Состав и выбор методов исследования. Выполнили: Каргин Эмиль, Нуриева Лейсан, Соловьева Инна, Фазлиахметова Альфия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сравнительные исследования динамических свойств объекта и быстродействия системы управления. Выполнили: Каргин Эмиль, Нуриева Лейсан, Соловьева Инна, Фазлиахметова.
Advertisements

Базовые понятия в ИСУ Выполнили: Каргин Эмиль, Нуриева Лейсан, Соловьева Инна, Фазлиахметова Альфия.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ.
СЕМИНАР 2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПР 1 1) Осмысливание проблемной ситуации 2) Формулировка задачи принятия решения 3) Поиск (построение) множества альтернатив 4)
Профессиональная компетентность педагога в области проектировочной деятельности обуславливается : объективными характеристиками педагогической деятельности.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Формализованные методы в управлении предприятием Докладчик: С.И. Шаныгин Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального.
Теория систем и системный анализ Тема3 «Системный анализ: сущность, принципы, последовательность »
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1. Основные этапы разработки управленческих решений 2. Разработка управленческого решения 3. Принятие решения,
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Математическое обеспечение. Содержание Назначение, состав и структура МО. Формализация и моделирование. Модели и алгоритмы обработки информации. Характеристика.
Технический проект системы Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач,
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Технология корпоративного бизнес-планирования. Зачем нужен бизнес-план? ä Создание стратегии развития компании ä Определение тенденций развития предприятия.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Александров А.Г ИТО Методы теории планирования экспериментов 2. Стратегическое планирование машинных экспериментов с моделями систем 3. Тактическое.
Коллективные экспертные методы прогнозирования: Матричный метод Подготовила: Кононок Яна.
Транксрипт:

Состав и выбор методов исследования. Выполнили: Каргин Эмиль, Нуриева Лейсан, Соловьева Инна, Фазлиахметова Альфия.

Что же такое состав методов ИСУ? С одной стороны, состав методов исследования систем управления - это множество названных методов с учетом их классификации. С другой - как множество приемов и процедур исследования, объединенных структурно и функционально в конкретном методе, или их совокупное множество.

Исследование систем управления включает в себя: 1) сбор наблюдений и зафиксированных фактов (акты ревизии, бухгалтерские балансы, пояснительные записки к балансу и др.); 2) проверку достоверности имеющихся данных, отбраковку шума и дезинформации; 3) проверку и логический анализ имеющихся данных на непротиворечивость;

4) выдвижение одной или ряда гипотез относительно возможных причин наблюдавшихся явлений; 5) разработку проекта и плана исследования, его организации, мотивации, контроля результатов; 6) контроль результатов реального функционирования исследуемых объекта и системы его управления.

! Любое исследование систем управления должно проводиться в системном единстве с исследованием объекта управления и среды, в которой работает этот объект.

Алгоритм выполнения процедур исследования, в том числе чередование процедур анализа и синтеза: основой анализа может быть признана абстракция, позволяющая постичь сущность исследуемого процесса, оценить его параметры. Методы анализа могут иметь различную степень формализации и позволяют использовать разнообразные модели. Основой конкретного знания является системное объединение частей в целое в процессе синтеза. Формальные методы синтеза отсутствуют.

При исследовании механизма явлений в системе управления: 1) определяют множество существенных с точки зрения задач исследования факторов внешней среды; 2) выделяют множество независимых между собой факторов внешней среды. Для этого исследуют и устанавливают взаимосвязи (корреляцию) между возможностью появления факторов внешней среды;

3) выделяют факторы, значимые с точки зрения решаемой задачи исследования. Для этого могут проводиться специальные предварительные отсеивающие эксперименты; 4) устанавливают объективные и субъективные ограничения на области изменения факторов внешней среды; 5) выделяют множество параметров объекта исследования и его системы управления, важных с точки зрения целей и задач исследования; 6) устанавливают диапазоны возможных изменений параметров системы управления и объекта управления.

Метод экстремальных исследований может включать: 1) определение множества факторов внешней среды, влияющих либо на эффективность, либо на расход ресурсов, либо на безопасность системы управления; 2) выделение множества факторов внешней среды, независимых между собой. Для этого исследуют и устанавливают взаимосвязи (корреляцию) между возможностью появления факторов внешней среды; 3) выделение факторов, влияющих на исследуемый параметр системы управления. Для этого могут проводиться специальные предварительные отсеивающие эксперименты;

4) установление объективных и субъективных ограничений на области изменения факторов внешней среды; 5) выделение значений факторов (точек), в которых нужно провести исследования параметров системы управления на экстремальные (максимальные или минимальные) значения; 6) выделение множества параметров объекта исследования и его системы управления, определяющих его эффективность, расход ресурсов, безопасность; 7) наблюдение значений или проведение экспериментов, фиксирующих и исследующих изменения абсолютных значений параметров эффекта, расхода ресурсов, безопасности в рамках функциональных зависимостей «фактор-параметр».

В состав метода предшествующего прогнозного или планового исследования могут входить: 1) анализ проблемы и точное ее формулирование (включая анализ логической структуры проблемы); 2) формулирование общей цели (множества целей) и критерия оценки эффективности системы. Декомпозиция целей, разработка граф-дерева целей;

3) формулирование гипотез исследования; 4) формирование альтернативных вариантов решений; 5) декомпозиция (расчленение) исследуемой системы; 6) прогноз и анализ будущих условий, т.е. прогноз развитая и изменения среды, а также прогноз появления новых факторов, способных оказывать влияние на систему.

7) определение и конструирование системы для решения этой проблемы: определений целей и решаемых задач; анализ структуры системы с учетом ее специфики, процессов и параметров функционирования; 8) выявление потребностей в ресурсах (включая людские) и в технологических процессах; 9) оценка ресурсов, включая оценку существующих технологий и мощностей, существующего состояния ресурсов, а также взаимодействие ресурсов и существующих факторов;

9) отбор предпочтительных вариантов в соответствии с выработанным критерием; 10) разработка рекомендаций или комплексной программы решения проблемы, включая: формулировку мероприятий и элементов проектов программы, определение очередности достижения промежуточных целей, распределение задач, сфер деятельности, компетентности и ответственности между организациями-исполнителями, проектирование организационной структуры, информационных потоков, режимов работы, проектирование мотивации, организаций, контроля, необходимых для достижения поставленных целей.

Общая логическая последовательность важнейших операций предшествующего исследования сводится к следующим основным этапам: 1) разработка гипотезы и программы исследования. Уточнение задания на исследование: характер, масштабы, объект, периоды наблюдения (основания прогноза) и упреждения и т.д. Формулирование целей и задач, предмета, проблемы, альтернативных рабочих гипотез, определение методов, структуры и организации исследования; 2) анализ объекта прогнозирования и среды, динамических рядов показателей;

3) разработка типового представления объекта прогнозирования; 4) построение серии гипотетических (предварительных) исследовательских поисковых или нормативных моделей объекта; 5) разработка сценария развития среды и определение прогнозного горизонта; 6) проведение прогнозного моделирования и (или) экспертных оценок;

7) оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификация) прогноза - уточнение гипотетических моделей методами опроса экспертов; 8) анализ результатов предшествующего исследования; 9)выработка по результатам исследования рекомендаций для принятия решений в сфере управления; 10) верификация, экспертиза результатов исследований и рекомендаций, их доработка с учетом замечаний экспертов; 11) сдача результатов исследований и рекомендаций заказчику.

Могут быть выделены этапы проектирования измерений и сбора данных, сбора и регистрации данных, их обработки, представления, прогнозирования и планирования параметров деятельности, принятия решения, передачи решения (в том числе с возможностью кодирования и раскодирования), восприятия и исполнения решения.

Этап проектирования системы. Необходимо: - установить перечень наиболее предпочтительных с точки зрения обеспечения безопасности, контроля или информативности параметров; - определить методические, технические и технологические ограничения на количество и состав измеряемых параметров; - определить допуски на точность и достоверность собираемой информации с точки зрения решаемой задачи; - рассчитать максимальный период времени запаздывания данных с точки зрения обеспечения эффективности управления, а также решить другие вопросы, связанные со спецификой конкретной задачи.

Этап сбора и регистрации данных. Важно исследовать полноту, частоту их поступления, возможность шума (непредумышленных искажений) и помех (умышленных, вводящих в заблуждение искажений).

Этап обработки данных. Важно провести фильтрацию сбоев в измерениях (отсеять «выпадающие» точки), проверить непротиворечивость данных, исследовать и контролировать время и ресурсы, расходуемые на обработку и др.

Этап представления данных. Важно исследовать зависимость эффективности использования данных при различных вариантах их представления. Такие исследования должны проводиться с учетом профессиональной, психологической, возрастной и т. п. специфики пользователей.

Вывод. Вывод. Общий подход к выбору метода исследования системы управления состоит в том, что: 1) определяют цели исследования, включая ограничения на время их достижения, расход ресурсов, наличие необходимой аппаратуры, персонала и др.); 2) устанавливают требования к результату исследования (прежде всего это полнота отражения свойств объекта исследования; количественный или качественный будет результат;для количественного результата устанавливают точность и достоверность);

3) устанавливают наличие и тип (интуитивные, предметные, количественные) данных о системе управления, объекте, внешней среде (качество, функции, структура, параметры); 4) оценивают возможность получения дополнительных данных каждого типа в процессе исследований; 5) определяют круг (множество) методов, применимых при существующих и возможных данных;

6) из числа применимых методов отбирают подмножество методов, позволяющих достичь поставленных целей исследования. Такие методы исследования систем управления будем называть рациональными; 7) формулируют критерий - правило выбора наилучшего в определенном смысле (наиболее дешевого, быстрого, точного, дающего единицу результата при минимальных затратах и др.) метода из ряда рациональных; 8) вычисляют значение критерия для каждого из рациональных методов; 9) выбирают наилучший (оптимальный) метод.

Вопросы для самоконтроля: Что включают в себя исследования систем управления? Какие факторы рассматриваются при исследовании механизма явлений в системе управления? Что включает в себя метод экстремальных факторов? Что входит в состав метода предшествующего прогнозного или планового исследования? Какие основные этапы входят в предшествующую исследованиям, общую логическую последовательность важнейших операций? Что необходимо предпринять на этапе проектирования системы? В чем состоит общий подход к выбору метода исследования системы?

Список использованной литературы: 1. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. - Глущенко В. В. и др. : Крылья: Железнодорожный, – 416 с. 2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.: М. ЮНИТИ-ДАНА, – 157 с. 3. Коротков Э. М. Исследование систем управления. - М.: ДеКА, с 4. Мепьник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. М.: Финансы и статистика, –136 с. 5. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учеб. Пособие для вузов / ГУУ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», – 119 с. 6. Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, – 527 с Казаков А.В. Анализ и моделирование систем управления. Барнаул, 1995

Глоссарий. Состав методов исследования систем управления - множество названных методов с учетом их классификации. С другой - как множество приемов и процедур исследования, объединенных структурно и функционально в конкретном методе, или их совокупное множество. Критерий - правило выбора наилучшего в определенном смысле (наиболее дешевого, быстрого, точного, дающего единицу результата при минимальных затратах и др.) метода из ряда рациональных.

Над презентацией работали: Нуриева Лейсан и Соловьева Инна – сбор данных и обработка материала Каргин Эмиль и Фазлиахметова Альфия – оформление и корректировка работы