Биологические модели развития популяций 2. Биоритмы человекаБиоритмы человека 1. Помоги раскрыть преступлениеПомоги раскрыть преступление 3.Численность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В биологии при исследовании развития биосистем строятся динамические модели изменения численности популяций различных живых существ (бактерий, рыб, животных.
Advertisements

Моделирование биоритмов человека Лабораторная работа по теме «Моделирование» Автор: Лимаренко А.И., учитель информатики и ИКТ гимназии 446.
Интегрированный урокбиологии -информатики Интегрированный урок биологии - информатики «Динамика биологических популяций» «Математическое моделирование.
Информационная модель развития популяции Автор: Лимаренко А.И., Учитель информатики и ИКТ гимназии 446 Лабораторная работа по теме «Моделирование»
Интегрированный урокбиологии -информатики Интегрированный урок биологии - информатики «Динамика биологических популяций» «Математическое моделирование.
Биологические модели развития популяций. Укажите основные этапы построения и исследования модели Описательная информационная модель Формальная модель.
С помощью электронных таблиц OpenOffice.org Calc. УМК по информатики Угринович Н.Д., 9 класс. Выполнила: Сахарова М.А., учитель информатики и ИКТ, МОУ.
В биологии для изучения динамики численности популяции в зависимости от воздействия различных факторов выделяют модели – неограниченного роста, ограниченного.
Тема урока ЧЕЛОВЕК - ДИТЯ ПРИРОДЫ ОСНОВОПОЛОЖНИКИ теории «трех биоритмов» Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический биоритмы.
Создание компьютерной информационной модели «Биоритмы человека»
Биологические модели развития популяций. Моделирование в биологии устанавливает взаимосвязи между биологической теорией и опытом. делает долгосрочные.
Компьютерное моделирование Тема урока.
Модель «жертва-хищник» Динамическая модель изменения численности популяций.
Биологические модели Моделирование биоритмов человека Малыш Н.Ю., учитель математики и информатики МАОУ «СОШ 24»
Лабораторная работа по теме: «Электронные таблицы Excel»
Урок информатики и ИКТ в старших классах Учитель информатики и ИКТ: Кравченко Елена Юрьевна 2007 г. МОУ Челно-Вершинская средняя общеобразовательная школа.
Презентация к уроку информатики и ИКТ в 9 классе Автор – Караваева Е.Л. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Цель Познакомиться с возможностями MS Excel при решению нестандартных задач из разных предметных областей (в частности, биологии). Практически применить.
LOGO МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Выполнил учитель информатики Толстоноженко Ю.А. МБОУ Заветинская СОШ 1.
Ваш гид в информатике info-helper.ru. По данным Всемирного союза охраны природы (World Conservation Union) за последние 500 лет полностью вымерло 844.
Транксрипт:

Биологические модели развития популяций 2. Биоритмы человекаБиоритмы человека 1. Помоги раскрыть преступлениеПомоги раскрыть преступление 3.Численность популяций животныхЧисленность популяций животных

На месте совершения преступления обнаружен след от обуви. Из протокола допроса свидетеля, показания бабушки (75 лет): «…ой, милок, какой он рассказать точно не смогу. Хотя, запомнила, что он человек молодой и лет ему 26-28, не больше. Рост, ну, не знаю, для меня уж очень большой…». Подтвердите показания свидетеля и предоставьте следователю как можно больше информации о человеке совершившем преступление. Можно ли построить модель человека по его отпечатку обуви? 1. Помоги раскрыть преступление

Легенда, существующая со времен Древнего Китая, гласит о том, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, биоритмам. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную, интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы, спады нашего состояния. Многие полагают, что они представляют собой синусоидальную зависимость. Дни в которые график проходит через ось абсцисс являются неблагоприятными. За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс. Физический биоритм характеризует жизненные силы человека. Периодичность ритма – 23 дня. Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека. Продолжительность периода цикла – 28 дней. Интеллектуальный характеризует мыслительные способности. Цикличность его – 33 дня 2. Биоритмы человека

Построить графическую модель своих биоритмов. Ответить на вопросы: Неблагоприятные дни для зачета по физической культуре Выбрать день для похода в цирк Выбрать дни когда устные ответы в школе будут наиболее удачны. Расчетные формулы: Fф = sin[(2 (t-t0)/23] – физический цикл; Fэ = sin[(2 (t-t0)/ 28] – эмоциональный цикл; Fи = sin[(2 (t-t0)/ 33] – интеллектуальный цикл. t- дата за определенный период t0- дата рождения

Пример графической модели биоритмов человека.

Графики на рисунке слева (рис.1) отображают теоретический и практический рост популяции Пунктирной линией изображён теоретический рост популяции. По графику видно, что численность популяции растёт безгранично. Сплошная кривая отображает рост популяции в природе (практический). Точка A на графике соответствует начальному числу особей, точка D - тому, которое устанавливается в соответствии с ёмкостью среды и соответствует стабилизации. Точки B, C и D отображают критические численности популяции, изменяющие темп её роста. Из всего сказанного следует, что в популяции с определённого момента рождаемость и смертность, приток и отток особей начинают уравновешивать друг друга. Характер данной кривой отображает основные законы роста всех видов популяций. Рис.1 Рис. 2 В биологии при исследовании развития биосистем строятся информационные модели изменения численности различных живых существ (бактерий, рыб, животных и пр.) с учётом различных факторов. Взаимовлияние популяций друг на друга рассматривается в моделях типа «хищник – жертва». Безграничный рост численности популяции губителен для любого вида, так как приводит к подрыву его жизнеобеспечения. 3. Численность популяций животных

модель неограниченного роста (теоретическая); модель ограниченного роста (практическая); модель ограниченного роста с отловом; модель «хищник – жертва» (взаимодействия с другими популяциями). Саранча Сибирский шелкопряд Антилопы Волки загоняют лося Виды моделей развития популяций: Корюшка

где x n – численность популяции текущего года, x n+1 – численность популяции следующего года а – коэффициент роста (если рост 5%, то а = 1,05) Модель неограниченного роста В этой модели численность популяции ежегодно увеличивается на определённый процент. Никакие абиотические (внешние) и биотические (внутренние) факторы влиять на численность популяции в этой модели не будут. Модель теоретическая. x n+1 = a*x n,

В этой модели учитывается, что на численность популяции оказывает влияние состояние окружающей среды, наличие корма, перенаселённость и другие факторы x n+1 = a * x n - b*x n 2 = (a – b*x n )*x n, где b – коэффициент перенаселённости а – коэффициент роста, x n – численность популяции текущего года x n+1 – численность популяции следующего года Модель ограниченного роста

В этой модели учитывается, что на численность популяций промысловых животных и рыб также оказывает влияние величина ежегодного отлова. x n+1 = (a - b*x n )* x n - c, где с – величина ежегодного отлова, а – коэффициент роста, b – коэффициент перенаселённости, где x n – численность популяции текущего года, x n+1 – численность популяции следующего года Модель ограниченного роста с отловом

Популяции обычно существуют не изолированно, а во взаимодействии с другими популяциями. Наиболее важным типом такого взаимодействия является взаимодействие между жертвами и хищниками (караси-щуки, зайцы-волки и т.д.). В этой модели количество жертв и хищников связано между собой. x n+1 = (a - b*x n )* x n - с – f * x n *y n, Количество встреч жертв и хищников прямо пропорционально произведению количеств жертв и хищников, а коэффициент f характеризует возможность гибели жертвы при встрече с хищником, x n – количество жертв, y n – количество хищников. Модель «хищник – жертва»

Пользуясь исходными данными, представленными в образце, построить табличную и графическую биологические модели развития популяций средствами табличного процессора MS Excel. Ряд 1 – модель неограниченного роста (теоретическая) Ряд 2 – модель ограниченного роста (практическая) Ряд 3 - модель ограниченного роста с отловом Ряд 4 – модель «хищник – жертва»

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину. М.М. Пришвин РОССИИ В последнее время человек всё больше и больше вмешивается в природные процессы. Исследуя модели развития популяций, можно сохранить видовое разнообразие растений и животных, чтобы не пришлось заносить их в Красную книгу.

Будущее человечества, жизнь наших детей, внуков и более отдалённых потомков целиком зависят от совместных усилий людей, населяющих Землю сегодня. Академик А. Виноградов, геофизик «Люди начинают чувствовать, что Земля – их общий дом, и что у человечества есть общая забота – избежать экологического кризиса» Академик П. Капица, физик «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». Фредерик Жолио-Кюри, физик

Люди, помните! Вы в ответе за тех, кого приручили! Берегите нас! Мы имеем право жить на Земле !