МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ. Глухова Светлана Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ромашева Татьяна Михайловна МАОУ «СОШ 2» Колпашево
Advertisements

1 Моделирование на уроках математики при решении текстовых задач как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики при решении.
Умение решать проблемы или задачи - одно из важнейших познавательных универсальных действий. Н.В.Невижина, учитель начальных классов МОУ НШДС 14.
Развитие логического мышления при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач.
Учитель: Бобылева О.С.. Моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Замена одного объекта (процесса или явления )
Решение текстовых задач. Содержит информацию о какой-либо области действительности (условие); Содержит информацию о какой-либо области действительности.
Семинар учителей начальных классов Формирование навыка решения задач у младших школьников.
LOGO Add your company slogan Формирование моделирования как универсального учебного действия при решении текстовых задач МБОУ СОШ 11 Учитель начальных.
Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
Моделирование – это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности. Под моделью (от лат. modulus – мера, образец,
1 класс Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Элективный курс по физике 9 класс 2007 – 2008учебный год.
Текстовые задачи. План 1.Структура текстовой задачи. 2.Методы и способы решения задач. 3.Этапы решения задач. анализ задачи; поиск и составление плана.
Г Учитель начальных классов Кушеварова Наталья Викторовна «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной.
Общеучебные Постановка и решение задач Познавательные УУД логические.
Жабина Галина Витальевна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 74» Возможности использования текстовых задач для формирования универсальных учебных.
Использование результатов регионального мониторинга качества начального общего образования при подготовке к ВПР по математике»
Транксрипт:

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ. Глухова Светлана Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории Ермоловская средняя общеобразовательная школа имени П.Д.Дорогойченко Вешкаимский район.

А КТУАЛЬНОСТЬ 1. Роль моделирования: - способствует формированию обобщённых и теоретических знаний; - играет важную роль в развитии личности в целом; - является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение. 2. Возросшие требования стандарта второго поколения. 3. Низкий уровень математической подготовленности детей к школе.

П ОЧЕМУ УЧЕНИКИ ДОПУСКАЮТ ОШИБКИ ? трудности в представлении жизненной ситуации, отражённой в задаче; трудности в установлении отношений между величинами и зависимости между данными и искомыми; механическая манипуляция числами.

П РИЧИНЫ Неправильная организация первичного восприятия и анализа задачи; Нерациональный выбор структуры знаково- символической модели; Использование готовых моделей Низкий уровень самостоятельности учеников в процессе построения модели задачи

1.Предварительный анализ текста. 2. Перевод текста на знаково-символический язык. 3. Работа с моделью. 4. Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью. Э ТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Моделирование рассматривается - как способ переформулирования, преобразования задачи, - как процесс построения цепи моделей задач; - как учебное средство, которое используется для формирования обобщённого способа решения задач, - как важнейшее средство (компонент) теоретического познания.

МОДЕЛИ Схематизированные Графические (обеспечивают графическое действие) - рисунок - чертёж и т.д. Вещественные (обеспечивают физическое действие с предметами) -пуговицы -кубики - палочки и т.д. Знаковые Выполненные на математическом языке (с использованием символов ) - числовое выражение - уравнение и т.д. Выполненные на естественном языке (в словесной форме ) - краткая запись - таблица и т.д. Вспомогательные модели Решающие модели

Графические модели Задача: «Даша нарисовала 4 круга, а Паша на 3 круга больше. Сколько кругов нарисовал Паша? 1.РИСУНОК 2. УСЛОВНЫЙ РИСУНОК Д. П. ? ? 3.ЧЕРТЁЖ 4.СХЕМАТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЁЖ 1к. 4к. 3.к Д. П. ? 5.КРАТКАЯ ЗАПИСЬ Д. – 4к. 6.ТАБЛИЦА П. - ?, на 3к. больше ?

Цель работы 1.Выявить взаимосвязь между уровнем сформированности учебного моделирования и умением решать задачи. 2. Разработать методические рекомендации к обучению, в основании которых – овладение приёмами выбора, конструирования и преобразования моделей. 3.Экспериментально проверить эффективность формирования у второклассников общего умения решать задачи на основе моделирования. Метод исследования: анализ продуктов деятельности учащихся.

Э ТАПЫ ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ Полное предметное изображение числового взаимоотношения величин с демонстрацией самого действия Обобщённое условное предметное и графическое моделирование. Краткая запись, создаваемая на глазах детей. Краткая запись, составляемая самими учениками, чертежи, схемы. Готовые обобщённые опорные схемы и таблицы.

РАБОТА С МОДЕЛЯМИ

Результаты

Результаты

Р АСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА Своим опытом по данной проблеме я поделилась с коллегами на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, защитила на «отлично» выпускную работу в Институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Ульяновской области по теме «Моделирование как эффективное средство обучения решению текстовых задач, связанных с действиям и умножения и деления »В дальнейшей своей работе хочу продолжить разработку методических приёмов для совершенствования умений школьников решать задачи на движение, используя метод моделирования.

Л ИТЕРАТУРА Белошистая А.В., Кабанова Н.В. Моделирование в курсе Математика и конструирование // Начальная школа. – – С Белошистая А.В. Прием графического моделирования при обучении решению задач // Начальная школа. – – С Бородулько М.А., Стойлова Л.Г. Обучение решению задач и моделирование // Начальная школа. – – С Буренкова, Н.В. Использование моделирования как средства обучения обобщённому способу решения задач /Н.В. Буренкова //Сборник научных статей Начальное образование XXI век. – Брянск: Изд-во БГУ, – С.7-8. Буренкова, Н.В. Использование метода моделирования анализа задач /Н.В. Буренкова //Актуальные проблемы современного образования: Материалы XII международной научно – практической конференции. – Брянск: Изд-во БГПУ, – С.70 – 71. Буренкова, Н.В. Моделирование в обучении решению текстовых задач/Н.В. Буренкова //Детский сад – школа – вуз: проблемы и перспективы развития: Материалы III Межвузовской научно-практической конференции. – Брянск: Изд-во БГУ, – С Долматова Л.Н. Обучение младших школьников решению текстовых задач: методическое пособие для учителей начальных классов. – Ульяновск: УИПКПРО, с.