Эгле Мауриц (бывший (2009г.-июнь 2012г.) советник министра юстиции Литвы) Реформа в сфере проверок субъектов предпринимательства в Литве: между юридическими.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство национальной экономики Республики Казахстан Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные.
Advertisements

Экологический надзор является важным звеном организационно-правового механизма охраны окружающей среды, при этом его следует понимать в нескольких аспектах.
Тема 1. Понятие и источники предпринимательского права 1.Понятие, предмет предпринимательского права 2.Принципы предпринимательского права 3.Источники.
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ Проект федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации» О.В. Фомичев - заместитель Министра экономического развития.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
Служебные разоблачения (whistleblowing) как средство противодействия коррупции на государственной гражданской службе Батищева Мария Александровна, к.с.н.,
Права работников в области охраны труда Каждый работник имеет право на: Рабочее место, соответствующее требованиям ОТ. Обязательное социальное страхование.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Правовое обеспечение предпринимательства. Основные определения : Правовая защита Правовая защита – это наличие законов, регулирующих предпринимательскую.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Презентация Цели, принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Артемьева Ирина.
Презентация к уроку по обществознанию (9 класс) по теме: 9 класс обществознание тема урока "Система права"
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Презентация Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности Исакова Елизавета.
Презентация Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности Исакова Елизавета.
Виды мер административного принуждения различаются: По характеру и специфике правонарушения: - меры психического воздействия; - меры физического воздействия;
Основные контролирующие органы, наделённые правами государственного контроля и надзора фармацевтической деятельности.
Административное право. Административное право (administratio – управление) считается одной из ведущих отраслей российского права.
Транксрипт:

Эгле Мауриц (бывший (2009г.-июнь 2012г.) советник министра юстиции Литвы) Реформа в сфере проверок субъектов предпринимательства в Литве: между юридическими и экономическими аргументами [ БАРЬЕРЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРЕОДОЛЕТЬ] ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Презентация субсидирована в рамках проекта структурных фондов Европейского союза «Выполнение докторантуры в Литве» ЛОНДОН, 21 ноября 2012г.

INTENTION OF THE PRESENTATION Объяснить возможные препятствия реформы в сфере проверок субъектов предпринимательства в государствах с континентальной системой законодательства (на основе опыта Литвы) ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ Неприемлемые действия: ИНСПЕКТОРЫ – прячсутся за формальной «буквой закона» вместо применения принципов АДВОКАТЫ ИНСПЕКЦИЙ - придерживаются формально понимаемой концепции «власти закона» и принципа «все, что не разрещено, - запрещено» вместо понимания важной цели деятельности инспекций

INTENTION OF THE PRESENTATION Фрагментация национального закона: система законодательства состоит из отдельных областей права (конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, семейное право, трудовое право, страховое право и т.д.) с индивидуальными правовыми принципами ОСОБЕННОСТИ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Субъекты предпринримательства (частное право) Инспекции (общественное право) Все, что не запрещено, - разре- шено Все, что не разрешено, - зарпе- щено

INTENTION OF THE PRESENTATION Когда мы применяем правовые акты во время надзора за юридическими лицами, мы не должны забывать, что цель правовой нормы и ее содержательность, как и адекватность и пропорциональность применения правовых норм являются законными требованиями, которые все должны выполнять. Формальность, которая иногда все еще имеет место, и слепая уверенность в отсутствии последствий являются ярчайшим нарушением правовых принципов. Такой взгляд необходим и является единственным для нас способом достичь хороших результатов и гордиться, что мы выполняем работу, которая имеет значение». Ремигиюс Шимашюс, Министр юстиции Литовской Республики Введение в «Руководство по надзору за субъектами предпринимательства», сентябрь 2012г. ФОРМАЛЬНОЕ СЛЕДОВАНИЕ «БУКВЕ ЗАКОНА» СЛЕДУЕТ ИЗМЕНИТЬ…

Власть закона Более высокая эффективность надзора Снижение нагрузки на бизнес Создание более благоприятной среды для торговли и роста От наказания к совету ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ЮРИДИЧЕСКИХ АРГУМЕНТОВ ?

1.Декларация по первому году существования юридического лица 2.Деловые контрольные списки 3.Единое консультирование по телефону 4.Планирование на основе анализа рисков 5.Управление незначительными несоответствиями 6.Измерение продуктивности проверок 7.Консолидация ИТ Форма декларации не легальна? Существует ли пробел между правовыми актами и контрольными списками? Консультации по телефону юридически не регулируются? Некоторые нарушения правовых актов не контролируются? Власть закона не гаранти- рована? ИНСТРУМЕНТЫ РЕФОРМЫ «ПРАВОВЫЕ» БАРЬЕРЫ?

INTENTION OF THE PRESENTATION «Правовые» барьеры: Как декларация обязывает инспекции, если это не юридический документ (не право)? Как такая декларация возможна в общественном секторе? ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ПЕРВОМУ ГОДУ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

INTENTION OF THE PRESENTATION «Правовые» барьеры: Контрольные списки не охватывают все юридические требования – соответствуют ли они требованиям законодательства? Как некоторые правовые номы могут быть более важными, чем другие? Позволяют ли контрольные списки субъектам предпринимательства нарушать второстепенные юридические требования? ДЕЛОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСКИ

INTENTION OF THE PRESENTATION ЕДИНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ «Правовые» барьеры: Закон ничего не говорит о консультировании по телефону – как инспекция может организовать такой вид консультирования? Закон регулирует только письменное консультирование и его последствия – как телефонное консультирование может обязывать инспекции?

INTENTION OF THE PRESENTATION ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РИСКОВ «Правовые» барьеры: В законах очень мало указано об оценке рисков – кто дает инспекциям право основывать свою деятельность на оценке и управлении рисками? Кодекс об административных правонарушениях и специальные законы (например, о телекоммуникациях, о строительстве, о налогах, о безопасности продукции, о контроле алкогольной продукции и т.д.) указывают нарушения и соответствующие санкции – почему бы просто не искать нарушения? Очень низкая НизкаяСредняяВысокаяОчень высокая БольшоеМалаяЗначитель- ная Высокая Достаточно большоеМалая Значитель- ная Высокая Достаточно малоеНизкаяМалая Значитель- ная МалоеНизкая Малая Значитель- ная СТЕПЕНЬ РИСКА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Вероятность неблагоприятных событий Воздействие (масштаб, количество) ущерба и последствия

INTENTION OF THE PRESENTATION МЕМОРАНДУМ О НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ НЕСООТВЕТСТВИЯХ ПРИ МАРКИРОВКЕ «Правовые» барьеры: Как игнорирование некоторых нарушений правовых актов соответствует принципу «власти закона»? Как меморандум обязывает инспекции, если он не является юридическим документом? Как такой меморандум возможен в общественном секторе?

INTENTION OF THE PRESENTATION Экономические и юридические аргументы «за»: ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ПЕРВОМУ ГОДУ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Государствен- ные органы имеют особую компетенцию утверждать документы стратегическо- го планирова- ния Глава государственного органа уполномочен распределять финансовые и трудовые ресурсы учреждений для достижения целей и выполнения зада учреждений Цель инспекции – добиться положительного развития определенной сферы ее надзора (например, снижение количества случаев интоксикации, несчастных случаев, уровня загрязнения, увеличения процента предпринимателей и потребителей, недовольных услугами инспекции). Цель не состоит в том, чтобы больше проверять или больше наказывать субъектов предпринимательства

INTENTION OF THE PRESENTATION ДЕЛОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСКИ Экономические, фактические и юридические аргументы «за»: В действительности, контролировать все надлежащим образом невозможно Юридические требования различаются: они соответствуют различным степеням риска Контрольный список является организационным (не юридическим) средством обеспечения, что: -Субъекты предпринимательства понимают юридические требования; -Инспекторы надлежащим образом и эффективно выполняют свои функции Прозрачность процессов минимизирует предпосылки для коррупции

INTENTION OF THE PRESENTATION ЕДИНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ Экономические и юридические аргументы «за»: Консультирование по телефону экономит деньги – это более эффективный метод консультирования, чем письменный Записанные беседы – это электронные данные, которые признаются (в Гражданском процессуальном кодексе), как достоверное доказательство Единое консультирова- ние основано на принципе равенства перед законом Запись – это способ обеспечения однородности устных консультаций

INTENTION OF THE PRESENTATION ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РИСКОВ [ риск – это «вероятность в сочетании с потенциальным масштабом опасности», при котором опасность является неблагоприятным событием, которое может повлиять на здоровье и безопасность людей, окружающую среду и другие важные общественные блага] Экономические и юридические аргументы «за»: Very lowLowMediumHighVery high Largesmallsignificant high Large enoughsmall significant high Small enoughlowsmall significant Smalllow small significant Оценка риска и определение приоритетов инспекций являются необходимыми условиями для эффективного государственного управления Оценка риска не противоречит определению понятия надзора, указанного в Законе о государственном управлении, в котором она также определена, как контроль, сбор информации и оценка (не только как консультирование, проверки и наложение санкций) Оценка риска является подходящим инструментом для достижения целей, закрепленных в специальных законах (например, цель, «чтобы удостовериться, что только безопасные продукты попадают на рынок», установленный в Законе о безопасности товаров, будет достигнута более соответственно после идентификации опасных продуктов, крупнейших правонарушителей и т.д.)

INTENTION OF THE PRESENTATION МЕМОРАНДУМ О НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ НЕСООТВЕТСТВИЯХ ПРИ МАРКИРОВКЕ Экономические и юридические аргументы «за»: Подход соответствует принципам надзора за юридическим и лицами, установленными в Законе о государственном управлении и положениям Конституции: - принцип нагрузки минимального и пропорционального надзора; - принципы недопущения дискриминации и равенства перед законом; - право на свободу экономической деятельности. Экономические санкции не ради самих санкций. Правовые нормы, исправляющие санкции, не единственные второстепенные нормы, которые следует применить. Первостепенные нормы – это нормы, устанавливающие положительные цели.

INTENTION OF THE PRESENTATION ВЫВОДЫ Инспекции не должны прятаться за формальной буквой закона, они должны сконцентрироваться на главной цели их существования Необходимо больше диалога, необходимо обсуждать различные аргументы с целью обеспечения лучшего понимания положительных сторон реформы в сфере проверок субъектов предпринимательства – не только для бизнеса, но и для инспекций и потребителей