррупции. Принцип защиты информаторов заложен в основу борьбы с коррупцией многих зарубежных государств (например, Сингапур, США, Южная Корея, Китай и др.). Вместе с тем в России до настоящего времени на федеральном уровне не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности государственного и муниципального служащего, уведомившего представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о проявлениях коррупции. Практически не раскрыто такое новое направление противодействия коррупции, как минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений (подп. "в" п. 2 ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ). Предстоит разработать эффективные правовые и экономические механизмы минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений с использованием, например, механизма страхования и других способов. Достижение этого предусматривает Конвенция ООН против коррупции, в соответствии с которой каждое государство-участник принимает меры для того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации. Практически не раскрыто такое новое направление противодействия коррупции, как минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений (подп. "в" п. 2 ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ). Предстоит разработать эффективные правовые и экономические механизмы минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений с использованием, например, механизма страхования и других способов. Достижение этого предусматривает Конвенция ООН против коррупции, в соответствии с которой каждое государство-участник принимает меры для того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.подп. "в" п. 2 ст. 1подп. "в" п. 2 ст. 1

Перспективным направлением реализации Федерального закона N 273-ФЗ является введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области. Перспективным направлением реализации Федерального закона N 273-ФЗ является введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.закона В них необходимо учесть различные аспекты поведения субъектов права по реализации соответствующего стандарта. Иными словами, следует ввести положения, предусматривающие поведение, которое исключало бы саму возможность коррупции. Указанные стандарты должны разрабатываться для отдельных сфер деятельности (государственная служба, государственные закупки, распоряжение объектами государственной собственности, контрольно-надзорная деятельность).

В ряде субъектов РФ предпринимаются попытки введения антикоррупционных стандартов. В ряде субъектов РФ предпринимаются попытки введения антикоррупционных стандартов. Анализ таких нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что на региональном уровне пока не обеспечивается соответствие федеральному уровню в части закрепления понятия и содержания антикоррупционных стандартов. Это должно быть преодолено в процессе совершенствования регионального законодательства. Необходимо сохранять единство оценочных факторов и критериев, установленных на федеральном уровне, при подготовке методик антикоррупционной экспертизы в субъектах РФ. Необходимо унифицировать понятийный аппарат законодательства федерального и регионального уровней и уделить внимание случаям, когда антикоррупционный закон субъекта РФ излишне дублирует федеральные нормативные правовые акты, содержит частые отсылки к ним, не соответствует федеральному законодательству. Реализация на законодательном уровне субъектов РФ основных направлений и методов противодействия коррупции, предусмотренных на федеральном уровне, обеспечит системность антикоррупционной деятельности в Российской Федерации в целом.