ИКТ - компетенция учителя начальных классов Дмитрий Медведев о Школе будущего Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Школа будущего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ Учитель химии и ОБЖ Фёдоров Р.А.
Advertisements

ИКТ - компетенция учителя начальных классов Дмитрий Медведев о Школе будущего Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Школа будущего.
МКОУ «Дмитриевская ООШ» Использование ИКТ в урочной и во внеурочной деятельности в начальных классах Учитель начальных классов Хмель Алена Дмитриевна.
МОУ «Чкаринская основная общеобразовательная школа» Использование ИКТ в урочной и во внеурочной деятельности в начальных классах Без новых информационных.
Внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс Межшкольный методический центр Г.Гаврилов-Ям Павлова Е.В., методист ММЦ.
Информационные технологии в образовании.. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные.
современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.
Кораблева Ольга Юрьевна учитель-логопед Место ИКТ в образовательном процессе на логопедических занятиях.
1 класс МБОУ «Подужемская СОШ» Актуальность В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе как одно из условий повышения качества образования Учитель начальных классов МКОУ СОШ с. Биджан В.А. Соловьева.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе Достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, столько же.
«ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ» Качество образования – это процесс постоянного совершенствования.
Информационно – коммуникационные технологии – (ИКТ) в деятельности преподавателя школы.
Методическое объединение учителей начальных классов МОУ СОШ 2 : Опарина Е.В., Смирнова М.А., Ветрова Г. П., Краскина Н. А..
Использование возможностей ИКТ на уроках в начальной школе.
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса Подготовила: Санина З.А., зам.директора по НМР.
В начальной школе. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
Выполнила: Рудакова О.Ф.. ИКТ (информационно- коммуникационные технологии) это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются.
Информационно- коммуникационные технологии на уроках физики ОБОШИ Суджанская школа- интернат Новикова Л. В. учитель физики Выступление на педсовете 11.
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия. Доклад Ишковой Н.Н., учителя.
Транксрипт:

ИКТ - компетенция учителя начальных классов

Дмитрий Медведев о Школе будущего Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Школа будущего. Какими характеристиками должна обладать школа в XXI веке? Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Источник статьи:

Введение Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. А усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно- коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся; педагогических работников и администрации ОУ; родителей (законных представителей) обучающихся.

Определение компетенции Компете́нция (от лат.competere соответствовать, подходить) способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области

ИКТ-компетентность Информационно-коммуникативная компетентность учителя – это комплексное понятие. Это целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельнос ти. ИКТ-компетентность учителя является оставляющей профессиональной ком петентности учителя

Под ИКТ-компетентностью подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности. Это способность педагога решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога - это: ИКТ- компетентность педагога - это: один из основных показателей профессионализма.один из основных показателей профессионализма. ключевая компетентность для решения современных задач образованияключевая компетентность для решения современных задач образования новые возможности для совершенствования учебно- воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя.новые возможности для совершенствования учебно- воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

ИКТ - компетентность учителя ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. А также компетентный учитель должен использовать ИКТ в образовательном процессе постоянно, а не единично.

Критерии успешности инновационной деятельности дифференцированное обучение; индивидуальный подход при оценивании достижений обучающихся; создание обратных связей «учитель – ученик»; создание проблемных ситуаций в игровой форме; комфортное самочувствие всех участников образовательного процесса.

Урок с ИКТ в начальной школе

Базовые требования к учителю начальных классов Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу необходимо: - умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами; - умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами; - умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением; - умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением; - применять на практике современные образовательные технологии. - применять на практике современные образовательные технологии. Педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, а современный учитель должен уметь разговаривать с учеником на понятном ему языке. ИКТ- это знание информационных технологий и умение ими пользоваться. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.

О средствах ИКТ При подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов электронных энциклопедий, обучающих программ, интеактивных мультимедийных обучающих комплексов Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией. Языки программирования (html, css, php)- с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока – сайт класса, электронный журнал класса, личный кабинет учителя начальной школы, электронные странички каждого ученика класса, чат-конференции с родителями учеников. Но их применение для преподавателя достаточно затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.

ИКТ как инструмент формирования коммуникативных учебных действий Для этого используются: создание гипермедиа сообщений; выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-, видео- и текстовая запись); общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Миссия ИКТ-компетентности ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию новых целей образования; новых форм организации образовательного процесса; нового содержания образовательной деятельности.

Основные аспекты ИКТ- компетентности наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач; понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

Три составляющие ИКТ-компетентности учителя технологическая, или общепользовательская компетентность; педагогическая компетентность; профессиональная (предметная) компетентность.

Технологическая (общепользовательская) ИКТ-компетентность означает, что учитель является грамотным пользователем современного компьютера, подключенного к локальной сети и Интернету: умеет пользоваться набором программного обеспечения; умеет работать в локальной сети и пользоваться базовыми сервисами Интернета.

Педагогическая ИКТ- компетентность Наличие названной компетентности означает, что учитель способен осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде. привлечение учащихся к активному участию в образовательном процессе через современные средства коммуникации - электронную почту, форум, Skype и т.п.

Учитель должен не только знакомить обучающихся с ИК-технологиями (ИКТ- компетенция), но и учить грамотно применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ- компетентности.

Отвечая всем этим требованиям, учитель сможет решать профессиональные задачи на уровне представителя современного информационного общества, в том числе организовывать образовательную деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащихся. Учителя начальных классов должны владеть современными ИКТ- технологиями, активно использовать в своей работе: интерактивные доски, интерактивные обучающие комплексы веб-камеры, вебинары нетбуки, работать с ЭОР (электронные образовательные ресурсы) создавать электронные дидактические материалы осуществлять дистанционное обучение

Различия ИКТ-грамотности и ИКТ- компетентности учителя Необходимо различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя: ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ- грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Профессиональная ИКТ- компетентность учителя Учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.

Применение ИКТ в начальной школе В начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими обучающимися. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, обучение становится интересным. Работая в инновационном режиме, учитель отказывается от авторитарного стиля преподавания. Он использует новые подходы, помогает обучающимся самостоятельно находить решения возникающих проблем, руководит процессом самопознания, направляет обучающихся. Ребёнок становится равноправным участником образовательного процесса. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по- прежнему сохраняются все основные этапы.

Цели и задачи ИКТ Цель использования ИКТ: повышение качества обучения Задачи использования ИКТ на уроках в начальной школе: повысить эффективность образовательного процесса; осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению; развивать наглядно-образное мышление; повысить мотивацию к учению; мониторинг достижений обучающихся.

Дистанционное обучение с применением ИКТ

Использование ИКТ позволит: сделать обучение более эффективным; сделать обучение более эффективным; способствовать индивидуализации обучения; способствовать индивидуализации обучения; повысить мотивацию обучения; повысить мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность обучающихся; активизировать познавательную деятельность обучающихся;

педагогу построить индивидуальные образовательные траектории обучающихся; педагогу построить индивидуальные образовательные траектории обучающихся; обеспечить оперативность и объективность контроля; обеспечить оперативность и объективность контроля; повысить интерес к изучаемому предмету; повысить интерес к изучаемому предмету; способствовать развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов. способствовать развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов.

Урок с применением интерактивного комплекса

Условия реализации ИКТ в начальной школе наличие компьютера, видеокамеры, мультимедийного проектора, интерактивной доски - в школе; компьютера - в домашних условиях и владение ими; разработка учебных планов, программ, методических пособий; обеспечение теоретическим и иллюстративным материалом по предмету; умение пользоваться Интернет ресурсами.

Урок с применением интерактивной доски Panaboard

ИКТ – компетентность педагога Для того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: трансформирование (преобразование) педагогической деятельности ; трансформирование (преобразование) педагогической деятельности ; пересмотр традиционных установок обучения, пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, систематическое самообразование; систематическое самообразование; обмен педагогическим опытом; обмен педагогическим опытом; создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ; создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ; обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов; обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов; формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, тип мышления). формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, тип мышления).

Преимущества ИКТ-технологий Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках в начальной школе: активизирует познавательную деятельность младших учащихся; активизирует познавательную деятельность младших учащихся; повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету; повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету; экономит время на объяснение материала; экономит время на объяснение материала; позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание; позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание; позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся; позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся; даёт возможность увеличить накопляемость оценок; даёт возможность увеличить накопляемость оценок; создаёт комфортность на уроках создаёт комфортность на уроках

Преимущества ИКТ Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Познавательная деятельность Активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт: высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию; подбора интересного материала; подбора интересного материала; более высокого темпа работы учащихся. более высокого темпа работы учащихся.

Повышение мотивации к предмету Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие: посильности заданий для каждого учащегося; посильности заданий для каждого учащегося; возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения; возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения; внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания; внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания; одновременного слухового и зрительного восприятия материала; одновременного слухового и зрительного восприятия материала; привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями. привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями.

Экономия учебного времени Экономия времени на объяснение материала достигается путём: повышения уровня структуризации урока (от общего к частному; от причины к следствию; от простого к сложному; от известного к неизвестному; от интересного к ещё более интересному) повышения уровня структуризации урока (от общего к частному; от причины к следствию; от простого к сложному; от известного к неизвестному; от интересного к ещё более интересному) увеличения темпа работы; увеличения темпа работы; повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…); повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…); активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности. активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.

Области применения ИКТ 1. Для объявления темы Тема урока может быть представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 2. Как сопровождение объяснения учителя На экране могут также появляться определения, схемы, таблицы. 3. Как информационно-обучающее пособие В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. 4. Для контроля знаний Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов. Или тест с выбором ответа на компьютере.

Повышение уровня ИКТ-компетентности учителя начальных классов курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные; курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные; мастер-классы по презентации нового оборудования и программного; мастер-классы по презентации нового оборудования и программного; работу творческих групп; работу творческих групп; консультации по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе; консультации по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе; участие в сетевых профессиональных сообществах; участие в сетевых профессиональных сообществах; расширение сферы применения ИКТ в учебно- воспитательном процессе; расширение сферы применения ИКТ в учебно- воспитательном процессе; участие в профессиональных конкурсах. участие в профессиональных конкурсах.

Формирование ИКТ-компетентности родителей обучающихся Учитель начальной школы и администрация оказывают влияние на формирование ИКТ-компетентности родителей обучающихся в следующих направлениях: получение информации о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы; получение информации о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы; получение информации о результатах успеваемости детей через электронный журнал школы или отдельного класса начальной школы; получение информации о результатах успеваемости детей через электронный журнал школы или отдельного класса начальной школы; интернет-общение с администрацией школы и учителями на портале школы; интернет-общение с администрацией школы и учителями на портале школы; интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса. интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.

Применение ИКТ в начальной школе УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: создание презентаций к урокам, создание тестов, использование обучающих программ, работа с ресурсами интернет, разработка и использование мультимедийных уроков ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: создание презентаций к внеклассным мероприятиям, родительским собраниям, музыкальное сопровождение мероприятий, создание презентаций учащихся, создание грамот, дипломов

Применение ИКТ

Психологический фактор Разнообразный иллюстративный материал, представленный учителем начальной школы, поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей. Разнообразный иллюстративный материал, представленный учителем начальной школы, поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей. Немаловажен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц. Немаловажен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.

Диагностика знаний Информационно-коммуникационные Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении: - контрольно-обобщающих уроков, - контрольно-обобщающих уроков, - фронтальных опросов, - фронтальных опросов, - поурочных опросов, - поурочных опросов, - программированных опросов. - программированных опросов.

Мультимедийные технологии позволяют учителю: наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; повышать познавательную активность обучающихся.

Мультимедийные технологии позволяют ученику: наглядно представить учебный материал; сделать урок более интересным иметь индивидуальное участие в образовательном процессе

Преимущества использования ИКТ индивидуализация обучения; интенсификация самостоятельной работы учащихся; рост объема выполненных на уроке заданий; расширение информационных потоков при использовании Internet. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке

Таким образом, ИКТ-компетентность учителя начальных классов для всех участников образовательного процесса взаимообусловлена, и ее формирование должно проходить в единой информационно-образовательной среде. Работая в инновационном режиме, учитель начальной школы отказывается от авторитарного стиля преподавания. Он использует новые подходы, помогает обучающимся самостоятельно находить решения возникающих проблем, руководит процессом самопознания, направляет обучающихся. Ребёнок становится равноправным участником образовательного процесса.