Программа психологического сопровождения детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении Авторский коллектив МБОУ ППМС Центр « Росток» Каткина Е.В.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Любовь Павловна Галахова, педагог-психолог, КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная.
Advertisements

« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 196» г. Пермь, ул. Стахановская, 51-А тел дошкольное учреждение комбинированного вида для детей.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Задачи и функции педагога-психолога в работе с детьми раннего возраста.
Зимина Юлия Николаевна, старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Педагог-психолог –Костерина О.В. Педагог-психолог –Костерина О.В.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Психологическое сопровождение образовательного процесса МБДОУ д/с 30 «Светлячок» П едагог-психолог МБДОУ д/с 30 «Светлячок» Павлова Т.Н.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Решение эмоционально-волевых проблем у детей в условиях ДОУ (игры по правилам) Методы психокоррекционной работы.
Развитие познавательной деятельности у детей с ОНР в условиях ДОУ Логинова И.В., педагог-психолог МБДОУ 5 «Дельфин»
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Интеграция детей-инвалидов с ДЦП в дошкольное учреждение общеразвивающего вида. Из опыта работы МБУ детский сад 210 «Ладушки» г.о. Тольятти.
Группа ранней адаптации Ст. воспитатель Золотова И. Н.
«Укрепление опорно-двигательного аппарата старших дошкольников посредством фитбол-гимнастики» Коршунова Елена Валерьевна – инструктор по физическому воспитанию.
Транксрипт:

Программа психологического сопровождения детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении Авторский коллектив МБОУ ППМС Центр « Росток» Каткина Е.В., Суродина О.В., Козырева С.А., Губина М.В., Соколова Т.Н., Чернова В.В.

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями

Психологические особенности детей с ДЦП своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами: -неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций (снижение объема механической памяти, недостаточность концентрации и переключения внимания, низкая умственная работоспособность ); -выраженность астенических проявлений повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; -сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; -состояние интеллекта крайне разнообразно: нормальный или близкий к нормальному интеллект, ЗПР, умственная отсталость

Психологические особенности детей с ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем ( зрения, слуха, мышечно- суставного чувства), что существенно сказывается на восприятии в целом; недостаточность пространственных и временных представлений; выражены нарушения схемы тела; часто выражена недостаточность фонематического восприятия; нарушение эмоционально-волевой сферы.

Нарушения личностного развития детей с ДЦП пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание ребенка с ДЦП и реакция родителей на физический дефект.

Цель : оказание психологической помощи детям с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении

Задачи проекта: Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ. Развитие пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом. Оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающих детей с ДЦП.

Проект «Программа психологического сопровождения детей с ДЦП в образовательном учреждении» включает в себя следующие программы: –Программу познавательного развития для детей дошкольного возраста с ДЦП. –Программу развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом. –Программа занятий на развитие эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП. –Программу оказания психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с ДЦП.

Условия реализации проекта: Проект реализуется в течение одного-двух лет. Для эффективной реализации проектных задач в МБДОУ должны быть созданы следующие условия: наличие специалиста – педагога- психолога; просторное помещение для работы с родителями и воспитанниками; материалы необходимые для занятий (мягкие игрушки, бумага, конструктор, сенсорное оборудование и др.)

Предполагаемые результаты: Развитие познавательных процессов; Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения; Снижение эмоционального и мышечного напряжения; Развитие коммуникативных навыков; Развитие навыков взаимодействия с педагогом; Развитие пространственных представлений; Оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающих детей с ДЦП.

ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП предназначена для комплексного развития детей в возрасте лет. Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Программа условно делится на 3 блока. Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно- кинестетической чувствительности. Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти. Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут до 25 минут. общее количество занятий – 24.

Программа развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом Использование заданий программы способствует развитию внимания, памяти, зрительно-моторной координации, наглядно- образного мышления, воображения, функции программирования и контроля у всех без исключения детей. Программа рассчитана на 16 часов

Программа развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП Цель: облегчить процесс адаптации к дошкольному учреждению и развивать эмоционально-волевую сферу дошкольника. Программа рассчитана на 17 занятий. Программа, направлена на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, слезливость, раздражительность, неуверенность, боязливость и т.п.

Детям предлагаются. игры с песком и водой; подвижные игры; рисование кистью, пальчиковая живопись; игры-забавы; игры с игрушками-вкладышами; сюрпризные моменты: чудесный мешочек, показ больших мягких игрушек; переодевание в героев игр; игры с речевым сопровождением; танец; упражнения на дыхание; игры с музыкальными игрушками; игры с картинками; коммуникативные игры

Программа оказания психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с ДЦП Цель: оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с ДЦП. Задачи: –Повышение психологической компетентности родителей. –Обучение приёмам и навыкам эмоциональной саморегуляции. –Формирование позитивного мышления у родителей

Условия проведения родители детей дошкольного возраста с ДЦП. Количество участников занятия человек, помещение должно быть просторным, изолированным от посторонних звуков и шумов, созданы условия для индивидуальной и групповой работы, занятия с родителями проводятся в форме тренинга

Тематический план занятий с родителями занятияТема занятияВремя проведения 1-2Развитие позитивного мышления и способов саморегуляции эмоционального состояния родителей. 2 часа 3-4Формирование навыков стрессоустойчивости. 2 часа 5-6Оказание помощи и поддержки ребёнку в семье. 2 часа 7-10Эффективные способы общения и взаимодействия в семье 4 часа Итого:10 часов

Мониторинг. Мониторинг осуществляется с использованием комплекса психологических методик, предложенный Мамайчук И.И. а также диагностические комплексы Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

Благодарим вас за внимание!