Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Е.А. Двоеглазова Н.В. Ладанова г. Нытва 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возрастные особенности развития универсальных учебных действий у младших школьников Подготовила: учитель начальных классов Гриненко В.В. ФГКОУ «СОШ 155»
Advertisements

Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Познавательные универсальные учебные действия © ГОУ ЯО ИРО © Коточигова Е.В.
Познавательные УУД Коломина Елена Михайловна. обеспечивают успешное освоение знаний, умений и навыков по всем предметам; формируют картину мира и компетентности.
LOGO МОУ гимназии год Программа формирования универсальных учебных действий Выполнила: И.Г. Ерхова.
Диагностика познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС НОО.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
19 октября 2011 года. 4 Требования к структуре основной образовательной программе Требования к структуре основной общеобразовательной программы Т Р Е.
Уровень сформированности учебной деятельности младших школьников Подготовила учитель 4 класса Железнодорожненской ОШ Середа Светлана Борисовна 2014 год.
Универсальные учебные действия УУД обеспечивают умение учиться. УУД – это умения и навыки, которые, с одной стороны, формируются в процессе изучения различных.
Учитель начальных классов Бутузова С.Н. Характеристика познавательных УУД и планируемые результаты Характеристика познавательных УУД и планируемые результаты.
Деятельностный подход Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия младших школьников.
система способов познания окружающего мира, система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Транксрипт:

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Е.А. Двоеглазова Н.В. Ладанова г. Нытва 2010

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Младший школьный возраст – это период интенсивного развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения). У детей поступающих в 1 класс познавательные процессы уже довольно развиты, но имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации занятий.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Внимание (не выступает как самостоятельный процесс) является обязательным условием успешной учебной работы школьников. Характерная особенность - слабость произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание, направленное на все неожиданное, яркое, наглядное. Однако младшие школьники весьма впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Восприятие – психический процесс непосредственного познания окружающего мира. В начале обучения отличается особенностями: малая дифференцированность (это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии); слабость углублённого, организованного и целенаправленного анализа при восприятии (часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное при этом не воспринимается); связь с действиями, с практической деятельностью ребенка; ярко выраженная эмоциональность: в первую очередь воспринимается то, что вызывает у детей непосредственную эмоциональную реакцию.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Память может быть слуховой, зрительной, комбинированной. В литературе по психологии памяти отмечается значительная роль наглядных и словесных опор как приема запоминания. В младшем школьном возрасте при запоминании возрастает роль наглядных опор. Это важно, поскольку у первоклассников преобладает непроизвольный вид памяти, запоминание должно быть чем-то мотивировано.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Если восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный путь развития, как отмечал Л.С.Выготский, то интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. К первому классу умственный кругозор уже достаточно велик. Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, первоклассник использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно- действенную, наглядно-образную, словесно-логическую. Наиболее часто ребенком используется образное мышление, когда он для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Воображение – один из важных психических, познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. Воображение первоклассника часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Эти психические процессы проявляются и формируются в учебной деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Познавательные универсальные действия общеучебные логические действия постановки и решения проблем

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие познавательные логические действия: - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; - операция установления взаимно-однозначного соответствия; - умение выделять существенные признаки конктерно- чувственных объектов; - умение устанавливать аналогии на предметном материале; - операция классификации и сериации на конкретно- чувственном предметном материале; - переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собствнной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект).

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников На ступени начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия: - развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; - готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; -ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников - умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров; - ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно; - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста; - умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия: сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации); анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты); сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; установление аналогий.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Практическая деятельность по формированию УУД во внеурочной деятельности в МОУ Гимназия г.Нытва Конкурсы РПС Музейные и библиотечные уроки Кружок «Эрудит» НОУ

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Конкурсы Количество интеллектуальных и творческих конкурсов возрастает в каждом классе Класс Заочные, Интернет- конкурсы Районные, городские Краевые

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников РПС Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие упражнения, задания. Книги 1-5

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Развитие творческого мышления I раздел Развитие наглядно- действенного мышления II раздел Развитие причинного мышления III раздел Развитие эвристического мышления Кружок «Эрудит» Анатолий Гин Мир логики

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Музейные и библиотечные уроки Музейные уроки проводятся по договору с Краеведческим музеем. Тематика занятий определяется педагогом, работниками музея и интересами детей. Библиотечные уроки организуются на базе Городской детской библиотеки.

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Научное общество учащихся Кружок «Юный исследователь» Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ (школьный, районный).

Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников Результаты организации внеурочной деятельности Активное участие учащихся в конкурсах (в заочных до 100%). Призовые места в конкурсах различного уровня (статистика за 2 года, количество призовых мест) год Заочные, Интернет- конкурсы Районные, городские Краевые