Пароль: «стандартный инноватор» Отзыв: «модернизируем всё…» Подготовлено для дискуссии в ОБ МАИ 19.03.2013 Каптерев А.И., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Национальная система квалификаций и ее роль в управлении качеством профессионального образования Лейбович Александр Наумович.
Advertisements

Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Роль работодателей в реализации ФГОС Людмила Ивановна Косова, зав. методическим отделом ФГОУ СПО «Петровский колледж» 2011 год.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Формирование системы профессиональных стандартов Директор по развитию системы профессиональных стандартов НИИ труда и социального страхования И.А. Волошина.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
О РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИИ МЕХАНИЗМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Департамент внутренней и кадровой.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯСТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВСИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: взаимодействие.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Транксрипт:

Пароль: «стандартный инноватор» Отзыв: «модернизируем всё…» Подготовлено для дискуссии в ОБ МАИ Каптерев А.И., профессор

2 Структура доклада: Модернизация: «он на рванул как на 500…» Королевство кривых зеркал (экономические противоречия) Базар труда и его потребности Экспрессы «ФЦП» отправляются с платформы «9 и ¾» Инноваторы!!! Ау! Профессиональный стандарт Участие МАИ

3 Модернизация: это совокупность социоэкономических, социотехнических и социокультурных процессов в обществе, предполагающих движение во всех областях жизни и прежде всего: совершенствование социальной организации (иная хозяйственная, политическая, правовая, информационная культура) – от индустриализма к постиндустриализму; – от единовластия (или олигархии) к демократии; – от обычного (основанного на обычаях) к нормативному праву; – от грамоты к культуре.

4 G8: Темпы роста ВВП (трлн.долл.)

5 G8: Удельный ВВП (тыс.долл.)

6 Демографические «окна возможностей»

7 Уровень безработицы в мире (% от трудоспособного населения)

8 Проблемы рынка труда в РФ

9 Проблемы рынка труда в РФ

10 С показателем 6% Россия дает фору многим странам Европы. Численность экономически активного населения в 2012 году составила 75,3 млн. человек (или 53%) из 143,2 млн. Удельный вес не занятых в экономике граждан 4,0 млн. человек. Увеличилось число соискателей, которые ищут работу самостоятельно, до 71% в сравнении с 66% в 2011 году. Вакансии ищут в основном через родственников и друзей (60,6%) или же напрямую через отделы кадров предприятий и фирм. Доля безработных без трудового стажа в общей картине составляет 29,4%, из них 51,6% молодежь 20–24 лет. Картина рынка труда в РФ

11 Несмотря на снижение напряженности рынка труда, в рейтинге регионов с рекордным уровнем безработицы за прошедший 2012 год ничего не изменилось. Выглядит он так: Северокавказский 13,7%; Сибирский 7,6%; Дальневосточный 6,2%; Уральский 5,9%; Южный 5,8%; Приволжский 4,5%; Северо-Западный 3,7%; Центральный 2,9%. Проблемы рынка труда в РФ

12 Уже нет!

13 Самые востребованные профессии по данным службы занятости: менеджер по продажам; продавец; каменщик; бетонщик; медсестра; врач; охранник; разнорабочий; водитель. Проблемы рынка труда в РФ

14 Средняя зарплата по отраслям (РФ) (2011 г) (в тыс.руб./мес.)

15 Структура занятости по отраслям (РФ)

16 Проблемы рынка труда в РФ

17 Федеральная целевая программа развития образования на гг. ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛА ШКОЛА КОЛЛЕДЖ ВУЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС Образование детей старшего дошкольного возраста (5-6,5 лет) с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе. В настоящее время утверждение предшкольного образования в качестве отдельного уровня общего образования находится на стадии обсуждения Процесс роста образовательного (общего и профессиональ- ного) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества Понятие «непрерывное образование», используемое применительно к сфере профессионального образования и профессиональной подготовки. Непрерывное профессиональное образование лиц старшего школьного возраста Учреждение или организация образования (как правило, профессионального), и взрослых создает условия постоянного профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни реализующие образовательные программы разных уровней: общее полное (среднее) образование, среднее, высшее, профессиональное образование. Аспирантура, докторантура. Переподготовка Объединения учебных заведений, создаваемых, как правило, вокруг ведущих университетов региона с целью наиболее рационального использования имеющихся в их распоряжении ресурсов, решения управленческих и собственно образовательных проблем. Объединение учебных заведений может происходить по сетевому принципу

18 СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ДОСТИЖЕНИЙ ЦЕЛЕЙ Экспрессы «ФЦП» ФЦП «Научные и научно- педагогические кадры » ФЦП «Научные и научно- педагогические кадры » «Инновационная Россия – 2020» Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» ЭТАП ГЕНЕРАЦИЯ ЗНАНИЙ 2 ЭТАП ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ (ИННОВАЦИИ И ВНЕДРЕНИЕ) РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ 2013

19 Два типа инновационных потоков (типы проектов) при равном объеме финансирования Ф И Н А Н С И Р О В А Н И Е 7 прототипов1 коммерциализируемый проект 12 прототипов1 коммерциализируемый проект Общие затраты в рамках ФЦП «Кадры» на создание одного коммерциализированного проекта руб. Общие затраты в рамках ФЦП «Кадры» на создание одного коммерциализированного проекта руб. от идеи к прототипу от прототипа к продукту коммерческий запускмасштабирование 3-6 месяцев12-18 месяцев от идеи к прототипу от прототипа к продукту коммерческий запускмасштабирование 1-2 года 3-4 года3-5 лет

20 Два типа инновационных потоков (типов проектов) при затратах на финансирование 90% средств на естественно-научные и 10% средств на гуманитарные проекты Объем финансирования 7 прототипов1 коммерциализированный проект 12 прототипов1 коммерциализированный проект Общие затраты в рамках ФЦП «Кадры» на создание одного коммерциализированного проекта руб. Общие затраты в рамках ФЦП «Кадры» на создание одного коммерциализированного проекта руб. от идеи к прототипу от прототипа к продукту коммерческий запускмасштабирование 3-6 месяцев12-18 месяцев от идеи к прототипу от прототипа к продукту коммерческий запускмасштабирование 1-2 года 3-4 года3-5 лет

21 Так все-таки 50:50 или 10:90? Эльвира Сахипзадовна уже не ответит… Ждем нового МЭРа

22 Трансформация ( от фазы генерации знаний к фазе технологизации (инновации и внедрение) УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ КОНФЕРЕНЦИИ И ОЛИМПИАДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ КН, АСПИРАНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДН, КН ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕДУЩИХ УЧЕНЫХ (+ПОСТАНОВЛЕНИЕ 220) ИССЛЕДОВАНИЯ НОЦ СОЗДАНИЕ НИУ (+ПОСТАНОВЛЕНИЕ 218) % 100% % 100% ДОЛИ (%) В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ Создание возможности дальнейшего финансирования созданных на первом этапе НОЦ в конкурентной среде Включение в стр-у ФЦП мегагрантов по постановлению 220, увеличение доли финансирования этого направления увеличение доли финансирования Существенное увеличение доли От формирования структуры к практической деятельности ИНФ.-АНАЛИТ.СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ОЛИМПИАДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПОСЕВНЫЕ ФОНДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ УЧЕНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ НОЦ И НИЦ КОРПОРАТИВНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ 132 МЛРД.РУБ. (С УЧЕТОМ ПОСТАНОВЛЕНИЙ 218, 219, 220) 210 МЛРД.РУБ. (90% ПО 5 ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ+10% НА ГУМАНИТАРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ)

23 Предложения в ФЦП и соотнесение их с мировым опытом Типичная организация работы и структура финансирования в рамках системы грантов SBIR (США) $ $ внегрантовое софинансирование ,год 1 этап2 этап3 этап 1 этап2 этап3 этап проект Научно- образовательный центр ВУЗа Научно- инновационный центр ВУЗа Отдел ВУЗа по коммерциализации и внедрению,год Создание структуры прохождения проекта на базе ВУЗа, повышающая эффективность и производительность (поступательное развитие проекта в рамках НОЦ, затем НИЦ, далее с использованием ресурсов офиса ВУЗа по трансферу технологий к этапу коммерциализации) Проверка жизнеспособности и доработка идеи ОКР, создание прототипа Коммерциализация (самостоятельный поиск инвесторов или государственного заказа) Студенческий бизнес- инкубатор

24 Инвестиции в НИОКР (R&D) (% от ВВП) (28 место)

25 В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса: США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза. Инвестиции в НИОКР (R&D) (% от мировых расходов)

26 Индекс экономики, основанной на знаниях (I ke ) рассчитывается как средняя величина четырех индексов: где: (I ii )- индекс информационной инфраструктуры. (I ir ) - индекс институционального режима, (I e ) - индекс образования ( I i ) - индекс инноваций

27 Индекс экономики, основанной на знаниях (I ke ) (версия Всемирного Банка) (29 место)

28 Число специалистов, занятых в науке (R&D) (в расчете на 1 млн.жителей) (23 место)

29 На долю Китая приходится 8,5% всех научных публикаций в мире, в том числе 31,7% по кристаллографии, 31,2% по металлургии, 22,1% по физике, 21,1% по прикладной математике, 20,8% публикаций по материаловедению, 16,9% - по химии. В КНР приняты и успешно осуществляются государственные программы технологического и научного развития. Китай в публикационной активности (% от мировых)

30 На долю Индии приходится 3% всех научных публикаций в мире, в том числе 8,3% по органической химии, 6,5 % по медицинской химии, 5,7% по общей химии, 4,3% по фармакологии, 3,7% по физике. Индия в публикационной активности (% от мировых)

31 Индикатор инновационности компаний (% фирм с инновациями по странам)

32 Ты не брал 25 млрд.? Нет, а ты? Нет, наверно, вон тот экскаваторщик взял!

33 Экономика «трубы» и порождаемая ею инфраструктура, специализирующаяся на «распиливаниях бюджетов» и «откатах», не нуждается ни в инновациях, ни в высококвалифицированных конкурентоспособных профессионалах. Им предпочитают бессловесных гастарбайтеров, готовых продавать свой низко квалифицированный труд за копейки. По оценкам экспертов, такого рода демпинг на рынке труда отнимает у россиян до млн. рабочих мест, наносит ущерб не только экономическому, но и социально-психологическому благополучию соотечественников. Проблемы в организации науки в РФ

34 У нас почти исчезла конкурентоспособная наукоемкая промышленность. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7-8% нашего ВВП. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 2,3% промышленного экспорта России. В США этот показатель составляет 32,9%, в Китае – 32,8%. Удельный вес России в глобальном экспорте наукоемкой продукции не превышает 0,3%. На долю отечественного производства приходится не более 1% всех станков, закупаемых российским бизнесом. Степень износа основных фондов в 2009 году достигла 46%, а по машинам и оборудованию превышает 50% Проблемы в организации науки в РФ

35 По оценке агентства Томсон-Рейтерс, «проблема заключается в значительном сокращении финансирования фундаментальных и прикладных исследований в России после развала Советского Союза». СССР по объему внутренних расходов на НИОКР (примерно 5% ВВП) входил в число мировых лидеров. В стране была мощная система фундаментальных и прикладных исследований, включавшая более трех тысяч НИИ, где работали почти 1,5 млн. научных исследователей - примерно одна четверть всех научных работников в мире. Концентрация огромных ресурсов позволила добиться технологического прорыва в целом ряде отраслей ВПК, включая атомную и авиакосмическую промышленность, приборостроение. Проблемы в организации науки в РФ

36 «То же самое относится и к попытке сделать ВУЗы крупными учебными и научными центрами, как в Америке. Это тоже химера. Ведь наши преподаватели перегружены, число часов лекционных и прочих занятий огромно. Когда им заниматься наукой? Это должны быть крупные научные центры, как МГУ. Но в большинстве ВУЗов ничего подобного нет. Оборудование скудное, не так много специалистов, способных сделать что-то прорывное. У них другая задача: им нужно доносить уже добытые знания до учеников. Открывать новое просто времени нет.» (из интервью академика РАН О.Богомолова газете «Свободная пресса» ) Проблемы в организации образования в РФ

37 Студенты в РФ (свыше 7 млн.) Экономика и управление Гуманитарные науки Образование и педагогика Электронная техника, радиотехника и связь Физико- математические науки Химическая и биотехнологии Приборостроение и оптотехника Прочие специальности

38 Проблемы рынка труда в РФ (предпочтения переквалификации военнослужащих)

39 Студенты в РФ (функция МОН)

40 Рейтинг Times Higher Education Supplement (THES) – 6 показателей число упоминаний вуза академическим сообществом (Peer Review, 40%); число упоминаний вуза профессиональными рекрутерами (Recruitment Review, 10%); доля иностранных студентов вуза (International Students, 5%); доля иностранных сотрудников вуза (International Faculty, 5%); соотношение штата ППС и студентов вуза (Faculty / Student, 20%); соотношение количества цитат и штата ППС вуза (Citation/Faculty, 20%).

41 Потенциальные критерии для рейтинга вуза Показатели репутации вуза: вступительный конкурс, проходной балл; соотношение бюджетных и коммерческих мест; стоимость обучения. Инновационная составляющая научно-педагогической деятельности вуза: оригинальность образовательных программ; объем публикаций в авторитетных отечественных и международных изданиях; гранты на научно-исследовательские проекты; количество научных центров и лабораторий; % обязательных/элективных курсов; научная деятельность студентов и т.д. Организация базового образовательного процесса: квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава; учебная нагрузка; наличие авторских учебников и учебных пособий; число обучаемых дистанционно; экспертный анализ выпускных квалификационных работ студентов; удовлетворенность студентов качеством обучения; число трудоустроенных по спец-ти. Информационная открытость вуза: качество сайта, % открытого/санкционированного доступа.

42 Школа-колледж-вуз-предприятие Профессиональная ориентация Профессио- нальный отбор Профессиональное образование Профессиональная адаптация Повышение квалификации Управление профессионализацией

43 Рефлексивность профессиональной деятельности Деонтологический уровень Границы объекта деятельности, Широта полномочий и ответственность Проектно- исследовательский уровень Организационно- управленческий уровень Производственно- эксплуатационный уровень Действия, операции Процессы Системы Цели Структурные элементы деятельности

44 ПРЕДПРИЯТИЕ ВУЗ КОЛЛЕДЖ Золотая лестница… без перил Золотая лестница… без перил ШКОЛА

45 Уровни Области применения Роли Компетенции Учебные материалы Аттестация Область применения – наименование специальности в пределах определенной области деятельности Роль – специализация, функции, должность. (не в вузе) Компетенция – знания, умения, навыки и личностные качества, которые ведут к успеху в условиях данной компании с данной стратегией развития и данной корпоративной культурой Квалификационные уровни специалистов: 1.Повторение 2.Ассистирование 3.Исполнение, инд.ответ-ть 4.Распределение, груп.ответ-ть 5.Управление малой группой 6.Управление системой 7.Определение стратегии 8.Инновации 9.Персональный вклад, заслуги Модель требований к системе повышения квалификации и профессиональной переподготовке специалистов

46 Проблемы Перекос профессионального образования в сторону высшего образования. Несоответствие структуры подготовки потребностям рынка и государственного сектора экономики (функция МОН). Критические отзывы работодателей о компетенциях и уровне подготовки выпускников вузов. Невысокая международная конкурентоспособность (невысокий уровень экспорта образования, отсутствие вузов в международных рейтингах). Недостаточный вклад в научное обеспечение потребностей инновационной экономики.

47 Персонал как основной ресурс в информационном обществе Потеря квалификации персонала + узкая квалификация персонала + дефицит персонала на рынке труда Низкое качество продукта или сервиса, высокая себестоимость работ, стагнация Попытка «сэкномить» на персонале Персонал – основной актив в ИО Низкая эффективность работы персонала, низкая мотивация, высокая текучка, простои персонала, ошибки и неэффективные решения, отказ от проектов Без взаимодействия с бизнесом вузы не подготовят выпускника «на рабочее место» ( с узкой квалификацией)

48 ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ ЗАДАЧА СТРАТЕГИИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСПРОПОРЦИЙ ДИСПРОПОРЦИЯ ПО УРОВНЮ И СТРУКТУРЕ КВАЛИФИКАЦИЙ Отношение участников к потребностям рынка труда Специалисты с ВПО Специалисты среднего звена Квалифицированные рабочие

49 Взаимодействие классических и корпоративных вузов

50 Функциональная структура корпоративного университета

51 Основные бизнес процессы корпоративного университета

52 Пути решения Изменение аккредитационной и лицензионной политики – перераспределение контрольных цифр приема в пользу эффективных вузов, реорганизация или ликвидация неэффективных вузов и филиалов (компетенция Минобрнауки России). Ускорение разработки комплекса профессиональных стандартов (компетенция работодателей). Создание систем прогнозирования спроса на выпускников и мониторинга их трудоустройства (компетенция Минобрнауки России). Повышение требовательности и личной ответственности высшего менеджмента образовательных учреждений.

53 Отношение числа компьютеров к числу школьников (26 место)

54 Рынок труда и сфера образования: проблемы взаимодействия Рынок труда (виды экономической деятельности) Профессии Система профессионального образования и обучения Классификация профессий (устаревшая) Классификация специальностей Образовательные стандарты Сертификация, аттестация Механизмы обратной связи отсутствуют Слабое взаимодействие

55 Механизм взаимодействия рынка труда и сферы образования Рынок труда (виды экономической деятельности) Профессии Система профессионального образования и обучения Классификация профессий (ЕТКС) Классификация в образовании (ОКСО) Образовательные стандарты Оценка квалификации Сертификация, аттестация Профессиональные стандарты

56 Основные проблемы роста качества трудовых ресурсов подготовка специалистов не соответствует требованиям работодателей: по содержанию по численности обученных по профессиям; по изменяющимся требованиям к профессиям перечень профессий в классификаторах не соответствует вновь образовавшемуся в организациях перечню и содержанию профессий; доводка специалистов в организациях – процедура затратная; в программах обучения слабо учитывается расширение спектра профессиональных компетенций; применение требований корпоративных международных стандартов при обучении работников в организациях в целом не меняет ситуации, т.к. они являются отражением экономики других стран, отдельных организаций. Для работодателей:

57 ограниченные представления о перспективах и содержании труда по избранной профессии; Не системная, структурно не оформленная профориентация; отсутствие мотивации в получении профессий для производственной сферы; ориентация на будущее трудоустройство не по специальности приводит к демотивации в освоении специальных компетенций; слабая связь между профессиональными достижениями и уровнем оплаты труда (советская система нормирования (ЕТКС) и оплаты труда). Основные проблемы роста качества трудовых ресурсов Для работника:

58 отставание от требований рынка труда, заложенное в образовательных стандартах, приводит к неконкурентоспособности рабочей силы; снижение инвестиционной привлекательности; взаимодействие с отдельными работодателями по обновлению содержания обучения носит не системный характер, профессиональные требования формулируются исходя из представлений отдельного или нескольких работодателей; снижение международной конкурентоспособности системы образования; оценка качества обученных специалистов осуществляется в рамках квалификационных требований устаревших классификаторов профессий. Основные проблемы роста качества трудовых ресурсов Для сферы образования :

59 Политика Правительства РФ Сформирован перечень поручений от 31 августа 2010 года Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Россииперечень порученийот 31 августа 2010 года В этом перечне Правительству Российской Федерации совместно с объединениями работодателей, коммерческими организациями с преобладающим государственным участием, саморегулируемыми организациями и национальными исследовательскими университетами было поручено обеспечить разработку профессиональных стандартов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации), в соответствии с международной практикой. Срок исполнения – 1 августа 2012 года. профессиональных стандартов Работа не выполнена!!!

60 Политика Правительства РФ Рекомендации по разработке ПС в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от р. в них отсутствует термин «компетенция» (?!) Даны определения: профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих сходные условия, характер и результаты труда.

61 Политика Правительства РФ обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе; трудовая функция - для целей настоящего документа система трудовых действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части трудового процесса в рамках обобщенной трудовой функции; трудовое действие процесс взаимодействия работника с предметом труда, в котором достигается определенная, заранее поставленная, цель.

62 Политика Правительства РФ (основания для разработки ПС) ЕКСД - «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»; ЕТКС – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации»; ОКВЭД - «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. Ок »; ОКЗ - «Общероссийский классификатор занятий. ОК »; ОКСО – «Общероссийский классификатор специальностей по образованию».

63 Политика Правительства РФ (инициаторы) Инициаторами разработки профессионального стандарта может выступить: одна или несколько организаций, представляющих работодателей и их объединения, профессиональные сообщества, саморегулируемые и некоммерческие организации. К разработке привлекаются заинтересованные участники: федеральные и региональные органы власти, организации, осуществляющие образовательную и другие виды деятельности.

64 Профессиональный стандарт Подробная характеристика требований к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности. Включает в себя описание: – Функций, выполняемых в процессе профессиональной деятельности – Основных знаний, умений и широких компетенций, необходимых для данного вида деятельности – Уровня квалификации, соответствующего должностям в данной профессиональной деятельности

65 продукт коллективной деятельности работодателей (объединенных по видам экономической деятельности), отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессиям. нормативный документ, отражающий минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и путям их достижения с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. 65 Что такое профессиональный стандарт ? Требования включают в себя, наряду с другими данными, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности. Образовательный стандарт – совокупный продукт деятельности работодателей и сферы образования.

66 профессиональные стандарты Кому нужны профессиональные стандарты? Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство : формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, основание для повышения квалификации, повышать качество труда Сфера образования: формировать ОС на основе ПС, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей), активно обновлять содержание ОС в соответствии с изменяющимися требованиями ПС

67 Политика Правительства РФ (правила применения) Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Постановление Правительства РФ 23 от 22 января 2013 г. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»

68 Национальные профессиональные стандарты Зачем нужны профессиональные стандарты? Безопасность труда Конкурентоспособность рабочей силы Качество труда Изменения в экономике Изменения в структуре рабочей силы, профессиональная гибкость, мобильность Обучение в течение всей жизни

69 формирования государственных образовательных стандартов и программ для всех уровней образования, в том числе для: обучения персонала на предприятиях, для разработки учебно-методических материалов; разработки стандартов предприятия и должностных инструкций; проведения оценки, сертификации и аттестации работников, а также оценки квалификации выпускников учреждений профессионального образования; отбора и подбора персонала; профессионального самоопределения и планирования карьеры. ПС будет использоваться для:

70 Основа: – анализ трудовой деятельности для определения требований к выполнению функций Форма анализа: – опросы/анкетирование работников различных уровней организационной иерархии Цель: – Установить требования к стандартам (содержанию и качеству) деятельности в рамках определенной области профессиональной деятельности ПС будет разработан:

71 План-график разработки ПС: Группы занятий (профессий)* Количество профессиональных стандартов гг. Руководители организаций и их структурных подразделений 9514 Специалисты в области естественных, общественных биологических, сельскохозяйственных, технических и родственных наук Специалисты в области экономики, финансов, управления и права Специалисты в области архитектуры, проектирования, геодезии, топографии и дизайна Инженеры и технические специалисты инженерных направлений Специалисты в области информационных и компьютерных технологий Работники в области образования Работники в области здравоохранения

72 План-график разработки ПС: Группы занятий (профессий)* Количество профессиональных стандартов гг. Работники в области искусства, культуры, физической культуры и спорта Работники средств массовой информации Работники учреждений социального обслуживания 448 Работники в сфере общественной безопасности 347 Административные и офисные работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации и ее учетом Работники сельского и лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства Рабочие в сфере строительства, добычи и переработки полезных ископаемых, энергетики, промышленности и родственных профессий Рабочие в сфере транспорта, связи и родственных профессий Рабочие по изготовлению, ремонту и обслуживанию оборудования, приборов, изделий, инструментов Рабочие-операторы, аппаратчики и машинисты установок и машин, слесари-сборщики Работники жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и гостиничного обслуживания 35 70

73 Политика Правительства РФ (экспертный совет) Положение об экспертном совете и его состав утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций. Постановление Правительства РФ 23 от 22 января 2013 г. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»

74 Задачи экспертных советов анализ состояния дел в отрасли и прогноз ее развития в части потребности в умениях/квалификациях, установление требований к содержанию и качеству труда работников, различных уровней должностной иерархии (т.е. профессиональных стандартов), разработка отраслевых квалификаций и стратегии их развития, отражающей текущие и перспективные потребности отрасли

75 Задачи экспертных советов (продолж.) формулирование требований отрасли для сферы профессионального образования и обучения повышение участия работодателей в организации и реализации программ профессионального образования и обучения (обучение на предприятиях), разработка предложений по оптимизации использования государственного финансирования для решения задач, связанных с обеспечением отраслевых рынков труда качественной рабочей силой

76 Но, в то же время… в российских условиях провести именно функциональный анализ чаще всего не удается по многим причинам. во-первых, нет понимания, что это такое и зачем нужно, во-вторых, как следствие, не освоены необходимые методики и процедуры проведения функционального анализа. До сих пор в российских компаниях, в большинстве случаев, организацию строят из конкретных людей, а не как эффективную структуру необходимых функций. На наш взгляд, именно в этом сегодня основной «тормоз» развития многих российских инноваций.

77 Но, в то же время… Парадокс состоит в том, что описание профессиональных компетенций не получается, вместо функций чаще всего перечисляется все, что под руку попало. Так же искусственно преподаватели создают «технологические карты компетенций» по читаемым дисциплинам без анализа взаимосвязи формируемых компетенций с содержанием курса.

78 Международный опыт работы советов Практически во всех развитых странах реализуется: – классическая модель частно-государственного партнерства - созданы трехсторонние организации, включающие представителей: сферы труда (работодатели и профсоюзы) сферы образования органов управления образованием – Уровни: национальный региональный отраслевой

79 Примеры в ЕС Швеция: – Совет по рынку труда с участием социальных партнеров, служб занятости и предприятий (квалификации высшего образования) Нидерланды: – отраслевые организации, входящие в единую структуру COLO Финляндия: – 34 национальных комитета по вопросам образования и обучения Франция: – различные комитеты на национальном и региональном уровне. Созданы в 22 странах ЕС, практически по 20 или больше в каждой:

80 Примеры в ЕС Великобритания (28 отраслевых советов) – Нефтяной и газовый сектор – COGENT (также входят атомная, полимерная, химическая отрасли) Бельгия (Валлония) – сеть отраслевых советов по умениям (создана по инициативе органов по труду и занятости) Португалия и Польша – отраслевые советы на квалификациям начального уровня Чехия, Франция – отраслевые советы по всем уровням квалификаций начального и непрерывного ПО

81 Анализ потребностей отраслевого рынка труда Разработка системы сертификации Взаимодействие с системой образования по гармонизации требований ПС и ОС Системное или ситуационное управление профессионализацией Белые пятна

82 Как отмечено в Государственной программе "Информационное общество ( годы)" «текущее состояние готовности России к информационному обществу определяет … необходимость не только развития отрасли информационных технологий, но и определения приоритетов ее развития, создания на ее основе сервисов и обеспечения готовности граждан и организаций к использованию технических возможностей. Таким образом, на первый план выходят задачи координации действий различных агентов, согласования их интересов и ресурсов». (С.17). Многоаспектность информатизации как объект изучения в МАИ

83 Системность информатизации, предполагает, что необходимо рассматривать объекты информационного пространства не изолированно, а во взаимосвязях как по горизонтали, так и по вертикали. Соответственно предлагается изучать объекты информационного пространства с позиций следующих подходов: - системно-структурного; - системно-функционального; - системного-деятельностного; - системно-целевого. 1) Международная академия информатизации Системность информатизации как объект изучения в МАИ 1)

84 Системность информатизации как объект изучения в МАИ Аспект изучения Подход в изуче- нии Фило- соф- ские науки ( , ) Социо- логи- ческие науки ( , ) Техни- ческие науки ( ) Эконо- мичес- кие науки ( , ) Физико- матема- тичес- кие ( ) Доку- менто- ведчес- кие ( – ) Психо- логи- ческие науки ( ) Педагог ичес- кие ( ) Юри- дичес- кие науки ( ) Истори -ческие науки ( ) Фило- логи- ческие науки ( ) системно -целевой цели цен- ности проек- ты прогно зы моделифондыстатусызнаниязаконыэтапыязыки системно -деятель- ностный процес- сы инсти- туты продук ты систе- мы методытекстыотноше- ния инстру- менты нормыконцеп- ции тезау- русы системно - функцио- нальный функ- ции груп- пы прибо- ры субъек- ты данные доку- менты мотивыформы гаран- тии дея- тели симво- лы системно - структур- ный структу ры дейст- вия мате- риалы объек- ты сигна- лы носите- ли образы поня- тия усло- вия техно- логии знаки

85 Спасибо за внимание! Каптерев Андрей Игоревич, д.с.н., д.п.н., проф. C презентацией можно ознакомиться в моем ресурсе по адресу: