Тенденции автоматизации библиотек, развитие автоматизированных библиотечных систем фирмы «1С» и рекомендации по продвижению «1С:Библиотека»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Двенадцатая международная научно-практическая конференция 31 января - 1 февраля 2012 г. Формирование новой.
Advertisements

Е-МАСТЕР ® Документооборот Программно-методический комплекс (Система управления организационной информацией) +7 (812)
ИРБИС 64 Интегрированная развивающаяся библиотечно-информационная система.
ГСНТИ задание 2.2«Разработать сервер доступа к библиотечным информационным ресурсам по протоколу z39.50 и систему обслуживания по принципу «Одно.
ИС «Научный институт РАН» А.Н.Бездушный, ВЦ РАН. 2 ЕНИП РАН Эта инициатива призвана помочь научным коллективам: сделать несколько шагов в направлении.
2-3 февраля 2010 г. Развитие автоматизированных библиотечных систем на платформе «1С:Предприятие» Булычева Ольга Сергеевна, руководитель направления по.
Автоматизация библиотек общеобразовательных учреждений.
Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов Никандрова Екатерина Владимировна Группа 5305.
ГОУ СПО Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики Библиотека колледжа г. Южно-Сахалинск.
КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА БИБЛИОТЕЧНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ БИТ Национальный центр информационных ресурсов и технологий Национальная академия наук Беларуси Минск,
Андренюк Вадим Ведущий менеджер департамента по работе с библиотеками и вузами Ретроконверсионный год в библиотеке Тартуского университета и компании ПроСофт-М.
Группа компаний «Аверс» (ООО «ФинПромМаркет – XXI») информационно-аналитическая система « Аверс: Библиотека» версия 1.40 О программе.
Автоматизированная информационная библиотечная система «1С:Библиотека»
Электронный каталог Научной библиотеки ДонНУ в системе библиотечного обслуживания Водолазская В.Н., зав. отделом научной обработки НБ ДонНУ.
Электронные библиотеки : перспективы создания и функционирования Булычева Ольга Сергеевна к.п.н. Руководитель направления автоматизации библиотек Фирма.
Прокофьева Юлия, ЦНБ УрО РАН Автоматизация книговыдачи документов в ЦНБ УрО РАН на основе cистемы ИРБИС64: проблемы и перспективы Екатеринбург, 2014.
Российские библиотечные консорциумы для совершенствования электронных сервисов Александр Племнек, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
DocsVision 4.0 DocsVision 4.0 универсальная система управления документами и бизнес-процессами.
Автоматизация деятельности архивной отрасли Система «АРХИВНЫЙ ФОНД» (версия 4.1) Управление государственной архивной службы Новосибирской области 2010.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ.
Транксрипт:

Тенденции автоматизации библиотек, развитие автоматизированных библиотечных систем фирмы «1С» и рекомендации по продвижению «1С:Библиотека»

2 Библиотеки есть везде Потенциально большой рынок в коммерческом и государственном секторах экономики. Библиотеки функционируют на предприятиях, в фирмах, медицинских организациях, различных госучреждениях и т.д. Функционально АИБС невозможно заменить системами документооборота. Отличие от систем документооборота : информация в системах документооборота и в библиотечных системах функционально разноориентирована: В СЭД – решение оперативных задач, которые в своей основной части строго регламентированы; В АИБС – много разных функций, в том числе депозитарная и стратегическая поддержка принятия решений (тиражированный фонд информационных ресурсов разного типа и вида).

Ведомственная принадлежность библиотек Министерство науки и образования библиотек школьные б-ки 3000 б-ки средних специальных и ВУЗов Министерство культуры библиотекРегиональные, областные, универсальные, юношеские и детские специальные (для слепых) Мин. промышленности3500НТ библиотеки Мин. здравоохранения1500Б-ки мед.центров, ин- тов, больниц, спец.б-ки Мин.сельского хоз-ва720с/х ин-ты, спец.б-ки Российская Академия Наук 379Библиотеки институтов РАН

Глобальная тенденция развития АИБС Для любого предприятия, производящего продукцию, 80% необходимой информации – это информация самого предприятия о выпущенных и разрабатываемых продуктах (конструкторская, технологическая и пр.документация). В отличие от СД она не регламентирована по форме и времени исполнения. Данная информация хранится в библиотеке (технический архив и т.п.) Мультипликативность АИБС «1С» позволяет управлять этими информационными ресурсами для эффективной поддержки принятиями решений. Глобальная тенденция развития АИБС, в русле которой работает «1С», – конвергенция компьютерных, телекоммуникационных и информационных технологий (в т.ч.традиционных библиотечных).

Общие тенденции автоматизации библиотек Создание корпоративных каталогов библиотек, объединяющих фонды организаций-участниц с последующей возможностью получения электронных полных текстов документов; Встраивание социальных и корпоративных черт в библиотечную автоматизацию; Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание; Быстрое развитие электронных библиотек.

Электронные библиотеки Электронная библиотека - упорядоченный фонд электронных информационных ресурсов вкупе с соответствующими сервисами. Основана на общих организационных принципах создания, построения и функционирования автоматизированных систем: Накопление, хранение, учет и структурирование электронной информации; Эффективный доступ к ЭБ любого числа пользователей (локально и через телекоммуникационные сети): сервисы, специфические программные инструменты; Технологии ввода и индексации информации в ЭБ, позволяющие вводить в ЭБ и индексировать большие объемы информации в единицу времени; Решение вопросов интеграции ЭБ с АИБС, другими ЭБ.

7 Выводы Расширение функциональности систем для обеспечения хранения и работы с традиционным и электронным контентом. Разработка и развитие систем и сетей с ориентацией на межбиблиотечное сотрудничество и кооперацию. Интероперабельность больших хранилищ информационных ресурсов, которые присутствуют в глобальной сети. Новые интерфейсы. Новая модель автоматизации библиотеки, монолитная лицензионная архитектура и различные приложения сервис-ориентированной архитектуры. Комплексное управление всеми ресурсами.

8 Ситуация в отрасли Нет запуска новых перспективных систем; Консолидация индустрии, несколько поставщиков, сужение выбора; Перемены в основных продуктах автоматизации – упор на ЭБ и корпоративные каталоги; Пользователи: в течение долгих лет эксплуатируют имеющуюся библиотечную систему; Открытое ПО может рассматриваться как некая альтернатива, но: В библиотеках слишком специализированное ПО и слишком специализированные стандарты, которые используют библиотеки: МБА, работа с мета-данными, объединенный поиск; нехватка платной поддержки. Нужны первоначальные вложения: технические специалисты очень высокого класса, которые смогут "разобрать и собрать" продукт, будут хорошо его знать на уровне архитектуры и специфики его функционирования.

Новая система «1С:Библиотека» Выпуск новой системы «1С:Библиотека» на платформе «1С:Предприятие 8.2» в июле 2011 года ( Информационное письмо ). Создание новой универсальной системы - необходимость модернизации существовавших систем автоматизации библиотек с учетом тенденций развития отрасли информационных технологий, а также перспектив расширения спектра сервисных услуг для потребителей информации. Расширение рынка: Ранее - только для образовательных учреждений - могли охватить библиотек Сейчас - для всех типов библиотек и всех назначений – библиотек.

10 Мультипликативность «1С:Библиотека» Полнофункциональная АИБС является универсальной и предназначена для библиотек любого типа: универсальных - муниципальных, областных, региональных; учреждений образования - школ, детских садов, колледжей, вузов; отраслевых - библиотек предприятий, компаний, заводов, больниц, научно-исследовательских институтов, военных частей; специальных - музыкальных, театральных, библиотек музеев и академий художеств и пр.; частных (домашних).

11 Общие функциональные возможности «1С:Библиотека» Многоуровневая архитектура «клиент-сервер» возможность работы как в сетевом, так и в локальном варианте Поддержка коммуникативных форматов семейства MARC: RUSMARC, UNIMARC, USMARC, MARC21 Взаимодействие с другими информационными системами на платформе «1С:Предприятие» (выгрузка финансовых документов) Масштабируемость : возможность внедрения в библиотеках любого уровня и любой специфики Возможность добавления новых компонентов для наращивания функциональности Возможность присоединения любых классификаторов, тезаурусов, рубрикаторов и авторитетных файлов Настройка формата записи на нужды конкретной организации (состав полей, свойства полей/подполей, форматы значений, списки и наборы значений, справочники и мн. др.)

12 Выполнение всех рабочих процессов Комплектование Каталогизация и ведение электронного каталога Учет, актуализация и хранение фонда Обслуживание читателей, виртуальный кабинет Учет, статистика Управление и администрирование Электронные издания (библиотека изданий в электронном формате) Z39.50-HTTP шлюз

13 Комплектование Обеспечение выполнения функций поиска, формирования и оформления заказов в издательства/книготоргующие организации; Контроль выполнения заказов, автоматическая сверка на дублетность, регистрация поступлений изданий; Присвоение уникального регистрационного номера каждому поступающему в библиотеку документу (технологии штрих-кодирования и в перспективе технологий радиочастотной идентификации).

14 Каталогизация Описание и классификация любых видов изданий, предусмотренных форматом RUSMARC; обеспечение контроля вводимых данных на их соответствие требованиям национальных стандартов; Поддержка ввода и представления данных на различных языках с различной графикой письма с использованием юникода; Автоматическая индексация, на основе которой реализуется быстрый поиск по любым элементам библиографического описания и их сочетаниям; Возможность использования (в качестве связанного материала) любых графических материалов (изображения титульных листов, артефактов, страниц текста и т.д); Экспорт/импорт данных в MARC-форматах; не надо вводить данные вручную; Хранение неограниченного количества библиографических записей; Общая каталогизация и ведение ЭК для документов в электронном и традиционном формате.

15 Поиск в электронном каталоге Поиск в электронном каталоге ведется по всем полям библиографической записи: Автор (редактор, составитель) Заглавие (включая сокращенное) Год издания Том, номер (для периодических и продолжающихся изданий) Ключевое слово (любое слово в названии) Издательство/книготорговая организация/вендор Место издания Предметная рубрика Индекс ББК Индекс УДК ISBN, ISSN, ISMN т.д. Язык публикации Значение любого поля/подполя РУСМАРК Поисковые термины могут объединяться логическими операторами. Полнотекстовый поиск в присоединеных электронных документах

16 Поддержка печатных форм Формирование стандартного набора документов для карточного библиотечного каталога Библиографическая запись Каталожная карточка

17 Учет библиотечного фонда реализован функционал, направленный на информационную поддержку процессов упорядоченного хранения и учета совокупности всех документов (изданий) библиотеки в соответствии с ее типом и назначением. ведется индивидуальный и суммарный учет документов (изданий) как по совокупному фонду библиотеки, так и по отдельным фондам (специальным) библиотеки с учетом специфики хранящихся в них изданий. реализована возможность ввода в учетные документы наряду с обязательными и факультативных показателей с учетом специфики конкретной библиотеки.

18 Учет библиотечного фонда. Выгрузка информации в БГУ реализован функционал, направленный на информационный обмен с конфигурацией «Бухгалтерия государственного учреждения». Документы учета библиотечного фонда : XML-файл Информация о поступлении и выбытии экземпляров изданий библиотечного фонда (с привязкой к бухгалтерским операциям) выгружается в XML-файл

19 Учет библиотечного фонда. Загрузка информации в БГУ XML-файл Информация из XML-файла загружается в БГУ Информационная база БГУ

20 Партии физических экземпляров

21 Инвентарная книга

22 Ведомость проверки фонда

23 Книга суммарного учета

24 Обслуживание читателей В программе полностью автоматизирован процесс книговыдачи с формированием электронной заявки на издания пользователем. При работе с читателями осуществляется автоматический контроль книг, находящихся на руках. Реализован механизм замены книг при утере читателем какого- либо издания. Электронный кабинет читателя. Поддерживаются печатные формы: читательской заявки и читательского формуляра. Для быстрого поиска и идентификации читателей реализована технология штрихового кодирования читательских билетов (по штрих-коду типа EAN13), в планах использовать технологию радиочастотной идентификации (RFID).

25 Читатель Реализован функционал, направленный на регламентирование доступа к документам фонда для различных групп читателей (дифференцированный доступ); реализацию поиска документов по любым элементам библиографического описания и формирования электронной заявки по результатам поиска. Система обеспечивает для каждого читателя персонально: доступ к своему формуляру (долг перед библиотекой), доступ к электронному каталогу и данным о наличии свободных физических экземпляров изданий в фонде библиотеки, информационную поддержку процесса поиска изданий в фонде библиотеки для оформления заказа Читателя, возможность формирования электронного варианта заказа Читателя (или распечатку бумажного варианта заказа Читателя), контроль за исполнением сформированных заказов, оповещение Читателя о выполненных заказах.

26 Обслуживание читателей

27 Книговыдача Документ, регламентирующий процесс книговыдачи

28 Электронный кабинет читателя. Долг Долг Читателя

29 Электронный кабинет читателя. Поиск изданий для заказа Поиск изданий для заказа

30 Электронный кабинет читателя. Формирование электронного заказа Формирование электронного заказа

31 Электронный кабинет читателя. Печать заказа

32 Электронный кабинет читателя. Контроль электронных заказов Контроль за исполнением сформированных заказов Открыть заказ для просмотра (по двойному щелчку левой кнопкой мышки)

33 Электронная библиотека

34 Администрирование Реализован инструментарий, позволяющий обеспечить простоту администрирования и настройку Системы под актуальные условия эксплуатации

35 Администрирование

«1С:Библиотека»: развитие «1С:Библиотека» / 9000 / 8100 Библиотеки образовательных учреждений (садов, школ, колледжей, небольших вузов) музеев, районные, муниципальные, библиотеки военных частей, музеев, театров, НИИ, компаний и фирм, частные библиотеки Объем фонда до ед.хранения «1С:Библиотека ПРОФ» (планируется в 4 квартале 2011 г.) / / Областные, библиотеки ВУЗов, научных институтов, централизованные библиотечные системы (сеть муниципальных библиотек) музыкальные, специальные, специализированные. Объем фонда – 1 млн. ед.хранения «1С:Библиотека КОРП» (планируется) / / Очень крупные универсальные библиотеки, библиотеки федеральных университетов, сеть библиотек РАН, национальные библиотеки. Объем фонда более 1 млн. ед.хранения

1С:Библиотека. Техническая поддержка 1С:Библиотека" - совместное решение фирмы "1С" и ИВЦ "ОМЕГА" (г. Санкт-Петербург). Сервисное обслуживание программного продукта "1С:Библиотека" и поддержка пользователей в части работы с платформой "1С:Предприятие 8" осуществляется по линии Информационно- технологического сопровождения системы "1С:Предприятие" (ИТС); В части, относящейся к работе непосредственно с конфигурацией "Библиотека", консультации оказывает партнер-разработчик - ИВЦ "Омега" по телефонам: +7 (812) , по электронной почте: omega-spb.ru

Телеконференция "Комплексная автоматизация бизнес-процессов современных библиотек учреждений образования и сферы культуры" 9 ноября 2011 года (см.Информационное письмо 13267) Приглашать: сотрудников библиотек, директоров (заведующих) отделами автоматизации областной, муниципальной, районной библиотеки; заведующих и библиотекарей школьных библиотек, библиотек колледжей, вузов; заведующих библиотекой музеев, театров, художественных галерей; сотрудников органов управления образованием и сферы культуры.

Внедрение бухгалтерских ПП (всего 217) в библиотеках: Областные, муниципальные, ЦБС, сельские – 60 % Детские – 25% Специальные (для слепых, слабовидящих, медицинские) – 12% Библиотеки компаний – 1% Библиотеки РАН (ГПНТБ СО РАН) Национальные библиотеки (Бурятия) – 1% Частные лица - 1% Участие в библиотечных форумах, съездах, конференциях (выступления, мастер-классы); участие в деятельности библиотечных ассоциаций. Подготовка рекламных материалов, содержащие выступления, презентации продуктов и т.п., публикации в прессе. Консультационная поддержка партнеров. Телеконференции.

Позиционирование преимуществ Позиционирование преимуществ по сравнению с АИБС других производителей: Обеспечение интеграции, прежде всего с бухгалтерскими программами, с другими информационными системами; Наличие сервисов (обеспечение хранения и работы с традиционными и электронными ресурсами ); Продажа по модели SAAS; Преимущества платформы «1С:Предприятие 8.2», (многоплатформенность и др.); Стоимость.