I. Конкурс « Ромашка » II. « Терминологический бой » III. Конкурс « Третий лишний » IV. Конкурс на знание качественных реакций органических веществ V.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Карбоновые кислоты Тесты Презентация Журавлевой Т.А., школа 309, г. Санкт-Петербург «Химия – Первое сентября» к 10/2011.
Advertisements

CH 4 (метан) Агрегатное состояние Тяжелее или легче воздуха? Цвет, запах Растворимость в воде Класс вещества Углеводород или нет Особенность строения В.
11 класс. Углеводы. Задача. Определите формулу органического соединения, состоящего из углерода (массовая доля 40%), кислорода (массовая доля 53,33%) и.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
CEE СпиртыСпирты СпиртыСпирты. СпиртыСпирты Основное содержание темы: 1.Понятие о спиртах, их классификацияПонятие о спиртах, их классификация 2.Гомологический.
Органическая химия часть 3 ТЕСТ органическая химия часть 3 Выполнила учитель химии Шеина Олеся Владимировна МБОУ СОШ 2.
Спирты. Строение. Физические и химические свойства. Спиртами (или алканолами ) называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько.
Девиз: Знать Уметь Применять I тур 1 балл за правильный ответ балла за правильный ответ балла за правильный ответ 1234 II тур.
1 КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ. (СПИРТЫ. ФЕНОЛЫ).
Углерод – «царь живой природы». В природе его – 0,35%. Он же и «основа жизни», и «хлеб растений». Соединяясь с различными химическими элементами.
1. Закрепляем, обобщаем и систематизируем знания о а) составе б) строении в) свойствах спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот и сложных эфиров.
1 Ароматические углеводороды Арены. 2 Какие углеводороды называются ароматическими? Ароматические углеводороды (арены) – это углеводороды с общей формулой.
1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА.
Свойства альдегидов, их применение.. Цели урока: Изучить химические свойства альдегидов. Познакомить учащихся с применением формальдегида и ацетальдегида.
Алканы. 1. Определение. Общая формула класса углеводородов. Определение. Общая формула класса углеводородов. 2. Гомологический ряд. Гомологический ряд.
Тема урока «Спирты». Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией.
Практическая работа. 1) Какие классы углеводородов мы изучали в 10 классе? 2) Соотнесите название гомологических рядов углеводородов с их общими формулами:
СПИРТЫ Кислородсодержащие органические соединения ПОДГОТОВИЛА ДЗЕМБО Н.К.- учитель химии ВСООШ 1.
Углеводы Цель урока: Рассмотреть общее понятие об углеводах как о полифункциональных органических соединениях. Рассмотреть классификацию углеводов по различным.
Ананьева В.И.. Получение спиртов 1.Гидратация алкенов. 2.Гидрирование альдегидов. 3. Окисление алкенов. 4.Гидролиз галогеналканов. 5.СПЕЦИФИЧЕСКИЕСВОЙСТВА.
Транксрипт:

I. Конкурс « Ромашка » II. « Терминологический бой » III. Конкурс « Третий лишний » IV. Конкурс на знание качественных реакций органических веществ V. Конкурс « Знатоки номенклатуры веществ » VI. Конкурс « Дайте правильный ответ » VI I. Каламбур ( Найди ошибку ) VII I. Аукцион

На лепестках цветка написаны классы органических соединений. Капитаны команд готовят ответ по характеристике представителей данного класса. План характеристики класса : 1. Общая формула класса 2. Пространственная модель строения представителей класса 3. Преобладающие виды химической связи 4. Виды изомерии класса 5. Простейший представитель класса 6. Основные типы химических реакций класса согласно их строению ( перечислить )

За одну минуту необходимо дать как можно больше правильных ответов. Вопросы к « Терминологическому бою »: 1. Болотный газ. ( Метан ). 2. Вещества, имеющие одинаковую молекулярную формулу, но разное строение. ( Изомеры ). 3. Гомологическая разность. (-CH 2 -). 4. Предельные углеводороды с замкнутой цепью. ( Циклопарафины ). 5. Реакция по удлинению углеродной цепи. ( Реакция Вюрца ). 6. Общая формула алкенов (C n H 2n ). 7. Суффикс алкенов. (- ен ). 8. Угол связи при sp2- гибридизации. (120). 9. Связь, образованная негибридными р - электронами, находящимися в перпендикулярной плоскости сигма - связями. ( Пи - связь ). 10. Пространственные изомеры. ( Цис -, транс -). 11. Частица с неспаренным электроном. ( Радикал ). 12. Радикал этилена. ( Винил ). 13. Реакция отнятия водорода. ( Дегидрирование ). 14. Реакция отщепления воды. ( Дегидратация ). 15. Реакция, в результате которой образуются только высокомолекулярные органические соединения. ( Полимеризация ). 16. Мономер натурального каучука. ( Изопрен ). 17. Процесс превращения каучука в резину. ( Вулканизация ). 18. Соединения с тройной связью. ( Алкины ).

Вопросы к « Терминологическому бою »: 19. Формула Кекуле. ( Бензол ). 20. Продукт хлорирования бензола на свету. ( Гексахлорциклогексан или гексахлоран ). 21. Метилбензол. ( Толуол ). 22. Взрывчатое вещество, образованное 2,4,6- тринитротолуолом. ( Тол ) 23. Разрыв C-C связей с образованием низкомолекулярных углеводородов при переработке нефти. ( Крекинг ). 24. Химическая связь между молекулами низших спиртов. ( Водородная ). 25. Продукт взаимодействия двух молекул спиртов при температуре ниже 140 град. в присутствии серной кислоты. ( Простой эфир ). 26. Двухатомный спирт. ( Этиленгликоль ). 27. Трехатомные спирты. ( Триолы ). 28. Шестиатомный спирт. ( Сорбит ). 29. Качественный реактив на многоатомные спирты. ( С u(OH) 2 ) 30. Тривиальное название фенола. ( Карболовая кислота ) 31. Вещества с общей формулой R-O-R. ( Простые эфиры ). 32. Продукт нитрования фенола. ( Пикриновая кислота ). 33. Термин « альдегид » в переводе ( Спирт без Н 2 ). 34. Формальдегид. ( Метаналь или муравьиный альдегид ). 35. Качественная реакция на альдегиды. ( Реакция « серебряного зеркала », или окисление с Cu(OH) 2 при нагревании ). 36. Продукт восстановления альдегидов. ( Спирт ). 37. Продукт окисления альдегидов. ( Кислота ). 38. Важнейший представитель кетон. ( Ацетон ).

Вопросы к « Терминологическому бою »: 39. Группа - СООН. ( Карбоксильная ). 40. Кислота, полученная окислением толуола. ( Бензойная ). 41. Валериановая кислота ( Пентановая ). 42. Высшая предельная карбоновая кислота для производства мыла. ( Стеариновая ). 43. Соли уксусной кислоты ( Ацетаты ). 44. Соли стеариновой кислоты. ( Стеараты ). 45. Натриевые соли высших карбоновых кислот. ( Мыла ). 46. Низкомолекулярная кислота в жирах. ( Масляная ). 47. Реакция получения сложных эфиров. ( Этерификация ). 48. Кислота, полученная окислением глюкозы. ( Глюконовая ). 49. Продукт гидролиза крахмала. ( Глюкоза ). 50. Процесс обменного разложения солей. ( Гидролиз ). 51. Качественная реакция на крахмал. ( Йод ). 52. Волокна, полученные на основе природного полимера. ( Химические, искусственные ). 53. Органические вещества, проявляющие основные свойства. ( Амины ). 54. Органические вещества, проявляющие амфотерные свойства. ( Аминокислоты ). 55. Химическая связь в первичной структуре белка. ( Пептидная ). 56. Вещества, отвечающие за хранение и передачу наследственности. ( Нуклеиновые кислоты ). 57. Мономер нуклеиновых кислот. ( Нуклеотид ). 58. Пентозы в РНК и ДНК. ( Рибоза и дезоксирибоза ). 59. Процесс разрушения белка. ( Денатурация ). 60. Качественные реакции на белки. ( Ксантопротеиновая, биуретовая ). 61. Представители полиамидных и полиэфирных волокон. ( Капрон, лавсан ).

На слух определить лишнее вещество и объяснить, почему ? 1. Фенол, формальдегид, бензол. 2. Глюконовая кислота, молочная кислота, муравьиная кислота. 3. Сахароза, фруктоза, глюкоза. 4. Ацетон, бутанон, бутанол. 5. Крахмал, целлюлоза, мальтоза. 6. Глицин, аланин, формалин.

Из дневника начинающего химика - аналитика : « Придя в лабораторию, я получил образец для анализа и сразу приступил к работе. Это был раствор какого - то вещества без цвета и запаха. Я взял индикаторную бумажку и решил проверить среду раствора. Результат не дал ответа. Тогда небольшую порцию его прилил к раствору хлорида железа (III). Безрезультатно. Вспомнил медную проволочку. Нагрел ее на пламени спиртовки и опустил в исследуемый раствор. Нет, это не то, что я думал. Проверил действие раствора К MnO 4 на предложенное вещество. Опять без успеха. Тогда я решил исследовать раствор в специальном приборе, где через него пройдет направленный луч света. Удача ! Осталось провести, для подтверждения, реакцию со свежеприготовленным раствором гидроксида меди (II) концентрированной азотной кислотой при нагревании. Догадки мои подтвердились ».

Какое вещество было выдано для анализа ? О каких качественных реакциях идет речь ? Группы дают письменный ответ, затем идет обсуждение. Речь ведется о глицерине : 1. Он неэлектролит, не меняет цвет индикаторов. 2. Не вступает в качественную реакцию для фенолов с FeCl 3 c образованием фиолетового окрашивания ). 3. Не является одноатомным спиртом – не окисляется прокаленным медным проводом до альдегидов. 4. Не окисляется раствором KMnO 4, т. к. является продуктом окисления. 5. Является истинным раствором, пропускает световые лучи. 6. Качественным реактивом на глицерин и его гомологи является свежеприготовленный гидроксид меди (II) с образованием ярко - синего раствора глицерата меди (II). А с концентрированной азотной кислотой образует тринитроглицерин. Можно предложить командам определение следующих веществ : I команда – этиловый спирт II команда - глюкоза III команда - крахмал

Группам предлагаются карточки с формулами веществ. За 2 минуты необходимо дать названия предложенным соединениям. I команда II команда III команда

За 2 минуты необходимо дать названия предложенным соединениям. Дай правильный ответ. Ученики получают карточку с вопросами : 1. А ) В чем сходство свойств фенола и толуола ? Б ) Чем жидкое мыло отличается от твердого ? 2. А ) Какие органические вещества вступают в реакции присоединения и каков их механизм ? Б ) Что общего и чем отличаются реакции полимеризации и поликонденсации ? 3. А ) Приведите два примера соединений, обладающих двойственными функциями ? Б ) Как из жидкого жира можно получить получить твердый ?

4. А ) Какое основание более сильное и почему : диэтиламин, аммиак или анилин ? Б ) У какой из карбоновых кислот две функциональные группы ? Какие ? 5. А ) Какие органические соединения вступают в реакции замещения ? Каков их механизм ? Б ) В чем сходство строения и функции ДНК и РНК ?

1 к. Анилин - это непредельный (1) ( ароматический ) амин, полученный в 1942 г. (2) (1842) русским химиком Зелинским (3) ( Н. Н. Зинин ). Он хорошо (4) ( мало ) растворим в воде, не ядовит (5) ( ядовит ). Изменяет (6) ( не изменяет ) окраску лакмуса, взаимодействует с основаниями (7) ( с кислотами ). – 7 ошибок. 2 к. Я хочу рассказать о таком известном веществе, как сахароза, имеющем эмпирическую формулу С 12 Н 22 О 1 О ( 1 ) ( О 11 ). Это моносахарид (2) ( дисахарид ) (2), его иначе называют виноградный (3) ( свекловичный ) сахар, это белок (4) ( углевод ), искусственно (5) ( много в природе ) полученный и нерастворимый (6) ( растворим ) в воде. Он расщепляется в поджелудочной железе (7) ( печени ). – 7 ошибок. 3 к. Аминокислоты - это ароматические (1) ( амфотерные соединения ), нерастворимые (2) ( растворимые ) в воде. Из β (3) ( α ) аминокислот состоят полисахариды (4) ( белки ). Аминокислоты соединяются друг с другом при помощи водородной (5) ( амидной ) связи. Все они изменяют (6) ( не все ) цвет индикаторов, одна из них глицин (7) ( аминокапроновая ) используется для получения капрона. -7 ошибок.

О каком веществе идет речь ? а ) Бесцветная прозрачная жидкость с характерным запахом. Это вещество в больших количествах идет на получение формальдегида, используемого в производстве пластмасс, некоторых лекарственных веществ. Сильный яд ! Даже незначительное попадание в организм приводит к отравлению ( потере ) зрения, судорогам, с увеличением дозы – к летальному исходу. ( Метанол ). б ) Это розовые кристаллы за счет окисления на воздухе. Легкоплавкое. Имеет характерный запах. Ядовито ! Способно убивать микроорганизмы, отсюда его применение. ( Фенол ). в ) Это ценное питательное вещество, легко усваивается организмом и дает ему энергию. Имеет две различные функциональные группы. ( Глюкоза ).

В конце урока подводятся итоги с подсчетом количества командных и индивидуальных баллов ( у жюри имеется листок регистрации баллов в индивидуальном первенстве ) и награждение победителей и активных участников урока.