«Наследие предков - молодым» (формирование духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) Выполнила: воспитатель ГОУ Таремского санаторного детского дома Рабазова Ольга Александровна 2010
Актуальность Актуальна ли эта сегодня? Однозначно да. Любовь к родине, к природе, которая нас окружает, к земле, с которой связана наша судьба, к людям с их обычаями и традициями. Все это так тесно вплетается в нити человеческой жизни, что разорвать их трудно, опираясь на эти чувства, на опыт, который накапливается веками, мы решаем жизненно важные проблемы, а именно: духовно-нравственное воспитание нового поколения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены духовно- нравственного воспитания в своей биологической семье, находясь в ситуации разрыва отношений с близкими, они имеют значительные трудности усвоения нравственных ценностей, сохранении ценностных ориентиров в самостоятельной жизни. Задача педагогов детского дома, формировать новые ценности у молодого поколения, так как воспитанники наиболее нуждаются в духовно-ценностном воспитании.
Социально-педагогическая характеристика детского коллектива ПоказателиИмя ребенка АндрейДимаВераТаняАленаЛидаМиша Социальный статус: наличие близких в детском доме Социальная сирота СиротаСоциальная сирота брат 2 брата, 2 сестры сестра Уровень развитияНорма Умственная отсталость Данные социометрии ЛидерСтремление к лидерству ЛидерСтремление к лидерству Принятый
Цель: Сохранение духовно-нравственного здоровья воспитанников, формирование потребности изучать обычаи и историю своего народа, развивать интерес к традициям. Задачи Воспитывать такие нравственные качества, как любовь, взаимопомощь, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, забота о продолжении рода. Прививать воспитанникам нравственные ценности, воспитывать любовь к Родине, к прошлому нашего народа. Углубить знания воспитанников о реальной истории родного края, к людям с их обычаями и традициями.
Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию Младший школьный возрастСредний школьный возраст Цели Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего края Получение и расширение знаний воспитанников о культуре предков, как целостного мира Задачи Создать в душе каждого ребёнка атмосферу добра, соучастия, сопричастности культуре рода, народа. Первоначальное знакомство с традициями русской избы, народной одежды, народной игрушкой, бытовыми предметами. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, пословицы, поговорки, сказки. Прививать уважение к предкам и формировать чувство долга перед потомками, так как прошлое будущее неразрывно. Воспитывать любовь к «мыслетворчеству» и «рукотворчеству» своего народа. Привлечь воспитанников к познавательной, творческой деятельности.
Организация работы по духовно- нравственному воспитанию «Дни духовности и культуры» Календарь православных праздников, народных обычаев и обрядов «Дни духовности и культуры» Календарь православных праздников, народных обычаев и обрядов Осенние Зимние Весенние Летние «Кузьминки – по осени поминки» «Александровские дни» «Осенняя пора – птица со двора» «Кузьминки – по осени поминки» «Александровские дни» «Осенняя пора – птица со двора» «По святым местам» «Рождество. Святки – коляды» «Встреча Боярыни Масленицы Широкой» «Встреча весны» «Вербное воскресенье» «Пасха. Светлый праздник» «Встреча весны» «Вербное воскресенье» «Пасха. Светлый праздник» « Березкины именины» «Зеленые святки – Троица» «Пришел Спас – бери рукавицы прозапас»
Формы и методы работы по духовно- нравственному воспитанию Оформление Календаря Тематические вечера Поездки по святым местам родной земли Детская творческая деятельность Дни воинской славы ( н- р,«Александровские дни», «Под Андреевским флагом») Фольклорные праздники ( н-р, «Кузьминки – по осени поминки и др.)» Фольклорные праздники ( н-р, «Кузьминки – по осени поминки и др.)» Гомулинский музей Абабковский женский монастырь Усадьба Рукавишникова Пасхальных яиц Православных открыток Изготовление оберегов
Ожидаемый результат работы по духовно-нравственному воспитанию Воспитанники должны: Иметь представление: Необходимос ть уважения к предкам. Чувство долга перед потомками. Любить и ценить ум, талант и мудрость народную. Иметь представление: Необходимос ть уважения к предкам. Чувство долга перед потомками. Любить и ценить ум, талант и мудрость народную. Знать и понимать: О быте наших предков. О праздниках и обрядах. О традиционной одежде русского народа. О труде и жилище русского народа Знать и понимать: О быте наших предков. О праздниках и обрядах. О традиционной одежде русского народа. О труде и жилище русского народа
Многообразие используемых методов, форм и средств ПРИНЦИПЫ Деятельного подхода воспитании Системность, преемственность, непрерывность Доступности и наглядности Духовности
Красота Смысл жизни Добро Счастье
Изучение уровня духовно-нравственного воспитания у воспитанников Таремского санаторного детского дома Методика 1 Цель: определить уровень осознанного понимания детьми значение слов: добро, зло, мужество, мудрость, умеренность, справедливость, счастье, дружба, милосердие, долг, вина, свобода. Критерии оценок: высокий – правильность ответа средний – затрудняюсь ответить низкий – нет ответа Методика 2 «Изучение нравственной воспитанности у детей» (И.М. Шиловой) Цель: выявить уровень духовно – нравственной воспитанности у детей. Критерии оценок: (от 0 до 10 баллов) – невоспитанность (от 11 до 20 баллов) – низкий уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) – средний уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) – высокий уровень воспитанности
Результативность ответов воспитанников по методике 1 Понятия Имя ребенка АндрейДимаВераТаняАленаЛидаМиша СчастьеССВССНН СвободаССССННН МудростьСССССНН МужествоВВССННН УмеренностьССССННН СправедливостьСССССНН ДружбаВВВВССС ДоброССВВССС ЗлоССВСССС МилосердиеССССННН ДолгССВССНН ВинаССВССНН Средний показательССВССНСНН
Сравнительные диаграммы «Изучение нравственной воспитанности у детей» «Изучение духовно - нравственной воспитанности у детей»
В своей работе я использовала следующие источники: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» Янушкявичене О.Л., Янучкявичус Р.А. Основы нравственности «Православная педагогика», Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы»/Москва 2005 С.167, «Как научить детей любить Родину». Региональная целевая программа «Дети-сироты». Уроки жизни, Нижегородский Гуманитарный центр, Интернетресурс: otherreferats.allbest,ru/,
Благодарю за внимание !