Директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики», к.э.н. О.И.Тимофеева Методология программно-целевого управления для.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заместитель председателя бюджетного комитета Департамента финансов Томской области -начальник отдела бюджетной политики Е.В. Овчинникова Департамент финансов.
Advertisements

Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК. Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Основные подходы к разработке проекта Закона Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» Антонов Андрей Александрович - заместитель.
Особенности формирования и ведения сводной бюджетной росписи Заместитель начальника сводного бюджетного отдела министерства финансов Краснодарского края.
Переход на программный бюджет. Изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках перехода на программный бюджет Статья 179 БК РФ «Долгосрочные.
1 Совершенствование нормативного правового регулирования бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы.
Минфин России О ходе работы с государственными программами Российской Федерации БУСАРОВА Анна Владимировна к.э.н., начальник Отдела программно-целевых.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ «ПРОГРАММНОГО» БЮДЖЕТА ОПЫТ АВТОМАТИЗАЦИИ.
Нормативное регулирование стратегического планирования в Волгоградской области Комитет экономики Волгоградской области Попова Мария Юрьевна.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
Нормативное обеспечение внедрения системы оценки эффективности бюджетных расходов Смирнова Анна Сергеевна аналитик аналитик Центр исследования бюджетных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О стратегическом планировании в Российской Федерации («О государственном стратегическом планировании») Проект во втором чтении.
Транксрипт:

Директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики», к.э.н. О.И.Тимофеева Методология программно-целевого управления для Республики Алтай (результаты первого этапа НИР) Горно-Алтайск, 26 марта 2012 г. ООО «Центр прикладной экономики»

История вопроса: инструменты стратегического, программно-целевого и бюджетного планирования ООО «Центр прикладной экономики» Долгосрочные и ведомственные целевые программы Стратегии и программы социально-экономического развития территории Приоритетные национальные проекты Адресные инвестиционных программы Бюджетирование, ориентированное на результат (доклады о результатах и основных направлениях деятельности, обоснования бюджетных ассигнований) Государственные задания на оказания государственных услуг 2

Удельный вес расходов бюджета, формируемых в рамках программ (долгосрочных, ведомственных и других региональных целевых программ в 2010 году, в общем объеме расходов бюджета (за исключением субвенций) ООО «Центр прикладной экономики» «Лидеры» 1.Республика Карелия 99,32% 2.Тверская область 97,74% 3.Пензенская область 81,28% 4.Липецкая область 79,77% 5.Ростовская область 79,47% 6.Тюменская область 78,60% 7.Омская область 78,39% 8.Республика Башкортостан 78,14% 9. Красноярский край 73,55% 10.Московская область 79,70% … 14. Республика Алтай 68,93 % «Аутсайдеры» 1.Камчатский край 1,25% 2.Костромская область 1,82% 3.Карачаево-Черкесская Республика 2,29% 4.Новосибирская область 2,4% 5.Забайкальский край 2,44% 6.Республика Северная Осетия 2,54% 7.Хабаровский край 4,19% 8.Архангельская область 4,65% 9.Республика Калмыкия 5,23% 10.Республика Тыва 6,43% 3

Нормативная правовая база для формирования госпрограмм ООО «Центр прикладной экономики» на федеральном уровне: 1)Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от г р) 2)Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года 588 3)Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (утверждены приказом Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. 670) 4)Перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г р

Нормативная правовая база для формирования госпрограмм ООО «Центр прикладной экономики» на федеральном уровне: Извлечение из проекта: «54)статью 179 изложить в следующей редакции: Статья 179. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проект Бюджетного кодекса Российской Федерации – возможные нормы по государственным программам ООО «Центр прикладной экономики» Статья 179. Долгосрочные целевые программы Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы С момента утверждения закона: 1.Государственные программы (муниципальные программы), сроки их реализации, порядки разработки и реализации, порядок ежегодной оценки эффективности определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. 2.… Государственные программы субъекта РФ (МП), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта РФ (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные законом субъекта РФ (актом представительного органа МО).

Проект Бюджетного кодекса Российской Федерации – возможные нормы по государственным программам ООО «Центр прикладной экономики» Статья 179 Для федерального бюджета с цикла гг., остальные по своему усмотрению: 1.Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации ГП (МП) утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета. 2.ГП (МП) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам) на реализацию ГП субъекта РФ (МП), направленных на достижение целей, соответствующих ГП. Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой. 3.ГП РФ, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные ГП РФ подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством РФ

Проект Бюджетного кодекса Российской Федерации – возможные нормы по государственным программам ООО «Центр прикладной экономики» Статья пункт 3 3. Законом (решением) о бюджете устанавливаются утверждаются: … Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, и видам группам (группам и подгруппам) видов расходов в ведомственной структуре расходов либо по целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и не включенным в них направлениям деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления)), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Практическая реализация на федеральном уровне ООО «Центр прикладной экономики» 1)Осуществляется разработка 42 государственных программ (начиная с 2010 года), разработаны проекты 39 государственных программ 2)Минэкономразвития России и Минфином России проведено 3 цикла рассмотрения госпрограмм 3)Утверждены госпрограммы: «Доступная среда на годы», «Информационное общество ( годы)». Внесена в Правительство России госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности». Согласованы Минэкономразвития России госпрограммы: «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Развитие лесного хозяйства», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» 4)Минфином России сформировано аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по госпрограммам (приложении 6 к пояснительной записке к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов») 5)Разрабатывается программная классификация расходов бюджета (письмо Минфина России от г /308 в адрес ГРБС)

Особенности государственной программы Общее понятие: Государственная программа – система мероприятий и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Особенности: 1)Инструмент достижения целей, определенных стратегическим документом социально-экономического развития 2)Согласованность с бюджетом 3)Объединяет все инструменты государственной политики (государственное регулирование, бюджетное финансирование) 4)Как правило, действуют одновременно с другими видами программ (ДЦП, ВЦП) 5)Имеют (должны иметь) межведомственный характер 6)Госпрограммы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и программы муниципальных образований должны быть увязаны друг с другом (в случае осуществления полномочий в соответствующей сфере социально-экономического развития) ООО «Центр прикладной экономики» 10

Опыт субъектов Российской Федерации по разработке государственных программ (сведения из открытого доступа) ООО «Центр прикладной экономики» Утвердили порядок разработки государственных программ Утвердили перечень государственных программ, количество программ Утвердили программы г. Москваг. Москва - 17г. Москва - 16 Чувашская РеспубликаЧувашская Республика - 14 Республики Саха (Якутия)Республики Саха (Якутия) - 37Республики Саха(Якутия) - 19 Брянская областьБрянская область - 29Брянская область - 12 Кабардино-Балкарская РеспубликаКабардино-Балкарская Республика - 10 Кабардино-Балкарская Республика - 1 Липецкая областьЛипецкая область - 17 Республика КомиРеспублика Коми - 26 Удмуртская республикаУдмуртская Республика - 26 Сахалинская область - 26 Республика Алтай Республика Бурятия Республика Мордовия Хабаровский край Забайкальский край Волгоградская область Ивановская область Оренбургская область Челябинская область 11

Предпосылки для развития программно-целевого управления в Республике Алтай ООО «Центр прикладной экономики» 1)Документы стратегического планирования слабо увязаны с бюджетным планированием 2)Высокий удельный вес программных расходов в бюджете, но структура и динамика расходов бюджета слабо увязана с целями государственной политики (в том числе в отношении объектов республиканской адресной инвестиционной программы, межбюджетных субсидий) 3)Большое количество установленных планово-прогнозных и программно- целевых инструментов, ряд из которых не применяется на практике 4)Сформирована система целеполагания, но не закреплена правовым актом 5)Большое количество целевых программ, но существенное недофинансирование долгосрочных республиканских целевых программ и дублирование мероприятий в долгосрочных республиканских и ведомственных целевых программах 6)Отсутствует оценка действия инструментов государственного регулирования (правового регулирования, налоговых, тарифных, долговых, кредитных инструментов)

Предложения для развития программно-целевого управления в Республике Алтай ООО «Центр прикладной экономики» 1)Внести изменения в Закон Республики Алтай «О прогнозировании, программно-целевом планировании, программах и планах социально- экономического развития Республики Алтай» - в целях оптимизации инструментов и обеспечения взаимосвязи с бюджетным планированием 2)Провести анализ долгосрочных республиканских и иных целевых программ – в целях их оптимизации и уточнения назначения инструмента 3)Принять Положение о государственных программах Республики Алтай, утвержденное постановлением Правительства Республики Алтай от г. 212 в новой редакции – в целях уточнения содержания государственных программ, механизмов их разработки и реализации 4)Утвердить Перечень государственных программ Республики Алтай, Методические указания по разработке и реализации государственных программ Республики Алтай – в целях организации работ по разработке государственных программ

Модель внедрения государственных программ в Республике Алтай ООО «Центр прикладной экономики» Стратегия социально- экономического развития РА на долгосрочную перспективу Долгосрочный прогноз социально-экономического развития РА Система целеполагания РА Долгосрочный финансовый план РА Государственные программы на срок не менее 6 лет Цели, задачи Бюджетные ограничения Практические возможности: бюджетные ограничения сформированы только на три года

Структура государственной программы Республики Алтай ООО «Центр прикладной экономики» Государственные услуги, публичные нормативные обязательства, мероприятия РЦП, ВЦП, объекты капстроительства, Межбюджетные субсидии Направления реализации, задачи госпрограммы Тактические цели государственной политики Государстве нная программа Подпрограм ма 1 Основное мероприятие 1 Основное мероприятие 2 Подпрограм ма … Основное мероприятие … Выполнение функций ИОГВ РА

Иерархия целей, задач, непосредственных и конечных результатов ООО «Центр прикладной экономики» ЭлементРезультат Количественная оценка результата Государственная программа Тактическая цель государственной политики = цель, задачи госпрограммы Целевой показатель для оценки цели и задач, конечный результат Подпрограмма государственной программы Цель, задачи, направленные на достижение цели и задач ГП Целевой показатель для оценки цели и задач Основное мероприятие Выполнение комплекса мероприятий Непосредственный результат МероприятиеВыполнение мероприятияНепосредственный результат

Содержание государственной программы Республики Алтай 1)Паспорт госпрограммы 2)Паспорта подпрограмм государственной программы 3)Характеристика сферы реализации государственной программы 4)Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации госпрограммы, цели и задачи госпрограммы, целевые показатели 5)Сроки реализации госпрограммы 6)Основные мероприятия госпрограммы 7)Меры государственного регулирования, направленные на достижение целей и задач госпрограммы 8)Прогноз сводных показателей государственных заданий 9)Сведения о публичных нормативных обязательствах 10)Сведения о намерениях по привлечению средств федерального бюджета на цели реализации госпрограммы 11)Информация об участии муниципальных образований 12)Информация об участии иных организаций 13)Анализ рисков и мер управления рисками 14)Ресурсное обеспечение по годам и источникам 15)Ожидаемые конечные результаты реализации госпрограммы ООО «Центр прикладной экономики» 17

Предложения по формированию расходов на реализацию госпрограмм ООО «Центр прикладной экономики» 1)Очередной год и плановый период - в соответствии с законом о республиканском бюджете Республики Алтай; за пределами планового периода – на уровне последнего года планового периода 2)Принцип формирования расходов – приоритетное обеспечение полномочий, осуществляемых органами государственной власти в соответствии с федеральными законами, законами Республики Алтай, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Республики Алтай 3)Расходы на управление администратора и соисполнителей отражать пропорционально доле расходов, реализуемой в рамках госпрограммы, в общей сумме расходов ГРБС 4)Порядок ежегодной корректировки объема и структуры расходов бюджета определяется порядком составления проекта бюджета республики Алтай 5)Возможность обоснования дополнительных расходов на реализацию госпрограмм: 1) в рамках бюджетных процедур; 2) при условии эффективной реализации государственной программы 18

Предложения по механизмам управления госпрограммой ООО «Центр прикладной экономики» 1)Наделить полномочиями администратора и соисполнителей госпрограмм 2)Рабочие группы по разработке и реализации госпрограммы 3)План реализации мероприятий государственной программы 4)Несогласованные вопросы – Межведомственная комиссия по бюджету 19

Сложности и ограничения ООО «Центр прикладной экономики» 1)Переход к проектному управлению и связанная с ним организация межведомственного взаимодействия 2)Порядок формирования бюджета (необходимо внести изменения Бюджетный кодекс РФ, в нормативный правовой акт, регламентирующий бюджетный процесс на уровне публично-правового образования) 3)Бюджетная классификация (необходимы изменения в части целевых статей) 4)Не организовано адекватное участие органов государственной власти субъектов РФ в разработке госпрограмм РФ 5)Конструкция государственных программ субъекта РФ может зависеть от решений, принятых на федеральном уровне. Конструкция муниципальных программ может зависеть от решений, принятых на федеральном и региональном уровнях 6)Не определен порядок предоставления субсидий бюджетам нижестоящих уровней в рамках государственных программ 20

ООО «Центр прикладной экономики» Спасибо за внимание г. Москва, Овчинниковская наб., д.20 стр.1 тел.: 8 (495)