Использование информационных технологий в образовательном процессе Центра дистанционного образования детей-инвалидов Воронежской области Выполнила: зав. отделом Центра дистанционного образования детей-инвалидов Воронежской области Шуваева Л.В.
Территории Воронежской области, реализующие образовательный процесс с применением дистанционных технологий.
Определение форма обучения на расстоянии взаимодействие с помощью специальных средств
Можно определить дистанционное образование как образование, характеризующееся основными моментами: ДО существование обучающего, обучаемого и договоренности между ними пространственная разделенность обучаемого и обучающего Двунаправлен- ное взаимодействие обучаемого и обучающего подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения
Принципиальным отличием дистанционного образования является переход от принятого в традиционных видах образования «движения учащихся за знаниями» к «движению знаний к учащимся».
Дистанционное образование ЭТО образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
Для осуществления организационно- методического обеспечения образования детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в Воронежской области с 1 ноября 2010 года на базе ОГОУ «ЦЛПДО» открыт Центр дистанционного образования детей- инвалидов Воронежской области»
В структуре Центра функционируют 2 отдела: - учебно-методический отдел; - отдел технического сопровождения дистанционного образования.
Направления организации дистанционного обучения детей-инвалидов Методические совещания и семинары по учебно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению дистанционного образования. Разработка методических рекомендаций для учителей-предметников, осуществляющих обучение детей-инвалидов, и для специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому. Внеурочная деятельность. Это участие детей в различных конкурсах, фестивалях, школьных праздниках, дистанционных конференциях и других мероприятиях. Пусть пока не все дети привлечены, но опыт такой уже есть.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов является важнейшей составляющей дистанционного образования. Оно включает в себя - профилактику, диагностику (индивидуальную и групповую); - консультирование (индивидуальное и групповое); - развивающую работу (индивидуальную и групповую); коррекционную работу (индивидуальную и групповую); - психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; - экспертизу образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Чтобы поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья и укрепить его самооценку, необходимо сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, помочь ему поверить в себя и свои способности.
Характеристики системы организации дистанционного обучения - изучение комплекса медико-психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, включая медико-психологическое обследование, оформление карты ИПР с рекомендациями для дистанционного обучения; - непрерывное психолого-педагогическое сопровождение дистанционных учебных курсов и процесса обучения ребенка: использование методик психодиагностики, позволяющих выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка; - возможность сочетания традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные курсы или их фрагменты можно изучать с использованием дистанционных технологий, а другие - по традиционной форме в рамках школы общего типа, специального или надомного обучения; - выделение интегральных характеристик обучающегося с помощью дистанционных технологий: показатели умственного развития, модальности восприятия информации, темперамент, личностные качества; - разработка и осуществление социальной программы работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения и социального включения ребенка с ограниченными возможностями; - интеграция деятельности специалистов, работающих в системе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (методические советы, обучающие курсы, повышение квалификации, стажировки, мастер-классы и т.п.).
Модель дистанционного обучения Модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами, групповую работу по типу обучения в сотрудничестве (cooperative learning) с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами через сеть Internet.
Основные задачи учебно- методического сопровождения - организация и контроль за методическим обеспечением учебного процесса; - работа по организации повышения педагогического мастерства преподавателей ОУ и повышения квалификации по внедрению новых дистанционных технологий обучения; - разработка методических принципов создания электронных продуктов учебного назначения; оказание методической помощи структурным подразделениям ОУ в выполнении ими основных функций, организация и проведение научно-методической работы по новым образовательным технологиям, их внедрению в учебный процесс, осуществление контроля обеспеченности преподаваемых дисциплин учебно-методическими материалами; - обеспечение методического руководства и координация деятельности ОУ в вопросах учебно-методического обеспечения; - помощь в моделирование уроков и использование различных дидактических моделей их проведения с применением сетевого образовательного ресурса.
Рабочее место ученика Стационарный мультимедийный компьютер, с клавиатурой, мышью, системным и прикладным ПО Наушники Микрофон Web-камера Принтер лазерный Сканер Колонки
Дополнительное оборудование Цифровая лаборатория «Архимед» Лаборатория ПервоРобот Цифровой микроскоп Цифровое учебное пособия
Специализированное оборудование Компьютерный роллер Специализированные клавиатуры Выносные кнопки
Дистанционная технология обучения совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Виды технологий в ДО: 1234 Кейс- технология Сетевая технология ТВ- технологии Гибридная технология
Кейс - технология вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.
ТВ-технологии вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов.
Сетевая технология вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия
Моделирование уроков и использование различных дидактических моделей их проведения с применением сетевого образовательного ресурса направлены на развитие творческо-поисковой деятельности учащихся по добыванию и конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений; повышают мотивацию учебной деятельности; способствуют индивидуализации учебного процесса; построение сетевых учебных курсов (гипертекстовая организация, введение рубрикатора, наличие мультимедийных объектов и т. п.) позволяет при моделировании уроков учитывать разнообразные виды учебной деятельности учащихся, а также представить большой объём учебной информации, чётко структурированной и последовательно организованной; способствуют развитию активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся; наличие мультимедийных объектов (аудио-, видеофайлы, различный иллюстративный материал, динамические модели и т.п.) позволяет усилить визуальное восприятие учебного материала, тем самым облегчая его усвоение.
Данный проект имеет выраженную социальную значимость. Вопросы реализации права детей- инвалидов на образование традиционно входят в сферу особого внимания со стороны органов государственной власти. Перед системой образования стоит задача – обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всех детей независимо от уровня и особенностей их развития, социального России. Проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» направлен на расширение доступа к образованию детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому.
ГЛОССАРИЙ: Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения. Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) - совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Кейс - технология - вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом. ТВ-технологии - вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов. Сетевая технология - вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия.
Источники: 1. Андреев, А.А., Дистанционное обучение - форма или метод?/ журнал "Дистанционное образование", 4, Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. – М.: МИЭП, Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО, Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование Бершадский, А.М., Кревский, И.Г. Дистанционное образование: региональный аспект.// Дистанционное Образование Бершадский, А.М., Кревский И.Г. Дистанционное обучение -форма или метод.// Дистанционное Образование Евреинов, Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: «ВАК», 2008.
Спасибо за внимание!