Лекция 3 ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1.Классификация философских систем 2.Основные этапы развития древнегреческой философии 3. Досократики 4.Вершина древнегреческой философии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Advertisements

Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
1 Философия и наука Античности Философия и наука Античности.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Античная философия от Фалеса до Плотина. Основные черты античной философии: единство философии, мифологии и науки; поиск первоосновы мироздания; разделение.
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Картины мира мыслителей древности. Фалес (7 – 6 века до н. э.) Всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Из этого единого.
Тема 3. Античная философия Характерные черты и периодизация античной философии Философские школы досократического периода Философские взгляды классического.
Материалисты Новикова, Шуленина, Трубочева. Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. 2 Античная философия.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
История философско- политических учений Занятие 2: Философия Античности.
Объективный идеализм Платона ( д.н.э.). Современником Демокрита является Платон - ученик Сократа. ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ - девиз Сократа. понятия шире.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Философия Эпикура Выполнил студент группы Мар -15 Мухаметгалеев Виталий.
Древнегреческая философия
Раздел «онтология и теория познания» Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии. Бесплатные презентации.
Транксрипт:

Лекция 3 ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1.Классификация философских систем 2.Основные этапы развития древнегреческой философии 3. Досократики 4.Вершина древнегреческой философии - Сократ, Платон, Аристотель 5. Скептики, эпикурейцы, стоики, неоплатоники

Классификация философских систем 1.По историческим эпохам (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время) 2.По странам (древнегреческая, немецкая, отечественная, французская) 3.По решению ОВФ (материалистическая – идеалистическая) 4.По методу мышления(диалектическая – метафизическая)

Философия античного мира 1.Полисный период -7-6вв. до н.э. – 4 в. до н.э. (до покорения Александром Македонским в 337г. до н.э.) 2.Эллинский период (4в. – до 30 г. до н.э. –до завоевания Египта Римом) 3.Период Римской империи –( 1в. до н.э. – 5в. – в 410г. Рим пал под натиском вестготов во главе с Аларихом).

Философия античного мира ПОЛИС – город-государство (Афины, Спарта, Фивы, Сиракузы и др.), община свободных и равноправных людей. Роль народного собрания, запрет обращать в рабство за долги. Гражданин полиса – свободный человек, участвующий в делах государства, воин. Эгалитарная демократия.

Фалес из Милета ( гг. дон.э.) «Что есть все?» – все есть ВОДА, а ВСЕ – мир в целом (природа, творения человека). Мир божественный имеет другую природу, он лежит за пределами этого вопроса. Бог не рожден и не сотворен. КОСМОС – живое целое, одушевлен, а ДУША бессмертна. «Старше всех вещей – Бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего – мир, космос, ибо он творение Бога. Большего всего – пространство, ибо оно вмещает все. Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки. Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех. Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все».

Анаксимандр(6в. до н.э.) Анаксимандр (ученик Фалеса) – впервые ввел понятие «АРХЭ» – первоначало бытия. АРХЭ - это «АПЕЙРОН» - беспредельное, всеобъемлющее, из которого выделяется мировой зародыш Космоса, затем идет деление на ВЛАЖНОЕ и СУХОЕ, ХОЛОДНОЕ и ГОРЯЧЕЕ (ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ), в противоборстве этих начал образуется 4 стихии – ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ. Все мироздание подчинено законам справедливости (ДИКЕ).

АНАКСИМЕН (6 в. до н.э.) АНАКСИМЕН (ученик Анаксимандра) - основа бытия - ВОЗДУХ - безграничное, всеобъемлющее, всепроникающее начало. Это Дыхание мира. Космос - живое целое. Через разрежение и сгущение воздуха возникает все. Воздух имеет духовную природу, это Душа мира. Человек – подобие мира, цельное бытие, равное миру в целом

Милетская школа Итак, Милетская школа – это НАТУРФИЛОСОФЫ (первая форма философии): 1)Космо - онтологическая проблематика, мироздание – единый живой организм, в основе многообразия всего сущего лежит ЕДИНОЕ. 2) Существует единый вселенский универсальный закон – закон СПРАВЕДЛИВОГО ВОЗДАЯНИЯ. 3)Единство микро- и макро- космоса. Человек подобен мирозданию. 4) Наивная стихийная диалектика (все сущее возникает в борьбе противоположностей).

Гераклит из Эфеса ( гг. до н.э.) « Темный», «Плачущий». Чувственно воспринимаемый мир – не подлинное, мнимое бытие, т.к. это многое, множественность, а подлинное бытие – одно, это одно, лежащее в основе всего множественного бытия – ОГОНЬ. Все заблуждения людей от неправильно разделенной речи. «Все течет, все меняется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Пифагор Самосский (6-нач.-5 вв. до н.э.) 1.Ученик Анаксимандра. Ввел понятие «философ» – «любомудр». Занимался музыкой, математикой, переустройством общества. 2. Пифагор открыл гармоническое начало Бытия. Мера во всем находится внутри каждой вещи, но не может быть выделена как ее часть или элемент. МЕРА, ГАРМОНИЯ пронизывает весь мир, делая его целостным, упорядоченным мирозданием (КОСМОСОМ).

Пифагор 3. Реальным воплощением Гармонии и совершенной Меры служит ЧИСЛО. 1 – точка, 2-прямая, 3-плоскость, 4 – объем, тело, 10 – предельная полнота и совершенство. 4.Царящая в мире гармония существует как мелодия мироздания. Пифагор открыл связь числа и звука (через изучение звучащей стрелы). КОСМОС – выражение музыкально-числовой упорядоченности БЫТИЯ. 5.Душа человека – бессмертна, тело – темница души. Душа должна очиститься от скверны, это возможно в ряде рождений. МЕТАМПСИХОЗ - переселение души. Для очищения души – религиозные обряды, но без кровавых жертв, вегетарианство.

Ксенофан из Колофона -Ровесник Пифагора. Критик традиций. Нельзя представлять богов по образу и подобию человека, тогда бы у эфиопов боги были бы черные и кучерявые. Бог Один, он подобен шару, он все видит, слышит, он везде, он есть истинное БЫТИЕ. -Человеку в принципе не дано знать истину, в силу ограниченности его опыта и мышления. Его знание – всего лишь мнение. -ПЕРВОНАЧАЛО – ЗЕМЛЯ.

Парменид – основатель элейской школы (6-5 вв. до н.э.) 1.» ЧТО ЕСТЬ ВСЕ?» – все есть ОДНО, ЕДИНОЕ БЫТИЕ. БЫТИЕ – едино, не возникло, незыблемо, неподвижно, вечно, не знает пустот (каменный шар). Есть только БЫТИЕ, а небытия нет, как и пустоты. 2.Бытие открывается нам посредством мышления: «МЫСЛЬ И БЫТИЕ ЕСТЬ ОДНО И ТОЖЕ». Но не все, что взбредет в голову, есть бытие. В мышлении разум постигает суть бытия. Это абсолютное знание 3.Движения нет, это только одна видимость.

Зенон Элейский -5в. до н.э. -Ученик Парменида. Доказывал немыслимость движения, множественности, если мысль о них противоречива. «Бытие и мысль едины, то что обнаруживает свою противоречивость в мысли, - не может существовать». -Отец античной диалектики – искусства доказательства и обоснования своей позиции через опровержение позиции оппонента. -АПОРИИ ЗЕНОНА – «СТРЕЛА», «АХИЛЛ И ЧЕРЕПАХА», «ДИХОТОМИЯ».

Апории Зенона 1.»Дихотомия» – деление на 2 – движение не может начаться вообще, потому что, чтобы пройти хотя бы малое расстояние, надо преодолеть его половину и так до бесконечности. Следовательно, невозможно вообще сдвинуться с места. 2.»АХИЛЛ И ЧЕРЕПАХА» -Если пространство делимо до бесконечности, то движение неосуществимо. 3.»СТРЕЛА» – движение невозможно и при представлении пространства в виде суммы неделимых мест. Летящая стрела всегда занимает место, равное по длине себе. В каждый момент полета она находится в месте, в котором покоится. Сколько она летит – столько она неподвижна. Движение не может образоваться из суммы состояния покоя.

Апории Зенона 4. «ПАДАЮЩЕЕ ЗЕРНО» – недостоверность чувственных свидетельств. Если при падении одного зерна нет шума, то откуда шум при падении массы зерен? Нечто слышимое не может возникнуть из суммы неслышного. На чувства полагаться нельзя. 5.Апория ПРОТИВ ПРОСТРАНСТВА – если вещь заключена в пространстве, то пространство также должно находиться во всеобъемлющем пространстве, и так до бесконечности. Представлять бесконечное множество пространств – абсурдно, поэтому само пространство нереально. Вывод: не лучше ли довериться тому, что утверждает мысль, нежели полагаться на то, что видит взгляд.

Анаксагор – 5в. до н.э. - первый афинский философ, преемник идей Анаксимена. Основу всего сущего (АРХЭ) образуют мельчайшие частица различных веществ –СЕМЕНА вещей. Семена разнообразные, при их смешении образуются вещи, семена бесчисленны и бесконечно делимы. СЕМЕНА = «ГОМЕОМЕРИИ». Движение семенам придает НУС (космический УМ), благодаря ему рождается вселенский Вихрь, приводящий в движение инертную смесь семян (идея перводвигателя). Так возникает все, что есть в мире. Весь мир – поток разрушений и созиданий(закон сохранения энергии). Анаксагора обвинили в безбожии – сказал, что Солнце и Луна не боги, а просто небесные тела.

Эмпедокл – 5в. до н.э. - поэт, спортсмен, врачеватель, знатен. -Все сущее – из 4-х начал : Огонь, Земля, Воздух, Вода. Нет смертей и рождений – все есть соединение и разъединение этих 4-х начал, стихий, божеств. До 17в. это учение являлось основой европейской физики. Стихии - это 4 состояния тела -твердое, жидкое, газообразное, плазма. -Из этих 4-х корней под действием ЛЮБВИ- ДРУЖБЫ образуется все сущее в мире. Космос пульсирует.

Основные идеи досократиков 1.Ведущая тема – возникновение и устройство мироздания – космо-онтологическая проблематика 2.Становление мира - как переход от хаоса к космосу 3.Что есть все? – поиск подлинного бытия и архэ – первоначала 4.Истинное знание достигается умозрением, мышлением, а мнение – от чувств, впечатлений, недостоверное знание. 5.Единое – подлинное, множественность – недостоверный мир 6.Философское знание служит улучшению, совершенству человека.

Демокрит – 5-4-вв. до н.э. -СОВРЕМЕННИК СОКРАТА И ПРОТАГОРА -Ослепил себя, чтобы видеть умственным зрением. «СМЕЮЩИЙСЯ ФИЛОСОФ» – реакция на неразумие людей. -АРХЭ – ЭТО АТОМЫ, они движутся в ПУСТОТЕ. Миры бесконечны, возникают-разрушаются. Атомы бесконечны по величине и количеству, вихрем несутся по Вселенной, порождают все сложное – огонь, воздух, землю, воду. Конечная цель – спокойствие и равновесие души, это и есть наслаждение. АТОМЫ, неделимые, не подвержены изменениям, предел всего существующего. Вне атомов – небытие, ничто.

ДЕМОКРИТ -Ничего не происходит без причины – ДЕТЕРМИНИЗМ. Вещи возникают в силу причинности, атомы и пустота существуют вечно, беспричинны, не имеют начала, а сами вещи причинно обусловлены, неизбежны. Фатализм. Все есть так, как только и могло быть. Любая случайность неизбежна.

Софисты – учителя мудрости Протагор – до н.э. « Человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют; не существующих – что они не существуют». Протагор первым стал брать плату за обучение. Обучал людей добродетелям и преуспеванию. «О Богах я не могу знать, есть ли они, или их нет, потому что и вопрос темен, и жизнь людская коротка». Общепринятых истин не существует. Истинно все (принцип относительности истины, РЕЛЯТИВИЗМ). Истин множество, но я руководствуюсь в жизни СВОЕЙ ИСТИНОЙ.

Сократ – вв. до н.э. -Поворот от онтологии к антропологии. «Познай самого себя». «Я знаю, что я ничего не знаю…». -Метод мышления – МАЙЕВТИКА, рождение истины в трудных спорах. Отвергает общепризнанные воззрения. -Знание делает человека добродетельным, ведет его к благу, к лучшей жизни. Единственное благо – знание, единственное зло – невежество. «Если я знаю, что такое благо, то никогда не поступлю во зло». Тождество знания и добродетели.

Сократ Быть добродетельным: 1.Исполнять законы родного города, свои гражданские обязанности. 2. Следовать воле Бога, являющегося высшим воплощением и источником блага и справедливости. Но в чем божественная воля –это решает каждый человек сам. 3. Даймон – внутренний вещий голос, совесть, предостерегает от дурных поступков. Голос божества внутри Сократа. Это личная ответственность человека за свой выбор (но никогда нельзя быть уверенным, что ты распознал «внушение свыше».

Платон – гг. до н.э. УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Все существующее имеет свой первообраз, эйдос, идею, вид. ИДЕИ – не мысли, а подлинные, совершенные виды того, что существует в окружающем мире. Идеи вечны и неизменны. Наш телесный, чувственный мир – чувственное отображение эйдосов. Лошади - и эйдос лошади, чистая лошадность. Все красивое в этом мире таково лишь благодаря причастности к идее прекрасного – красоте как таковой.

ПЛАТОН ЭЙДОСЫ – бестелесны, неизменны, вечны. Они образуют «царство идей», вынесенное за пределы нашего чувственного мира. Эйдосы можно только мыслить, познать умозрительно. Мир идей находится во взаимной связи и упорядоченности. Есть самая высшая идея – идея Блага – которой все причастны, содержательно подчинены.

Платон Мир творится Богом согласно идеям – они служат образцами, в соответствии с которыми Творец создает все сущее. Эйдосы – мысли бога, творящего мироздание. Каждое конкретное сущее причастно подлинному и изначальному бытию – бытию мира эйдосов, божественному миру. Эйдосы – подлинное бытие, наш мир – его отображение. Наше сознание обнаруживает в каждой вещи ее первоначало, эйдос (суть вещи).

Платон Ввел понятие «материя» – чувственная субстанция, в ней отображаются эйдосы, чтобы возникло мироздание. Материя безвидна, неопределенна и беспредельна, пассивное начало, позволяющее возникнуть чувственному, осязаемому миру. Лишенное вида (эйдоса) бытие есть небытие.

Платон ЭЙДОС –причина, основание, сущность, цель любого существования. Вводит понятие «ИДЕАЛЬНОЕ» - царство идей, умопостигаемое, отличное от зримого мира.

ПЛАТОН ПОЗНАНИЕ КАК ПРИПОМИНАНИЕ. Душа человека изначально находилась в царстве идей. С рождением человека душа становится частью человеческого существа. В глубине души запечатлены эйдосы, чтобы они открылись человеческому сознанию и душа смогла вспомнить о царстве идей. Но для этого надо развивать умственное зрение – умозрение. Через ДИАЛЕКТИКУ – искусство задавать вопросы и отвечать на них - вести ДИАЛОГ.

Познание ОБРАЗ ПЕЩЕРЫ. Для человека недоступны бестелесные идеи. Он узнает только мир чувственных вещей – тень подлинного бытия. Человек в мире, как люди в пещере, видят игру теней на стене, принимая эти тени за действительность. Видимые вещи – смутное отражение вещей, существующих в истинном свете. Мы видим лишь отблески истинного бытия, игру теней на стенах пещеры.

Платон Учение об ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ- Стремление к Благу является общим как для государства, так и для личности. Когда общество стремится к благу, то оно становится справедливым, а личность добродетельной. Общая польза и индивидуальный интерес тесно связаны.

Платон ГОСУДАРСТВО – общая душа в мире людей (Вселенской Душой обладает Космос, мироздание). 3 сословия в государстве: 1.Крестьяне, торговцы, ремесленники – души желающие (умеренность) 2.Стражи –мужество, воля. 3.Философы, управленцы – разум, мудрость. Общая для всех добродетель – справедливость (поддерживать и не нарушать общий порядок жизни).

Платон Типы государств – 7 типов – 1)Абсолютная форма, где властвует божественная воля (идеал) 2)Монархия (правильная) 3)Аристократия (правильная) 4)Тимократия (неправильная – власть честолюбцев, военных) 5)Олигархия (неправильная) 6)Демократия (неправильная) 7)Тирания (неправильная).

Платон Рабы – за чертой людей. Неравенство – справедливо, ибо люди неравны в природных задатках. Ремесло и торговля – недостойные людей занятия. Под контролем все, жесткая регламентация. Правители и воины не имеют частной собственности, семьи. 3 стадии общественного развития: 1.Династия – старейшины рода, нет бедных и богатых. 2.Аристократия – выборность власти, государство, законодательство. Государство – особая форма поселения людей. 3. Просвещенная монархия.

Аристотель (Стагирит) – гг. до н.э. В 17 лет приехал в Афины в Академию Платона. Учился там 20 лет. После смерти Платона стал учителем Александра Македонского (около 6 лет). Затем вернулся в Афины, где организовал Ликей – философскую школу близи храма Аполлона Ликейского. «Перипатетики» - прогуливающиеся. После смерти А.Македонского бежал на о.Эвбея, где и умер. Полемизировал с Пифагором, Платоном, Демокритом.

Аристотель Философия – знание вообще, состоит из 3-х частей: 1.Теоретическая – исследование первоначал, математика, физика. 2.Практическая – этика, экономика, политика 3. Пойетическая – творчество- риторика, поэтика.

Аристотель Критика теории ЭЙДОСОВ Платона. Сущность не может существовать отдельно от вещи. Сущность находится в самих вещах, в самом сущем. Сами вещи, конкретные явления (сущее) имеет 4 основания для своего существования: -Формальную (что?) -Материальную (из чего?) -Действующую (кем создано?) -Целевую причину ( для чего? ). Горшок – форма горшка, глина, гончар, для хранения.

Аристотель Каждая вещь – овеществленная форма с причинно-целевым назначением. Это актуальное бытие.

АРИСТОТЕЛЬ Формальная причина – активное начало, материя – пассивная основа. Форма и материя- понятия соотносительные (кирпич – форма для глины, из которой он сделан, но материя для дома, а дом – материя для города). «Первая материя», субстрат, из которого создано все сущее, инертная материя, не может быть формой никогда. ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ. А Бог есть чистая форма, «форма форм», Верховный Ум, Перводвигатель.

АРИСТОТЕЛЬ Все боги – материальные тела, эфирная тонкая материя. Души – принцип живого тела, двигатель тела, его цель (энтелехия тела). 3 типа души – -растительная, -животная, - разумная. Разумная душа в человеке бессмертна.

Аристотель Абсолютный Ум : 1.Неподвижный перводвигатель (первопричина). 2. Абсолютная целесообразность (цель) 3. Имеет свою собственную материю – красота (совершенство) 4.Неделимый (целостность, субъект и объект в одной точке) 5.Абсолютная надкосмичность и внутрикосмичность (он всюду) 6. Знает все будущее, прошедшее, вмещает в себя вечность. Но это не личность, а абстрактный Бог – философский Бог.

Аристотель В натурфилософии (основные выводы) 1.Финализм – конечность Вселенной 2.Телеологизм – всюду цель 3. Иерархия природы –от низших форм к высшим. 4. Антикосмогонизм - Космос никто не создал, он существует извечно. Материя –пассивная потенциальность, не зависит от бога. Бог не принимает участие в земных делах. Земные дела определяются через взаимодействие формы и материи. Бог – конечная и бестелесная форма, обладает актуальностью. 5.Движение – переход из потенции в актуальность В гносеологии родоначальник теории корреспонденции (ИСТИНА - соответствие знания вещам, о которых это знание ).

Аристотель – теория познания Предмет познания – Бытие. Любое знание начинается с опыта –с ощущений, с памяти и привычек. А разум усматривает общее в единичном. Ощущения, восприятия не есть научные знания в силу изменчивого характера всех вещей. Формы истинного научного знания: -понятия, постигающие сущность вещей, а также -суждения -умозаключения.

Аристотель «Органон» – труд по логике (умение правильно мыслить и достигать достоверного знания). Метод достижения истины – АНАЛИТИКА – всесторонний анализ предмета. Основа аналитики – СИЛЛОГИЗМ.

Аристотель СИЛЛОГИЗМ – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух истинных высказываний следует новое истинное высказывание. ДЕДУКЦИЯ – вывод знания от общего к частному. Высшие, исходные начала знания недоказуемы и познаются непосредственно ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИЕЙ.

АРИСТОТЕЛЬ Мышление членит мир посредством КАТЕГОРИЙ. КАТЕГОРИИ – самые общие смысловые характеристики действительности. Категории – отделяют один род явлений от другого, формы нашего опыта. Категории соединяют мысль и бытие Выделяет 10 вопросов, которые мы задаем миру по поводу того, что в нем существует:

Аристотель 1.Что есть? 2.Сколько? 3.Какое? 4.По отношению к чему? 5.Где? 6.Когда? 7.В каком положении? 8.Чем обладает? 9.Что делает? 10.Что испытывает?

Аристотель Ответов-категорий также 10: 1.Сущность 2.Количество 3.Качество 4.Отношение 5.Место 6.Время 7.Положение 8.Обладание 9.Действие 10. Страдание.

Аристотель 3 основные логические законы ( правильное мышление): 1.ЗАКОН ТОЖДЕСТВА 2.Закон ИСКЛЮЧЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ 3.Закон ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО Как результат – язык превращается в строгое оперирование строго определенными понятиями.

Аристотель Творец полисной утопии. Создает образец совершенного полисного государства. Государство – естественное образование, порядок жизни в нем соответствует человеческой природе. Против отмены частной собственности и семьи ( как у Платона), но как и Платон считал рабство справедливым. Государство – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования» (Политика).

АРИСТОТЕЛЬ – УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ 3 порочных устройства Г. : тирания, олигархия, демократия (стремятся к личной пользе). 3 правильных Г.: монархия, аристократия, полития – народное представительство (исходят из общего блага). Выбирать надо людей в возрасте, которые уже отслужили в армии, создали семью.

Аристотель Цель государства – счастливая жизнь граждан. ЭВДЕМОНИЗМ. Счастье – в добродетельной жизни. Добродетель – это мера, избегать крайности, золотая середина во всем. Душевная уравновешенность. Пагубны и отчаянная храбрость и трусость, середина – мужество. Человек – животное политическое, инстинкт совместного проживания. Человек отличается от животного способностью к интеллектуальной и нравственной жизни.

Аристотель Характеристика физики Аристотеля: 1.Геоцентризм -концепция Аристотеля- Птолемея 2.Пустоты нет 3. Космос, универсум иерархически организован 4.Физика неба (надлунного мира) отличается от физики Земли (подлунного мира)

АРИСТОТЕЛЬ 5. В подлунном мире – движение прямолинейное, в надлунном – круговое. 6. Материя подлунного мира – из 4-х стихий, материя надлунного мира – эфир. Звезды – кристаллические тела. 7. Звезды – неподвижны, прикреплены к сферам, которые и вращаются по кругу. За звездами – Перводвигатель – Бог. 8. Солнце – находится посредине от Луны до Сатурна. 9. Пространство – неоднородно.

Эллинистически- римский период – 3в.до н.э. – 5в.н.э. -СКЕПТИЦИЗМ -ПЕРИПАТЕТИЗМ - ЭПИКУРЕИЗМ -СТОИЦИЗМ - НЕОПЛАТОНИЗМ

Скептицизм – Пиррон ( гг.дон.э.) 1.АТАРАКСИЯ – безмятежное, счастливое состояние духа 2.Отсутствие чего-либо безусловного, достоверного. Ни о чем нельзя сказать однозначно и с уверенностью. Общезначимой истины достичь нельзя. 3.Вещи по своей природе невыразимы, неустойчивы, преходящи. Коль мы не можем ни на что положиться, то следует воздержаться от суждений (ЭПОХЕ), воздерживаться в мышлении от претензии знать истину и не участвовать в делах мира и людей. «Исследуй и поступай, но не притязай на окончательный вывод».

Эпикуреизм – Эпикур ( гг.до н.э.) 1.Открыл школу «Сад Эпикура» («Путник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие – высшее благо»). 2.Идея самопроизвольного отклонения атомов. 3.«Проживи незаметно» – умеренность, воздержание. Счастье - в простых радостях бытия, довольствуйся малым. 4.Философия утешения, преодоления страхов – перед действием природных сил, страх смерти, ужас перед богами. Страх – источник страданий, что мешает счастливой, безмятежной жизни.

Эпикуреизм 5.Знание должно помогать преодолевать страхи перед действием природных стихийных сил (вихри, землетрясения, засухи и т.д.) 6.Идея атомизма – все из атомов и подчинено простым законам их движения. 7.Боги живут за пределами этого мира, в междумирах, пребывая в состоянии вечного блаженства и никак не вмешиваясь в судьбы мира. 8.Смерть – лишь ощущение, смерть не имеет к нам никакого отношения – когда мы есть – смерти нет, когда смерть наступает – нас уже нет.

Стоицизм – Древняя Стоя, Средняя Стоя, Поздняя Стоя (4 в.до н.э.-2в.) Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – Поздняя Стоя. 1в.до н.э.э-1в.н.э. 1.Мир – живой и одушевленный Космос. Мир порожден Богом, а Бог есть и Огонь, и Логос, разум, который придает мирозданию целесообразность, упорядоченность и смысл. Есть понятие пустоты.

Стоицизм 2. Космос пронизывает Мировая душа. Мировая Душа – это Бог в вещах, творческая активность божества. Поскольку мир сотворен Богом, он должен в конечном счете возвратиться к Богу и исчезнуть в вечном божественном бытии. Бытие поглощается вселенским Огнем в конце каждого летнего цикла. Затем из Огня вновь возникает мир и в нем будет все как и прежде. (Цикличность исторического развития).»Нет ничего нового под солнцем».

Поздняя Стоя 3. Поскольку мировое и божественное бытие циклично, то судьба (рок) неотвратима. От судьбы никуда не уйти, поэтому «разумного судьба ведет, неразумного тащит». 4.Познание мира есть богопознание. Бог- Логос исторгает из себя (эманирует) конкретные логосы (смыслы слова), которые определяют природу всех вещей.

СТОИЦИЗМ Пневма – мировая Душа – огневидное дыхание, связывающее все мироздание в одно целое. Душа человека – часть пневмы, ее богоподобие. Теория познания: познание=богопознание 1.Сознание человека – «чистая доска», на которой ничего не написано. 2.Только разум – критерий истины, он все охватывает, постигает. 3.Для верного восприятия вещи необходимо согласие между людьми 4.Логическое доказательство – необходимый элемент познания и мышления.

Стоическая этика – Сенека(5г.дон.э.- 65г.н.э.) «Нравственные письма к Луцилию» – свобода не внешнее, а внутреннее состояние человека. Внешние неприятности надо мужественно переносить, изменить ничего нельзя, но можно внутренне свободно отнестись к происходящему. Судьбу нельзя изменить, ее надо принять, не бунтовать.

Стоицизм - Сенека Стоический идеал личности – жить согласно человеческой природе, следуя добродетели. Зло – порок (страсти, аффекты). 4 аффекта – удовольствия, вожделения, печаль, страх. Власть над душой – атараксия, апатия (безмятежность духа). 4 основные добродетели – рассудительность, храбрость, самообладание, справедливость.

Стоицизм. СЕНЕКА Положение в обществе, богатство, здоровье, успехи, сама жизнь должны быть безразличны человеку. Судьбу нельзя изменить, ее надо принять. Раб или император, богач или нищий, красавец или урод, здоровяк или немощный, мужчина или женщины, римлянин или варвар – не ими определяются достоинства человека, не в них счастье. Единственная добродетель и счастье – внутренняя свобода личности. И раб может быть свободен(ВНУТРЕННЕ).

Неоплатонизм вв.н.э. Античная мысль начиналась с создания космогонии и в час своего завершения снова обратилась к идеям мироздания и миропорядка. Плотин - 3в.-последний философ античности. Подлинность бытия - в его духовном начале, человек – это душа, а не тело. Становление и устройство мироздания – основная его тема. Источник бытия –ЕДИНОЕ (Бог, Благо). Это сверхбытие, о нем ничего нельзя сказать. Это АБСОЛЮТ, сверхсущее. Это неуничтожимость, непреходящесть, изначальность, вечность, неизменность, неразложимость, единственность, бесконечность.

Неоплатонизм ЕДИНОЕ творит все сущее посредством ЭМАНАЦИИ (истечения). Чем дальше от Единого – тем ущербнее и примитивнее бытие. Единое – подлинное бытие, небытие – безвидная материя, низший иерархический предел. Между Бытием и небытием заключена вся иерархически упорядоченная сфера бытия.

Неоплатонизм - Плотин В иерархии видов бытия выделяются 3 основных сферы : бестелесный Ум, бестелесная Душа, телесный Космос (мироздание). Ум (Нус) – это мышление, оно наполнено множеством идей-эйдосов, первообразами вещей. От Ума истекает Мировая Душа. Она созерцает идеи-эйдосы. Отражаясь в Душе, идеи Ума начинают существовать как осеменяющие логосы, от которых затем происходят все вещи, явления и лица.

Неоплатонизм. ПЛОТИН Космос – телесный, чувствующий. Здесь душа дробится на множество осеменяющих логосов, каждый из которых становится природой (сущностью) конкретной вещи. Души есть у всего – люди, животные, растения, звезды, галактики. Космос (Мир) духовное пленен телесностью. Материя – воплощенное убывание бытия, блага. Зло не есть независимая сила, а изъян, отсутствие блага.

Неоплатонизм - Плотин Все существующее стремится вернуться к Благу –Единому, преодолеть свою ущербность, обрести полноту бытия в слиянии с Единым. Высшее состояние человеческого духа – единение с Богом в духовном состоянии – ЭКСТАЗЕ. Выйти за пределы обычной жизни, пережить единение с Богом может не каждый.

Неоплатонизм - Плотин Единое (Бог) Плотина- Бог разума, а не религии. Единое – без имени, без лица. Бог, никак не открывшийся человеку, не может стать основой религии, ведь религия – это всегда отношение людей с богом, живая, постоянная и глубокая связь.

Список литературы: 1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., Рассел Б. Мудрость Запада. М., Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.