Исследование в области государственной лицензионно- разрешительной системы Аналитический доклад.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проверки документации и ее применения на соответствие международным и государственным стандартам на системы качества. Назначение экспертов и документирование.
Advertisements

11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
Нормативное правовое обеспечение и организация процедуры лицензирования образовательной деятельности в условиях изменения законодательства Российской Федерации.
Содействие госорганам в борьбе с коррупцией в Кыргызской Республике» Основные подходы к упрощению процесса лицензирования.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Проект «Развитие предпринимательства в Украине» Реформирование системы выдачи разрешений для ведения бизнеса в Украине 5 апреля 2005 года.
Правовое регулирование аккредитации в Российской Федерации.
Совершенствование системы аккредитации испытательных лабораторий аттестующих организаций.
Деятельность Министерства здравоохранения в рамках реализации антикоррупционной политики КР Министерство здравоохранения КР Сагинбаева Д.З., Министр 1.
Законодательство в сфере э-управления: анализ, барьеры и рекомендации.
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН с учетом требований Федеральных законов от ФЗ.
Прогнозирование социально- экономических и социально- политических последствий правотворческих решений. Оценка регулирующего воздействия законопроектов.
О роли МЭРТ в улучшении бизнес среды. Основные проблемы, препятствующие развитию бизнеса Несовершенство законодательства, относящегося к сфере предпринимательства.
Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности» положительные и отрицательные аспекты.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
IV Ежегодный Форум НАБА 4 мая 2011 г. Анализ регулятивного воздействия как эффективный инструмент государственно- частного партнерства: проблемы и рекомендации.
Реформа системы аккредитации: правовое регулирование Москва, 2014.
«Концепция развития законодательства в области разработки и применения ИКТ».
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Итоги реализации нормативно-правовой базы в области защиты прав предпринимателей в сфере государственного контроля и дальнейшие направления сокращения.
Транксрипт:

Исследование в области государственной лицензионно- разрешительной системы Аналитический доклад

Предмет исследования Анализ текущей ситуации в лицензионно-разрешительной системе в сферах: энергетики горнодобывающей промышленности горнодобывающей промышленности связи и телекоммуникаций, связи и телекоммуникаций, транспорта транспорта

Цель исследования Комплексное исследование ситуации в лицензионно-разрешительной системе и выявление посредством проведенного анализа общих проблем, характерных для системы в целом

Действующее законодательство о лицензировании Действующий Закон «О лицензировании» не является барьером для появления необоснованных лицензионных требований. Кроме Закона существуют иные акты (законодательные, правительственные, ведомственные), которые устанавливают разрешительный порядок на виды деятельности в виде лицензирования и/или иных разрешительных процедур.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию Количество видов деятельности, закрепленных в законе «О лицензировании» не соответствует практике выдачи лицензий. В действительности обязательному лицензированию подлежат более 600 видов предпринимательской деятельности, а не 32, как указано в законе.

Документы, необходимые для получения лицензии Лицензирующий орган вправе дополнительно требовать предоставления неопределенного количества документов: в области связи - свыше 18; в энергетической отрасли – 9; в сфере транспорта – 12.

Сроки рассмотрения заявлений о выдаче лицензий На практике, в рассматриваемых отраслях отведенный законом месячный срок не соблюдается из-за требования предоставления дополнительных документов и сложных лицензионных процедур. Процедуры межведомственного согласования могут занимать от трех (3) до двадцати четырех (24) месяцев

Стоимость лицензий и затраты предпринимателя на получение лицензий Фактические затраты предпринимателей превышают 300 сомов, предусмотренные законом как плата за рассмотрение заявления, проведение необходимой экспертизы и оформление документов. Промежуточные разрешительные документы, требуемые для получения лицензии стоят в несколько раз дороже.

Оценочные затраты предпринимателя на получения лицензии в области электросвязи. Действие Задействованные ресурсыСтоимость min (сом) Запрос требований1человекочас (при зарплате 250 долл.США) транспортные расходы Сбор и копирование документов8ч/час400 Написание технического предложения40 ч/час2000 ОформлениеПапки, файлы и т.п.250 Сдача1ч/час Транспорт Получение замечаний1ч/час Транспорт Подготовка дополнений40 ч/час2000 Сдача дополнений1ч/час Транспорт Подписание Лицензионного соглашения, оплата за получение лицензии 1ч/час Транспорт Оплата Защита на Лицензионной комиссии6ч/час Транспорт Получение лицензии и решения Лицензионной комиссии 1ч/час Транспорт ИТОГО5 660

Доходы государственных органов от лицензирования Доходы от выдачи разрешительных документов в доходной части республиканского бюджета не значительны. По данным Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, процесс выдачи лицензий и разрешений ежегодно обходится бюджету в среднем в ,3 тыс. сомов. Поступления в бюджет от выдачи лицензий и разрешений составили: за 2004 год – 4984,4 тыс. сомов, за 2005 год , 1 тыс. сомов, за 2006 год – 7321, 3 тыс. сомов..

Последствия для бюджета Существующая лицензионно-разрешительная система отрицательно влияет на доходную часть государственного бюджета, поскольку влияет негативно на предпринимательскую деятельность в целом.

Сроки действия лицензий Отсутствие четких критериев по определению сроков действия лицензии приводит к созданию неравных условий в конкуренции. В области сотовой связи некоторые компании получили лицензии сроком на 13 лет, другие на 7 лет, хотя в международной практике, минимальный срок лицензии не должен быть меньше, чем 5 лет.

Процедуры лицензионного надзора Законодательство позволяет во внесудебном порядке приостановить работу предпринимателя на неопределенный срок. Предприниматель, лицензия которого аннулируется (приостанавливается), не имеет возможности защитить свои права на осуществление предпринимательской деятельности.

Процедуры лицензионного надзора Масштабы контроля и разного рода проверок ничем не ограничены. Процедуры лицензионного надзора проводятся за счет средств самих предпринимателей.

Ответственность лицензиаров и лицензиатов Процедуры привлечения лицензиаров к ответственности прописаны не четко и не ясно. Практически любое действие предпринимателя, нарушившего установленный порядок осуществления лицензионной деятельности, преследуется по закону, как в уголовном, так и в административно-правовом порядке.

Другие виды разрешительных документов Требования получить различные согласования, разрешения, пройти экспертизы и аттестации являются для предпринимателей большей проблемой, нежели получение лицензий. Количество же всех необходимых разрешений практически невозможно подсчитать. Только за 2006 год государственными органами было выдано свыше пятьсот ( ) тысяч различных видов разрешений.

Другие виды разрешительных документов Для того, чтобы начать тот или иной вид деятельности, предпринимателю необходимо обойти около 20 инстанций. При этом алгоритм прохождения отдельных процедур неизвестен даже регулирующим государственным органам.

Результат исследования Необходима реформа лицензионно- разрешительной системы, которая в настоящее время: препятствует развитию бизнеса, экономически не эффективна, нуждается в комплексном пересмотре при непосредственном участии гражданского общества и предпринимателей

Вывод Существующий порядок лицензирования и сложившаяся правоприменительная практика предъявляют к предпринимателям необоснованные, завышенные, не всегда понятные требования, преодоление которых становится затратным и трудоемким процессом.

Рекомендация 1 Закон «О лицензировании» 1997 года должен быть принят в новой редакции, в котором будут отражены современные принципы, подходы и административные процедуры на основе лучшей международной практики.

Рекомендация 2 Должны быть разработаны критерии для введения лицензионного порядка и на их основае четко определен Перечень лицензируемых видов деятельности («Принцип Гильотины»).

Рекомендация 3 Необходимость введения новых видов лицензий должна быть обоснованной и экономически рассчитанной. Это полностью согласуется с принципами и рекомендациями стран, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в части применения Анализа регулятивного воздействия.

Рекомендация 4 В законе должен быть исчерпывающий перечень документов. Необходимо определить минимальный срок действия лицензии в 5 лет.

Рекомендация 5 Необходимо, чтобы затраты предпринимателя для получения лицензии и ведения лицензируемой деятельности были сведены к минимуму. Закон должен содержать четкие критерии для определения размера платы за рассмотрение заявления и выдачу лицензии.

Рекомендация 6 Должен быть введен судебный порядок аннулирования лицензии. Следует устранить дисбаланс в вопросах ответственности и определить меру ответственности не только для предпринимателей, но и для лицензирующих органов.

Рекомендация 7 Работа по оптимизации разрешительной системы должна вестись непрерывно. Разрешительные процедуры должны быть адаптированы к стандартам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) и требованиям ВТО стандартов, санитарно- эпидемиологических, ветеринарных правил, правил противопожарной безопасности, строительных норм.

Рекомендация 8 Государство должно отказаться от чрезмерного регулирования и регламентирования предпринимательской деятельности. Необходимо внедрение и совершенствование правовой основы механизмов рыночного контроля на основе гражданско-правовых институтов.

Спасибо за внимание!