Зарождение научного знания Основные этапы в развитии науки. Греческая наука и основные периоды ее развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пифагор Работа учителя ГОУСОШ 1315 Мирсалимовой Е.Н.
Advertisements

Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Презентацию составил Ученик 9 «А» класса ГОУ ЦО 18 Палов Артем.
«Начала» Евклида Автор работы: Васильева Ксения 10а.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Многогранники. Многогранником называется тело, граница которого является объединением конечного числа многоугольников.
П ОНЯТИЕ О ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ТЕЛЕ И ЕГО ПОВЕРХНОСТИ. М НОГОГРАННИКИ. П РИЗМА.
Решение экономических задач чиновниками Уравнения 1-й степени и простейшие квадратные уравнения Египетские водяные часы, реконструкция по чертежам из.
Выполнил магистр группы 8 НМ 71 Тусупбеков А.К. Научные программы античности.
Математические открытия великих греков. МОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа» Работу выполнила: команда «Аксиома» Руководитель: Клюева Т.М.
Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Греки, заимствуя знания на Востоке, перерабатывают их и доводят до уровня теории, систематического изложения, совершенствуя методы, принципы познания.
Многогранники. Определение Многогранников Многогранником называется тело, граница которого является объединением конечного числа многоугольников. Первые.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя»
Греки, заимствуя знания на Востоке, перерабатывают их и доводят до уровня теории, систематического изложения, совершенствуя методы, принципы познания.
Выпуклые многогранники и их свойства. учитель нач. классов Гимназии 7 Гаврюшина О.В.
МОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа» Работу выполнил ученик 9-го класса Миннигулов Тимур Учитель: Клюева Т.М г.
Связь египетского календаря с числовыми характеристиками додекаэдра. Выполнила: Горчакова Мария 11 а.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Транксрипт:

Зарождение научного знания Основные этапы в развитии науки. Греческая наука и основные периоды ее развития

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В рамках позитивистской традиции считалось, что предложение научно только в том случае, если оно верифицируемо, т.е. если его истинность может быть установлена наблюдением. Если высказывание неверифицируемо, то оно ненаучно.

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Системность научного знания проявляется в том числе и в том, что изучаемые им объекты во всём их многообразии сводятся, в конечном счете, к нескольким простейшим – элементам. Для античной и средневековой науки такими первоэлементами являлись огонь, воздух, вода и земля (к ним был добавлен позднее свет). Сложность уточнения интуитивного представления о знании иллюстрирует следующий вопрос: обладали ли греческие геометры знанием равенства вертикальных углов до тех пор, пока Евклид не смог его доказать?

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Античная наука и рабовладение. Средневековая наука и феодальное общество. Наука Нового времени и зарождение промышленного производства. Классическая наука и индустриальное общество. Неклассическая наука и общество потребления. Постнеклассическая наука и информационное общество.

НАУКА Считается [П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки], что современная наука ведёт своё начало от древнегреческих ученых Фалеса и Пифагора. Знания более древних цивилизаций – Египта, Вавилона, Индии, Китая – считаются принадлежащими не науке, а «преднауке». Основание подобной точки зрения – отсутствие дедуктивного доказательства как основного способа обоснования в рассуждениях.

НАУКА Дедуктивное доказательство являлось бы идеальным для обоснования рассуждений, если бы его можно было применять в любой предметной области, но уже в физике так не получается. Да и в геометрии подобное доказательство достаточно лишь для защиты её утверждений от критики софистического характера, но против скептицизма, ставящего под сомнение исходные научные определения, аксиомы и постулаты ничем помочь не могут.

НАУКА Египтяне умели находить объем усеченных пирамид. Вавилоняне – решать квадратные уравнения. Во всех восточных цивилизациях задолго до Пифагора было известно соотношение между сторонами прямоугольного треугольника.

НАУКА Развитие греческой науки может быть разделено на следующие этапы: I – усвоение ионийцами знаний ближневосточных соседей (финикийская арифметика, вавилонская алгебра, египетская геометрия) II – развитие специфически греческого взгляда на науку, ставящего её умозрительный аспект выше практических приложений (Пифагор)

НАУКА III – классический период. Результаты Теэтета и Евдокса, полученные на базе достижений математиков пифагорейской школы V в. до н.э., составили главное содержание «Начал» Евклида, завершающихся построением пяти правильных многогранников. Тетраэдр (огонь), октаэдр (воздух), икосаэдр (вода), куб (земля) и додекаэдр (его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца) описывали, согласно платоновскому «Тимею», устроение Космоса IV – эллинистический период. Наиболее крупные имена: Архимед (вычисление площадей и объемов криволинейных фигур; статика); Аполлоний (теория конических сечений); Птолемей (геоцентрическая картина мира)

МИР Для древних греков мир – это Космос. Согласно пифагорейцам, «всё есть число». В соответствии с этим они представляли Космос состоящим из чисел, разделяемых друг от друга вдыхаемой извне пустотой. Именно эту картину мира оспорил Парменид, сказав в поэме «О природе»: «Бытие есть, небытия – нет».

МИР Согласно Пармениду, Космос представляет собой единую, «бездрожную», сплошную сферу. Пифагорейские числа и числовые соотношения выражают не подлинное бытие, а лишь видимость, пестрое марево чувственно воспринимаемых фактов. Зенон Элейский своими апориями (наиболее известны «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стрела», «Стадион») показал, что неоспоримый факт движения чувственно воспринимаемых тел не может быть интерпретирован в рамках пифагорейского учения.

МИР Единственно возможный выход из трудностей, вызванных столкновением пифагорейской и элейской школ, предложил Демокрит. Представление об атоме как о мельчайшей, физически неделимой частице позволяло сохранить в составе представления о реальном мире оба взаимно исключающих друг друга момента количественного аспекта действительности – и прерывность и непрерывность, и неделимость и делимость, и единое и многое, и бесконечное и конечное (т.е. величину).

МИР Атомистика позволяла истолковать число, выражающее форму и порядок тел в пространстве и времени, как чисто объективную характеристику материального мира, не зависящую от произвола людей или богов. Идея Демокрита позволяла перекинуть мост между бытием и его образами в чувственном созерцании, в частности между числами и геометрическими фигурами. Мир стал представляться собранием бесчисленных космосов, которые объемлет Великая Пустота.

МИР Атомистика вошла в конфликт с официальной греческой математикой (Аристотель: «Постулируя неделимые тела, они (Демокрит и Левкипп) вынуждены впасть в противоречие с математикой»). Геометров смущало, что при допущении мельчайшей, даже мысленно неделимой частицы оказывается невозможным разделить точно пополам отрезок, состоящий из нечетного числа неделимых.

МИР Две половины такого отрезка никогда не могут быть «равными», «конгруэнтными», а будут только казаться таковыми в силу грубости наших чувств, слабой разрешающей силы глаза. Тем самым «равенство», «конгруэнтность» и им подобные понятия, на которых геометрия основывала свои доказательства, оказывались, строго рассуждая, лишь приблизительными, лишь огрубленными образами.

МИР Школа Платона попыталась усвоить идеи атомистики, отвергая в то же время представление о телесно- физической природе неделимых. Вместо неделимого тела она приняла неделимую, минимальную поверхность и далее неделимый бестелесный контур – треугольник, который оформляет бесформенную материю.

МИР Материя, представлена в этой концепции как нечто киселеобразное, как «апейрон», внутри себя абсолютно однородный. Это – чистая возможность количественных и качественных различений, полагаемых в нее извне, со стороны царства «идей». Опосредующим звеном между идеями и материей выступают «математические предметы», непосредственно воплощающиеся в виде чувственно воспринимаемых контуров, очертаний и фигур определенной величины и числа.

МИР Вместе с тем, Космос у Платона один, но окружает его не пустота, а занебесный мир эйдосов. В Занебесье есть идеальная Земля и идеальное Солнце, именуемое Благом. Поднебесный мир в целом уподобляется Занебесью.

МИР У Аристотеля Космос устроен сходным образом, но окружает его бестелесный Ум- Перводвигатель. Ум движет Космос как предмет желания и предмет мысли, приводя в движение неподвижную сферу звезд, вовлекающую в движение всё остальное в поднебесном мире. Эта картина была господствующей вплоть до Нового времени. С утверждением представления о бесконечности Космоса человеку стало гораздо менее уютно в нём, что и отразил в своём творчестве Б. Паскаль.

МИР Ум мыслит сам себя, хотя быть мыслью и быть постигаемым мыслью – не одно и то же. Но в некоторых случаях само знание – предмет [знания]: в знании о творчестве предмет - сущность, взятая без материи, и суть бытия, в знании умозрительном - определение и мышление. Поскольку постигаемое мыслью и ум не отличны друг от друга у того, что не имеет материи, то они будут одно и то же, и мысль будет составлять одно с постигаемым мыслью.

ЧЕЛОВЕК Образовательная среда в Древней Греции – в первую очередь, гомеровский эпос, вобравший в себя коллективную память эллинов. Заслуга Гесиода – унификация местных локальных мифов и создание общегреческого Пантеона. Самооформление индивидуума в ионийско-эолийской лирике (Тиртей, Мимнерм, Солон, Архилох).

ЧЕЛОВЕК Древнегреческий театр как школа гражданского воспитания. Драма Эсхила. Трагический человек Софокла. Творчество Еврипида как предвестник рождения эллинистического человека.

ЧЕЛОВЕК Древнегреческая комедия как народная обрядовая игра и как литературный жанр. Виднейшие представители аттической комедии – Кратин, Евполид, Аристофан. Общественное значение комедий Аристофана.

ТЕАТР ТЕОРИИ Древнегреческая трагедия и философия. Трагическая амехания как открытие сознания. Феория (теория) и феорема (теорема). Теория и хорея. Хорея небесных тел и космичность мусических искусств.

ТЕАТР ТЕОРИИ Образец искусства: форма, постигаемая через уподобление. Космическая мистерия пифагорейцев. Законы музыкальной гармонии. Космос как идеальный музыкальный инструмент.

ТЕАТР ТЕОРИИ Тетрада и декада пифагорейцев. Пластический характер представлений пифагорейцев о гармонии. Геометрия как наука об уподоблении чисел, по природе не подобных друг другу

ИНФОРМАЦИЯ Мнение (докса) и знание (матема). Предмет мнения – чувственно воспринимаемый (поднебесный) мир. Предмет знания – умопостигаемый мир. Невозможность знания о чувственном мире и необходимость знания о мире умопостигаемом.

ИНФОРМАЦИЯ Роль геометрии в формировании аристотелевского учения об Уме- Перводвигателе. Творческие и теоретические науки. Первая материя Аристотеля как субстанция вещей и как препятствие к их точному количественному познанию.

ИНФОРМАЦИЯ Специфика древнегреческой геометрии по отношению к математике восточных цивилизаций. Роль строительного искусства египтян в становлении греческой теоретической геометрии. Фалес, Пифагор и Евдокс как основоположники греческой геометрии.

ИНФОРМАЦИЯ До Аристотеля были известны медицина и четыре математических науки: арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Аристотель стал родоначальником четырех новых научных дисциплин: физики, биологии, логики и психологии. Стагирит сформулировал общее положение, которые по праву можно назвать законом аристотелевской физики: каждое тело стремится занять своё естественное место.

ИНФОРМАЦИЯ Специфика онтологии Аристотеля предопределила «демократический» характер его психологии: все человеческие души производны от эйдоса души в Уме- Перводвигателе и потому изначально имеют одинаковую способность к восприятию новых знаний. У Платона свойства отдельной души зависели от того, что она ранее претерпела, вследствие чего и способности к познанию у разных людей не могли не отличаться между собой