Экономика образования: финансовое обеспечение системы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ проблем состояния системы современного образования РФ (На основе доклада о состоянии и развитии системы образования РФ)
Advertisements

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА RESEARCH PROJECT OF THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL TOURISM: THEORY AND PRACTICE.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Финансово-экономические механизмы реализации приоритетных структурных преобразований в общем и дополнительном образовании детей (2 часть) Шадрина Н.М.,
Экономика образования: Оплата труда школьных учителей.
* Роберт Мертон Солоу (род. 23 августа 1924, Бруклин, Нью-Йорк) американский экономист еврейского происхождения. * Лауреат Нобелевской премии 1987 г.
Тема 2. Финансирование организаций социальной сферы.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Формирование кадрового потенциала экономики Санкт-Петербурга в современных условиях Дмитрий Семёнович Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости.
Александр Кондаков, член-корр. РАО, д.п.н.. В большинстве стран: образование начинается до достижения ребёнком пятилетнего возраста спрос на дошкольное.
Ценка результативности научных организаций О ценка результативности научных организаций Минобрнауки России август 2008 года.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) Подготовила ученица 11 класса Остроухова Ольга.
Заместитель начальника Департамента общего образования по экономическим вопросам Штауб И. Б.
Модель управления развитием системы оценки качества общего образования 6 ноября 2011г., г.Москва.
И. Шаповалов, начальник департамента образования Белгородской области - заместитель председателя Правительства области.
Задачи развития системы образования Ключевой приоритет: развитие системы профессионального образования В целях интенсивного социально-экономического развития.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Электронный мониторинг модернизации общего образования в ходе всей совокупности Федеральных проектов, программ и инициатив Петряева Е.Ю., к.п.н., руководитель.
Смена парадигмы мышления Горшенин В.П., д.э.н., профессор, декан Международного факультета Южно-Уральского государственного университета, директор МВА.
Заработная плата элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Сущность заработной.
Транксрипт:

Экономика образования: финансовое обеспечение системы

Обо мне Советник ректора Заведующий ЛАМИД Бакалавриат: – экономика Магистратура: – ММАЭ Аспирантура: – Экономика и управление народным хозяйством: образование Финансовое обеспечение системы образования Мониторинговые исследования образования Образование и рынок труда

Политические предпосылки развития экономики образования Вторая мировая война Угроза распространения коммунизма Human rights movement Восстановление послевоенной Европы Маккартизм, Корейская война, Sputnik-1, политика поддержки развивающихся стран Доклад Коулмена Группа ВБ, ЕБРР На что давать деньги? US DoE Как обеспечить досупность? С 1968-го 1966 Manpower planning Rate of returns Equal access ПредпосылкаДействие / реакцияВремя Сюжет экономики образования

Manpower planning в послевоенное время Финляндия2,6 Франция1,6 Германия7,9-10,0 Италия1,0 Япония3,7-4,4 Нидерланды3,5 Великобритания0,9 Советский союз13,9 Человеческие потери европейских стран и Советского союза во второй мировой войне (% населения) Послевоенный экономический коллапс в Европе _casualties

Займы Европейского банка реконструкции и развития – 1946, Франция, 250 млн. долл. США – Оценка заявок на другие займы Назначение займов – Восстановление объектов инфраструктуры Задача экономики образования – Достаточно ли у получателя займа рабочей силы для реализации проекта, на который дается займ? – Достаточно ли инженерного персонала? Manpower planning в послевоенное время - 2

Manpower planning в послевоенное время - 3 «Разумные» цели развития образования – Высокий уровень грамотности и недостаток специалистов- профессионалов Пересмотр учебных планов в пользу профессиональных навыков Поддержка программ повышения квалификации Внутренний меморандум Всемирного банка: – Be prepared to consider financing a part of the capital requirements of priority education projects designed to produce trained manpower to forward economic development. – In applying this criterion, the Bank and IDA should concentrate their attention on projects in the fields of vocational and technical education and training at other levels general secondary education Heyneman S.P. (2003) The history and problems in the making of education policy at the World Bank , Int. Journal of Educational Development, 23,

Rates of return Данные о росте производительности труда в развитых странах в первой половине XX века Объяснение через теорию человеческого капитала и оценки экономической отдачи (1958) – Минцер, Шульц Середина 1960-х годов: разочарование ВБ в manpower planning – Значимы не только прикладные навыки, но и общий уровень подготовки Сбор и систематизация данных по экономической отдаче от образования Jacob Mincer Theodor Schultz

Rates of return - 2 Уравнение Минцера – Ln(W) = a + b X + c * X^2 + r * S + Z * k + e r – экономическая отдача от образования идея: – В закрытой экономике с равновесным рынком труда чистая приведенная стоимость доходов у работников с разным уровнем образования одинакова

Rates of return - 3

Rates of return - 4 Отдача в расчете на год обучения в России Лукьянова А. (2010) «Отдача от образования: что показывает метаанализ», препринт НИУ ВШЭ WP3/2010/03

Rates of return - 5 Эффективность вложения на начальных этапах обучения выше Отдача от «высшего» образования выше, чем отдача от профессионального образования Прекращение поддержки профессионального образования в пользу школьного и «высшего» Введение / повышение платы за обучение Развитие программ образовательного кредитования «Высшее» - academic Основные результаты исследований Политика Всемирного банка Heyneman S.P. (2003) The history and problems in the making of education policy at the World Bank , Int. Journal of Educational Development, 23,

Equal access The three, who set us free: Robert and John Kennedy, Martin Luther King, Jr. – Вопрос расовой десегрегации поднял сенатор Джонсон – Для устранения его, как политического конкурента, Кеннеди предложил ему премьерский пост Civil Rights Act, 1964 – анализ образовательного неравенства в части расы, цвета кожи, религии, происхождения Equality of Educational Opportunity, 1960 – 600 тыс. школьников, 4 тыс. школ Невысокая дифференциация финансирования школ Семейные характеристики оказывают существенно большее воздействие, чем финансирование школ Значительное влияние на индивидуальную успеваемость играет контингент обучающихся LBJ, 1910s James Coleman

Факторы роста затрат на образование 2010 Оплата труда руководства школ 9 Оплата труда учителей40 Оплата труда других категорий работников 4 Сопутствующие услуги14 Содержание инфраструктуры 8 Другие расходы25 Доля работников с высшим образованием, у которых зарплата ниже средней зарплаты учителей, % Структура школьных расходов (штат Нью Йорк) /budget/exp01/y2009_2010/pdf/intro.pdf ek%202001%20PrimerAmerEduc.pdf

Финансирование образования в международном контексте 1900-е2000-е Процент населения, окончившего среднюю школу 6%87% 1970-е1990-е Соотношение «ученик-учитель» 22,317,3 Учителя- магистры (%) 27,556,2 Расходы в расчете на 1 школьника, США (цены 1990 года) Отдельные характеристики системы образования США

Результаты оценки производственных функций в образовании Hanushek (2006), Handbook of Economics of Education, vol. 2, School resources США Развивающиеся страны

Что означают такие результаты оценки параметров производственной функции Проблемные места в оценивания параметров – Качество эмпирической работы – Отсутствие гипотез об экономике общего образования Pritchett L.; Filmer D. (1999) What education production functions really show: a positive theory of education expenditures, Economics of Education Review, 18, 223–239 McCloskey D.N., Zilliak S.T. (1996), Standard Error of Regressions, JEL, Hanushek E. (2006), School resource Handbook of Economics of Education, vol. 2, School resources

Standard Error of Regressions Анализ публикаций о производственных функциях в школе – проблемы спецификаций (не учитываются региональные особенности образовательной политики) – не использование подхода value-added – работа с агрегированными данными по школам, а не с индивидуальными данными по учащимся Анализ статьей в AER за 1980-е годы – 70% работ учитывают только статистическую значимость взаимосвязей в 53% работ авторы ориентируются только на t-статистики – только в 4% работ учитывается мощность теста (ошибка II рода: вероятность отклонить гипотезу в случае, если она действительно неверна) –... Deidre McCloskey Eric Hanushek

Экономические модели общего образования Проблема каузальности – образовательная политика – распределение ресурсов внутри школ Если слабые школы получают дополнительные субсидии, то влияние ресурсных ограничений на качество обучения будет занижаться Распределение ресурсов в школе, как правило, смещено в пользу расходов на оплату труда учителей (профсоюзы, бэкграунд директоров). Значит, эффекты увеличения расходов на оплату труда будут занижаться. В развивающихся странах отдача от высшего образования очень высока. Эффективнее получить образование и уйти из школы. Проблема ограниченного предложения дефицитного ресурса.

Финансовое обеспечение и результаты обучения по-существу Perry Preschool Project, 1964 – дети из неблагополучных семей – посещение программы дошкольного образования (2,5 часа в день, 5 дней в неделю) – соотношение «учитель-ученик» 1 к 6 – 1,5 часовые визиты учителей в семьи – ежемесячные родительские собрания

Почему существует political bias в вопросах школьного финансирования Hoover institution – ключевые эксперты в области образования «Взвешенные» решения – штаты с единым нормативом финансирования школ Caroline Hoxby

NCLB, 2001 федеральный закон, создавший механизм изучения достижений школьников покрывает школы, получающие федеральное финансирование предполагает выявление школ с низкими достижениями учащихся и поддержку / реорганизацию выявление школ с низкими достижениями учащимися осуществляется в границах штатов Меры повышения достижений школьников – повторная фиксация низких результатов формирование двухлетней программы развития и предоставление опции перевода учеников в другие школы – трехкратная фиксация низких результатов бесплатные дополнительные занятия с неуспевающими – четырехкратная фиксация низких результатов полная смена работников школы – пятикратная фиксация низких результатов полная реструктуризация школы