1.Основные условия, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека. на психику человека. Несмотря на возросшее количество чрезвычайных ситуаций,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Advertisements

Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения.
Депрессия - это психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество.
Выполнил студент Группы 12 СЗ: Шибазиев Айдир. Алкоголи́зм заболевание, частный случай проявления токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием.
Социально - психологическая служба МБОУ СОШ 5 Еманжелинского муниципального района март
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
ЛЕКЦИИ ПО ПСИХИАТРИИ ДЛЯ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО И МЕДИКО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ.
Исследовательская работа выполнена Ученицей 9А класса Кузнецовой Анной 2013.
Семыкина Анастасия Сергеевна 403 гр. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Магнитогорск, 2010.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Подготовила студентка 1 курса СДО 13 группа Земскова Валерия Тамбов 2018.
Особенности дезадаптации в пожилом возрасте Выполнила студентка 3 курса ИП, группы ППДП 15, Тотонова Айгыына Васильевна.
Адаптация учащихся к обучению в школе Мир будущего первоклашки При поступлении в первый класс детям обязательно задают вопрос общего характера: об их поле.
Сомнение в полноте и прочности знаний Стресс незнакомой ситуации Стресс ответственност и перед родителями и школой Сомнение в собственных способностях:
Саморегуляция психического состояния как профилактика профессионального выгорания педагогов.
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
Методические рекомендации по выявлению признаков, указывающих на возможный прием психотропных и наркотических средств Врач-нарколог Иванова Н.М. ГККП «Центр.
ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Транксрипт:

1.Основные условия, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека. на психику человека. Несмотря на возросшее количество чрезвычайных ситуаций, Несмотря на возросшее количество чрезвычайных ситуаций, Гражданское население по-прежнему остается не готовым к ним. Гражданское население по-прежнему остается не готовым к ним. Можно выделить 2 основные группы условий, оказывающих травмирующие воздействия на психику людей в зоне ЧС. Можно выделить 2 основные группы условий, оказывающих травмирующие воздействия на психику людей в зоне ЧС.

Это условия, связанные с наличием физической угрозы для жизни и здоровья человека. Среди них: Это условия, связанные с наличием физической угрозы для жизни и здоровья человека. Среди них: взрывы, взрывы, пожары, пожары, обрушения конструкций зданий и сооружений, обрушения конструкций зданий и сооружений, радиоактивное загрязнение, радиоактивное загрязнение, заражение внешней среды химически опасными веществами, токсичными продуктами горения и т.д. заражение внешней среды химически опасными веществами, токсичными продуктами горения и т.д.

Психические нарушения возникающие в результате их воздействия, наблюдаются в основном на фоне физиологических (медицинских) нарушений, к которым относятся: травмы, травмы, ожоги, ожоги, радиационные поражения, радиационные поражения, химические отравления, химические отравления, болевой и травматический шок. болевой и травматический шок.

Связана в первую очередь с негативной информацией. Связана в первую очередь с негативной информацией. Причинами некоторых психических нарушений являются: отсутствие достоверной информации о масштабах ЧС и отсутствие достоверной информации о масштабах ЧС и её последствиях, о степени угрозы жизни и здоровью людей, о степени угрозы жизни и здоровью людей, незнания ими порядка действий в ЧС, незнания ими порядка действий в ЧС, переживание за судьбы родных и близких, переживание за судьбы родных и близких, изменение привычного образа жизни, изменение привычного образа жизни, чувство бессилия перед обстоятельствами и чувство бессилия перед обстоятельствами и неопределенности будущего. неопределенности будущего.

Первый период – связан с внезапно возникающей угрозой жизни людей (пожар, взрыв, землетрясение, наводнение…). Обычно он ограничен временными рамками – от момента возникновения этой угрозы до момента начала проведения спасательных работ. (обычно не более 5 часов) В это время мощное стрессовое воздействие чаще всего вызывают у человека реакции: страха, страха, паники, паники, оцепенения различной степени тяжести. оцепенения различной степени тяжести. В начале ЧС у большинства пострадавших появляется состояние В начале ЧС у большинства пострадавших появляется состояние растерянности, растерянности, непонимания смысла происходящего. непонимания смысла происходящего.

Далее при простых реакциях страха наблюдается умеренное повышение активности: движения становятся четкими, движения становятся четкими, экономичными, экономичными, увеличивается мышечная сила. увеличивается мышечная сила. Это позволяет значительному числу людей переместиться в безопасное место. Это позволяет значительному числу людей переместиться в безопасное место.

Одновременно несколько нарушается речь. Это проявляется в: увеличении её темпа, увеличении её темпа, запинках, запинках, повышении силы и повышении силы и звонкости голоса. звонкости голоса. Для человека в таком состоянии характерны: мобилизация воли, мобилизация воли, внимания, внимания, двигательных функций. двигательных функций.

Что касается памяти, то её отклонения от нормы проявляются в снижении четкости фиксации происходящего вокруг. снижении четкости фиксации происходящего вокруг. Собственные же действия Собственные же действия и переживания человека, как правило, запоминаются в полном объеме. и переживания человека, как правило, запоминаются в полном объеме. Типичным является также изменение восприятия времени: продолжительность короткого периода воспринимается пострадавшим в несколько раз длиннее реального. продолжительность короткого периода воспринимается пострадавшим в несколько раз длиннее реального.

При сложных реакциях страха в первую очередь происходят двигательные расстройства, которые могут проявляться в активной и пассивной формах. При активной форме – человек беспорядочно и бесцельно мечется, совершая большое количество бессмысленных движений, что мешает ему правильно и быстро принять решение и укрыться в безопасное место.В ряде случаев наблюдается паническое бегство.

Пассивная форма характерна тем, что человек впадает в оцепенение и как бы застывает на месте. При попытке оказать ему помощь он либо невольно подчиняется, либо реагирует негативно, оказывая сопротивление. Речь в таких случаях становится: отрывочной, отрывочной, ограничивается в основном краткими, лишенными смысловой нагрузки восклицаниями, или ограничивается в основном краткими, лишенными смысловой нагрузки восклицаниями, или она полностью отсутствует. она полностью отсутствует.

Как при простой, так и при сложной реакциях страха у человека Наблюдается значительное сужение сознания, непроизвольное самоустранение от происходящего. Хотя при этом частично сохраняется: доступность внешним воздействиям, доступность внешним воздействиям, избирательность поведения, избирательность поведения, способность самостоятельно находить выход из создавшейся ситуации. способность самостоятельно находить выход из создавшейся ситуации.

Наиболее тяжелые психические расстройства могут возникать у лиц, получивших закрытые травмы или ранения. В этих случаях требуется тщательно анализировать связь развившихся психических нарушений как с психотравмирующими условиями, так и с полученными повреждениями (ЧМТ, интоксикацией вследствие ожога и т.д.)

Второй период – по своим временным рамкам соответствует периоду выполнения аварийно-спасательных работ. Психические нарушения у людей здесь связаны не только с личностными особенностями пострадавших и осознанием ими продолжающейся или пережитой опасной для жизни и здоровья ситуации, но и с появлением новых стрессовых воздействий. Они обусловлены: потерей или неизвестностью судьбы родных и близких, потерей или неизвестностью судьбы родных и близких, разобщением семьи, разобщением семьи, утратой имущества и жилья. утратой имущества и жилья.

Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала данного периода, сменяется к его окончанию периода, сменяется к его окончанию повышенной утомляемостью и повышенной утомляемостью и выраженной депрессией. выраженной депрессией. Психические нарушения у пострадавших могут иметь различные виды расстройств: психозы, психозы, неврозы. неврозы. Психозы более опасны для пострадавших и требуют квалифицированной медицинской и психиатрической помощи. Они, как правило, не позволяют человеку осуществлять целенаправленную деятельность.

Основными типами психозов, возникающих в условиях ЧС являются: острые шоковые и острые шоковые и реактивные подострые психозы. реактивные подострые психозы. Острые шоковые (сложные реакции страха) проявляются при непосредственном переживании нагрянувшей угрозы жизни и здоровью. Такие психозы могут проявляться в активной и пассивной формах (их краткая характеристика приведена в описании 1 периода ЧС).

Реактивные подострые могут быть следующими: Психогенная депрессия – медленное развитие состояния подавленности, состояния подавленности, затрудненная ориентация, затрудненная ориентация, двигательная заторможенность, которая может перерасти в обездвиженность (ступор), двигательная заторможенность, которая может перерасти в обездвиженность (ступор), бредовые интерпретации. бредовые интерпретации.

Истерическая депрессия – после короткого периода истерического возбуждения развивается состояние возбуждения развивается состояние апатии, апатии, тоски, тоски, уныния, уныния, возможно с порывистыми проявлениями гнева, возможно с порывистыми проявлениями гнева, однако психическая деятельность при этом грубо не нарушается. Параноидальный психоз – неприятная мучительная тревога, эмоциональное напряжение, эмоциональное напряжение, беспокойство, беспокойство, не исключено бредовое состояние. не исключено бредовое состояние.

Параноидно - галлюцинативный синдром – активная психическая деятельность затруднена. Бывает, что человек представляет себя в других условиях и другим человеком. Целенаправленное мышление заменяется воображением возможны галлюцинации в виде голосов, детского плача, криков о помощи и т.д. Иногда возникает мания преследования.

Синдром Ганзера – под влиянием психотравмирующих условий происходит значительное сужение сознания. При этом характерны явления миморечи, когда на элементарные вопросы пострадавший отвечает невпопад и миморечи, когда на элементарные вопросы пострадавший отвечает невпопад и мимо действия (он не в состоянии выполнить или повторить элементарные действия). мимо действия (он не в состоянии выполнить или повторить элементарные действия). Синдром пуэрилизма – детскость поведения при значительном сужении сознания. сознания. детская мотивация речи, детская мотивация речи, детские эмоции на фоне проявлений взрослого опыта. детские эмоции на фоне проявлений взрослого опыта.

Для большей части пострадавших в ЧС наиболее характерны состояния непсихотических расстройств, проявляющихся в форме истерического невроза или неврастении. Истерические неврозы имеют 4 основных типа: 1.Двигательные расстройства: припадки, параличи, парезы, которые могут сопровождаться стонами, криками, плачем. Не исключены заикание, заикание, утрата голоса, утрата голоса, дрожание отдельных групп мышц, дрожание отдельных групп мышц, неспособность стоять на месте неспособность стоять на месте или наоборот, врастание в землю при полной сохранности двигательного аппарата. или наоборот, врастание в землю при полной сохранности двигательного аппарата.

2.Нарушения работы органов чувств: утрата кожной чувствительности, утрата кожной чувствительности, истерическая слепота, истерическая слепота, глухота, глухота, глухонемота. глухонемота. 3.Физиологические нарушения : ком в горле, ком в горле, истерическая рвота, истерическая рвота, сердечная аритмия, сердечная аритмия, поносы. поносы. 4.Психические нарушения: страхи, страхи, внезапные перепады настроения, внезапные перепады настроения, подавленность, подавленность, театральность поведения и др. театральность поведения и др.

Неврастения возникает вследствие переутомления, недостаточного отдыха (сна), длительного воздействия психотравмирующих условий. Вначале она проявляется в виде: повышенной возбудимости, повышенной возбудимости, после чего наступает истощенность физиологических резервов человека. после чего наступает истощенность физиологических резервов человека.

Она проявляется в: утомляемости, утомляемости, раздражительности, раздражительности, слабости, слабости, неспособности сосредоточиться, неспособности сосредоточиться, сконцентрировать внимание на чем-либо, сконцентрировать внимание на чем-либо, в головной боли, в головной боли, нарушениях сна. нарушениях сна.

Следует отметить, что непсихотические расстройства не нарушают способности человека осуществлять трудовую деятельность, принимать решения, правильно оценивать ситуацию. Иными словами, пострадавшие с неврозами легкой и средней степени тяжести в случае крайней необходимости могут привлекаться для выполнения определенных функций в процессе аварийно-спасательных работ.

Третий период развития ЧС для пострадавших начинается после их эвакуации в безопасные районы или после ликвидации ЧС. С точки зрения психических нарушений он характеризуется возникновением так называемых посттравматических стрессовых расстройств. Появляются они, когда человек переживает событие, способное травмировать психику практически здорового человека. Характерным признаком ПТСР является пережитое событие, которое сопровождается сильными эмоциями страха или ощущением беспомощности перед лицом обстоятельств.

Структура расстройств психической деятельности включает в себя 2 взаимосвязанные подгруппы нарушений: 1.Симптомы упорного вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующих обстоятельств, вызывающих у человека сильный психологический дискомфорт. 2.Симптом избегания, проявляющиеся в стремлении устраниться от мыслей, чувств, разговоров, лиц, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о психотравмирующем событии.

Эти симптомы в основном сопровождаются такими явлениями, как : уменьшение силы эмоционального реагирования, уменьшение силы эмоционального реагирования, снижение интереса к ранее значимым видам деятельности, снижение интереса к ранее значимым видам деятельности, чувство зависимости или отчужденности от людей. чувство зависимости или отчужденности от людей.

Для ПТСР свойственно не существовавшее ранее: нарушение сна, нарушение сна, раздражительности, раздражительности, вспышки внезапного гнева, вспышки внезапного гнева, трудности сосредоточения внимания, трудности сосредоточения внимания, повышенная бдительность (не соответствующая обстоятельствам), повышенная бдительность (не соответствующая обстоятельствам), готовность к оборонительной реакции (бей или беги). готовность к оборонительной реакции (бей или беги).

Кроме того, ПТСР могут сопровождаться ощущениями: эмоциональной зависимости, эмоциональной зависимости, притуплением или отсутствием эмоционального реагирования, притуплением или отсутствием эмоционального реагирования, неспособностью вспомнить какой-либо важный аспект психотравмирующего события. неспособностью вспомнить какой-либо важный аспект психотравмирующего события.

Еще одна типичная характеристика ПТСР – они нарушают социальную, профессиональную или иную значимую деятельность. Это связано со снижением работоспособности пострадавшего, ухудшением качества его жизнедеятельности.

Необходимо помнить, что психические нарушения могут развиваться у 25-30% людей, оказавшихся в зоне бедствия. Они затрудняют, а иногда делают невозможным эффективное использование местного населения для проведения аварийно - спасательных работ.