ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Разработка градостроительной документации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
) Роль и место градостроительного планирования в общей системе планирования и развития муниципального образования.
Advertisements

1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
ИНСТИТУТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ «ЭНКО» САНКТ - ПЕТЕРБУРГ CТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСОВСКАЯ О.В.
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Заволжского муниципального района Ивановской области до 2020 года.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Проблемы моногородов: что по силам региону? Управляющий партнер Компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) ФУРЩИК Моисей Александрович 5 ноября.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ- ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИЖЕВСК2013 ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Географический.
Стратегия социально-экономического развития муниципального района «Барятинский район» на гг.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Государственная программа города Москвы на гг. «Градостроительная политика» Ответственный исполнитель: Департамент градостроительной политики.
Добро пожаловать в Яйский район !. Площадь: 267 тыс. га Площадь: 267 тыс. га Территориальное расположение: северо-запад Кемеровской области Территориальное.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Стратегические цели социально- экономического развития Тамбовской области Социальная цель: Повышение благосостояния и качества жизни населения Экологическая.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Выполнил студент 4 курса Проскурин Виталий. Ульяновская область входит в состав Поволжского экономического района и Приволжского федерального округа.
Page 2 ОБЩЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ – ФУНДАМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЯ ПОСТАВЩИКИ ИНФОРМАЦИИ О.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. Правовой режим земель населенных пунктов 1. Понятие и состав земель населенных пунктов. 2. Управление землями.
Транксрипт:

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Разработка градостроительной документации

Положение компании на рынке Компания ФОК на рынке с 2002 года. Компания предоставляет широкий спектр услуг органам власти всех уровней, государственным и частным компаниям, среди которых: разработка стратегических документов (стратегии и программы развития территорий, создание особых экономических зон); привлечение государственных и частных инвестиций (Инвестфонд РФ, ВЭБ, Фонд содействия жилищному строительству, Фонд ЖКХ и др.); поддержка государственных реформ; разработка схем рационального использования земель и проектов рекультивации земель; обоснование преобразований муниципальных образований и/или изменения их границ; разработка градостроительных документов.

Наши проекты в области градостроительства В сфере территориального планирования и разработки градостроительных документов Компанией ФОК разрабатываются более 20 проектов, среди которых: Схема территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям муниципальных образований Курильских островов (Концепция градостроительного развития) (2008г. По заказу Минрегиона России); Схемы территориального планирования: Чусовского района Пермского края (на согласовании в Правительстве края); Почепского (утверждена), Выгоничского, Красногорского, Жуковского, Навлинского, Погарского, Клетнянского районов Брянской области; Монастырщинского района Смоленской области; Сямженского района Вологодской области; Верхнебуреинского, Николаевского районов Хабаровского края; Пенжинского района Камчатского края; Генеральные планы: Сельских поселений «село Каменское», «село Манилы», «село Слаутное», «село Таловка», «село Аянка» и сельских населенных пунктов «село Оклан» и «село Парень» в Камчатском крае Городского поселения Пыталово в Псковской области Правила застройки и землепользования городского округа Десногорск Смоленской области и города Шелехов Иркутской области.

Отзывы о работе компании

1.Мобильная и функциональная проектная команда включает более 70 специалистов: архитекторов, землеустроителей, картографов, географов, социологов, экономистов, экологов, специалистов в области государственного и муниципального управления, инженеров в области транспорта и коммуникаций, юристов, многие из которых имеют многолетний опыт работы в проектно-изыскательских организациях и органах власти. 2.Значительный опыт работ, высокий уровень технического оснащения и использование новейших методик и программных продуктов в области ГИС- технологий позволяет осуществлять разработку полного пакета документов (текстовой и картографической части) высокого качества и в сжатые сроки (3-4 месяца). 3.В работе над проектами мы опираемся на государственные стандарты разработки градостроительной документации, применяем мировой опыт проектирования, а также обеспечиваем высокое юридико-техническое качество утверждаемой части документов территориального планирования. Преимущества Компании ФОК в сфере разработки градостроительных документов

4. Внушительный опыт разработки стратегических документов регионального и муниципального уровней позволяет анализировать экономические, демографические, инвестиционные предпосылки развития территории и задавать вектор ее стратегического развития и экономического роста. 5. Знание основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений РФ и системы государственного и муниципального управления позволяет предлагать варианты совершенствования административно- территориального деления территории, обеспечивающие снижение диспропорций развития отдельных ее частей. 6. Опыт работы с инвесторами по привлечению в их проекты дополнительных средств с помощью механизмов государственно-частного партнерства позволяет определять инвестиционную привлекательность территории и предлагать в составе документов территориального планирования мероприятия, направленные на улучшение инвестиционного климата территории, в том числе реальные проекты. Преимущества Компании ФОК в сфере разработки градостроительных документов

Цели и задачи территориального планирования Территориальное планирование является инструментом, с помощью которого обеспечивается устойчивое развитие территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур на долгосрочную перспективу. Градостроительным кодексом РФ с вводится запрет на принятие органами власти решений о резервировании, переводе и изъятии земельных участков при отсутствии утвержденных документов территориального планирования. Документы территориального планирования должны быть оперативно разработаны в целях реализации полномочий органов власти, а также в целях комплексного экономического развития территорий и повышения их инвестиционной привлекательности. Территориальное планирование играет важную роль в стратегическом планировании и прогнозировании развития страны в целом, каждого региона и муниципального района в отдельности. Качественно подготовленные документы территориального планирования позволяют оценить возможности и потенциал тех или иных территорий в регионе, спрогнозировать их долгосрочное развитие с учетом демографических процессов, экологии, ресурсного потенциала, потребностей внутреннего и внешнего рынка, историко-культурных традиций, а также определить перспективные направления привлечения инвестиций в территории региона.

Механизмы финансирования разработки документов территориального планирования муниципального уровня Прямое финансирование из бюджета муниципального района; Выделение субсидий из регионального бюджета бюджетам муниципальных районов на разработку документов территориального планирования, финансирование в рамках целевых программ; Финансирование на условиях государственно-частного партнерства. В ситуации нехватки средств в бюджетах муниципальных районов помощь властям может оказать крупная компания-застройщик. Финансирование может идти через специально создаваемые фонды. Существует практика, когда на особо инвестиционно привлекательных территориях инвесторы сами выступают организаторами и заказчиками разработки схемы территориального планирования, например Одинцовский район Московской области, Генеральный план г. Видное, Ленинский район Московской области.

Виды градостроительной документации

Документы территориального планирования: Градостроительная документация 1. Схемы территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов; 2. Генеральные планы городских (сельских) поселений и городских округов Иная градостроительная документация: 3. Правила землепользования и застройки поселений и городских округов. 4. Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования; 5. Проекты планировки территорий;

1.Схема территориального планирования муниципального района Заказчик – Администрация муниципального района Сроки проектирования – 4-9 мес. Цена разработки 2-4 млн. руб* * - расчет стоимости осуществляется на основе Справочника базовых цен на проектные работы для строительства Итоговые документы проекта СТП: Положение о территориальном планировании; Карты (схемы), Масштаб 1: :50 000; Обосновывающие материалы.

Пространственная организация территории с учетом установленных границ зон и территорий, ограниченных в использовании Пространственная организация территории с учетом установленных границ зон и территорий, ограниченных в использовании Определение направлений развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур с целью обеспечения устойчивого развития района в долгосрочной перспективе. Определение направлений развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур с целью обеспечения устойчивого развития района в долгосрочной перспективе. Создание правовых основ для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками на территории района. Создание правовых основ для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками на территории района. 1 Цели Схемы территориального планирования Цели Схемы территориального планирования Совершенствование системы административно-территориального деления с целью выравнивания диспропорций в развитии отдельных территорий района Совершенствование системы административно-территориального деления с целью выравнивания диспропорций в развитии отдельных территорий района Создание условий для реализации экономического потенциала района и повышения его инвестиционной привлекательности Создание условий для реализации экономического потенциала района и повышения его инвестиционной привлекательности

Определение основных направлений градостроительного развития территории района с учетом особенностей социально-экономического развития и природных условий; Определение и установление на картах (схемах) границ зон и территорий, ограниченных в использовании; Определение основных направлений развития производственного и агропромышленного комплексов на территории района; Определение основных направлений развития инженерно- транспортной и социальной инфраструктур на территории района и границ зон размещения объектов, местного значения ; Определение территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и выработка системы мер по их предотвращению; Определение основных направлений стабилизации и улучшения экологической обстановки в районе градостроительными средствами; Определение основных направлений сохранения и развития территорий природного и культурного наследия на территории района. Основными задачами разработки СТП являются:

-с органами местного самоуправления поселений муниципального района (в случае, если предполагается изменение границ земельных участков, находящихся в собственности поселений); -с органами местного самоуправления муниципальных районов, имеющих общую границу с муниципальным районом, на который разработана схема территориального планирования -с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого расположен муниципальный район (в случаях, если предполагается изменение границ земельных участков, находящихся в собственности Пермского края земельных участков или планируемых для строительства объектов регионального значения); -с Министерством регионального развития РФ (в случаях, если предполагается изменение границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности или планируемых для строительства объектов федерального значения). Порядок согласования и утверждения схемы территориального планирования муниципального района

Схема территориального планирования муниципального района утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. До утверждения проект схемы территориального планирования подлежит опубликованию на официальном сайте района в сети «Интернет» (не менее чем за 3 месяца до ее планируемого утверждения). Порядок утверждения схемы территориального планирования муниципального района

создание правовой основы для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками на территории района после ; интеграция в общую стратегию экономического и градостроительного развития региона и Российской Федерации; обеспечение соответствия документов территориального планирования района документам территориального планирования регионального и федерального уровней, учет интересов всех уровней власти на территории района; создание современной градорегулирующей документации, способствующей привлечению инвестиций в строительство и инфраструктуру на территории района; обеспечение дополнительных гарантий инвесторам; учет интересов граждан, проживающих на территории района, и хозяйствующих субъектов, гарантии прав правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства; определение инвестиционных площадок для резервирования и подготовки земельных участков с целью передачи инвесторам для строительства объектов промышленности, транспорта, обслуживания, торговли, деловой и финансовой сферы, жилищного строительства; создание доступного информационного ресурса о современном и планируемом развитии территорий в районе. Правовые и экономические последствия утверждения СТП:

2. Генеральные планы поселений, городских округов Заказчик – Администрации поселений, городских округов Срок проектирования- 4-6 мес. Цена разработки – 1-3 млн.руб * * -расчет стоимости осуществляется на основе Справочника базовых цен на проектные работы для строительства Итоговые документы проекта: Положения о территориальном планировании; Карты (схемы), Масштаб 1:10000 ; 1:25000 Обосновывающие материалы.

Проведение публичных слушаний по проекту генерального плана Согласование с заинтересованными органами власти -с органом местного самоуправления муниципального района в части учета положений схемы территориального планирования, а также в случаях размещения на территории поселения (городского округа) объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду); -с органами местного самоуправления муниципальных районов, имеющих общую границу с поселением (городским округом), в случаях размещения на территории поселения (городского округа) объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду; -с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого расположено поселение (городской округ) (в случаях, если предполагается изменение границ земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ планируемых для строительства объектов регионального значения, а также в случаях размещения на территории поселения (городского округа) объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду); -с Министерством регионального развития РФ (в случаях, если предполагается изменение границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности или планируемых для строительства объектов федерального значения). СРОК СОГЛАСОВАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА СОСТАВЛЯЕТ 3 МЕСЯЦА Согласование проекта Генерального плана

Правила землепользования и застройки территорий - градостроительный документ, регулирующий вопросы землепользования и застройки в границах установленных территориальных зон, и устанавливающий градостроительные регламенты и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Заказчик – Администрации поселений, городских округов. Срок проектирования – 3-4 мес. Цена разработки -1-3 млн. Итоговые документы проекта: -Порядок применения и внесения изменений в правила. -Карта градостроительного зонирования; -Перечень градостроительных регламентов территориальных зон. Правила разрабатываются на основе генерального плана поселения (городского округа) Согласование Правил землепользования и застройки Публичные слушания Срок согласования 2 мес.-4 мес. 3. Правила землепользования и застройки территорий

Цел ь разработки правил землепользования и застройки территорий Градостроительным кодексом РФ с не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, поэтому Правила землепользования и застройки должны быть оперативно разработаны в целях: -реализации возложенных на органы местного самоуправления полномочий; -развития экономического потенциала и повышения инвестиционной привлекательности территорий; -строительства и реконструкции капитальных объектов.

Примеры СТП

Особенности разработки проекта Особенности проекта. В целях сохранения в перспективе основной экономической специализации с учетом текущей и прогнозной убыли населения в качестве проектных решений были предложены: оптимизация сети населенных пунктов; изменение административно-территориального деления путем объединения сельских поселений для выравнивания диспропорций в их социально- экономическом развитии; создание сети агрогородков; инвестиционные площадки, сформированные под реальные проекты. Дополнительно Компания ФОК осуществила: -разработку концепции социально-экономического развития района на долгосрочную перспективу; - полимасштабный анализ качества жизни населения в разрезе поселений района; -оформление дополнительных карт (схем) по существующей и проектной обеспеченности поселений социальными объектами, по существующей и проектной сельскохозяйственной специализации поселений; -разработку инвестиционного плана развития района

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Для России Почепский район – западное приграничье, зона взаимодействия и пересечения интересов России, Белоруссии и Украины, родина А.Н. Толстого, территория, на которой уничтожается 18% химического оружия страны. Для Брянской области Почепский район – настоящее географическое «сердце», нанизанное на основную транспортную артерию, историческая земля, один из полюсов экономического роста.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР – город ПОЧЕП. Состав района: 2 городских поселения: Почепское, Рамасухское. 17 сельских поселений: Баклановское, Бельковское, Валуецкое, Витовское, Гущинское, Дмитровское, Доманичское, Чоповское, Краснорогское, Московское, Первомайское, Польниковское, Рагозинское, Речицкое, Семецкое, Сетоловское, Титовское. Административно-территориальное деление

На 1 января 2008 г. – 44,5 тыс. чел. (3,4% населения Брянской области, 3 место). С 1990 по 2008 г. сокращение населения составило более 3,5 тыс. чел., или 8,5%. Таким образом, условно говоря, за 18 лет на территории района исчез ОДИН крупный сельский населенный пункт, а, учитывая их среднюю численность, то и около ДЕСЯТИ деревень. Ситуацию, действительно, можно охарактеризовать каккризисную. Население России за этот период сократилось на 4%, Центрального федерального округа – на 2%, Брянской области – на 11%. Динамика численности населения

Корпоративное развитие Естественный прирост населения, в разрезе поселений В настоящее время Рождаемость самая ВЫСОКАЯ в Почепе, Дмитровском, Речитском, Витовском, Первомайском, Гущинском, Московском сельских поселениях. Рождаемость самая НИЗКАЯ в Бельковском, Бакланском, Чоповском, Польниковском Титовском, Доманичском сельских поселениях. Смертность самая НИЗКАЯ в Дмитровском, Речитском, Доманичском сельских поселениях Смертность самая ВЫСОКАЯ в Рагозинском, Семецком, Бакланском, Валуецком, Первомайском, Чоповском сельских поселениях

Прогноз численности населения, 2007 – 2025

29 Планировочные оси

30 Современная сеть населенных пунктов

Неперспективные населенные пункты Существующая сеть населенных пунктов требует реорганизации

Схема реорганизации административного деления

33 Полимасштабная оценка качества жизни населения

К первоочередными мерами по оптимизации системы образования должны стать: перевод ряда малокомплектных школ в разряд филиалов более крупных учреждений, что позволит сократить расходы на содержание школ и позволит компенсировать ресурсы педагогических коллективов завершение строительства школы в городе Почеп повышение статуса Рамасухинской основной школы до средней общеобразовательной школы в связи с предполагаемым притоком трудовых мигрантов на строительство завода. привлечение дополнительных средств на организацию перевозки школьников расширение образовательных возможностей учреждения начального профессионального образования для удовлетворения новых потребностей экономики района. Обеспеченность общеобразовательными учреждениями

35 Экономика Благоприятные предпосылки для динамичного развития промышленности за счет мобилизации внутренних резервов и ряда конкурентных преимуществ: относительное богатство отдельными видами природных сырьевых ресурсов: строительные материалы; географическая близость к областному центру г. Брянску; выгодное транспортно-географическое положение на линии прохождения Юго-западного широтного коридора, образованного федеральной автомобильной трассой и железнодорожной магистралью; относительно развитый аграрный сектор, способный удовлетворять потребности пищевой промышленности в местном сырье. Почепский район не входит в число экономических лидеров Брянской области, здесь производиться всего 0,6% объема отгруженных товаров собственного производства области. Отраслевая структура экономики Почепского района от чего, %

36 Экономическая специализация муниципальных образований Почепского района

37 Сельское хозяйство

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Мероприятия по развитию агропромышленного комплекса: Строительство тепличного комплекса. Строительство мегафермы в Титовском сельском поселении на 1200 голов коров с содержанием высокопродуктивных пород скота иностранной и отечественной селекции. Строительство свиноводческого комплекса замкнутого цикла в Московском сельском поселении, направленного на выращивание свинопоголовья с использованием новейших технологий. Перспективы развития экономики Почепского района

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Мероприятия по развитию пищевой промышленности в районе: Строительство на территории района предприятий по переработке продукции растениеводства, овощеводства и животноводства. Строительство завода по переработке овощей в Чоповском сельском поселении. Строительство молочного завода в Краснорогском сельском поселении. Инвестиционная площадка сформирована в 1 км. на север от федеральной трассы Брянск – Новозыбков, на северо-западе пос. Озаренный. Строительство мясокомбината в г. Почеп на инвестиционной площадке, расположенной к юго-западу от очистных сооружений в г. Почепе. Перспективы развития экономики Почепского района

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Мероприятия по развитию промышленности строительных материалов: Строительство завода по производству строительных материалов на базе месторождения в окрестностях Почепа, Гущинского сельского поселения, с. Милечь. Строительство кирпичного завода мощностью 30 млн. штук кирпича в год в селе Милечь. Перспективы развития экономики Почепского района

СФЕРА УСЛУГ Мероприятия по развитию сферы услуг: - Строительство Комплекса придорожного сервиса в г. Почепе, включающего: гостиницу на 250 номеров, стоянку для большегрузных машин, станцию технического обслуживания легковых и грузовых автомобилей, автозаправочную станцию, кафе, комплекс по оказанию бытовых услуг, интернет-кафе, сеть магазинов, кинозал, спортивно-оздоровительный центр. Инвестиционная площадка сформирована вблизи федеральной автомобильной дороги Брянск – Новозыбков на юго- восточной окраине г. Почепа. Перспективы развития экономики Почепского района

Памятники историко-культурного наследия Почепского района Археологи и АрхитектурыИстории и искусства Однако в силу ряда исторических, социальных и иных причин, объекты историко- культурного наследия Почепского района в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии. Объекты историко-культурного наследия Почепского района Историко-культурное наследие Почепского района представлено большим количеством памятников архитектуры, истории, археологии, культуры, имеющими историческое и художественное значение

43 Транспортная система По территории Почепского района проходит юго- западный широтный коридор, образованный: железнодорожной линией Москва – Калуга – Брянск – Злынка – Гомель (Беларусь) автомагистралью федерального значения M- 13 Брянск – Новозыбков – Гомель.

44 Схема транспортной доступности Наибольшая транспортная нагрузка приходится на автомобильный транспорт. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 19,2 км на 100 кв.км территории района (в среднем по области – 18,6 км/100 кв.км. )

Водоснабжение В Почепском районе удельный вес населения, которому доступно централизованное водоснабжение, находится на уровне 52 процентов, что свидетельствует о недостаточной развитости систем водоснабжения. На сегодняшний день система водоснабжения Почепского района включает в себя 297 километров водопроводных сетей. Из них около 120 км водопроводных сетей требуют замены (37%). Развитие инженерной инфраструктуры На сегодняшний день централизованной канализацией на территории района обеспечены около 30% человек. Протяженность уличной канализационной сети Почепского района составляет 19,6 км, из них требуют замены – 5,8 км (30%). Водоотведение В Почепском районе оборудование отоплением жилищного фонда в городской местности (77%) приближается к уровню Брянской области (84%), а в сельской местности (54%) даже превосходит уровень Брянской области (50%). Уровень обеспеченности горячим водоснабжением значительно ниже. Теплоснабжение Следует отметить, что современной цифровой связью обеспечена большая часть крупных населенных пунктов Почепского района. Однако следует создавать условия для доступа в сеть «Интернет» как жителями Почепского района, так и бизнесом. Связь Система жилищно-коммунального хозяйства

Схема регламентов градостроительного освоения территории

Особенности разработки проекта Особенности проекта. В качестве проектных решений были предложены: «точки роста» на территории района; оптимизация сети населенных пунктов; изменение административно-территориального деления путем объединения сельских поселений для выравнивания диспропорций в их социально-экономическом развитии; Концепция оптимизации транспортной системы района. Дополнительно Компания ФОК осуществила: -разработку концепции пространственного развития территории; -оформление дополнительных карт (схем) по существующей и проектной обеспеченности поселений социальными объектами, по существующей и проектной сельскохозяйственной специализации поселений.

1 2 3 Инерционный БАЗОВЫЙ Оптимистичный Длительный выход из кризиса; Отсутствие приоритетов развития ; Отток населения; Старение населения; Сокращение сети населенных пунктов; Снижение экономической активности; Сокращение сельскохозяйственных угодий; Полностью дотационный бюджет района и поселений. Выход из кризиса 1-2 года; Рост внебюджетных инвестиций; Развитие животноводства; Создание предприятий переработки с/х продукции; Сокращение миграционного оттока; Рост качества и уровня жизни населения; Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры; Межрайонная интеграция. Сочетание элементов инерционного и оптимистического сценария; Выделение ключевых точек роста; Развитие существующих производственных центров; Трансформация сети населенных пунктов; Развитие переработки с/х продукции. Сценарии пространственного развития территории Сценарии

ЭГП района – периферийное. Низкий экономический, демографический, ресурсный потенциал. Район является одним из наиболее сельскохозяйственно-освоенных районов Смоленской области. Согласно районированию территории России по благоприятности проживания населения территория района относится к типу с благоприятными условиями. Уровень жизни населения низкий. Заработная плата в 2 раза ниже, чем в целом по Смоленской области. Низкий уровень социальных и бытовых условий. Характер расселения – мелкоселенный. Уровень урбанизации – менее 35%. Экономико-географическое положение

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР – пгт Монастырщина Состав района: 1 городское поселение: Монастырщинское 9 сельских поселений: Александровское; Барсуковское; Гоголевское; Добросельское; Любавичское; Новомихайловское; Слободское; Соболевское; Татарское. Административное устройство

Природные условия 1. Климат - благоприятен для возделывания льна и других сельскохозяйственных культур. 2. Правобережная часть района подвержена эрозии. 3. Территория района – изрезана балками и неглубокими оврагами – территории ограниченно благоприятные для строительства и неблагоприятные; 4. Для строительства наиболее благоприятна восточная часть и ограниченно благоприятна западная часть. 5. Наибольшей промышленной ценностью и, одновременно, транспортной доступностью для организации добычи и переработки торфа обладают месторождения Турковская дача, Аверьковское, Амшара.

1.На 1 января 2008 г. – 11,6 тыс. чел. (1,2% населения Смоленской области). 2.С 2003 по 2008 г. численность населения сократилась на 15,7%. (В России – 2%, Смоленская область - 6%) 3.Рождаемость – 8,1, в России (11,3), в ЦФО (9,7), в Смоленской области (9,6). 4.Смертность – 26,7, в России (14,6), ЦФО (16,1), Смоленской области (19,6). 5.Естественная убыль – -18,6, в России (-3,3), ЦФО (-6,4),Смоленской области (-10). 6.Миграционная убыль – - 17,7. 7.В районе наблюдается процесс старения населения. Доля пожилых - 32,2%. Возрастная структура населения, % Демографическая ситуация

Пространственное отображение демографических процессов Естественная убыль + Миграционная убыль Барсуковское с/п, Добросельское с/п, Любавичское с/п. Естественная убыль Миграционный прирост пгт Монастырщина, Слободское с/п, Соболевское с/п. Естественная убыль < Миграционный прирост Александровское с/п Гоголевское с/п, Новомихайловское с/п. Депопуляция; Отток молодежи за пределы района сказывается на сокращении потенциала для роста рождаемости. Рост смертности населения является следствием старения возрастной структуры населения. Через 10 лет доля лиц пенсионного возраста может вырасти до 40%, что накладывает серьезные ограничения на развитие экономики и планирование сети объектов социального обеспечения. Демографическая ситуация

Согласно базовому прогнозу численность населения к 2025 году уменьшится на 46%. Наименование поселения Монастырщинское Новомихайловское Татарское Барсуковское Александровское Гоголевское Слободское Соболевское Добросельское Любавичское Базовый вариант Прогноз численности населения 2008 – 2025 г. Прогноз численности населения 2008 – 2025 г.

Система расселения Всего в районе 208 сельских населенных пунктов. Уровень урбанизации - 35%. Средняя плотность населения –7,7 человек на 1 км2, что на 61% ниже среднего значения по области. Средняя людность сельских поселений – 48 человек. Система расселения имеет радиальную структуру. Система расселения – мелкоселенная ареальная. Существующий характер расселения увеличивает нагрузку на муниципальный бюджеты и бюджеты сельских администраций. Потенциалы и ограничения

Неперспективные населенные пункты Критерии отнесения к неперспективным населенным пунктам: Отсутствие предприятий промышленности и АПК, торговых площадей; Отсутствие учреждений образования и/или здравоохранения; Отсутствие дачных участков на территории населенного пункта; Отсутствие строительства в зоне тяготения населенного пункта автомобильной дороги; Отнесение населенного пункта к неперспективным по данным муниципалитета. В районе выделены 135 неперспективных населенных пунктов (64% от всех). В основном это населенные пункты с численностью менее 10 человек.

58 Предпосылки для развития экономики связаны с мобилизацией внутренних резервов и ряда конкурентных преимуществ: Развитая дорожная сеть; Свободные земельные ресурсы Развитое хозяйство – СПК Новомихайловский; Залежи торфа; Наличие рекреационного потенциала; Возможные направления развития: Сельское хозяйство; Пищевая промышленность Туризм. Возможно развитие районного кластера хлебокомбинат-спиртзавод-с/х- молокопереработка Объем выпуска товаров и услуг в 2007 г, млн рублей Приложение труда в районе Перспективы развития экономики

Приоритетное направление развития – увеличение доли добавленной стоимости сельхозпродукции, создаваемой на территории района увеличение выпуска продукции сельскохозназначения; укрепление материально-технической базы агропредприятий; сохранение и создание новых рабочих мест; развитие и укрепление личных подсобных хозяйств путем кооперации с агропредприятиями. Сельское хозяйство традиционная основа экономики района Сельское хозяйство

Объемы производства сельхозорганизаций СПК «АЛЕКСАНРОВСКИЙ» СПК «ПРИОЗЕРЬЕ» ООО «СЫРОДЕЛ» от 400т до 700т от 200т до 400т от 100 до 200 от 40т до 60т от 20т до 40т меньше 20т больше 250т от 100т до 250т меньше 100т Лен Картофель Проектные предложения строительство бойни с разделочным цехом и холодильной камерой д. Новомихайловское ; организации производства биогумуса, д. Новомихайловское строительство молокоприемного пункта, д.Октябрьское ; организация кредитно- сельскохозяйственного кооператива, машинотракторной станции, мини- завода по производству комбикормов в д.Татарск. Возможно создание агрогородка; развитие промышленного рыбоводства на базе прудов д. Троицкое.

61 ПромышленностьПромышленность В районе в основном развита пищевая промышленность. 4 промышленных предприятия: ПО «Хлебокомбинат» (хлебо-булочные изделия), ООО «Сыродел» (молочные продукты) ООО «Глинозем» (огнеупорный кирпич) МУП «Коммунальник» (производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительные работы). Крапивенский спиртзавод – законсервирован. Расконсервация завода возможна при газификации данного промышленного объекта. Завод: потребитель зерна; производителем ценной белковой добавки для комбикормов в животноводстве; возможна кооперация с хлебокомбинатом: производство пшеничной клейковины для выпуска хлебобулочных и макаронных изделий.

Земли лесного фонда занимают 17,7 тыс. га (12% площади района). Все леса являются защитными. Проектные предложения: Усиление средообразующей функции леса повышение эффективности мероприятий по улучшению и преумножению древесных ресурсов защитных лесов района; Активизация использования недревесных ресурсов организации в д. Барсуки пункта сбора, сушки и пакетирования дикорастущих трав, ягод и грибов Пункт сбора дикоросов Лесное хозяйство

Район обладает природным и историко-культурным потенциалом, что создает предпосылки для развития нескольких видов туризма: экологический, активные виды отдыха охота и рыбалка. Функционирование туристско-рекреационного комплекса должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей местного населения Монастырщинского района и внутренних российских туристов. ТуризмТуризм Проектное предложение: строительство многофункциональной турбазы в с. Соболевское; обустройство зоны отдыха с пляжем на берегу озера у д. Нововнуково; организации площадки для исторических реконструкций рядом с с. Доброселье.

Проектный план АПК строительство бойни с разделочным цехом и холодильной камерой д. Новомихайловское ; организации производства биогумуса, д. Новомихайловское строительство молокоприемного пункта в д.Октябрьское; организация кредитно- сельскохозяйственного кооператива, машинотракторной станции, мини-завода по производству комбикормов в д.Татарск. Возможно создание агрогородка; развитие промышленного рыбоводства на базе прудов д. Троицкое. расконсервация Спиртзавода. Лесное хозяйство организации в д. Барсуки пункта сбора, сушки и пакетирования дикорастущих трав, ягод и грибов. Туризм строительство многофункциональной турбазы в с. Соболевское; обустройство зоны отдыха с пляжем на берегу озера у д. Нововнуково; организации площадки для исторических реконструкций рядом с с. Доброселье.

Муниципальные образования Кол-во нас. пунктов Численнос ть населения в 2008 г. Кол-во неперспекти вных нас. пунктов Доля неперспект ивных, % Численность населения в 2025 г. Направления развития Монастырщинское Развитие пищевой промышленности; Развитие внутреннего туризма. Александровское ,5549 Барсуковское ,0579 Развитие недревесных ресурсов леса; Развитие рыбного хозяйства. Гоголевское ,9529 Добросельское ,3189 Развитие внутреннего туризма. Любавичское ,9168 Новомихайловское ,2876 Строительство бойни с разделочным цехом и холодильной камерой; Производство биогумуса. Слободское ,1317 Расконсервация спиртзавода; Открытие молокоприемного пункта. Соболевское ,8305 Развитие внутреннего туризма. Татарское ,8610 Производство комбикормов; Организация машинно- тракторной станции Объединение Александровского с/п сНовомихайловским с/п. Объединение Добросельского с/п с Татарским с/п. Объединение Любавичского с/п с Монастырщинским г/п. Объединение Соболевского с/п со Слободским сельским поселением. Степень перспективности сельских поселений

В районе всего – 18 школ. Число учащихся ежегодно сокращается, в 1995 – 2,2 тыс. чел., в 2007 г. – 1,0 тыс.чел. Большинство населенных пунктов района находятся в зоне благоприятной пешеходной доступности до ближайших школ. Наиболее крупные по численности учащихся школы расположены вдоль основных дорог. Недостаточный уровень финансирования (износ основных фондов) Система учреждений профессионального образования неразвита. Отсутствие ПТУ/колледжей усиливает отток молодежи из района. Загрузка сельских образовательных учреждений – низкая (проектная мощность – 100 уч., фактическая – 10 – 20 уч.) Система образования

Название сельского/городск ого поселения К 2015 годуРасчетный срок Объединение школ в «Единое территориальное образование» Капитальный ремонт Детский сад на базе школы Капитальный ремонт Упразднение школы Александровское Носковская ООШ Носковская ООШ Слободская ООШ Барсуковское Долгонивская ООШ Гоголевское Гоголевская ООШ Добросельское Раевская ООШ Раевская ООШ Добросельская ООШ Любавичское Железняковская ООШ Новомихайловское Новомихайловск ая СОШ Слободское Октябрьская ООШ Соболевское Соболевская СОШ Татарское Татарская СОШ Кадинская СОШ Монастырщинское Монастырщинская СОШ ВСЕГО Проектные предложения

В районе всего – 25 медицинских учреждений; Аптек – 4, в ФАПах – аптечный пунктов нет; Низкая доступность медицинской помощи широким слоям населения. Льготная обеспечение лекарствами – 2 аптеках; Кадровые проблемы: на населения района приходится 25 врачей, в Смоленской области более 60; Рост неудовлетворенности населения оказываемыми медицинскими услугами; Недостаточный уровень финансирования (износ основных фондов 100%). Система здравоохранения

Организация при ФАПах аптечных пунктов: 1.Сычевском ФАПе 2. Гоголевский ФАП 3.Добросельский ФАП 4.Любавичский ФАП 5.Железняковский ФАП 6.Новомихайловский ФАП 7.Крапивенский ФАП 8.Стегримовский ФАП 9.Кадинский ФАП Проведение капитального ремонта: 1.Носковский ФАП 2.Барсуковский ФАП 3.Сычевский ФАП 4.Гоголевский ФАП 5.Лызянский ФАП 6.Раевский ФАП 7.Любавичский ФАП 8.Новомихайловский ФАП 9.Стегримовский ФАП 10.Татарская вр/амб 11.Кадинский ФАП Упразднение ФАПов: 1.Досуговский ФАП 2.Лызянский ФАП 3.Домановский ФАП 4.Соболевская вр/амб 5.Крапивинский ФАП 6.Александровский ФАП 7.Жуковский ФАП 8.Хотянский ФАП Строительство ФАПа 1. в п. Крапивна развитие и укрепление материально-технической базы лечебно- профилактических учреждений и лечебно-диагностической базы учреждений здравоохранения; решение кадровых вопросов, привлечение специалистов с высшим образованием. Проектные предложения

Динамика объема жилого фонда, тыс. м2 Динамика ввода жилого фонда Ветхий жилой фонд Тыс. м В % от общей жилой площади Ветхий жилой фонд Жилищное строительство Обеспеченность жильем свыше 18 м2/чел. наблюдается во всех поселениях района, что соответствует федеральным и региональным нормам

Мероприятия Единица измерения Объем работ до 2015до 2025 Капитальный ремонт муниципального жилья тыс. м 2 9,515 Строительство двухэтажного восьми квартирного дома в п.г.т. Монастырщина м2м Строительство жилья на земельных участках ИЖС п.г.т. Монастырщина м2м Мероприятия по развитию жилищного строительства Приоритетным направлением развития – сохранение существующего жилого фонда. В перспективе объем жилого фонда будет сокращаться темпами опережающими ввод нового жилья. Прогнозируемый объем жилого фонда: 2015 г. – 277,9 тыс. м2 ; 2025 г. – 209,3 тыс. м2. Ежегодный ввод нового жилья – 500 м2. Обеспеченность населения жильём: 2015 г. – 30,4 м2/чел; 2025 г. – 34.3 м2/чел. Объем вводимого жилья на душу населения: 2015 г. – 0,054 м2/чел ; 2025 г. – 0,082 м2/чел. Проектные предложения

1.Дорог федерального значения – нет 2. Региональные автомобильные дороги – 50 км: Талашкино-Монастырщина Монастырщина- Прудки Хиславичи-Монастырщина 3.Муниципального значения – 262 км Автомобильные дороги Трубопроводный транспорт Магистральный газопровод Торжок – Долина. Проектная загрузка - 20 млрд м³, фактическая – 4 млрд м³. Транспортная инфраструктура

Транспортная доступность населенных пунктов 1. Состояние автомобильных дорог – удовлетворительное. В неудовлетворительном состоянии находится около 50% мостов района. 2. По уровень благоустройства Монастырщинский район занимает 13 место в области. 3. Практически все населенные пункты находятся в часовой зоне доступности от районного центра. 4. Сеть автобусных маршрутов развита недостаточно, необходим ввод дополнительных автобусных маршрутов. Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство

Проектные предложения Строительство автомобильных дорог «Викторово–Босияны» 5 км. Реконструкция автомобильных дорог: «Слобода – Октябрьское – Коровино» (3,8 км) «Босияны – Новомихайловское – Доманово» – 14,1 км; «Монастырщина – гр. Хиславичского района – Хиславичи» – 13 км. «Любавичи-Войнино- Дубровка» – 31,4 км. «Барсуки – Турки» – 1,2 км; «Татарск – Раевка» – 7,5 км; Реконструкция мостов железобетонный мост через р. Вихру на автомобильной дороге «Монастырщина – Татарск – Раевка» на 8 км (151,34 п.м.); железобетонный мост через р. Городню на автомобильной дороге «Монастырщина – Татарск – Раевка» на 25 км (44,6п.м.); автомобильный моста через р. Вихру на автомобильной дороге «Слобода – Октябрьское – Коровино» (70 п.м.). Оптимизация сети автобусных маршрутов: организация ежедневных автобусных рейсов внутри района.

32 % населения - обеспеченно центральным отоплением. Централизованное сообщение есть: пгт Монастырщина; Татарское с/п; Барсуковское с/п. Теплоснабжение Протяженность теплосетей, км Водоснабжение 21% населения – обеспечена центральным водоснабжением; Система водоснабжения развита недостаточно. 15% населения – обеспечено централизованной канализацией. 100% износ основных фондов. Канализация есть: пгт Монастырщина; п. Татарск. Водоотведение Протяженность системы канализации, км Протяженность водопроводных сетей, км Развитие инженерной инфраструктуры

Уровень обеспеченности телефонной связью > среднего по Смоленской области. Нужны условия для доступа в сеть «Интернет» жителями и бизнеса. Резервом точек доступа в интернет могут являться библиотечные учреждения района. Связь Электроснабжение 7 семь распределительных подстанций. ПС 110/35/10 кВ «Монастырщина» - 2х10 МВА загрузку выше 50 % ПС Стегримово имеет загрузку 25-50%. Загруженность остальных подстанций не превышает 25%. 37,4 км – протяженность газовых сетей. В районе действует «Программа газификации Смоленской области» до 2015 г. планируется построить 70 км газовых сетей. Газоснабжение Поселение, населенный пункт Доля газифицированного жилого фонда, % п.г.т. Монастырщина54 д. Носково30 д. Котово2 д. Новомихайловское45 д. Михайловка59 д. Большие Остроги43 Развитие инженерной инфраструктуры Схема электроснабжения

Проектные предложения Объекты инженерной инфраструктуры Мероприятия на период до 2025 г. ЭлектроснабжениеСтроительство гидроэлектростанции на р. Вихра. Реконструкция и замена не менее 115 км электросетей Ремонт или реконструкция 20 понижающих трансформаторов ГазоснабжениеПрокладка не менее 188 км газовых сетей высокого, среднего и низкого давления ВодоснабжениеРеконструкция не менее 120 водозаборов Замена 103 км водопроводных сетей ВодоотведениеРеконструкция 10 очистных сооружений Замена не менее 11 км канализационных сетей СвязьМодернизация АТС в количестве не менее 2 единиц Прокладка кабельной канализации не менее 10 км ТеплоснабжениеМодернизация и капитальный ремонт не менее 23 котельных Замена 12 км тепловых сетей

Экологическая ситуация Экологическая обстановка в районе – относительно благоприятная. Природный комплекс сохранен в удовлетворительном состоянии. Отсутствуют серьёзные действующие источники экологической опасности для населения и окружающей среды. Основные проблемы: выбросы и сбросы загрязняющих веществ от предприятий теплоэнергетики, пищевой промышленности (ПК «Сыродел», ПО «Хлебокомбинат»), кирпичного завода и предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ММУП «Коммунальник»); наличие необорудованных свалок с учетом принципов экологической безопасности; изношенность системы очистных сооружений; отсутствие полигона утилизации ТБО.

Мероприятия в сфере охраны окружающей среды: 1. Разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ПНООЛР для ПК «Сыродел» и Хлебокомбината. 2. Перевести котельные п.г.т. Монастырщина, с твердого топлива на природный газ. 3. Организовать строительство усовершенствованной свалки ТБО вблизи н.п. Свирковец. 4. Усилить контроль за несанкционированными свалками. 5. Организовать строительство централизованных систем канализации с полной биологической очисткой в п.г.т. Монастырщина. Проектные предложения Экологическая ситуация и границы объектов и территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Защита территории от природных и техногенных опасностей Природного характера: подтопления сельскохозяйственных угодий во время весеннего половодья; лесные и торфяные пожары; ураганы, смерчи, снежные заносы. Техногенного характера: газопровод 40 км (опасность его разрыва); ЛЭП; промышленные предприятия: ООО «Сыродел» (аммиак в количестве 0,105 т). Биогенного характера: возникновение заболеваний животных туляремией, сибирской язвой, чумкой (имеются единичные случаи заболевания бешенством). в случае непринятия своевременных профилактических мер возможны потери сельскохозяйственных животных до 45% от общей численности. Уровни весеннего половодья (см) на р.Хмара Провести сертификацию и паспортизацию экологически опасных технологий и производств Провести берегоукрепление р. Железняк и р. Хмара Источники чрезвычайных ситуаций: Мероприятия по обеспечению экологической безопасности

Комплексное оценка территории Зона преимущественно градостроительного использования восток п.г.т. Монастырщина. Перспективны для градостроительного освоения села Новомихайловское и Татарское. Под лесохозяйственное освоение проектом предлагается территории в границах лесного фонда за счет лесовосстановления.. Под сельскохозяйственное освоение – территории в существующих границах земель сельскохозяйственного назначения. Под природоохранное освоение – территории района, входящие в границы Хиславического заказники, а также территории ООПТ. Под рекреационное освоение – территории рядом деревней Нововнуково, где предлагается разместить зону отдыха. На основание Комплексной оценке территории разработана система градостроительных и планировочных ограничений согласно действующим нормативным документам.

Сильные стороны (S)Возможности (О) Благоприятные климатические и почвенные условия для развития сельского хозяйства. Развитое сельское хозяйство. Развитие газификации. Относительно высокая густота автодорожной сети. Равномерная транспортная доступность периферийных территорий района до районного центра. Благоприятная экологическая обстановка. Оптимизация сети населенных пунктов. Развитие сельское хозяйство и пищевой промышленности. Развитие экологического туризма. Включение в областные и федеральные программы по развитию сельского хозяйства и села. Строительство автомобильной дороги «Викторово – Босияны». Слабые стороны (W)Угрозы (Т) Депопуляция. «Старое» население, продолжающийся отток молодежи. Мелкоселенная система расселения. Разрушение промышленности. Низкий ресурсный потенциал. Отсутсвие железных дорог и автомобильных дорог федерального значения. Сокращение областных дотаций. Недофинансирование объектов социальной инфраструктуры. Деградация и запустение сельской местности. Конкуренция за рынки сбыта с соседними районами области. Разрушение автомобильной, социальной и инженерной инфраструктуры. Комплексное оценка территории S W O T

Планировочная структура района Меридиональная планировочная ось - р. Вихра и автомобильной дороги регионального значения Смоленск – Монастырщина – Татарск. Широтная планировочная ось – автомобильная дорога регионального значения Монастырщина – Починок. Второстепенная планировочная ось – автомобильная дорога регионального значения Досугово – Монастырщина – Хиславичи. Планировочные оси: Планировочные узлы: Центр – п.г.т. Монастырщина Подцентр – п. Татарск Формируется подцентр – п. Новомихайловское

Концепция совершенствования пространственной организации территории Концепция совершенствования пространственной организации территории Концепция направлена на: выделение пространственных приоритетов развития территории; определение «точек роста» экономики района; сохранение существующего природно-экологического потенциала. Широтная планировочная ось – автомобильная дорога регионального значения Красный – Монастырщина – Починок Меридиональная планировочная ось - р. Вихра и автомобильной дороги регионального значения Смоленск – Монастырщина – Татарск. Второстепенная планировочная ось – автомобильная дорога регионального значения Досугово – Монастырщина – Хиславичи. Планировочные оси: Точки роста Основные: п.г.т. Монастырщина п. Новомихайловское Дополнительные: п. Татарск п. Гоголевка п. Барсуки п. Октябрьское Проектное отраслевое взаимодействие Рынок товарной продукции Хлебокомбинат СПК Переработка молока Переработка молока Добыча и переработка торфа Добыча и переработка торфа Спиртзавод

Концепция пространственной организации территории

Спасибо за внимание!

1. Район разделяется на 2 зоны: левобережье и правобережье реки Вихра, разные по режиму увлажнения, типам почв, плодородию, рельефу. 2. Климат - благоприятен для возделывания льна и других сельскохозяйственных культур. 3. Правобережная часть района подвержена эрозии. 4. Территория района – изрезана балками и неглубокими оврагами – территории ограниченно благоприятные для строительства и неблагоприятные; 5. Для строительства наиболее благоприятна восточная часть и ограниченно благоприятна западная часть. 6. Наибольшей промышленной ценностью и, одновременно, транспортной доступностью для организации добычи и переработки торфа обладают месторождения Турковская дача, Аверьковское, Амшара. Огнеупорные глины Литвиновский II513 Торф Аверьковское 448 Амшара (Демьяновское)280 Нижний мох992 Турковская дача1827 Верхний мох1274 Залежь1705 Ермаковский мох1034 Песчано-гравийные смеси Буда1376 Войнино I937 Войнино III1444 Свирковец3846 Известковый туф Грачево120 Цикуновка173 Крупнейшие месторождения полезных ископаемых, тыс. м3 Природные условия

Ключевыми предприятия ЖКХ являются: МУП «Коммунальник», ОАО «Смоленскоблгаз», ОАО «МРСК Центра – «Смоленскэнерго», ОАО «ЦентрТелеком» Показатель Удельный вес площади, оборудованной водопроводом 21 Удельный вес площади, оборудованной канализацией 1715 Удельный вес площади, оборудованной отоплением 3732 Удельный вес площади, оборудованной газом Инженерная инфраструктура

Особенности проекта: В целях устойчивого экономического развития района на долгосрочную перспективу в составе мероприятий было предложено: -осуществить диверсификацию экономики района на основе анализа имеющегося ресурсного потенциала и возможных внутренних и внешних рынков сбыта новых видов продукции; -использовать сформированные инвестиционные площадки для развития малого бизнеса; развивать туристический потенциал территории; осуществить преобразование муниципальных образований района в целях выравнивания диспропорций развития территорий; В качестве бонуса Компанией ФОК было подготовлено социально- экономическое обоснование необходимости преобразования муниципальных образований в городской округ, включающее анализ экономических и бюджетных эффектов от преобразований, оценку качества управления территорией после проведения преобразования и анализ изменений качества жизни населения при преобразовании.

Географическое положение Чусовской район является «точкой роста» Пермского края и основой металлургического кластера.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР – город Чусовой. Состав района: 1городское поселение: Чусовское. 7 сельских поселений: Верхнекалинское; Верхнечусовское Городковское; Никифоровское; Калинское; Комарихинское; Сёльское; Скалинское. Административное устройство

93 Экономика Предпосылки для динамичного развития экономики за счет мобилизации внутренних резервов и ряда конкурентных преимуществ: выгодное транспортно-географическое положение для обеспечения сырьем и сбытом продукции, а также для развития придорожного сервиса; наличие металлургического завода; развитая транспортная инфраструктура; наличие сырья для развития промышленности строительных материалов; наличие рекреационного потенциала; Точки роста района: металлургия строительная промышленность туризм металлообработка Структура оборота товаров и услуг прочие

94 Развитие промышленности Моноотраслевая специализация Рост объемов производства товаров и услуг

Разрабатываемые месторождения полезных ископаемых: Белый камень (известняки флюсовые, деломит, камни строительные г.Чусовой) Селищенское (гипсы, ангидриты ст. Утес) Утесовское (камни строительные ст. Утес) Малышатское (песчано- гравийные материалы, русло р.Чусовая). Значительные запасы полезных ископаемых на территории района находятся в государственном резерве. Полезные ископаемые

96 Увеличение выпуска с/х производства; Укрепление материально- технической базы предприятий с/х комплекса; Строительство современных животноводческих комплексов в Сёльском и Никифоровском сельских поселениях; Развитие тепличного овощеводства в Калинском сельском поселении; Производство биогумуса в Сёльском сельском поселении. Развитие Агропромышленного комплекса Мероприятия: Предпосылки для интенсивного развития: неиспользуемые с/х угодья возможность переоснащения ферм со значительным субсидированием квалифицированные с/х кадры предприятие-лидер

Угрозы экономики Концентрация промышленных предприятий в г. Чусовом; Экономическая зависимость района от градообразующего предприятия (ОАО «ЧМЗ»), Монопрофильность экономики района; Недоиспользование ресурсного потенциала района; Тенденции к сокращению рабочих мест; конкуренция со стороны соседних районов; Слабая управленческая деятельность по привлечению инвестиций в район; Образование депрессивных территорий (Верхнечусовское, Комарихинское, Скальнинское поселения). Мероприятия по устойчивому экономическому развитию: 1.Диверсификация экономики, развитие стройиндустрии, с/х производства и туризма. 2.Развитие промышленного производства на периферийных территориях. 3.Строительство: - кирпичного завода (п.Калино), - завода по производству древесного угля (п. Калино), - стекольного завода (пгт. Лямино) - 2-ух заводов по переработке мусора, в т.ч. межмуниципального Лысьвенско-Чусовского мусороперерабатывающего комплекса, - организация производств пенобетона и газобетона (г. Чусовой) - Завод по производству древесного угля (п.Калино) - деревоперарабатывающего комбината (п.Верхнечусовские Городки). Экономика

Демографические процессы На 1 января 2008 г. – 73,3 тыс. чел. (2,7% населения Пермского края). С 1989 по 2008 г. сокращение населения составило более 14 тыс. чел., или 16%. (В России – 3,4%, Пермский край - 12%). Демографическая ситуация в районе является крайне сложной. Рождаемость в Чусовском районе (12) выше, чем в России (11,3), в Приволжском федеральном округе(11), ниже, чем в Пермском крае (12,1). Смертность в Чусовском районе (20,9) более высокая, чем в России (14,6), Приволжском федеральном округе (15) и Пермском крае (15,7). Естественная убыль в Чусовском районе (-8,9) выше, чем в России (-3,3), Приволжском федеральном округе (-4,1) и Пермском крае (-3,6).

женского населения – 54,4% мужского населения – 45,6% Самое «молодое» население в Сёльском сельском поселении Самое «старое» в Калинском сельском поселении На территории района является необходимым создание условий для предотвращения оттока молодежи. Возрастной состав населения Согласно классификации ООН, «старым» считается то государство, где доля пожилых людей составляет 7%. В Чусовском районе данный показатель в 3 раза больше.

Прогноз численности населения, 2008 – 2025

Миграционные процессы Чусовской район является миграционнопривлекательным. Наиболее привлекательные поселения для въезда – Калинское, Верхнекалинское. В 2007 году в Чусовском районе миграционный прирост составил 90 человек. В течение последних 7 лет сальдо миграции остается положительным, тогда как в целом по Пермскому краю этот показатель отрицательный.

Неперспективные населенные пункты Критерии отнесения к неперспективным населенным пунктам: Отсутствие предприятий промышленности и АПК, торговых площадей; Отсутствие учреждений образования и/или здравоохранения; Отсутствие дачных участков на территории населенного пункта; Отсутствие строительства в зоне тяготения населенного пункта автомобильной и/или железной дороги; Отнесение населенного пункта к неперспективным по данным муниципалитета.

Сеть школьных учреждений удовлетворяет потребности населения: большинство населенных пунктов района находятся в зоне благоприятной пешеходной доступности до ближайших школ. наиболее крупные по численности учащихся школы расположены вдоль основных планировочных осей. ряд населенных пунктов в составе Верхнекалинского, Калинского, Верхнечусовского Городковского поселений не имеют школ, что не соответствует санитарным нормам. все населенные пункты с численностью более 100 человек расположены в пределах 4-х километровой доступности до общеобразовательных школ. (Исключение -Валежная, Сергинцы, Бобровка). Обеспеченность общеобразовательными учреждениями

Система здравоохранения В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУСОВСКОГО РАЙОНА ФУНКЦИОНИРУЮТ: o 9 МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, o 1 УЧРЕЖДЕНИЕ КРАЕВОГО ПОДЧИНЕНИЯ, o 1 ВЕДОМСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Неблагоприятные тенденции: недостаточный уровень финансирования ухудшение материально- технической базы кадровые проблемы снижение доступности медицинской помощи широким слоям населения рост неудовлетворенности населения оказываемыми медицинскими услугами.

Мероприятия по оптимизации системы здравоохранения развитие и укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и лечебно- диагностической базы учреждений здравоохранения; решение кадровых вопросов, привлечение специалистов с высшим образованием; оптимизация сети медицинских учреждений с учетом тенденции ведения новых стационаров, замещающих технологий, развитие амбулаторно-поликлинической сети. Необходимо обеспечить размещение ФАП в следующих населенных пунктах: Утес, Кучино; снижение неонатальной смертности, охрана репродуктивного здоровья формирование у населения потребности в здоровом образе жизни; оптимизация существующей сети аптечных пунктов, путем размещения аптечных пунктов, в том числе обеспечивающих отдельных категорий граждан льготными лекарствами, в Верхнекалинском, Комарихинском, Никифоровском и Сельском сельских поселениях. Система здравоохранения

К первоочередным мероприятиям относятся: Продвижение образа Чусовского района, как благоприятного для туризма. Создание комфортной информационной среды для туризма; Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма; Разработка Чусовского туристского продукта; Создание условий для развития туризма. Совершенствование структуры управления и развития туризма; Подготовка кадров; Научное обеспечение туристической деятельности. В проекте предлагается размещение объектов отдыха и туризма следующих категорий: всероссийского отдыха и туризма (горнолыжный курорт и саночный спорт в г. Чусовом, туристические маршруты по реке Чусовой и ее притокам.); краевого отдыха и туризма, в основном в зоне влияния Перми; отдыха и туризма, предназначенного для населения района (внутреннего). Схема рекреации и туризма

Схема транспортной инфраструктуры Основная транспортная ось района представлена существующими железнодорожными линиями «Пермь – Чусовой – Ханты- Мансийск (Нижний Тагил)» и автодорогами «Пермь – Полазна – Чусовой – Серов – Ханты- Мансийск – Сургут – Томск». Схемой территориального планирования Пермского края предусмотрено создание вдоль этой оси транспортного коридора с переводом автомобильной дороги регионального значения в федеральную Восточную транспортную ось образует автомобильная дорога «Гайны – Ныроб – Красновишерск – Чусовой – Кунгур – Барда – Бол. Уса» Транспортная система муниципального района представлена автомобильным, железнодорожным, водным (речным) и трубопроводным транспортом.

Наибольшая транспортная нагрузка приходится на автомобильный транспорт. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 94,4 км на 1 тыс. кв.км территории района (в среднем по Пермскому краю – 79,9 км/1тыс. кв.км. ) По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в районе составляет 4,9 км на 1 тыс. жителей (в Российской Федерации 5,3 км). Схема транспортной доступности

Схема развития инженерной инфраструктуры

Основные проблемы: значительное превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах; наличие необорудованных свалок; высокая антропогенная нагрузка на Чусовское городское поселение; изношенность системы очистных сооружений. Схема охраны природы

Мероприятия в сфере охраны окружающей среды: Проведение экологического аудита основного загрязнителя – ОАО «ЧМЗ»; Экологическое районирование территории района, выявление территорий подлежащих рекультивации; Оборудование свалок и строительство мусороперерабатывающих заводов; Реконструкция канализационных и очистных сооружений с частичной реконструкцией канализационных сетей во всех населённых пунктах района; Оборудование туристических стоянок при реализации мероприятий в сфере туризма.

Источники опасности: - Природные : весенние паводки, наледи, заторы на реках, лесные пожары. -Техногенные: - трубопроводы (опасность их разрывов); -промышленные предприятия ОАО «ЧМЗ»(запас серной кислоты – 180тонн), насосно- фильтровальная станция Усьвинского водозабора (запас хлора 0,8 тонн), очистные сооружения п.Шибаново (запас хлора 0,8 тонн) и возможностью возникновения на них нештатных ситуаций. Защита территории от природных и техногенных опасностей

СТП Выгоничского района Брянской области (картографическая часть)

СПТ Верхнебуреинского района Хабаровского края (картографическая часть)

Компания ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) Главный офис: тел./факс: +7 (495) URL: Адрес: , Москва, ул. Автозаводская, 19, корп.1 ФОК-Дальний Восток: тел./факс: +7 (4212) \ (4212) URL: Адрес: г. Хабаровск, ул. Постышева 22А Контактная информация

Спасибо за внимание