группа «Северодвинский кластер» Алексей Богданов Александр Гильдебрант Ирина Дьяконова Виктория Казяба Дмитрий Малышев Наталья Осколкова Новая модель профессионального образования в Северодвинском образовательном кластере
Стратегические вызовы для САФУ 1.Необходимость завоевания ключевых позиций в Арктическом деловом пространстве 2.Необходимость обеспечения финансовой устойчивости университета 3.Собственное развитие за счет кооперации с государственной промышленной корпорацией и участниками СИТК
Анализ ситуации Северодвинск – моногород, выстроенный вокруг предприятий ОСК Сокращение численности населения в городе и регионе, отъезд активной молодёжи Изменение в структуре и планах технологического развития ОСК задаёт требования на изменение содержания образования в ИСМАРТе и в университете в целом Слабое развитие технических компетенций у выпускников. Проблемы с системными компетенциями Низкий уровень подготовленности абитуриентов по основным школьным курсам (физика, математика) Низкая привлекательность территории для высокотехнологичного бизнеса, неблагоприятный инвестиционный климат в регионе
Создание современной модели профессионального образования на базе СОК САФУ, основанной на выстраивании кооперации САФУ и корпорации ОСК, с целью позиционирования университета в качестве драйвера отраслевого и территориального развития. Обоснование системных механизмов, обеспечивающих возможность университету отрабатывать на экспериментальной площадке СОК прорывные, как для САФУ, так и для всей системы ВПО, образовательные и исследовательские технологии Цель проекта
ЦТКНовые ОП (САФУ-ОСК) Лазерно-дуговая сварка -Сварочное производство -Мехатроника и робототехника Крупноблочное судостроение -Мехатроника и робототехника -Эксплуатация и сервисное обслуживание зданий и сооружений «проф: подъемно-транспортная инфраструктура» Сервис судов арктического шельфа -Эксплуатация и сервисное обслуживание зданий и сооружений «проф: причалы и доки» -Организация сервиса и обслуживания судов. «Проф: в высоких широтах» - Применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок Эффективная организация производства Дополнительное образование -Стандарты и системы автоматизированного проектирования -Проектный менеджмент -Рациональное производство Проектное решение: ОБРАЗОВАНИЕ -ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ -МОДУЛЬНОСТЬ -НЕПРЕРЫВНОСТЬ
Проектное решение: ОБРАЗОВАНИЕ
Проектное решение: ИССЛЕДОВАНИЯ и РАЗРАБОТКА Базовые принципы: 1.Сохранение науки в вузе 1.Сохранение науки в вузе (вуз без науки – ПТУ) 2.Приоритет прикладных исследований 2.Приоритет прикладных исследований (НИОКР, коммерциализация, ориентация на «повестку» ОСК) 3.Сохранение академической науки 3.Сохранение академической науки: отсутствие ограничений («отрыв») со стороны прикладных узкопрактических задач (наука в вузе vs наука в корпорации), работодатель (заказчик) получает не только инновационный продукт, но и компетентного специалиста (наука в вузе vs наука в НИИ) возможность завоевания лидерских позиций по ряду перспективных направлений (робототехника, новые материалы, ИТ в судостроении), развитие перспективных компетенций 4. Проектный подход
Схема деятельности технопарка Проектное решение: ИССЛЕДОВАНИЯ и РАЗРАБОТКА
Схема деятельности технопарка Проектное решение: ИССЛЕДОВАНИЯ и РАЗРАБОТКА
Схема основных процессов в технопарке Проектное решение: ИССЛЕДОВАНИЯ и РАЗРАБОТКА
Проектное решение: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ brain drain Отложенный и направленный отъезд ПРОБЛЕМАПРИЧИНАИДЕЯ
Целевая модель
Целевая модель взаимодействия в СИТК
Индикаторы 1. Объемы НИОКР САФУ в интересах ОСК и Города. 2. Оборот наукоемкого бизнеса СИТК и его доля в ВРП. 3. Доля студентов и преподавателей вовлеченных в наукоемкий бизнес. 4. Средний балл абитуриента на инженерных специальностях ОСК. 5. Доля совместных учебных модулей, разработанных с вузами-партнерами.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Ресурсы: ОБРАЗОВАНИЕ ДеньгиЛюди Программа развития САФУ мер – разработка новых образовательных стандартов А.Е. Гильдебрант (совместно с Ворожцовой Л.А. подготовить конкурсную документацию) Директор ИСМАРТ – организовать ВТК ИСМАРТ принять участие в конкурсе Программа развития мер. 2.2 Директор Северодвинского филиала – создать ассоциацию судостроительных вузов, подготовить рабочую группу САФУ, обеспечивающую участие в ассоциации. Институт повышения квалификации Северодвинского филиала – разработка программ ДПО «Проектное управление», «Бережливое производство». Внутренние гранты из мероприятия 2.1 программы развития. Темы: Коллективное поведение роботов. Математическое обеспечение навигации роботов. Институты: ИСМАРТ, ИИКТ, ИЕНБ, ИЭТ
Ресурсы Профориентационные мероприятия в муниципальных образованиях Архангельской области 1 млн. + 1 млн. из программы развития студенческих объединений Олимпиада по робототехнике В рамках фестиваля информационных технологий (ИМиКН) Копосов Д.Г. Олимпиада по океанотехнике ИСМАРТ Заочная физмат-школа САФУ «Путь в Арктику» Шабанова М.В.
Ограничения 1.Специфика оборонного предприятия 2.Необходимость ведения диалога с ОСК, а действовать локально на уровне предприятия